09 декабря 2000
2238

Интервью посла России в Грузии В.В.Гудева газете `Красная звезда`

Владимир Гудев окончил восточный факультет МГИМО, арабист. С 1963 г. работает в системе МИД на различных должностях, в основном в странах Ближнего и Среднего Востока, а также в департаменте Ближнего Востока центрального аппарата МИД. 1987-1993 гг. - посол РФ в Иране, 1995-2000 гг. - посол в Египте. В сентябре этого года назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Грузии.

- Владимир Викторович, на днях в "Красной звезде" выступил ваш коллега - посол Грузии в РФ Зураб Абашидзе. Думаем, теперь логично предоставить слово и вам. В Тбилиси утверждают, что с введением визового режима отношения между Россией и Грузией могут ухудшиться. Согласны ли вы с этим?

- Введение визового режима, конечно же, с самого начала не имело цели ухудшения отношений России и Грузии или создания каких-то искусственных барьеров для контактов между гражданами двух стран. Это вынужденная мера, к которой мы прибегли в связи с необходимостью повысить уровень защиты российских интересов и безопасности на нашей южной границе. Особенно в связи с событиями, которые начали разворачиваться с середины прошлого года. С момента начала контртеррористической операции в Чечне стало понятно, что через южную границу проникает большое количество лиц для участия в боевых действиях. Речь идет не только о чеченцах, но и о наемниках из других стран. Естественно, в таких условиях Россия была вынуждена предпринять дополнительные меры для того, чтобы на границе появился заслон, адекватный сложившейся ситуации.

В любом случае было бы ошибочно преувеличивать либо драматизировать последствия этого шага. Наличие визового режима в отношениях между государствами - скорее правило, нежели исключение. В этом смысле Россия действует строго в соответствии с нормами международного права. Дело не в визовом режиме, а в политической линии, которой следует руководство той или иной страны в отношении своего партнера. Если это линия дружественная, если она исходит из стремления к развитию взаимовыгодного сотрудничества, тогда никакой визовый режим не может стать помехой.

Разумеется, введение визового режима на первом этапе сопряжено с некоторыми осложнениями для тех граждан, которые приехали в Россию из Грузии либо наоборот. Это связано с изменением юридического статуса пребывания их в данной стране. Чтобы процесс этот прошел легче, устанавливается определенный адаптационный период для приведения каждым гражданином в порядок своих документов, прохождения регистрации в соответствии с внутренним законодательством страны пребывания. По завершении этой совершенно законной процедуры все вопросы снимаются, и люди живут так же спокойно, как раньше.

- Из России на родину вернутся около 200 тысяч грузин... В этой связи какие-то оценки возглавляемым вами посольством проводились?

- Нет, поскольку в условиях отсутствия визового режима четкой регистрации лиц, пересекающих границу, не было. Те граждане Грузии, которые захотят вернуться, смогут это сделать. Пожелавшие остаться после прохождения перерегистрации в установленном порядке продолжат жить в России. То есть все зависит от самих граждан. Никакого принуждения к тому, чтобы покинуть Россию, для прошедших процедуру перерегистрации граждан Грузии не будет.

- При определенных обстоятельствах, связанных с введением визового режима, официальный Тбилиси обещал открыть границу для всех жителей северокавказских республик, в том числе Чечни...

- Мне не очень понятно, о чем идет речь, когда некоторые грузинские представители заявляют об открытии чеченского или ингушского участка границы. Во-первых, это очень труднопроходимые участки, где если и есть население, то крайне малочисленное. Во-вторых, граница здесь достаточно надежно прикрыта нашими погранотрядами, и на российской стороне действуют российские законы, так же как на грузинской - грузинские. Я уж не говорю о том, что в условиях контртеррористической операции в Чечне целый ряд приграничных участков в целях предотвращения передвижения боевиков заминирован. Получается, что этими заявлениями хотят послать тех же ингушей или кого-то еще на минные поля?! Еще раз повторяю, такие заявления для меня непонятны.

- Недавно в разговоре со мной посол по особым поручениям МИД Грузии Автандил Напетваридзе заявил, что вопросы, связанные с порядком пересечения грузинской границы, в МИД Грузии еще не проработаны. Не пострадают ли при этом военнослужащие и члены их семей? Ведь в Тбилиси говорят о принятии неких контрмер...

- Не знаю, о каких контрмерах идет речь. Совершенно ясно, что для граждан Грузии, находящихся в России, как и для пребывающих в Грузии российских граждан, должны быть созданы равные условия. Если появится перекос, другая сторона будет стремиться к компенсации за счет введения жестких мер. Но это не отвечает интересам ни Грузии, ни России. Мы исходим из того, что здравый смысл в подходе ко всем возникающим в связи с введением визового режима вопросам возобладает, и грузинские граждане, проживающие в России, будут чувствовать себя спокойно, будут знать, что у них есть время для приведения в порядок своих документов. Мы рассчитываем на то, что и российские граждане, находящиеся в Грузии, будут пользоваться такими же возможностями.

- То есть военнослужащие и гражданский персонал ГРВЗ могут по поводу введения визового режима не беспокоиться?

- 21 ноября во время встречи в Москве министров иностранных дел России и Грузии была достигнута договоренность о том, что на основе взаимности граждане Грузии, находящиеся в России, и граждане России, находящиеся в Грузии, в том числе военнослужащие ГРВЗ и члены их семей, до 1 марта 2001 года смогут выехать с территории страны пребывания по документам, на основании которых они въехали в эту страну, без каких-либо дополнительных формальностей. В этом смысле военнослужащие могут чувствовать себя спокойно. Российское государство будет строго следить, чтобы права наших военнослужащих соблюдались, защищать их доступными средствами (консульскими, дипломатическими). Ну а процесс приведения в порядок соответствующих документов, которые выдаются на военнослужащих и членов их семей, должен быть максимально ускорен. Я имею в виду выдачу служебных паспортов.

- Владимир Викторович, хотелось бы также узнать вашу оценку нынешнего состояния российско-грузинского сотрудничества.

- Конечно, нельзя закрывать глаза на то, что в наших отношениях существует целый ряд проблем. Но и нельзя считать, что они неразрешимы. По большинству из них идут переговоры, в частности по военным вопросам. По всем текущим консульским делам, несмотря на их чувствительность и болезненность, у сторон есть взаимопонимание. Продолжается экономическое сотрудничество, идет интенсивный обмен визитами. Совсем недавно министр иностранных дел Грузии был в Москве. В декабре ожидается прибытие в Тбилиси вице-премьера Ильи Клебанова, которому предстоит провести очередной раунд переговоров по военным вопросам, и очередное заседание межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В повестке дня комиссии - ряд важных вопросов.

В частности, подготовлено межведомственное соглашение в области сельского хозяйства, транспорта, связи. Серьезные усилия прилагаются для решения такой болезненной (в первую очередь для Грузии) проблемы, как поставка винной продукции в Россию. Наш рынок в силу разных причин оказался заполнен фальсифицированной под грузинские вина продукцией. Если удастся решить эту проблему, Грузия сможет получить неплохой доход - потенциал российского рынка для грузинских виноделов оценивается в 1 млрд. долларов...

И у России, и у Грузии существует принципиальное понимание необходимости налаживания военно-технического сотрудничества. Сторонами уже подготовлено и рассматривается соответствующее соглашение.

- Что касается чисто военного сотрудничества, то Грузия сейчас больше ориентируется на НАТО...

- Как известно, подпись Грузии стоит под натовской программой "Партнерство ради мира". В ее рамках предусмотрено большое число мероприятий.

- А с Россией в военной области Тбилиси, получается, сотрудничать не хочет?

- Не то чтобы не хочет... Как я уже сказал, продолжаются переговоры и по военным вопросам. Это целый комплекс проблем, связанных с нашим военным присутствием и перспективами военно-технического сотрудничества. Соответствующие проекты подготовлены, и, вероятно, переговоры вполне могут завершиться подписанием каких-то конкретных документов.

Издание Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован