Владимир Гудев окончил восточный факультет МГИМО, арабист. С 1963 г. работает в системе МИД на различных должностях, в основном в странах Ближнего и Среднего Востока, а также в департаменте Ближнего Востока центрального аппарата МИД. 1987-1993 гг. - посол РФ в Иране, 1995-2000 гг. - посол в Египте. В сентябре этого года назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Грузии.
- Владимир Викторович, на днях в "Красной звезде" выступил ваш коллега - посол Грузии в РФ Зураб Абашидзе. Думаем, теперь логично предоставить слово и вам. В Тбилиси утверждают, что с введением визового режима отношения между Россией и Грузией могут ухудшиться. Согласны ли вы с этим?
- Введение визового режима, конечно же, с самого начала не имело цели ухудшения отношений России и Грузии или создания каких-то искусственных барьеров для контактов между гражданами двух стран. Это вынужденная мера, к которой мы прибегли в связи с необходимостью повысить уровень защиты российских интересов и безопасности на нашей южной границе. Особенно в связи с событиями, которые начали разворачиваться с середины прошлого года. С момента начала контртеррористической операции в Чечне стало понятно, что через южную границу проникает большое количество лиц для участия в боевых действиях. Речь идет не только о чеченцах, но и о наемниках из других стран. Естественно, в таких условиях Россия была вынуждена предпринять дополнительные меры для того, чтобы на границе появился заслон, адекватный сложившейся ситуации.
В любом случае было бы ошибочно преувеличивать либо драматизировать последствия этого шага. Наличие визового режима в отношениях между государствами - скорее правило, нежели исключение. В этом смысле Россия действует строго в соответствии с нормами международного права. Дело не в визовом режиме, а в политической линии, которой следует руководство той или иной страны в отношении своего партнера. Если это линия дружественная, если она исходит из стремления к развитию взаимовыгодного сотрудничества, тогда никакой визовый режим не может стать помехой.
Разумеется, введение визового режима на первом этапе сопряжено с некоторыми осложнениями для тех граждан, которые приехали в Россию из Грузии либо наоборот. Это связано с изменением юридического статуса пребывания их в данной стране. Чтобы процесс этот прошел легче, устанавливается определенный адаптационный период для приведения каждым гражданином в порядок своих документов, прохождения регистрации в соответствии с внутренним законодательством страны пребывания. По завершении этой совершенно законной процедуры все вопросы снимаются, и люди живут так же спокойно, как раньше.
- Из России на родину вернутся около 200 тысяч грузин... В этой связи какие-то оценки возглавляемым вами посольством проводились?
- Нет, поскольку в условиях отсутствия визового режима четкой регистрации лиц, пересекающих границу, не было. Те граждане Грузии, которые захотят вернуться, смогут это сделать. Пожелавшие остаться после прохождения перерегистрации в установленном порядке продолжат жить в России. То есть все зависит от самих граждан. Никакого принуждения к тому, чтобы покинуть Россию, для прошедших процедуру перерегистрации граждан Грузии не будет.
- При определенных обстоятельствах, связанных с введением визового режима, официальный Тбилиси обещал открыть границу для всех жителей северокавказских республик, в том числе Чечни...
- Мне не очень понятно, о чем идет речь, когда некоторые грузинские представители заявляют об открытии чеченского или ингушского участка границы. Во-первых, это очень труднопроходимые участки, где если и есть население, то крайне малочисленное. Во-вторых, граница здесь достаточно надежно прикрыта нашими погранотрядами, и на российской стороне действуют российские законы, так же как на грузинской - грузинские. Я уж не говорю о том, что в условиях контртеррористической операции в Чечне целый ряд приграничных участков в целях предотвращения передвижения боевиков заминирован. Получается, что этими заявлениями хотят послать тех же ингушей или кого-то еще на минные поля?! Еще раз повторяю, такие заявления для меня непонятны.
- Недавно в разговоре со мной посол по особым поручениям МИД Грузии Автандил Напетваридзе заявил, что вопросы, связанные с порядком пересечения грузинской границы, в МИД Грузии еще не проработаны. Не пострадают ли при этом военнослужащие и члены их семей? Ведь в Тбилиси говорят о принятии неких контрмер...
- Не знаю, о каких контрмерах идет речь. Совершенно ясно, что для граждан Грузии, находящихся в России, как и для пребывающих в Грузии российских граждан, должны быть созданы равные условия. Если появится перекос, другая сторона будет стремиться к компенсации за счет введения жестких мер. Но это не отвечает интересам ни Грузии, ни России. Мы исходим из того, что здравый смысл в подходе ко всем возникающим в связи с введением визового режима вопросам возобладает, и грузинские граждане, проживающие в России, будут чувствовать себя спокойно, будут знать, что у них есть время для приведения в порядок своих документов. Мы рассчитываем на то, что и российские граждане, находящиеся в Грузии, будут пользоваться такими же возможностями.
- То есть военнослужащие и гражданский персонал ГРВЗ могут по поводу введения визового режима не беспокоиться?
- 21 ноября во время встречи в Москве министров иностранных дел России и Грузии была достигнута договоренность о том, что на основе взаимности граждане Грузии, находящиеся в России, и граждане России, находящиеся в Грузии, в том числе военнослужащие ГРВЗ и члены их семей, до 1 марта 2001 года смогут выехать с территории страны пребывания по документам, на основании которых они въехали в эту страну, без каких-либо дополнительных формальностей. В этом смысле военнослужащие могут чувствовать себя спокойно. Российское государство будет строго следить, чтобы права наших военнослужащих соблюдались, защищать их доступными средствами (консульскими, дипломатическими). Ну а процесс приведения в порядок соответствующих документов, которые выдаются на военнослужащих и членов их семей, должен быть максимально ускорен. Я имею в виду выдачу служебных паспортов.
- Владимир Викторович, хотелось бы также узнать вашу оценку нынешнего состояния российско-грузинского сотрудничества.
- Конечно, нельзя закрывать глаза на то, что в наших отношениях существует целый ряд проблем. Но и нельзя считать, что они неразрешимы. По большинству из них идут переговоры, в частности по военным вопросам. По всем текущим консульским делам, несмотря на их чувствительность и болезненность, у сторон есть взаимопонимание. Продолжается экономическое сотрудничество, идет интенсивный обмен визитами. Совсем недавно министр иностранных дел Грузии был в Москве. В декабре ожидается прибытие в Тбилиси вице-премьера Ильи Клебанова, которому предстоит провести очередной раунд переговоров по военным вопросам, и очередное заседание межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В повестке дня комиссии - ряд важных вопросов.
В частности, подготовлено межведомственное соглашение в области сельского хозяйства, транспорта, связи. Серьезные усилия прилагаются для решения такой болезненной (в первую очередь для Грузии) проблемы, как поставка винной продукции в Россию. Наш рынок в силу разных причин оказался заполнен фальсифицированной под грузинские вина продукцией. Если удастся решить эту проблему, Грузия сможет получить неплохой доход - потенциал российского рынка для грузинских виноделов оценивается в 1 млрд. долларов...
И у России, и у Грузии существует принципиальное понимание необходимости налаживания военно-технического сотрудничества. Сторонами уже подготовлено и рассматривается соответствующее соглашение.
- Что касается чисто военного сотрудничества, то Грузия сейчас больше ориентируется на НАТО...
- Как известно, подпись Грузии стоит под натовской программой "Партнерство ради мира". В ее рамках предусмотрено большое число мероприятий.
- А с Россией в военной области Тбилиси, получается, сотрудничать не хочет?
- Не то чтобы не хочет... Как я уже сказал, продолжаются переговоры и по военным вопросам. Это целый комплекс проблем, связанных с нашим военным присутствием и перспективами военно-технического сотрудничества. Соответствующие проекты подготовлены, и, вероятно, переговоры вполне могут завершиться подписанием каких-то конкретных документов.
Издание Министерства иностранных дел Российской Федерации.