Эксклюзив
15 мая 2009
10367

Интервью редакции `VIРЕRSОN`: `Откровенная беседа` с Татьяной Карсекой

Сегодня, в гостях нашего портала Аспирант магистратуры Венского Экономического Университета - Карсека Татьяна Сергеевна.

Кор.: Добрый день, Татьяна! Мы очень рады, что Вы нашли возможность придти к нам в гости. Для начала, хотелось бы поговорить о Вас. Что повлияло на Ваш выбор профессии?

Т.Карсека: Во-первых, мое желание. Во-вторых, обстоятельства. И уже в сумме, вышло, так как вышло. Повлияло знание того, чего я не хочу. Я точно знала, что я не хотела быть врачом, я не хочу иметь дело с историей и преподаванием, но если эти моменты будут косвенно затронуты в моей работе я была бы очень рада. Я попыталась пойти на информатику. Потому что это было что-то модное на тот момент. Спустя полтора месяца поняла, что хочу больше общаться с людьми чем с компьютерами и понимать реальность, а не виртуальный мир. И по этому я переключилась на экономику. Вот что собственно повлияло на выбор моей профессии.

- Вам нравиться Ваша профессия?

Нравится. Я еще ни разу не пожалела что выбрала то что выбрала. Моя профессиональная деятельность находиться на стыке двух областей: первая - это менеджмент знаний, вторая - "кадры". Кто-то говорит, что это общие дисциплины и не разграничивает их, кто-то считает наоборот. Так или иначе, я занимаюсь обоими областями.

- Вы долгое время учились в Европе, именно поэтому, хотелось бы поговорить об образовании. Где качественнее образование в Европе или в России?

- Смотря в какой сфере. Что касается экономического образования, какой патриоткой я бы не была, экономическое образование лучше в Европе. Потому, что традиции, база рыночной экономики в Европе дольше, насыщеннее, полнее. В России просто не было возможности наработать, хотя бы базу, опыт, на основании чего учить студентов. А что касается других дисциплин, технических, гуманитарных, то тут можно поспорить, все зависит от преподавателей в конкретных ВУЗах. Поэтому обобщать тут нет смысла. Есть хорошие школы в Европе, о них многие знают, в них учатся дети из очень обеспеченных семей, образование там дорогое, но оно и стоит того. Если говорить в целом о среднем образовании, то наверное наши ВУЗы, если это государственные, устоявшиеся, не новые коммерческие, то лучше.

- На Ваш взгляд, реконструкция системы образования в России, сокращение количества ВУЗов, пойдет на пользу?

- Честно говоря - да. Мое мнение таково, что ВУЗов не должно быть избыточно много. Потому, что когда хорошее училище получает статус ВУЗа из него получается плохой университет, вместо хорошего училища. И качество специалистов меняется. Что делает ВУЗ? Оно готовит людей которые должны уметь аналитически мыслить, анализировать, видеть картину в целом или быть профессионалом, специалистом, в какой-то одной области. Что делает средне-специальное образовательное учреждение? Оно готовит операторов, тех кто непосредственно делает работу, качественную работу. И является профессионалом своего дела. На одних аналитиках страна "далеко не убежит", каким хорошими эти аналитики не были.

- В Европе, при поступлении в ВУЗ, существует взяточничество?

- Там существует другое. Взяточничество, как таковое, оно... если мы говорим в наших масштабах, то оно отсутствует. Полностью оно не искоренено, естественно взяточничество есть везде. Но там есть другой момент. В обществе существуют неформальные слои общества. Если ребенок, идет в определенные школы, куда ходят дети родителей определенного социального уровня - высший средний класс, либо самая "верхняя прослойка" общественности, то оттуда он идет в хороший ВУЗ. Ребенку, из семьи с меньшим достатком, меньшими притязаниями на хорошее образование, придется очень сложно. Фактически он вынужден будет "бороться за выживание", если у него светлая голова и амбиции.

- Существует "легенда", что в Европе студенты сами могут оплачивать свое образование. Так ли это?

- Это зависит от страны. Соответственно системы оплаты образования различные. Если мы говорим о немецкоговорящих странах - Германия, Австрия, то там есть своеобразная стипендия на которую, в принципе, можно жить. Конечно шиковать не будешь, но позволить себе обучение можно. К тому же в Австрии, с этого года, для австрийцев отменяют плату за обучение. То есть граждане Австрии и Евросоюза не будут платить за образование, если образование не превышает срок отпущенный для получения образования...

- Пять лет?

- Восемь-десять семестров. За превышение соответственно, взимается оплата, но государство в этом случае все равно выплачивает стипендию. Что касается Англии, то там другая система. Студент берет кредит, таким образом оплачивает себе образование и бытовые расходы во время учебы, а потом, когда устаивается на работу, зарплата сверх прописанного минимума идет в счет погашения кредита.

- На прописанный минимум можно прожить?

- Можно. И более чем. Если говорить в цифрах, то стипендия варьируется, в зависимости от различных обстоятельств, от 200 до 700 евро.

- А аренда жилья?

- Съем жилья в среднем, если говорить например, об однокомнатной квартире в Вене, то это от 300 до 700 евро.

- Какова потребительская корзина?

- Минимальная корзина 200 евро.

- То есть другими словами, на стипендию в 500 евро можно спокойно прожить?

- Если себя "ужать", то вполне можно. Другой вопрос, что там образование требует от студента большой самоорганизованности. Таким качеством может похвастаться далеко не каждый молодой европеец. То есть при поступлении в университет, ни кто не будет прописывать расписание дисциплин. Студенту предоставляется пакет дисциплин, которые он обязан знать, по которым обязан сдать экзамены, а вот "вытянешь" или нет - это уже твои проблемы. Поэтому количество людей с высшем образованием, по сравнению с Россией, на много меньше.

- А что касается трудоустройства? Легко ли, например, трудоустроиться эмигранту?

- Эмигранту очень тяжело устроиться.

- Если эмигрант получает хорошее образование в Европе, то как происходит процесс трудоустройства?

- Предприятие не имеет право брать эмигранта на работу, если на бирже труда есть такой же "свой" специалист. Но если все-таки предприятие желает по каким-либо причинам взять эмигранта на работу, то оно обязано доказать, что именно он достоин вакансии, а также должно доказать, что на данный момент нет местного специалиста.

- Много русскоязычных учащихся?

- Нет, не много. В основном украинцы. Русских гораздо меньше.

- Естественно общение происходит на немецком языке?

- Немецкий и английский - мои рабочие языки. Конечно, владение языками, не сравнимо с русским, но сны, иногда, я вижу на немецком или английском, иногда стихи пишу на этих языках.

- Мысли тоже приходят на английском языке?

- Если я общаюсь на английском то мыслю я тоже на нем. Точно также и с немецким, и я надеюсь с русским (улыбается).

- А бывает в мыслях или снах, "перекличка" между языками, половина на немецком, половина на русском?

- Бывает, но не часто.

- Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу "ЕГЭ" введенного в России.

- Что такое по сути ЕГЭ? Сама идея потрясающа и она имеет право быть. Изначально планировалось заменить выпускные экзамены и вступительные экзамены чем-то одним, что котировалось бы везде, что принималось бы везде, и являлось бы своего рода мерилом знаний человека после школы. Аналоги такой системы присутствуют везде. Это "ЭЛВ" - в Англии, это "Матура" - в Австрии, это "Обитун" - в Германии, то есть это выпускные экзамены, которые одновременно являются вступительными в университет. Без этого документа, сертификата, молодой человек не сможет пойти в высшее образовательное учреждение. Это требование, по своей сути. Что же получается в России? Была введена аналоговая система единого экзамена, единого сертификатного "чего-то", что с одной стороны является выпускным экзаменом, с другой стороны является вступительным экзаменом, но не везде. Лучшие вузы Москвы и России, все равно очень стараются закрепить за собой право проверить знания по другому. Причины могут быть разные, от банальных - взятки, до специфических - требования к знаниям определенных дисциплин для поступления в данный ВУЗ. Например, МГУ не на всех факультетах принимает ЕГЭ, и далеко не по всем предметам. Таким образом основная идея ЕГЭ, пока, еще не устоялась. Другой момент, возможна ли единая проверка знаний по всем предметам? Если мы говорим о едином госэкзамене в тестовой форме... конечно мы знаем, что ЕГЭ разделен на три части - тестовая, свободная и еще более свободная. Так вот, тестовая форма уместна для физики, математики, для точных наук, где действительно можно проверить знания, в том числе для естественных наук - биология, химия. Но если мы говорим об иностранных языках, о русском языке, литературе, то к сожалению, то как строятся экзамены теперь - в основном "зазубривание" материала - в таком случае невозможно выявить истинные знания поступающего, невозможно выявить умение грамотно писать и выражать свои мысли. И по этому ЕГЭ для таких предметов, я считаю, не приемлемо. Можно конечно ввести какую-то другую, более свободную форму для таких предметов, но тут возникают другие проблемы - поле для взяточничества, поле не справедливой оценки.

- А как оцениваются знания абитуриентов и студенов по литературе за рубежом?

- Дело в том, что как такого предмета нет. Литературу изучают совместно с родным языком. К примеру, если по плану в неделю стоит два часа изучения родного языка, английского, то час будет отведен для изучения грамматики языка, другой час - для изучения литературы. Естественно в таком случае изучение литературы происходит менее "глубоко", нежели в России. К сожалению, к такому пониманию приходишь, сравнивая две системы образования. Я обучалась в немецкой гимназии, и могу сказать, что российские школьники не ценят тот материал, которые преподают в российских школах. Знания, даваемые в немецкой гимназии более поверхностны, сейчас я говорю про литературу. Вот поэтому у них тестовая система проходит, а у нас - нет.

- То есть, у нас подход к системе образования лучше? Или все-таки, хуже?

- Нельзя сказать хуже или лучше, он простой другой.

- Требуются ли какие-то специальные знания для поступления в творческие ВУЗы в Европе?

- Там своя система приема, отличная от основной. То есть если вы хотите поступить в академию искусств, скажем, на факультет живописи, архитектуры, вам нужно естественно, сдать какие-либо эссе, чертежи, рисунки, и так далее. Если речь идет о каком-либо духовном высшем учреждении, то там образование платное, специальные предметы изучаются в процессе обучения, другими словами - ты не обязан, знать то, что будешь изучать. Тут можно привести другой пример, в Росси дети идут в школу уже умеючи читать, а за рубежом - нет. Там дети приходят с нуля.

- У них нет подготовительных классов?

- В детских садах, процесса изучения каких-либо школьных навыков практически нет. Сказать, что такой подход лучше или хуже, сложно. С одной стороны, российские дети приходят в школу умея читать и писать, но из-за большой нагрузки , они фактически "упускают" детство. В Европе, дается большая свобода действия, дети дольше остаются детьми, но упускается ранее развитие способностей ребенка.

- В ВУЗах или школах изучают основы религиозных конфессий?

- Да, изучают. При чем, этот момент разный для европейских стран. К примеру, в Англии это редкость. Потому как школы считаются светскими заведениями, и какие-либо религиозные направленности неприемлемы. При церквях, в воскресных школах, что-то подобное существует, но не более. Австрия - страна католическая, исконно католическая. Поэтому в начальной школе есть урок религии. Но урок религии, не является обязательным как остальные предметы. То есть, родители приводя ребенка в школу, заполняют анкету, где указывают кто они по вероисповеданию. Если родители католики или протестанты, то на эти религии есть свои учителя в школе. Если родители указывают что-то более "экзотическое" - православный, мусульманин, то, ребенок должен ходить в воскресную школу при приходе и приносить подтверждение оценок в школу. Многие родители делают проще, указываю в анкете - без религиозного вероисповедания. И таким образом ребенок освобождается от урока религии в школе.

- А в ВУЗах как с этим обстоят дела?

- А каком уроке религии можно говорить, если нет урока физкультуры. Другими словами, если студент идет изучать что-то специально, то он изучает только это, никаких общеобразовательных знаний не преподают.

- С уважение ли относятся к представителям других конфессий?

- Я думаю с большим, чем в России. Потому, что личное пространство - это то, что в Европе уважают. То есть, это твой выбор, это то чем ты не обязан делиться со мной. Я представитель этой конфессии, ты - другой. Все замечательно, мы друг друга не видим, мы друг друга не трогаем.

- Как Вы считаете, в России нужно ли в школах вводить православие или мусульманство, как урок религии?

- Хороший вопрос. Но с начала, нужно ответить на другой вопрос - какой процент населения, в какой части России, является православным, мусульманским, или другой веры. Россия, в отличие от той же самой Австрии, многоконфессиональная страна. В России есть регионы, где большинство совсем не православное. Соответственно, в каждом регионе необходима своя система, свой урок религии. С другой стороны пока в России школы - светские учреждения. Но надо учитывать, что без духовных, моральных, и в какой-то степени, религиозных, ценностей, тяжело воспитать здоровое, высокоморальное общество. На мой взгляд, что явно не помешало бы, так это экскурс о различных религиях, о различных подходах к нравственности. То есть показать ребенку, что есть, но не в рамках одной конфесии. Быть может, ввести это стоит не обязательным предметом, а скажем, факультативным занятием.

- Будут ли такие уроки посещать дети из неблагополучных семей? Ведь тяжело "рассуждать" о морали, духовных ценностях не имея перед глазами примера для подражания.

- А Вы в этом уверены? Мне кажется наоборот, - поиск происходит внутри человека тогда, когда есть дискомфорт, когда чего-то не хватает. И часто, ответы на какие-то вопросы, даже ребенок, будет искать когда в жизни, все не совсем гладко. На мой взгляд можно вот что предложить. В Европе урок религии введен в начальной школе, в России можно ввести этот урок в старших классах. В начальную школу вводить только, так называемый, экскурс. Наверное можно было бы назвать этот урок - урок "религии мира".
В старших классах дети, практически уже сформировавшиеся личности, и возможно восприятие других религий будет происходить, может быть с некоторым отторжением.
Да, согласна. Но религия, на мной взгляд, выбирается осознанно. Православие часть российской культуры. И если православие изучается в рамках культурологи, это одно. Но если мы говорим об об осознанном выборе человека, о выборе стать частью какой-либо конфессии, о выборе разделять какие-либо ценности, нравственные принципы, то, наверное, это было бы, не совсем этично, опять таки, "вдалбливать" ребенку те ценности, когда он еще многого не понимает.

- Тут многое зависит от родителей. Как они воспитают своих детей, смогут ли привить терпимость, быть для своих детей примером для подражания...

- Конечно. Безусловно.

- Татьяна, спасибо Вам, за эту встречу! Мы от всего сердца желаем Вам всех благ и, надеемся, что в следующий Ваш приезд в Россию, мы найдем новые темы для откровенных бесед!


Беседовала О.Гороховская

15.05.2009,
www.viperson.ru

viperson.ru ulduz.su
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован