В.Г.Арцыков (член Русского географического общества): Семь морей и девять рек – это экспериментальный маршрут – экспедиция на теплоходе ДРУЖБА от Жигулевского моря и Московского моря – в Белое море и четыре моря Северно-Ледовитого океана?
А.Ю.Брусникин (действительный член РГО): Да. Но не только количество морей, в том числе рукотворных. Семь морей – и в моей судьбе (моей биографии).
Чёрное море, на котором я бывал и всей семьей Брусникиных-Егоровых, и по путевке в пионерский лагерь Артек, и в свадебном путешествии… Балтийское море, на котором я побывал и в рамках договора о научно-техническом и организационном сотрудничестве: РО ММФС ЮНЕСКО – Русское географическое общество – АО АВТОВАЗ, и навещая старшего сына Олега, служившего в погранвойсках в Сосновом бору… Белое море, на котором мы с младшим сыном Тарасом побывали в рамках авто экспедиции-миссии на очередной Съезд РГО в Архангельске... Ныне полностью Российское море – Азовское море было частью моего водного пути в Крым и Севастополь… Московское море (Иваньковское водохранилище) видели в с сыном Тарасом и Керимом Ашировым в авто экспедиции – миссии к двум истокам Волги… Жигулевское море (Куйбышевское водохранилище) – более 50 лет мне - как родное. Неоднократно я ходил (в том числе с сыновьями) и в Жигулевскую кругосветку… Каспийское море во всех исторических его изменяющихся многовековых очертаниях изучил интерактивно, наверное лучше, чем все остальные моря, которые видел воочию и которые охлаждали пыл неутомимого путешественника… Не даром вспоминал Пётр I и на смертном одре о своём указании: «Водяной путь из Санкт-Петербурга по Волге через Каспий в Индию сыкать»…
Д.Н.Зюзина (директор ТГОО «Адмирал Ушаков»): А девять рек в названии презентации уникального авторского проекта ВОДНЫЙ ТУРИЗМ «река-море» – это экспериментальные маршруты – экспедиции «река-море» («море-река»)?
А.Ю.Брусникин: Да. Но не только количество рек Древа Волги и сибирских рек, впадающих в северные моря Северно-Ледовитого океана (по которым намечен и экспериментальный маршрут - экспедиция по авторскому проекту на Президентский грант).
На реке Клязьме – город Шуя, где я родился… На реке Оке (в Горьковской и Владимирской областях) я мужал... Реки: Волга и Уса, соединенные гладью волн вкруг Самарской Луки – полсотни лет мне как купель… В рамках авто экспедиций – миссий по России окунался с головой (или заходил по-колено) в воды рек: Оби, Бии, Катуни, в воды канала Чёрных земель Калмыкии и проточных озёр истоков рек Древа Волги…
В.Г.Арцыков: Авторский проект охватывает СЕМЬ МОРЕЙ и ДЕВЯТЬ РЕК. Расскажи, Александр, какие событийные мотивы этого авторского ПРОЕКТА, который ты заявляешь от международной общественной организации РО ММФС ЮНЕСКО на Президентский грант.
А.Ю.Брусникин: Экспериментальный маршрут – экспедиция туристического теплохода ДРУЖБЫ в честь неофициального (пока) дня Волги – 20 мая и (официального) Всероссийского праздника Дня полярника - 21 мая, а также в рамках – 100-летия СССР и 1160-летия российской государственности, 100-летия Республики Адыгея, 100-летия Республики Саха (Якутия)… и 330-летия начала создания российского флота.
И.Д.Дульцев: «Туризм и индустрия гостеприимства» утвержден национальным проектом России. Не уменьшается интерес к туризму по европейским рекам и водным каналам России «Древа Волги». Наблюдается постоянный интерес к туризму – и по полноводным сибирским рекам: Оби, Енисею и Лене с судоходными притоками. По Оби и Иртышу (например, из Тобольска или Сургута в Салехард). Продаются каюты, аж, на 2023 год. Стоимость круиза по реке Оби, увы, не каждому по карману. Значительные расходы несут коммерческие фирмы, владеющие туристическими теплоходами, за топливо. Да и содержание команды теплоходов приближается к численности половины его пассажиров…
А.Ю.Брусникин: «С 1850 годов началось регулярное пароходное сообщение по Иртышу и Оби». В восьмидесятых годах прошлого века стали популярны теплоходные экскурсии по многим рекам Советского Союза. В конце прошлого века водный туризм насколько остановился в России. Требовалась и модернизация гражданских судов, созданных за рубежом...
В.Четвергов (фото-кино-видео-журналист): По официальным данным, которые размещены в социальных сетях Интернет: «За последние 30 лет в Арктике произошли серьезные изменения. Площадь арктических льдов уменьшилась практически вдвое. По прогнозам к 2050 году в Арктике не останется льда. С точки зрения судоходства и для экономики России это приятные перемены».
А.Ю.Брусникин: Северный морской путь проходит (по данным СМИ) через шесть морей, (забывается почему-то седьмое - прибрежное Печерское море перед Карским морем): Баренцово, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское (самое непредсказуемое), Чукотское и Берингово.
Авторский проект международной общественной организации РО ММФС ЮНЕСКО – это экспериментальный маршрут – экспедиция теплоходом повышенной проходимости: из Архангельска (на Белом море) через Баренцово море - к портам (в заливах на устьях северных рек): Нарьян-Мар (на реке Печоре) – Сабетта (куда тянут железную дорогу – на Обской губе) – Игарка – Дудинка – Диксон (есть с советских времен небольшой аэропорт) – Тикси (на устье реки Лены с почти полузабытым поселением Зеленый мыс на Карском море) – возможно, - Хатанга (на устье реки Хатанга) и Певек.
Туры по Северному морскому пути устраивают и иностранные компании. Например, Si lversea Gruises летом 2019 года организовала 25-дневный арктический круиз от Аляски до Норвегии для 144 пассажиров. Каждый из которых заплатил от 33480 евро.
И.Д.Дульцев: Арктические круизы – это максимальный эксклюзив для богатых людей. А что же делать российскому туристу с зарплатой 500 долларов, если он мечтает прокатиться по северным морям?!?
А.Ю.Брусникин: Предлагаю (вместе с соратниками авторского проекта – членами ПРАВЛЕНИЯ и титульными партнерами РО ММФС ЮНЕСКО) освоить туристический экспериментальный маршрут теплохода ДРУЖБЫ – через экспедицию к северным портам и причалам сибирских рек из Архангельска (возможно, в фарватере грузопассажирского судна) теплоходом «река-море» повышенной проходимости.
От Архангельска до портов: Новый порт (Карское море – устье реки Обь) до причалов Салехард и Диксон (устье реки Енисей) с дальнейшим маршрутом до причала Усть-Уса и Дудинка (на реке Енисее) - Тикси (устье реки Лены) с дальнейшим туристическим маршрутом до причала Якутска и причала Красноярска (жаль, что пока не до Абакана с его мелководьем).
КРУИЗ из Архангельска до Тикси (на устье реки Лены) и обратно в Архангельск (желательно - через Мурманск) через часть Северно-Ледовитого океана – вдоль берегов его морей, в период благоприятных для судоходства (с середины июля по август) дней.
Д.Н.Зюзина: Реальность авторского проекта, Александр, в ближайшие годы?
А.Ю.Бусникин: Обосновываю реальность авторского проекта ВОДНЫЙ ТУРИЗМ "река-море" ("море-река").., который в ближайшие годы неизбежно найдет отражение и в принятой Правительством России Концепции развития круизного туризма. Информирую о том, что:
- даже модернизированные туристические теплоходы, созданные 30 и более лет назад (например, "Механик Калашников") "выходят в астуарии, то есть фактически уже в морские заливы (Обская губа), где бывают сильные шторма" и совершают регулярные рейсы по Оби от Салехарда до Антипаюты;
- теплоходы, построенные как правило 30 лет назад в ГДР и других странах Европы (например, теплоход с нынешним названием "Родина", совершавший ранее под другим названием рейсы по рекам Украины и по Черному морю (до Одессы или Севастополя), попал к порту приписке Омск (после реставрации в Германии) через Северное море, огибая Скандинавию с Запада, затем - в Баренцово и Карское моря и оттуда уже в Обскую губу..;
- вышеуказанные 4-х палубные теплоходы (серии 302) модернизировались с возможностью выхода в море;
- теплоход "Хансута Яптуне" (курсирует в Таймырском автономном округе), сошел со стапелей Красноярской судоверфи имеет с 2004 года место приписки Дудинку (Енисейский залив);
- хотя в России до недавнего времени был построено только один (180-местный) новый теплоход "Мустам Карим", но уже судостроительный завод "Лотос" (Астраханская верфь) сдал в эксплуатацию (через АО "МАШПРОМЛИЗИНГ) ООО "Волгасервис" первый (из двух заложенных к сдаче) трёхпалубный колесный теплоход "Золотое кольцо" (проекта ПКС-180) с компьютерным управлением движения, который может проходить и по мелководью (до 1,2 м.), мелководье, увы, характерно акватории ряда сибирских рек и их судоходных притоков, характерно и прибрежью северных портов и даже Беломоро-Балтийскому каналу...
Д.Н.Зюзина:
Предложения и письма поддержки для Александра Юрьевича Брусникина можно высылать по электронному адресу:
AleksandrUrevicBrusnikin@gmail.com
А.Ю.Брусникин: Не только столица России Москва, но и исторические города: Тольятти, и Самара, могут стать портами 8-ми морей!