13 ноября 2007
1679

Интервью с Еленой Колмановской: Яндекс. Все ли найдется?

Любой пользователь Рунета хотя бы раз в жизни прибегал к услугам поисковой системы Яндекс. Как гласит набивший оскомину слоган компании: "Найдется все". Но все ли найдется? И каким образом происходит обработка запросов любознательных граждан? На вопросы Цифровика отвечала главный редактор Яндекса, Елена Колмановская - участник той легендарной команды, что еще в 90-е годы в недрах компании CompTek, занималась разработкой поисковых технологий.



- Первый вопрос, который возникает в связи с нашей темой: как работает поисковый робот? Почему его называют "пауком"?



Очень просто. Робот похож на паука - он "ползает" по сети, собирая информацию с сайтов, то есть - индексирует сайты. Отсюда и пошло народное название. На самом деле сейчас Сеть уже такого размера, что про "паука" правильнее было бы сказать "летает". Он должен работать с такой высокой скоростью, которая бы соответствовала росту и изменениям Интернета - иначе не успеть за ростом и изменением Интернета.



- Я так понимаю, поисковик проводит поиск в своей базе. Находит страницы, подходящие под запрос пользователя и выводит их в порядке убывания соответствия запросу. Как вы добились такой эффективной системы распознавания запросов? Какие существуют алгоритмы поиска запрошенной информации?

Мы начали заниматься поисковыми технологиями в начале 90-х годов. Сильным преимуществом нашего поиска тогда был учет морфологии русского языка. Например, по запросу "идти", находились документы, содержащие слова "идти", "идет", "шел", "шла" и т.д., что существенно увеличивало количество найденного. Соответствие запросу определяется автоматически, по формуле релевантности, которая учитывает множество параметров. Формула релевантности - секретное know-how поисковых машин, поскольку качество поиска - основной предмет конкуренции.



- Слоган вашей компании: "Яндекс. Найдется все". Неужели действительно "найдется все"? Существуют же некие запрещенные Интернет-ресурсы, на которые нельзя приводить ссылки, например, сайты алкогольных или табачных компаний?



Запрещенных ресурсов в России не существует. А право ставить ссылки обычно приравнивают к свободе слова. Для тех пользователей, которые хотят искать в Интернете без риска увидеть "взрослый" контент, мы сделали семейный поиск Яндекса (family.yandex.ru). Яндекс действительно находит все - все, что есть в сети и открыто пользователям. Сейчас очень трудно придумать такой запрос, на который выдается ноль результатов. В этом редчайшем случае к нашему слогану мы дописываем еще строчку - "Найдется все. Со временем".

- Какие изменения произошли с тех пор, когда было разработано первое поисковое программное обеспечение для Яндекс?



Как я уже говорила, мы занимаемся поиском с начала 90-х годов. В 1996 году, когда Интернет в России только начинался, мы сделали первое приложение для Интернета - Яndex.Site. А в сентябре 1997 открыли www.yandex.ru. Что изменилось? Да все, кроме того, что поиск до сих пор очень нужен людям. В интернетовских масштабах пятнадцать лет - это вечность.


- Сколько процентов пользователей Рунета ищут нужную информацию с помощью Яндекс?



Больше половины переходов на сайты рунета осуществляется с Яндекса.



- Сколько запросов приходит в течение одной секунды?



В пике - сотни поисковых запросов в секунду.



- Яндекс выпустил программу для поиска информации на жестких дисках персональных компьютеров. Эта программа является платной? Под какими операционными системами она работает?



Программу можно бесплатно скачать по этой ссылке http://desktop.yandex.ru/. А системные требования к ней - Windows 98 и выше.

- А как с помощью поисковой оптимизации происходит конвертация посетителей Интернет-проекта в клиентов? Оптимизация и продвижение в поисковых системах - это ведь не только увеличение цитируемости?



Оптимизация нужна в первую очередь для того, чтобы пользователи могли найти ваш сайт по определенным запросам. Другими словами, это продвижение сайтов в поисковых системах. Делать это можно по-разному: от улучшения структуры сайта и использования поисковой рекламы до попытки обмана поисковой машины с целью встать в результатах как можно выше по целевому запросу. Хорошо известно, что для подавляющего большинства сайтов поисковые машины являются самым массовым источником посетителей. Кроме того, в поисковом запросе пользователь явным образом, вербально выражает свой интерес. В случае "товарных" запросов это означает, что он мотивирован на получение информации и совершение покупки и поэтому является потенциальным клиентом. Конвертация его в клиента реального существенно зависит от качества предложений на сайте и от внятности сайта. Поисковая реклама - объявления, которые показываются в зависимости от пользовательского запроса. Это очень эффективный вид рекламы, который к тому же позволяет достигать заметных результатов небольшими бюджетами.



- Тогда как выбрать профессионалов для "раскрутки" своего сайта?



Любой желающий может либо самостоятельно вести рекламную кампанию на Яндекс.Директе, либо обратиться за помощью к отделу продаж Яндекса (тариф "Беззаботный"). А консультации по улучшению самих сайтов мы не оказываем.



- Можно ли "накручивать" рейтинг сайта добавлением популярных слов?



Можно, но недолго :-) Яндекс, как и любая поисковая машина, стоит на страже интересов пользователя и борется с любыми попытками обмана, поэтому мы сейчас воспользуемся случаем и еще раз попросим всех читателей ничего такого не делать :-)


http://www.cifrovik.ru/publish/open_article/10519/
13 ноября 2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован