Вед.: У микрофона Ирина Елизарова. Рядом со мной в студии находятся начальник отдела реформы местного самоуправления департамента законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления Мурманской области Владислав Геннадьевич Гурылев, глава муниципального образования Кольский район Валентина Дмитриевна Кустенкова и глава сельского поселения Алакуртти Степан Михайлович Оленич.
В.Гурылев: Здравствуйте.
В.Кустенкова: Здравствуйте.
С.Оленич: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.
Вед.: Тема сегодняшней передачи - местное самоуправление. Говорить мы будем о полномочиях администраций поселений, районов и округов. Эту тему мы выбрали не случайно. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что люди не знают, к кому обратиться со своей проблемой... В законе о местном самоуправлении есть такое понятие, как вопросы местного значения. Наверное, в переводе с казенного на простой язык это означает полномочия. Что же относится к полномочиям местного значения, Владислав Геннадьевич?
В.Гурылев: Если в общем посмотреть на эту проблему и рассказать не с точки зрения казенного языка, не с точки зрения правовых норм, а по-простому, чтобы было всем понятно, то это те вопросы, которые непосредственно решаются населением в своем муниципальном образовании. Ни для кого не секрет, что в любом государстве есть разграничение полномочий. Т.е. чем занимается государственная власть, чем занимаются субъекты в данном случае Российской Федерации, т.е. регионы, и чем занимается власть на местном уровне. Основная задача заключается в том, что власть на местном уровне должна заниматься вопросами именно местного значения, т.е. теми вопросами, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью жителей данного населенного пункта, данного муниципального образования.
Вед.: Допустим, самый больной для наших граждан вопрос - это жилищно-коммунальное хозяйство. К чьим полномочиям оно относится?
В.Гурылев: Если брать в городском округе... А городские округа - это города Мурманск, Оленегорск, Мончегорск, Апатиты, Кировск, все ЗАТО (они имеют статус городского округа). Они занимаются всеми вопросами местного значения. В районах там, где существуют городские поселения, сельские поселения вот эти вопросы местного значения, в том числе вопросы ЖКХ, они разделены. Т.е. каждый выполняет ту часть вопросов, например, вопросов жилищно-коммунального хозяйства, которые непосредственно закреплены за поселением или за районом.
Вед.: Степан Михайлович, вот как у вас разделяются полномочия между Кандалакшским районом и вашим поселением?
С.Оленич: Сельское поселение Алакуртти в соответствии со статьей 14 эти вопросы полностью взяло на себя. Т.е. мы не делегировали району никаких функций по вопросу жилищно-коммунального хозяйства. Это я считаю и правильно, потому что легче управлять и нет необходимости перекидывать средства согласно соглашению переданных полномочий. Т.е. все в едином котле варится. Поэтому я считаю, что это единственный выход, но не для всех.
Вед.: Много обращается население по этому вопросу?
С.Оленич: Обращений много в основном в отношении тарифов. Рост тарифов на тепло, на электроэнергию, на водоснабжение, водоотведение.
Вед.: Что вы можете и что вы не можете в жилищно-коммунальном секторе? Какие права у вас есть, а каких нет?
С.Оленич: Я считаю, что все права есть, кроме нормативов на воду, установления стоимости гигакалорий. Это все прерогатива субъекта. Остальное в наших правах. Но тут вопрос в жилищно-коммунальной реформе, которая ввела дополнительные функции выборной управляющей компании и выбор способа управления этим жилищным фондом. Конечно, она привела к большим трудностям, в особенности в таких отдаленных населенных пунктах, как Алакуртти.
Вед.: Как у вас ситуация развивается?
С.Оленич: У нас сейчас управляет всем жилфондом администрация, но муниципальный жилфонд составляет только до 3 процентов от приватизированного. Поэтому вопросов здесь нет. Сейчас конкурсную информацию опубликовали. Если конкурс не состоится, то мы выберем сами способ управления.
Вед.: Валентина Дмитриевна, а Вам как главе Кольского района с какими вопросами, допустим по жилищно-коммунальному сектору, могут люди обратиться?
В.Кустенкова: В основном вопросы жилищно-коммунального хозяйства переданы на уровень поселения. Как правило, жители должны обращаться именно в свое поселение. Но мы всегда говорим так, чтобы между этими полномочиями не потерялся наш человек, не потерялся наш житель. Поэтому, если кто-то из жителей обращается к нам с теми или иными вопросами, мы готовы помочь решить их или направляем в другие инстанции. Но мы стараемся людей не гонять, ни в коем случае, стараемся помочь сами, направляем запросы, беседуем с главами муниципальных образований, с их жилищными органами. Мы пытаемся помочь разрешить тот или иной вопрос.
Вед.: Валентина Петровна, у нас на днях в редакции раздался звонок. Звонил житель поселка Междуречье с жалобой на то, что у них много бродячих собак и на то, что у них не вывозится мусор. Вот в этой ситуации кто отвечает за то, что происходит?
В.Кустенкова: За то, что происходит в поселке Междуречье, отвечает глава муниципального образования поселка Междуречье и депутаты, которые избраны населением. Поэтому обращались и к нам эти жители. Вот это как раз один из вопросов, когда люди должны понять, что их вопросы должны решать они сами, а не перекладывать кому-то на плечи, не ждать, что кто-то грозный придет, погрозит и потребует выполнения полномочий. Люди должны обратиться к своим депутатам, в Совет депутатов, собрать Совет депутатов, пригласить главу муниципального образования и послушать его планы, как они планируют в дальнейшем выполнять свои непосредственные обязанности. А если нет..., то отсюда придется делать населению выводы. Люди уже понимают, что именно они участвуют в решении вопросов местного значения. Я думаю, что ближайшие муниципальные выборы покажут отношение населения.
Вед.: Кто, на что наработал.
В.Кустенкова: Да, кто на что наработал.
Вед.: А вот такие собрания уже проходили в вашем районе, когда население инициировало отчет главы какого-то муниципального образования?
В.Кустенкова: Такие вопросы происходят у нас постоянно, потому что жители у нас очень не безразлично относятся к вопросам местного самоуправления. Очень активные люди в поселке Мурмаши, Молочное.
В.Гурылев: Там регулярно встречи проводятся с главами муниципальных образований.
В.Кустенкова: Да, встречаются, отчитываются, рассказывают о своих планах, задают вопросы наболевшие. Так что...
В.Гурылев: Ну, вот характерный пример, извините, что перебиваю, с вывозом мусора. На мусоре можно показать, как разделяются полномочия. Вот сельское поселение, городское поселение, оно осуществляет вывоз, сбор мусора. А район осуществляет утилизацию и переработку. И вот это очень важно для понимания, кто, чем должен заниматься. Если каждое сельское поселение или городское поселение и сбор, и вывоз, да еще и утилизацию, т.е. у каждого свалка будет, то у нас кругом одни свалки будут.
Вед.: Это если мусор не вывозится, нужно идти непосредственно к главе своего муниципального образования.
В.Гурылев: Вот вопрос в этом как раз и заключается, что сбор, вывоз - поселение, а район - хранение и утилизация, организация этого процесса. И каждый получает на это определенное свое финансирование. И вот организация работы по каждому сегменту данного процесса как раз и свидетельствует о деятельности того или иного органа.
С.Оленич: Я бы чуть-чуть здесь еще внес ясность, потому что, на мой взгляд, это должно объединиться, учитывая удаленность. Район не может управлять за 120 километров этим полигоном бытовых отходов и по утилизации, и по содержанию этим полигоном. Потому что на сегодняшний день законных полигонов в Мурманской области практически нет. Мы не можем денег затратить на содержание, расчистку подъездов, и не можем мы затратить и на проектирование, потому что это функции района. И, на мой взгляд, может быть, надо идти по пути, каким сейчас идут финны. Сейчас нет свалок ни в Салле, ни в Сае, ни в Хатоярви, - нигде. Т.е. сбор производится, вывозится в Кемиярви на полигон для хранения. Там же пресс-машины, прессуют в крупные брикеты. Большегрузные машины загружают их и везут в Рованиеми на завод по утилизации. Поэтому свалки у финнов исчезли. Мы, если не примем кардинальных мер по этому вопросу (по полигоном), будем обрастать мусором. Это все прекрасно понимают.
В.Гурылев: Никто не спорит, что мы будем обрастать мусором. У наших соседей в Финляндии прекрасный опыт, огромный, наработанный опыт. Но я говорю о чем? Вот закон, он регулирует правоотношения в области местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, правильно? И закон не может быть написан индивидуально для Мурманской области или для поселения Алакуртти, для Кольского района, или для города Оленегорска, Мончегорска, города Мурманска. Не может быть, правильно? Есть у нас проблемы с вывозом мусора. Мы понимаем, что на территории Мурманской области мы должны эту проблему разрешить. Зачем нам на самом деле полигон? Следовательно, городские и сельские поселения могут передать эти полномочия району. Район может это принять и осуществлять решение этого вопроса именно для всех. Вот, например, в Кольском районе так решили, в Кандалакше иначе решили, но это уже... Прелесть местного самоуправления заключается в том, что люди должны сами определиться, путем выбора депутатов, путем выбора глав муниципальных образований, активным участием и в местном самоуправлении. Они должны занять активные жизненные позиции, а не просто жаловаться: "Вот у меня лампочка перегорела", - а пытаться разобраться: "А почему лампочка перегорела, почему ее вовремя не заменили, кто за это отвечает?". Вот тогда у нас начнет потихонечку все сдвигаться с мертвой точки.
В.Кустенкова: Согласна с Владиславом Геннадьевичем. Я хочу подчеркнуть, что это как раз пример вновь созданных муниципальных образований, когда руководители еще только начинают учиться. Вначале создалось впечатление, что один изолированный...
Вед.: Вот власть.
В.Кустенкова: ...вот власть, я все сумею "порешать". Нет, одному решать очень сложно. Надо только во взаимодействии решать вопросы. Условия для такого взаимодействия созданы. Вот я и не могу сказать об отношении государства к местному самоуправлению, потому что даже при президенте создан совет по вопросам местного самоуправления. И у нас, в Мурманской области, тоже создан совет муниципальных образований, который возглавляет глава ЗАТО Юрлин Юрий Петрович. Надо сказать, что он принимал участие в работе совета по местному управлению при Президенте. И уже 10 лет в Мурманской областной думе работает координационный совет, где рассматриваются важнейшие вопросы местного самоуправления. Кроме того, чтобы скоординировать работу всех этих организаций, сейчас подписано соглашение между советом муниципальных образований и координационным советом для того, чтобы более широкой была возможность порешать совместно вот эти вот вопросы.
Вед.: А можно один вопрос, который тоже, наверное, волнует наших радиослушателей? Он тоже имеет опять же отношение к нашему многострадальному ЖКХ. Допустим, ситуация такая. Остро стоит проблема ремонта домов, ремонта внутридомовых коммуникаций. В этой ситуации куда обращаться людям? И как добиться, чтобы именно их подъезд был включен в программу ремонта? И кто вообще принимает эти программы ремонта?
С.Оленич: Разрешите, я отвечу? Все зависит от того, какой вид ремонта. Если подъезд, то это управляющая компания. Если это капитальный ремонт дома, кровли, это уже непосредственно поселение, которое должно составить смету, включить в бюджет расходы, провести конкурсы. Это уровень поселения городского или сельского.
В.Гурылев: В любом случае, что в городском округе, что в сельском поселении, городском поселении, все равно это осуществляют органы местного самоуправления, которые в той или иной степени координируют эту деятельность. Очень хотел бы обратить внимание, что сейчас идет процесс. До 1 мая все жители должны определиться: или создать ТСЖ (товарищество собственников жилья), или определиться с управляющими компаниями. Компаний, желающих стать управляющими компаниями очень много. И я призываю всех граждан, всех жителей Мурманской области очень внимательно прочитать те документы, те договора, которые будут предлагаться им подписать, те соглашения, потому что, к сожалению, никто не исключает, что могут появиться и недобросовестные фирмы, недобросовестные управляющие компании, которые могут нанести вред жителям. И самое главное, я обращаю внимание на то, что огромную роль в данном случае должны играть органы местного самоуправления, которые должны вести и разъяснительную работу, и отслеживать, какие компании пытаются войти на рынок, что они пытаются делать. И, в конце концов, стоит посмотреть, кто учредители этих компаний, их историю посмотреть, чем они когда-либо занимались, чтобы знать, нет ли там хвостов каких-нибудь полукриминальных или криминальных. Это же очень важный момент.
Вед.: Потому что потом люди с проблемами к вам придут.
В.Гурылев: Да.
С.Оленич: Я считаю, что после реализации вот этого 131-го закона в истории Алакуртти не было такого, чтобы столько средств тратили на капитальный ремонт жилья.
В.Гурылев: Да.
С.Оленич: За прошлый год 6,5 миллионов - чисто на капитальный ремонт. И уже на этот год запланировано столько же.
Вед.: Достаточно?
С.Оленич: Я вам скажу, всего сразу не сделаешь. Но сделать капитальный ремонт плоских кровель 5-этажек у 3-х домов, сменить полностью в 5-этажных домах канализацию на пластиковые трубы. И это группы учета в 5-этажные дома поставить. Именно это позволило нам аккумулировать деньги и потратить их. Раньше такой возможности не было, потому что все это было в районе. И до нас эти деньги просто-напросто не доходили.
Вед.: Валентина Дмитриевна, у вас тоже в районе идет процесс определения управляющих компаний, создание ТСЖ?
В.Кустенкова: В районе да, это, безусловно. Но это решают поселения сами. Они сами выбирают себе управляющие компании. И вопрос создания ТСЖ они на уровне поселения решают.
Вед.: У нас есть вопросы от радиослушателей. Давайте ответим. Алла Ивановна спрашивает: "Как можно удешевить плату за содержание жилья? Сама же она предлагает вариант решения: сократить всех чиновников, и отдать все полномочия ЖЭУ". Наверное, не ЖЭУ, а в управляющие компании уже.
В.Гурылев: Дело в том, что удешевить плату содержания жилья путем сокращения так называемых чиновников, это дорога в никуда. Потому что если посмотреть численность муниципальных служащих, государственных служащих субъекта и государственных служащих Российской Федерации в пересчете на количество населения, то мы в мире занимаем 20-ые где-то места, т.е. в конце. У нас очень мало государственных или муниципальных служащих, исходя из общей численности населения. Это, во-первых. Во-вторых, дело в том, что плата удешевляется за счет введения приборов учета, это раз; за счет...
Вед.: Снижения издержек: утечки, протечки.
В.Гурылев: А вот как раз снижение издержек - это и есть правильный выбор и управляющих компаний, и создания товариществ собственников жилья, и в перспективе, о чем я неоднократно говорил, территориального общественного самоуправления. Это позволяет 131-й закон с точки зрения органа создания одних из форм местного самоуправления. Вот куда мы должны двигаться. А идти по пути, что у меня на рукаве образовалась дырка, взять отрезать рукав - это не всегда правильно.
Вед.: Валентина Ивановна, Мурманск: "Кто отвечает за ограждение на дорогах, кто их должен ремонтировать?".
В.Гурылев: Дороги на территории городского округа содержатся органами муниципального образования, т.е. органы местного самоуправления, если это не федеральная дорога. Т.е., например, по территории города Мурманска проходит федеральная дорога Санкт-Петербург - Кола - госграница. Это так называемая Питерская трасса. И от нее ответвление идет на Североморск. Вот это - федеральная трасса. Содержание этой федеральной трассы осуществляют федеральные органы государственной власти.
Вед.: Матвей Витальевич: "Зачем в Мурманске введен полномочный представитель губернатора Мурманской области?". Владислав Геннадьевич, это, наверное, вопрос к Вам.
В.Гурылев: Ну вопрос достаточно... Я считаю, что полномочный представитель будет представителем губернатора. Губернатор как высшее должностное лицо посчитал, что это правомерно, наделить государственного гражданского служащего такими полномочиями, дабы информация, которая поступает и в органы государственной власти, и в органы местного самоуправления, чтобы как-то она, может быть, напрямую поступала к губернатору.
В.Кустенкова: Я хочу дополнить, что полномочный представитель губернатора введен не только в городе Мурманске.
Вед.: У вас в Кольском районе тоже есть, да.
В.Кустенкова: В Кольском районе и в Печенгском районе тоже введена такая должность.
В.Гурылев: И на юге тоже, по всей области.
В.Кустенкова: Да. Состоялось знакомство с представителем губернатора. Он рассказал о своих планах, о своих задачах. Мы рассчитываем, что он будет проводить не только какие-то контролирующие, надзорные функции, но и, прежде всего, он говорил о том, что это помощь...
В.Гурылев: Консультативная...
В.Кустенкова: Да, консультативная, и помощь в донесении боли муниципальных образований до губернатора. Он говорит, у него возможностей больше. Хотя мы и не ощущаем это.
С.Оленич: В действительности такие полномочные представители быть должны, потому что много передано федеральных полномочий на субъект. И губернатор со своим аппаратом, я считаю, просто не справится, не имея своих представителей в каждой зоне. Поэтому это источники достоверной информации, как в том, так и в обратном направлении к населению и к местным органам власти.
Вед.: Владислав Геннадьевич, наши радиослушатели поддерживают Вашу позицию, потому что надо широко вести разъяснительную работу по поводу выбора управляющей компании, по поводу выбора способа управления домом. И они предлагают активизировать эту работу, как можно сильнее.
В.Гурылев: Я считаю и не скрываю, что этим надо заниматься. И в правительстве Мурманской области департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства было проведено большое совещание по реформе ЖКХ и по подготовке документов и создании товарищества собственников жилья для получения поддержки из федерального фонда реконструкции ЖКХ. И там непосредственно об этом говорилось, что надо активизировать. Но самое главное, что хочу отметить, в этом мое глубокое убеждение, что без органов местного самоуправления, без непосредственной заинтересованности их на местах и заинтересованности населения мы не сможем это сделать. Нельзя человека убедить, если он не хочет убедиться... Об этом по телевизору говорят, в газетах пишут, постоянно идет обсуждение. И человек, услышав это, должен заинтересоваться. Самое главное сейчас, основная проблема заключается в наличии инициативных людей, которые были бы кровно заинтересованы в решение именно этого маленького вопроса. Да, они должны прийти в органы местного самоуправления и сказать: "Да, я хочу. Давайте вместе подумаем, как нам это сделать!". А уже задача органов государственной власти - помочь органам местного самоуправления в какой-то части обучения этих людей, консультации и органов местного самоуправления, и данных граждан, которые хотят осуществлять данные действия.
Вед.: Мы начали в передаче говорить о разделении полномочий между различными уровнями местного самоуправления. На примере ЖКХ мы примерно разобрались. А что же с образованием, со здравоохранением и с соцсферой? Как здесь происходит разделение?
В.Кустенкова: Здесь, наверное, должна выступить я, потому что к вопросу местного значения муниципального района как раз и относится организация непосредственного общедоступного и бесплатного начального, основного общего и среднего общего образования, и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. А также организация летнего отдыха детей в каникулярное время и организация на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях скорой медицинской помощи. Это очень большие вопросы, которые отнесены именно к полномочиям района.
Вед.: А если там непорядок, то вопросы к вам?
В.Кустенкова: Да. И если порядок, то тоже...
Вед.: То благодарности вам.
В.Гурылев: Соответственно городские округа делают то же самое.
Вед.: А сельские поселения?
С.Оленич: Сельские, слава богу, от этого бремени освобождены, потому что самый тяжелый участок был в обеспечении выдачи заработной платы в сфере образования и здравоохранения. И на сегодняшний день все вы видите, и все это видно по области, что школы обновляются, инновация школ идет, школы участвуют во всех грантах. Я считаю, что это подняло на должный уровень образование в области.
В.Гурылев: Это тоже один из характерных примеров именно разделения полномочий. Т.е. закон старой редакции до 2003 года, как раз он не разграничивал полномочия. И здесь были огромные трудности, потому что эти полномочия были и у района, и у поселения. Кто чем занимается, кому деньги давать, кто должен тратить? И самое главное: с кого спросить? У людей была постоянная головная боль.
С.Оленич: Коллективная ответственность.
В.Кустенкова: Да, были такие сомнения при передаче полномочий. Но надо проанализировать, хорошо это или плохо. Есть свои минусы и свои плюсы. Я считаю, что сейчас в решении таких вопросов (я имею в виду образование и здравоохранение) осуществляется единый подход в соответствии с определенными стандартами. И создается целостное представление об отрасли, что позволяет планировать как развитие, этой отрасли, так и планирование средств, не дублирование служб, потому что в старом законе создавались отделы образования и в районе, и в поселениях. Все это необоснованное расходование средств. А сейчас нет дублирования этих служб. Таким образом, создаются программы развития образования. В частности в нашем районе создана программа развития образования до 2010 года. Планируются работы в области здравоохранения, реорганизации, проведении ремонтов. Т.е. создается целостность той или иной отрасли. Поэтому я считаю, что это не самый плохой вариант разделения полномочий.
Вед.: Давайте напомним, мы говорим сегодня о разделении полномочий в местном самоуправлении. Уважаемые гости, расскажите, пожалуйста, с какими проблемами вы сталкиваетесь? При осуществлении своих полномочий?
С.Оленич: Разрешите, я первым выскажу! У каждого муниципального образования есть свои особенности. И они, может быть, не существенны для других. Муниципальное образование Алакуртти расположено на границе, плюс, это все-таки милитаризированный военный городок, где сталкиваются две власти: и военная, и гражданская. И порой трудности большие именно в соглашении по вопросам благоустройства, содержания жилья. Т.е. разделены функции федеральные, разделены функции муниципальные. И я считаю, что давно уже вопрос поднимался. И в Госдуме уже четыре созыва обговаривается создание закона о военных поселениях, где есть органы власти, где нет органов власти. И должно подчинение быть одной власти. Военные должны заниматься своим военным делом, а муниципальная власть должна заниматься общим. И много все-таки проблем на сегодняшний день возникает в связи с тем, что в течение короткого периода (с 2006 года по 2008-й текущий) происходит очень большое количество изменений федеральных законов, региональных законов, которые, я вам скажу, мешают сосредоточиться. В течение одного года трижды менялся закон о муниципальных заказах. Это май 2007-го, это декабрь 2007-го и сейчас февраль 2008 года. За этим просто-напросто не успеть. И самая основная проблема... Полномочия можно выполнить при условии, если будут кадры. На сегодняшний день - это самый больной вопрос. Т.е. передача полномочий позволяет нам увеличивать штатную численность, хотим мы этого или не хотим. Второе: существующие люди не подготовлены, им надо учиться. А новых людей не набрать, потому что есть кое-какие ограничения...
В.Гурылев: Ограничения по возрасту, по образованию, стаж.
С.Оленич: Да, и все-таки я считаю, что обучаться можно, есть необходимость. Но те суммы, которые определяют учебные заведения, их просто бюджет не потянет. За одно обучение в Питере, в Москве до 50-70 тысяч рублей платить. И вот мы обучили людей, в Санкт-Петербург отправили, а за это время произошли все изменения. По-новому опять надо переобучать. Я считаю, что самое основное - это кадры. Будут нормальные, грамотные кадры, а на сегодняшний день надо, может быть, не столько трудоголика, сколько человека, понимающего суть этих законов и суть самой жизни, внедрение этих законов в эту жизнь.
Вед.: А денег хватает на осуществление полномочий?
С.Оленич: Это еще как посмотреть...
В.Гурылев: Денег никогда не хватает.
С.Оленич: Да. Понимаете, дефицит бюджета всегда есть. Я, например, отрицательно смотрю и на налоговый кодекс. Вот эти нормативы отчисления от налогов... В основном нас ущемили по НДФЛ, подоходный налог, так называемый. 10 процентов для поселения - это очень мало. А какие другие налоги? Было окружное заседание в Вологде 11-12 сентября 2007 года. И мы ставили этот вопрос, чтобы внести изменения и дали право субъекту регулировать этот процент. А то получается так, что сначала налог этот идет в субъект и в федеральный, а потом в виде субвенций, дотаций возвращается. По идее, подоходный налог должен возвращаться на той территории...
Вед.: Заработал - получи.
С.Оленич: Да. Поэтому люди справедливо спрашивают: "Мы налоги платим, будьте добры асфальтируйте, благоустраивайте, ремонтируйте, потому что это деньги заработанные". А дотации, субвенции надо всегда, хотите, не хотите, а надо шапку снять, да и просить.
В.Кустенкова: О деньгах можно разные примеры приводить. На примере нашего поселения Ура-Губа. У них доходной части не хватает даже на выплату заработной платы муниципальным служащим. Тем не менее, этот закон существует, они дотируются, выравниваются межбюджетные отношения, и они выполняют свои полномочия.
С.Оленич: Еще в течение этого года, не знаю когда, наверное, Владислав Геннадьевич знает, когда будут приняты федеральные нормативы финансирования органов управления поселений, муниципальных образований. И если эти рамки не будут предусматривать особенности данного района муниципального образования, выйдут опять с Москвы четкие рамки. А если выйдет норматив, то свыше ты можешь держать хоть 100 штатных сотрудников. Но за эти пределы ты не имеешь права выходить. Этот год еще свободный, плавающий, а 2009 год войдет уже, наверное, в норму.
В.Гурылев: В общем-то, нормативы, они и 131-м законом определены. Т.е. определен процент, от которого может финансироваться содержание органов местного самоуправления, в том числе и муниципальных служащих, помимо органов. Вот Вы совершенно правильно подняли вопрос о том, что кадры. Да, я с этим тоже полностью согласен, что основная проблема... Отвечая даже на тот вопрос, который нам задавала жительница Мурманска о том, что не проще ли сократить чиновников. Да, сократим, а где взять-то тех, которые будут на их месте лучше? Потому что обучение муниципальных служащих, подготовка муниципальных и государственных служащих - это очень сложный, трудоемкий вопрос, дорогостоящий. И иногда мало подобрать человека... Вот даже такой пример. Сейчас не секрет, что на работу принимают по конкурсу. И у нас в департаменте на вакантные должности проводились конкурсы. И самое интересное, что, когда конкурсы проводились, мы пришли к интересному выводу. Проводили тестирование. Ну да, человек придет, он пройдет тестирование, он покажет знания. А в работе иногда помимо знаний требуются другие качества характера. Целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, инициативность и т.д. А эти качества, их нельзя проверить тестированием, которым на сегодняшний момент можно испытывать.
Вед.: Степан Михайлович, Вы много лет занимаетесь руководством муниципальных образований. В различные годы возглавляли. Если сравнивать, что было, и что сейчас, после реформы местного самоуправления. Работать легче стало на данный момент?
С.Оленич: Стало работать очень тяжело и трудно. И если раньше простые формы были управления... И хотя функции, вопросы местного значения... Тогда они назывались права и обязанности исполнительных органов и представительных органов власти... Тогда было проще. Тоже были свои бюджеты, были свободные остатки. Мы распоряжались ими по усмотрению совета. И простая форма была. И мы для людей были именно той властью, которая необходима для решения всех этих вопросов. 131-й закон отделил нас от органов государственной власти и изъял ряд государственных полномочий. Это, я бы сказал, два основных государственных полномочия: это ЗАГС и нотариат. Я прекрасно понимаю, что этих проблем нет в Коле, этих проблем нет в Мурманске. Эти проблемы возникли вдали от центра. И порой бывает, что меня спрашивают: "Приблизили власть к народу?". Мой ответ: "Насколько километров расстояние от центра до населенного пункта, от поселения, настолько и отдалили людей от власти". Поэтому хорошо, что вовремя (два года добивались) передали государственные полномочия по нотариальным действиям на местные органы власти, там, где нет нотариуса.
В.Гурылев: Сейчас они переданы.
С.Оленич: Но возникли сразу трудности.
В.Гурылев: Опять кадровый вопрос возник.
С.Оленич: Первый кадровый вопрос мы решили: обучили в Карелии, Петрозаводске. Там быстро среагировали. Во-вторых, мы не имеем право использовать герб России на печати. Требования органов юстиции - обязательный оттиск гербовой печати. И пришли эти письма. Мы сейчас оттиск отправили. Тут возникает очень много вопросов. Это государственные полномочия, аналогичные ЗАГСу. В данном случае мы должны иметь тогда две гербовых печати, потому что документы, строгая отчетность, бланки - федеральные, и вопросы по нотариату. Хотя мы уже приступили к выполнению этих функций. И я скажу, что мы не пошли по тому пути, что "это не наши функции, мы их не выполняем". ЗАГС мы выполняем, пенсионные мы выполняем, соцзащиту мы выполняем, хотя это не наши функции.
Вед.: Вы больше довольны результатами реформы или недовольны?
С.Оленич: Я в некоторых вопросах доволен. Слава богу, что период 90-х годов, когда было вообще без представительного органа власти, прошел. Пилотный проект по новым муниципальным образованиям, он себя апробирует до 2009 года. А там жизнь покажет.
Вед.: Владислав Геннадьевич, у нас уже практически не осталось эфирного времени. Пожалуйста, скажите нашим радиослушателям, куда можно обращаться, если у них есть вопросы по реформе местного самоуправления по разделению полномочий! У нас еще остались вопросы от радиослушателей. Я вам их передаю, ознакомьтесь!
В.Гурылев: По всем вопросам, касаемо органов местного самоуправления и реформ, можно обращаться в наш департамент. Можно обращаться письменно, можно обращаться устно.
Областное радио, служба радиовещания ГТРК "Мурман"
gov-murman.ru