- На расширенном заседании Правления ТПП РФ, состоявшемся в декабре прошлого года речь шла о социальной ответственности бизнеса в современной России. Многие выводы и проблемы, озвученные на этом заседании представителями других регионов, по всей видимости, показались Вам знакомыми - ведь за 8 лет деятельности Брянской торгово-промышленной палатой накоплен богатый опыт.
- Не могу не согласиться с выводом о том, что "только своими собственными усилиями мы можем преодолеть весьма негативное представление общества об уровне социальной ответственности бизнеса". Его сделал председатель Ревизионной комиссии ТПП РФ президент банка "Новая Москва" Игорь Финогенов. Действительно, у работников частных предприятий заработная плата сегодня выше, чем у работников бюджетной сферы: учителей, врачей, работников культуры, коммунальщиков. С одной стороны, это говорит об умелом ведении дела предпринимателями, их успешном бизнесе, но с другой - создает нездоровую обстановку в обществе. Особенно если те же самые предприниматели замкнулись только на получении прибыли, повышении эффективности собственного производства, расширении собственной экономической базы, и в "упор" не хотят видеть социальных проблем своего региона, высказывая безразличие к нуждам окружающих, кроме своих работников. Тем самым подрывается деловая репутация бизнесменов, размывается роль и место бизнеса и предпринимательства в глазах рядовых членов общества.
- Каково Ваше отношение к представителям крупного бизнеса?
- Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Евгений Примаков, говоря о том, что крупных предпринимателей в России величают "олигархами", вкладывая в это определение весьма негативный смысл, заметил, что есть в России такие финансовые и коммерческие "деятели". Это те, кто набивает свой карман за счет различных махинаций, в том числе с налогами. Это те, кто может подставить ножку даже своему сотоварищу, не говоря уже о нарушении прав более мелких предпринимателей, своих конкурентов. Кто грубо лезет в политику, используя подкуп, взятки, невыполнимые обещания. И, наконец, как отметил Евгений Максимович, и что меня действительно задело за живое, как гражданина России, "Это тот сверхкрупный капиталист, которому глубоко безразличны реальные нужды страны, народа, кто давно забыл о патриотическом долге". Президент российской палаты в данном случае говорил о крупных капиталистах, бизнесменах, предпринимателях, кого в народе именуют "олигархами". Таких в нашей Брянской области нет. Принципы предпринимательской этики, добросовестной конкуренции, законопослушания, наконец, обычной человеческой совести одинаковы для всех бизнесменов и предпринимателей, независимо от масштабов их дела, числа работающих, оборотного капитала и получаемой прибыли. Во многом здесь заслуга обширной и даже наступательной информационной, разъяснительной деятельности нашей торгово-промышленной палаты. Различные семинары, "круглые столы", деловые встречи, выставки-ярмарки проходят под знаком воспитания у деловой части населения норм и правил успешного и в то же время добропорядочного бизнеса, эта тема не сходит со страниц ежемесячного информационно-аналитического журнала "Деловой Брянск" и другого издания - бизнес-каталога "Деловая Брянщина". Как раз на решение этих проблем направлен ежегодный творческий журналистский конкурс под девизом "За экономическое возрождение Брянщины". Гласность в предпринимательской сфере, постоянное внимание прессы уже заставляют предпринимателей не делать ошибок, особенно в нравственном и общечеловеческом плане. Причем мы стараемся учить молодых, начинающих предпринимателей на опыте и достижениях, личных человеческих качествах тех, кто уже прошел здесь через "огонь, воду и медные трубы".
- Число членов Брянской торгово-промышленной палаты увеличивается из месяца в месяц. Что является определяющим для руководителей предприятий и организаций Брянщины при принятии решения о вступлении в члены БТПП?
- Брянская торгово-промышленная палата насчитывает сегодня 450 членов. Для сравнительно небольшой области, где население менее чем 1,5 миллиона человек, с дотационной экономикой - это много. Мы не ставим, кстати, своей задачей раздувание подобных "штатов". Мы постоянно работаем над расширением и повышением качества оказываемых палатой услуг - их сегодня около ста, - помогаем предпринимателям в продвижении их товаров на российский и международный рынки, ведем целенаправленную и системную работу по повышению квалификации, расширению знаний представителей малого бизнеса, их информационному обеспечению. И просто по-доброму встречаем каждого, кто приходит в палату. А внимание, поддержка, доброе слово в трудную минуту дорогого стоят. Чтобы быть ближе к деловым людям Брянщины, мы в последние годы открыли на территории Брянской области шесть местных представительств палаты. Причем, ставим во главу угла развитие предпринимательства на Брянщине как составную часть экономики региона. Потому как здесь все взаимосвязано. Слабая экономика - значит, слабый бизнес в регионе. Слабый бизнес в регионе - нет подспорья развитию социально-экономической базы. И здесь я еще раз соглашусь с тем же И. Финогеновым, когда он говорит, что "лишь тогда, когда развивается экономика, возможно решение социальных проблем. Наоборот, к сожалению, не получится. Слабый бизнес - слабая социальная ответственность".
То есть речь идет о том, что бизнес как в каждом регионе, так и в масштабах всей России, должен быть не только защищенным (здесь большая роль принадлежит торгово-промышленным палатам всех уровней), но и социально направленным (а это уже зависит от человеческих качеств бизнесмена и предпринимателя, его отношения к малой родине и своим согражданам). Именно так - социально направленным. Можно и нужно говорить об ответственности деловых людей за решение социальных проблем. Но ответственность в данном случае понятие более нравственное, моральное. А вот социальная направленность - это уже конкретно, или она есть, или его нет.
- Тема социальной ответственности бизнеса особенно важна и актуальна сегодня, когда ответственность российского предпринимательства перед обществом становится все более осознанной. Все большее значение приобретают такие устойчивые ценности, как репутация предприятия, морально-этические, культурные нормы. В развитии рыночных отношений это стало необходимостью. Как решаются эти вопросы на ведущих предприятиях Брянщины?
- Сегодня я могу с удовлетворением еще раз назвать наших признанных лидеров в сфере брянского бизнеса, чьи имена и результаты работы руководимых ими коллективов известны всей России и за ее пределами, - не говоря уже о масштабах региона. Это генеральные директора ОАО "Брянконфи" Светлана Шишонкова, ОАО "НИИ Изотерм" Владислав Инютин, ОАО "Пищекомбинат Бежицкий" Сергей Машков, председатель КБ "Брянский народный банк" (ОАО) Валентна Сигаева, руководитель предприятия "кондитерская компания "Золушка" Людмила Лапыгина, директор общества с ограниченной ответственностью ССХП "Женьшень" Иван Мешков (в этом уникальном хозяйстве действительно выращивается корень жизни - женьшень), генеральный директор ООО "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" председатель бюджетного комитета Брянской областной Думы Борис Бадырханов, генеральный директор фирмы "Адмиралъ" депутат областной Думы Юрий Петрухин. К ним подтягиваются уже твердо ставшие на свои экономические ноги товарищество на вере "Сыр Стародубский" (руководитель Александра Мокроусова), предприятие из районного центра Навля "Пищевик"(генеральный директор Валентина Акулова), ЗАО "Локомотив-Дизель-Сервис" из Брянска (генеральный директор Сергей Горелов), строительно-монтажное управление из г. Новозыбкова (генеральный директор Юрий Курбатов).
В последнее время проявили себя молодые предприниматели Виталий Беляй из г. Клинцы, Николай Корольков из Жуковки, Татьяна Рубинская из Брянска.
Развивая производство, внедряя новую технику и технологию, проявляя заботу о своих коллективах, работая над внешним видом и качеством продукции, не забывая о деловой репутации и престиже фирмы, они вносят весомый вклад в развитие экономики региона, а следовательно, и в решение сложных социальных проблем. Конечно, возможности у всех разные, но объединяет их одно: держать честь брянской марки, создавать добрую славу своей предпринимательской среде.
- Е.М. Примаков на заседании Правления ТПП РФ отметил, что "российский бизнес и общество в целом должны поддерживать и развивать нравственную культуру, опирающуюся на человеческую солидарность и социальную справедливость". Как относятся брянские предприниматели к сохранению памятников культуры?
- На территории Брянска есть несколько древних православных храмов. Часть из них уже восстановлена и действуют, другие находятся в стадии восстановления. Среди них древнейшая обитель Брянского края - Петро-Павловский монастырь. Он был основан в 1275 году и особо почитался верующими, так как в нем хранились мощи преподобного благоверного князя Олега Брянского, основателя города Брянска. Храм в дальнейшем приходил в упадок и восстанавливался на средства брянских купцов-меценатов, особенно много сделали для его восстановления и развития уже в 19-м - начале 20-го века известные местные купцы братья Могилевцевы. Ныне в древнем здании располагается Петро-Павловский женский епархиальный монастырь. В одном из номеров нашего издания "Деловой Брянск" была опубликована беседа с настоятельницей монастыря монахиней матушкой Сергией. Рассказав об истории монастыря, прежних меценатах, матушка не преминула добрым словом помянуть и представителей уже нынешнего поколения, кто оказывает бескорыстную помощь православной женской обители. Это коллективы и руководители ОАО "КБ "Брянский народный банк", ООО "Техпром", ООО "Единство", ЗАО "Брянсквтормет", ОАО "Брянконфи", ОАО "Мальцовский портландцемент", ООО "Брянскнефтегазспецстрой". Среди тех, кто оказывает посильную помощь храму, матушка Сергия назвала и Брянскую торгово-промышленную палату.
Предприниматель, бизнесмен не должен зацикливаться на барышах, прибыли, стремлении проникнуть во власть и политику. Наш брянский бизнесмен и политик должен способствовать развитию и продвижению нравственных и духовных начал в обществе. Это делают и названные мной выше представители региональной деловой элиты, и десятки других.
- Брянская торгово-промышленная палата является связующим звеном между предпринимательством и областной властью. Какие направления в работе БТПП способствуют этому?
- У Брянской торгово-промышленной палаты есть определенные наработки по совместной деятельности в развитии предпринимательства. Так, торгово-промышленной палате со стороны администрации области переданы базовые функции по организации выставочно-ярмарочной деятельности в регионе, что позволило значительно расширить это направление в работе местного делового сообщества.
В конце прошлого года на одном из заседаний совета по предпринимательству при главе администрации области была создана комиссия по экспертизе законопроектов, которые готовятся по вопросам развития малого бизнеса. Прежде чем законопроекты поступят на рассмотрение в областную Думу, члены комиссии дадут по ним свое заключение. Возглавить эту комиссию поручено президенту Брянской торгово-промышленной палаты. Надеюсь, эта форма законотворческой деятельности покажет себя с положительной стороны. Большую роль в разрешении конфликтных ситуаций, трудовых споров играют областная и городская комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Это так называемые трехсторонние комиссии, в которые входят представители исполнительных органов власти, профсоюзов и работодателей. Не секрет, что из трех "сторон" именно работодатель чаще других бывает ущемлен в своих правах. А с другой стороны, нередки случаи, когда работодатель нарушает трудовые права и гарантии своих работников, не вовремя выплачивает заработную плату и т.п. Споры на заседании этих комиссий бывают острыми. Так вот, в течение уже нескольких лет со стороны работодателей членом и областной, и городской комиссий по регулированию социально-трудовых отношений также является президент Брянской торгово-промышленной палаты.
По инициативе Брянской торгово-промышленной палаты, при ее непосредственном участии готовились и принимались целевые программы по развитию малого и среднего предпринимательства, а также целый ряд постановлений администрации Брянской области, г. Брянска, Брянской областной Думы, направленных на создание условий для развития предпринимательства.
Администрация области проводит конкурсы "Лучший предприниматель Брянской области", "Женщина - директор года", а с 2003 года и конкурс "Молодой директор года". В подведении итогов обязательно принимают участие члены правления торгово-промышленной палаты. При награждении победителей палата обязательно вносит свой материальный вклад. О всех победителях мы обязательно рассказываем в журнале "Деловой Брянск".
Что касается публикаций в журнале, то редкий номер обходится без статей либо из администрации, либо из областной Думы. Публикуются статьи и первых руководителей области.
На свои мероприятия: семинары, "круглые столы", выставки-ярмарки мы приглашаем работников органов власти, депутатов всех уровней. И они не просто занимают места в президиуме, а активно участвуют в работе. Есть и другие примеры совместной эффективной работы органов власти и сферы бизнеса. Случаются, конечно, факты нестыковок, непонимания, взаимных обид. И здесь Брянская торгово-промышленная палата старается не быть сторонним наблюдателем. Так, мы открыли специальную общественную приемную, куда может прийти каждый желающий и высказать свои вопросы и предложения.
Интервью подготовлено при содействии
пресс-службы Брянской ТПП
09.09.2007