Рустам Арифджанов
ведущий
Вячеслав Глазычев
глава комиссии Общественной палаты по региональному развитию
Рустам Арифджанов: Еще раз добрый вечер, в гостях у нас Вячеслав Леонидович Глазычев, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления - здравствуйте, Вячеслав Леонидович!
Вячеслав Глазычев: Добрый вечер.
Р.А.: Для тех, кто, может быть, не знает Вячеслава Леонидовича Глазычева, я просто напомню. В программе Глеба Павловского "Реальная политика" есть такой чрезвычайно мудрый, умный человек, все знающий, он кофе пьет и сигару курит - или трубку?
В.Г.: Трубку.
Р.А.: И трубку курит - вот это и есть Вячеслав Леонидович Глазычев. Правда, там какой-то странный псевдоним вы себе придумали - это зачем?
В.Г.: Это не я, это продюсеры, вопросы к ним, пожалуйста.
Р.А.: Продюсеры придумали? Мы говорили с Вячеславом Леонидовичем о нашенском дальнем крае - о Дальнем Востоке, Владивостоке, Хабаровске, Амурской области. Хотя, наверное, наши радиослушатели сидят там сейчас во Владивостоке - там, правда, достаточно поздно, но может быть, и слушают Русскую службу новостей и думают - вот сидят наши ребята в дальнем нашенском крае, в Москве, и оттуда что-то там вещают. Тем не менее, сегодня Сергей Лавров летит в Японию - это как бы информационный повод для нашего разговора. Хотя не становится ли Япония все ближе и ближе для жителей Приморского края, Хабаровского края, чем Москва, столица нашей родины?
В.Г.: Нет, в географическом и экономическом смысле, конечно, становится, и это вполне естественно, потому что короче, ближе и дешевле. Но вы знаете, мне очень не нравится старое, хотя и прижившееся выражение "Дальний Восток". Мои коллеги - есть такой клуб Совета национальной стратегии, в который я вхожу - недавно мы обсуждали эту тему и решили - а мы будем говорить о Тихоокеанской России. Это очень важно в психологическом настрое. Потому что - что такое дальний?
Р.А.: Ну, далеко...
В.Г.: Далеко, и Бог с ним. А вот когда мы говорим о России на Тихом океане - простите, это совсем другой разговор. Мы там давно и надолго. И это принципиально существенно, и японцы японцами, контакты контактами, они так и будут вялотекущие еще много десятилетий. Но реальная работа на рынках Китая, в связи с рынками Японии и Кореи - это естественно, это реальность. И замечательно, что эта возможность есть - на ней кормится тьма народу. Не всегда легально, это другой вопрос, но это уже можно разбираться.
Р.А.: Да, мы же сейчас не переживаем по поводу того, что часть граждан Украины работают здесь, у нас, на территории России - как-то нас это не пугает. А если мы говорим о том, что китайские рабочие работают на Дальнем Востоке - мы сразу воспринимаем это как какую-то вселенскую трагедию.
В.Г.: Ну, во-первых, их работает мало.
Р.А.: Меньше, чем украинцев?
В.Г.: Намного меньше. Это вообще сильно раздутые цифры. Дело в том, что они холода не любят.
Р.А.: Китайцы? Украинцы любят, наверное.
В.Г.: А главное - для них, для китайцев, безумно выгоден режим границы. Они будут всеми силами ее сберегать, потому как можно смотаться в Благовещенск в казино.
Р.А.: А у них там запрещены?
В.Г.: Там это запрещено. Во-вторых, можно добывать контрабанду пока почти невозбранным способом, потому что пограничье работает чрезвычайно скверно, и гораздо выгоднее закупать за мелкие деньги, фурами перегонять к себе, у себя перерабатывать - чем пытаться залезать сюда. Но могу твердо сказать - благовещенских пенсионеров, которые получают пенсию дома, а живут почти весь месяц на той стороне Амура, больше, чем китайцев в Благовещенске.
Р.А.: То есть нам выгоднее жить там? Дешевле? Нашим пенсионерам?
В.Г.: Да, конечно, потому что гораздо ниже цены на умеренного качества еду. Но народу хватает. Огромное число челноков - по-прежнему это источник существования для массы наших людей, которые не обеспечены другим типом работы. И это, в общем-то, спасло население в значительной степени. А то, что происходит отток северов из Дальнего Востока - пока это абсолютно закономерно. Простите, держать людей, не давая им куска хлеба всерьез - это как-то странновато. И человек выбирает, где лучше.
Р.А.: Напомню, мы говорим о Дальнем Востоке - о Тихоокеанской России - я тут же поправился, внял совету старшего товарища. И напомню радиослушателям - 956-17-41 - это телефон прямого эфира Русской службы новостей, вы можете также принимать участие в этом разговоре. В студии рядом со мной Вячеслав Леонидович Глазычев, доктор искусствоведения, кандидат философских наук, член Союза архитекторов, дизайнеров, Национальной академии дизайна - я могу остановиться. Остановиться, да?
В.Г.: Остановитесь, пожалуйста.
Р.А.: Хорошо. Только одно скажу - что Вячеслав Леонидович еще и председатель комиссии Общественной палаты как раз по вопросам регионального развития и местного самоуправления. Итак, говорим про Дальний Восток. Вы как бы успокаиваете, говорите, что там людям живется не так уж и плохо.
В.Г.: Ну, сказать, чтобы где-то жилось уж чрезвычайно хорошо - это было бы сильное преувеличение.
Р.А.: Я знаю пару-тройку мест в Москве.
В.Г.: Но люди у нас тертые, умеют устраиваться. В значительной степени вообще женщины спасли Тихоокеанскую Россию, потому что челноки - это были на 90% женщины, которые не только там лошадей останавливают, но они остановили кризис выживания в свое время.
Р.А.: Сейчас Набиуллина с Голиковой будут спасать.
В.Г.: Сегодня, я вообще считаю, что кому надо ставить памятник - так это безымянной челночнице. Вот это будет правильный памятник. Но если говорить серьезно, то, во-первых, сейчас есть шанс на усиление нормального потенциала Комсомольска-на-Амуре, потому что авиапром встает на ножки. Есть надежда на укрепление в связи с формированием единой корпорации судоремонтной и судостроительной индустрии. Может быть, наконец начнет работать лесопереработка. Хотя здесь противников будет столько...
Р.А.: А почему вы так думаете?
В.Г.: Потому что выгодно же за наличные гнать кругляк к соседям в Китай, вместо того чтобы всерьез вкладываться, платить налоги, и все прочее. Вокруг этого была и будет война - так же как с рыбой, так же как с крабами. Но к этому дело не сводится. Если Владивосток и Хабаровск удастся развить - вот Владивосток надо дорастить до миллиона. Дальше, на сервер - может, там одни тюлени и медведи могут быть на тысячи километров - но важно удержать узлы. Если узлы удержатся, есть шанс, что - были бы кости целы, а мясо нарастет. Поэтому это принципиально существенно - сегодня несколько ядер. Понимаете, я же говорю и о малых городах. Вот Зея, например - это Амурская область. Зейская ГЭС. РАО ЕС на излете своей деятельности улучшает производительность - значит, высвобождаются люди. Ведь это и есть производительность труда. Но когда-то туда засовывали патронный завод, который так и не начал работать - была совершенно другая логика. Сегодня важно понять, что Зея держит где-то 150 километров границы, приграничья. Значит, егерская служба, природоохранная службы сегодня способны втянуть и должны втянуть в себя на порядок больше людей, чем сейчас. Сегодня это просто безобразие, а не прикрытие. Но это требует реконструкции федеральной политики. Сегодня, кстати, сформировался совет при председателе Государственной думы по местному самоуправлению, я в него вошел, и в него же вошел, скажем, мэр Хабаровска Александр Николаевич Соколов. И это очень хорошо. Мы будем там форсировать эту логику - сбережения края и людей как задачи номер один. А всякая там промышленность - это вторично, а не первично.
Р.А.: Поговорим на эту тему, но давайте для начала ответим на вопрос Галины Сергеевны - Галина Сергеевна представилась, что она пенсионерка. Галина Сергеевна, добрый вечер, слушаем вас!
Слушатель: Добрый вечер. Я уже сказала, что я имею два образования, японский и венгерский язык я хорошо знаю. И вот сейчас слушаю передачу, как им там трудно, они уезжают из Благовещенска, и прочее, и прочее. Человек ищет, где лучше, да?
Р.А.: Ну естественно.
С.: А что тут в Москау делать? Вот как назвать - что делать пенсионеру на такие деньги? Я хочу сказать, что позор нашему правительству. Мы должны получать - я хотела бы, чтобы меня слышали - ну хотя бы тысячу долларов каждый пенсионер. Тогда мы подумали бы, уезжать нам в Благовещенск или не уезжать. Спасибо, всего хорошего.
Р.А.: Я даже не знаю, что сказать Галине Сергеевне, потому что ни я, ни вы, Вячеслав Леонидович, за пенсии пенсионерам ответственности особо не несем. Хотя можем согласиться - да, получаем мало, но раньше получали еще меньше.
В.Г.: Ну, это раз - и потом, для того, чтобы давать пенсии, надо зарабатывать на пенсию. Пока у нас с вами половина экономики идет в серую - пополнять пенсионный фонд нечем. И поэтому упирается это немедленно не только в нехватку денег, но и в способность ими грамотно распоряжаться.
Р.А.: А потому - вот я обращаюсь к нашим любимым мною пенсионерам - у меня большая семья, у меня два пенсионера живут вместе со мной - я понимаю, какие у них пенсии, и понятно, что живут они на те деньги, что, допустим, я зарабатываю. Но тем не менее, обращаюсь к пенсионерам - а вы посмотрите, ваши дети, или ваши внуки - они работают же, да? Просто спросите - они, когда работают, они всю зарплату получают в белую? Они все налоги платят со своей зарплаты? А может быть, у нас пенсия не настолько большая как раз потому, что ваши же дети, ваши же внуки где-то там, на своем производстве, их работодатели, или если они сами работодатели, что-то там химичат, пытаются что-то урвать - а денег на пенсии поэтому, может быть, и не хватает. Или я не прав, Вячеслав Леонидович?
В.Г.: Нет, отчасти да, хотя есть и другая беда. Что там говорить - из-за технической неперевооруженности, или из-за лени российской производительность труда у нас пока в десятки раз ниже. Поэтому не нарабатываем на это. Жалко, но факт. И изменить это трудно. Не сказать, что нельзя - но очень будет трудно. Потому что нужно втемяшить бешеные деньги в полное техническое перевооружение, а кроме того, переобучение людей, которые вместо того, чтобы всерьез работать и зарабатывать, бегут на экономический факультет, где им выдают более или менее справедливый диплом, который абсолютно ничего не означает и абсолютно никому не нужен. Мы столкнулись сейчас с вами с этим, и кстати, и там, в Сибири, и на Дальнем Востоке, очень остро. Я сегодня не Дальним Востоком занимался - читал тома программы Красноярского края. Ну такое расхождение между спросом на рабочие технические инженерные специальности, и выпуском.
Р.А.: И то, что готовят ВУЗы...
В.Г.: Выпуском вузов, из которых половина - просто жуткая халтура, называя вещи своими именами - это драматично. И из этого дерьма нам вылезать довольно тяжело. Но придется.
Р.А.: 956-17-41- номер телефона прямого эфира. Мы разговариваем с Вячеславом Леонидовичем Глазычевым, председателем комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления. Говорим, на мой взгляд, о самом сложном регионе, и самом дальнем от Москвы регионе - о Тихоокеанском востоке России. Сегодня туда, рядышком, с Токио отправился Сергей Лавров для переговоров со своим коллегой, министром иностранных дел. Наверное, будут говорить не только о торговых отношениях, экономических отношениях России и Японии - они, кстати, сейчас на подъеме, и как сказал министр перед визитом, движутся все быстрее и быстрее. Но они, наверное, поговорят еще и о Курилах, о Сахалине. Как вы думаете, Вячеслав Леонидович - японцы опять, уже и при новом премьер-министре, будут достаточно строго требовать от нас обратно?
В.Г.: Да, конечно, будут. Но это уже некоторая, с одной стороны, ритуальность, а с другой - за этим стоят конкретные вещи. За этим стоит интерес к рыбным запасам. На самом деле, Хоккайдо не заселен - чего там эти северные территории?
Р.А.: Я был там, очень много ездишь, и там есть пустыри такие - не такие, как у нас в Сибири, но много пустого места.
В.Г.: Поэтому, конечно, речь идет об этом. То, xто они пока берут чисто криминалом, на самом деле - огромная контрабанда, которую худо-бедно отчасти перехватывают пограничники. Но, конечно, зацепить обратно этот ресурс было бы для них чрезвычайно славно. Но здесь - ни пяди, не было, нет, и не будет. Поэтому формулы будут повторяться, но к счастью, деловая активность продолжается - может быть, не так хорошо, как хотелось бы, потому что инвестиции не помешали бы. Но они пойдут, потому что Тихоокеанский бассейн большой, начинает интересоваться даже и Австралия, и Малайзия, и Корея. И конкуренция за участие в серьезных инвестиционных проектах заставит тех же японцев произносить все нужные фразы, но вести себя сообразно экономической логике.
Р.А.: Вячеслав Леонидович, но без иностранных инвестиций никак? Потому что те ребята, которые бывали на Курильских островах - я-то, к сожалению, там не был, я был только на Хоккайдо, и с той стороны смотрел. Так вот, говорят, что, в общем-то, территория не сильно освоенная, даже в запустении.
В.Г.: Территория в запустении, заплевана, загажена, называя вещи своими именами. Привести ее в чувство означает, прежде всего - создать там серьезную индустрию, в том числе и ностальгического туризма. С теми же японцами, и Лавров к этому старается склонить их, относится возможность совместного использования, совместных проектов, при сохранении российского суверенитета. Повторяю, это наталкивается, естественно, на завязанность любого японского правительства на сильное лобби: "Даешь обратно наши земли!" Но это единственная необходимость. Российские инвестиции туда тоже должны идти, но беда в том, что частные инвестиции не пойдут, пока не пойду государственные. И здесь это такой гарпун, который, знаете, нужно из болота вытаскивать - Урал какой-нибудь, надо якорь закинуть. Так и здесь - без серьезного участия федеральных инвестиций номер не сдвинется. Я думаю, что форум АТЭС, который на вырост, и вообще это напряжка страшная, когда Сочи на носу, на самом деле.
Р.А.: Да, в 2012 году форму АТЭС во Владивостоке, а в 2014 олимпиада в Сочи.
В.Г.: Это правильный ход. Только мы, русские люди, как-то так плохо запрягаем, и только повесив над собой абсолютную категорическую необходимость, начинаем всерьез шевелиться. И это был сильный и правильный ход. Это возможность несколько вздернуть вообще этот владивостокский уголок для начала - а там два шага и до Сахалина, и до Курил.
Р.А.: Вячеслав Леонидович, вот мы говорим про Сахалин и Курилы - скажу крамольную мысль, но, тем не менее - а так ли уж они нам необходимы? Кроме политического значения - это нашенская русская земля, ни пяди не отдадим! Ну и что еще? Мы десятилетиями не занимались этим.
В.Г.: Ну, не занимались - мы много чем не занимались. Мы и центрально Россией не занимались, между прочим, и забросили так, что там уже хвостов нет.
Р.А.: Так может, продать выгодно? Аляску же продали, ну и что же?
В.Г.: Во-первых, Аляску продали в давние времена, и по тогдашней логике, абсолютно справедливо. Про золото никто не знал, про нефть никто не знал. А сохранять это, при тогдашнем флоте, при тогдашних коммуникациях, было уж очень дорогое удовольствие.
Р.А.: А Курилы - не дорогое?
В.Г.: Курилы - недешевое. Но Курилы - это совершенно изумительные места, пусть для сезонного и такого рискованного, но экотуризма. А вы знаете, в мире семьдесят миллионов любителей смотреть птиц. Семьдесят миллионов - это гигантский рынок. У нас, к сожалению, экотуризм почти не развивают, просто профессионалов маловато в этом деле. И плюс это морские продукты. Это огромная территория рыбопромышленности.
Р.А.: А работа какая там для этого? Вот мы говорим - наблюдения птиц, рыбпром - но на сами Курилы? Для того чтобы их оживить, надо построить там некие предприятия.
В.Г.: Не надо.
Р.А.: А что там сделать, чтобы люди работали там, получали хорошие деньги?
В.Г.: Не нужны там предприятия. Там нужна нормальная человеческая гуманитарная система.
Р.А.: Гуманитарная помощь? То есть мы должны этих людей повесить на шею государству?
В.Г.: Ничего подобного. Это туристический рай, если его грамотно разыграть. Просто этим никто профессионально, всерьез раньше не занимался. А я могу здесь не единожды приводить примеры, где мешает сопротивление людей. У нас же часто человек - вот поморы, совсем в другом конце, по Белому морю - мы что, обезьяны, чтобы на нас смотрели? Здесь изменения - не только деньги надо вложить, тут психику надо изменить. Ребята, это золотое дно, его надо качать. Я только что был в горном Алтае - это просто преступное недоиспользование. Сейчас начали туда вкладывать. Сегодня важно, чтобы государство забросило якорек - и частный бизнес потянется. И уверяю вас, это вполне может быть самодостаточная или даже прибыльная территория. А порт может быть и на Сахалине - совершенно необязательно рыбный порт устраивать на каждом острове.
Р.А.: К нам позвонил Евгений Иванович из Нижнего Новгорода - Вячеслав Леонидович, наушники возьмите, чтобы удобнее было. Евгений Иванович, добрый вечер, слушаем вас!
Р.: Алло, здравствуйте! Я сейчас живу в Нижнем Новгороде, но я до этого много лет прожил на Дальнем Востоке - я там родился, сам из Владивостока. Хочу сказать, что здесь, в Европе, на европейской части нашей страны есть много мест, где положение гораздо хуже, чем сейчас там.
В.Г.: Это правда.
Р.А.: Нам сидеть здесь и жалеть ребят из Владивостока или из Хабаровска - это не очень правильно - так я вас понял, Евгений Иванович?
Р.: Да-да, правильно. Я не так давно был на родине - я частенько туда заезжаю. И, в общем-то говорить, что там все так плохо, не совсем правильно. И конечно, о пенсиях опять у нас разговор зашел - то есть, я сам на рыбном флоте отработал больше десяти лет. И как сказать - сейчас Пенсионный фонд у нас проводит какие-то проверки по трудовым книжкам, меня вызвали, и я пришел. И как-то вот не совсем красиво у нас поступают с пенсионерами. То есть у меня большой плавательный стаж, и вот то, что я отработал - он, получается, мне сейчас никак не засчитается. Потому что та организация, в которой я работал, сейчас не существует.
Р.А.: Понятно, Евгений Иванович. Спасибо, что позвонили. Но не буду сейчас касаться темы пенсий, Евгений Иванович, вы извините меня, пожалуйста. Может быть, это отдельная тема для отдельной программы. Потому что если сейчас начнем говорить о пенсиях - больная тема. Тем не менее, шаги-то мы все равно видим. Мне однажды позвонили и сказали - повышают цену, но так мало повышают. Я сказал - но ведь повышают же, а не понижают.
В.Г.: Давайте все-таки, действительно, говорить о работе. Я вот советский пенсионер, но как-то работать не перестаю, это тоже дело такое. Да и немало пенсионеров, на самом деле, вкалывают, и слава Богу.
Р.А.: Но вот Евгений Иванович сказал - он счастливый человек, он сказал - я часто бываю на Дальнем Востоке. А сколько сейчас стоит полет на Дальний Восток?
В.Г.: Страшно дорого. Гораздо дороже, чем через океан в другую сторону. Как раз вопрос о тарифах поднимался на правительстве, и совершенно справедливо - это недопустимо. У нас нет низкобюджетных перелетов, без которых связанность страны удержать невозможно. Так же как, пока мы не добьемся скорость 400-500 километров в час по железной дороге - то, что уже есть у французов, то, что есть у немцев, что есть рядом у японцев, что уже есть у китайцев...
Р.А.: У китайцев тоже есть?
В.Г.: Да.
Р.А.: Пока вы говорили про маленькие страны - естественно, маленькие, но если у китайцев есть такое...
В.Г.: Уже есть.
Р.А.: Потому что для наших расстояние 400-500 километров - что-то опасно.
В.Г.: Почему? Это действительно важно для связи, это нормально. Нам нужно сократить промежутки между местами. И вторая здесь принципиально важная вещь, которую забывать нельзя. Понимаете, раньше все время говорили - Дальний Восток для - типа, на экспорт, туда-сюда. Связи между ним европейской частью сейчас всего лишь двадцать процентов, а восемьдесят процентов там, на месте, или рядом. Так надо заняться одним - обустройством дома в тихоокеанской России. Не "для", а для себя. Вот это задача номер один, мы будем ее серьезно обсуждать с правительством.
Р.А.: Есть звонок от Вадима. Напомню для других радиослушателей - 956-17-41 номер телефона прямого эфира. Вадим, добрый вечер, слушаем вас!
Р.: Здравствуйте. Интересно слушать вашу передачу. Вопрос будет такой к господину Глазычеву - очень интересно вы рассуждаете по поводу развития Сахалина, Курил, Дальнего Востока, со многими вашими рассуждениями я очень даже согласен. Вопрос - где людей-то будем брать? То есть я бываю на Дальнем Востоке, и там людей-то русских совсем мало.
В.Г.: Ну, вы знаете, это преувеличение. Дело в том, что если мы с вами возьмем Австралию, то там тоже людей мало по отношению к огромному континенту. Возьмем Канаду - тоже людей мало, и все они растянулись по южной границе с Соединенными Штатами. Вопрос еще в повышении квалификации, компетентности - как малым числом добиваться более высокого результата. Простой вам пример - это не Дальний Восток, но Норильск - тоже своего рода остров. На таком же горно-обогатительном комбинате, как "Норильский никель", в Канаде на такого же размера предприятии работает в десять раз меньше людей. Значит, вопрос здесь - чем брать, массой людей или массой современной технологии, которой должны управлять более квалифицированные люди. Значит, переучиваться нам надо, ребята, и ничего не поделаешь. Это противно, но необходимо.
Р.А.: Но, Вячеслав Леонидович, я вас так слушаю - а что, нам сейчас не нужны трудовые ресурсы для Дальнего Востока?
В.Г.: Достаточно там трудовых ресурсов. Для той квалификации, которая сегодня нужна - недостаточно, но это те же люди, нам не надо искать других. Хотя никому не помешает иметь некоторый приток рабочей силы, и совершенно необязательно это китайцы - это могут быть и корейцы, да хоть индусы - если они всерьез восстановят там сельское хозяйство. Кстати, китайцев у нас там было до революции намного больше, и никому это как-то не мешало.
Р.А.: Вячеслав позвонил - тезка ваш, Вячеслав Леонидович. Добрый вечер, Вячеслав!
Р.: Добрый вечер! Всем радиослушателям и ведущим огромное спасибо за эфир. Хотел бы высказаться вот по какому поводу. Я сам москвич, но вот уже шесть лет подряд отдыхаю на Дальнем Востоке, Владивосток мы посещаем. Как раз по поводу стоимости авиабилетов - за четыре месяца брал, как я это делаю, заранее, естественно. Стоимость билета во Владивосток составила 24 610 рублей.
Р.А.: Это туда и обратно?
В.Г.: Да, это Аэрофлот, но при покупке в апреле месяце на август. Если об этом задуматься за месяц, то цена вырастает где-то процентов на пятьдесят. Это говорит о том, сколько вообще стоит - хотя летают сейчас три авиакомпании, то есть в принципе конкуренция есть.
В.Г.: Это не конкуренция, а сговор пока.
Р.: Я тоже так считаю, на самом деле. Нет, бывают акции, конечно, но они очень редки, а в этом году их и не было совсем. Второй пункт моего обращения - кстати говоря, по поводу чего можно ехать на Дальний Восток, без Европы. Я сам дайвер, и что такое Японское море, знаю - сам лично видел, сам фотографировал. И уверен, что огромному количеству людей с деньгами, из Европы, из Москвы и Санкт-Петербурга будет очень интересно посетить Дальний Восток.
Р.А.: А лучше Красного моря, Вячеслав? Я вот не был в Японском, не спускался.
В.Г.: Другое.
Р.: Вы знаете, оно совершенно другое, но по особому богатству оно поражает - там есть такие вещи... Во-первых, это всевозможные морепродукты, скажем так, беспозвоночные - это осьминоги, это голожаберники, это кальмары, это куча всего - но особенно осьминоги, очень рекомендую.
В.Г.: Трепанги.
Р.: Трепанги - это отдельная тема. Особенно для браконьерства есть такая тема, к сожалению, и очень много людей, к сожалению, заняты в этой сфере на Дальнем Востоке. С этим, конечно, борются, и потихонечку выкашивают там все запасы моря. Так вот, как раз по поводу туризма - дайвинг там надо развивать, и это огромная статья дохода, который может быть у нашей страны.
В.Г.: Совершенно справедливо, Вячеслав.
Р.А.: Спасибо большое, Вячеслав. А у меня вопрос к Вячеславу Глазычеву. Вячеслав Леонидович, может страна что-нибудь сделать с ценам на эти билеты? Можем мы пойти на уменьшение тарифов, на льготы для дальневосточников, или это невозможно в экономике?
В.Г.: Абсолютно возможно. Дело не в льготах. Льготы - вообще вредная штука. Гораздо важнее здесь добиться нормальной эффективности работы авиакомпаний. А они пока работают чудовищным образом. Я хорошо знаю Оренбургский отряд, например - кроме чартеров на отпуска, всего два рейса в день на Москву, туда и обратно. А держали они семнадцать экипажей. То есть это Собес, на самом деле, за счет покупателей билетов. Дороже билеты - меньше людей. Поэтому ездят почти только командировочные. Вот, к счастью, Вячеслав может себе позволить отпуск - замечательно, но таких мало. Значит, либо мы впустим зарубежные малотарифные компании, что уже немножко началось - и задавим свои собственные, что жалко. Либо придется все-таки им поставить железные условия - либо вы снижаете тарифы до среднемировых - потому что, действительно, за три месяца, надо приучить людей видеть вперед - но таких тарифов не может быть при тех зарплатах, которые существуют. И даже не при тех зарплатах - таких тарифов в мире нет. Мы - самые дорогие тарифы на билет. Этот недопустимо. Речь идет о сговоре на самом деле, потому что монополиста вроде бы нет, компаний как бы много, но это все чистая иллюзия. Значит, либо у нас произойдет, и, наверное, происходит уже группировка в несколько крупных компаний, и здесь государство обязано поставить вопрос об эффективности - или закрывать их к чертовой матери.
Р.А.: Жестко.
В.Г.: А что делать.
Р.А.: Но справедливо. 956-17-41, пять минут до окончания эфира, и у вас есть, может быть, возможность дозвониться. Евгений к нам позвонил - здравствуйте, Евгений!
Р.: Добрый вечер. Я бы вот хотел насчет билетов сказать. Я летал авиакомпанией "Сибирь", это было где-то в мае месяце. У меня это обошлось в обе стороны в 21 тысячу. Это не как предыдущий слушатель, за четыре месяца, а за две недели я брал билет. И еще мне бы хотелось насчет развития. Конечно, Курильские острова - это туризм и дайвинг. Там природа, я не знаю - я нигде такой больше не видел. Хоть и говорят, что там условия суровые, но это красота. Вот эту отрасль и надо развивать.
В.Г.: Абсолютно справедливо, Евгений. Это и красота, и деньги.
Р.А.: Спасибо, Евгений, за то, что позвонили. То, что вы предлагаете, Вячеслав Леонидович - строить отели, как на Хоккайдо рядом?
В.Г.: Во-первых, конечно - но только строить их должно не государство. Это вообще вредно, оно всегда плохо строит. А создавать условия, преференции, давать налоговые каникулы для тех, кто там строит, идти сознательно на как бы ущерб для бюджета - на самом деле обеспечивая и квалифицированные рабочие места, и получение денег, а значит, покупку товаров, а значит, налоги с продаж, а не попытки ободрать всех как липку. Поэтому эта задача разрешима. Я очень надеюсь, что с новым составом министерства регионального развития - мы должны вот скоро встретиться с министром. Мы - я имею в виду здесь, комиссия Общественной палаты. Совет при Грызлове, который создан сегодня - сегодня подписано это постановление - будет тоже этим заниматься. Нельзя такие важные вещи доверять ведомствам. Это общее дело, в котором должны играть роль профессионалы. Профессионалы-мэры, профессионалы-эксперты, профессионалы-чиновники. Но вместе, а не по отдельности.
Р.А.: Есть еще один звонок - Евгений к нам позвонил. Добрый вечер, Евгений!
Р.: Добрый вечер. Я вот тоже по поводу дальнего Востока. Я считаю, что основная проблема у нас - что вот эти все сговоры везде. По ценам, и как бы правительство не старалось...
Р.А.: Ну, не такой уж у нас слабое правительство, Евгений, вы уж там не делайте... Вы Зубкова-то по телевизору видели, Виктора Алексеевича?
Р.: Да-да, и вот эта как раз проблема возникает, когда начинается федеральная монопольная служба. Может, это пессимистично, но я считаю, что это так.
Р.А.: Ваша точка зрения понятна, Евгений - хотя, правда, не надо считать наше правительство за слабаков. Я думаю, руки бы дошли у них. Вот Вячеслав Леонидович говорит, что скоро дойдут, вот пройдет вся эта предвыборная кампания. Ситуация сегодня политически осложнена.
В.Г.: Вы понимаете, руки-то дойдут, но важно, чтобы голова была. Голова только при ведомстве не срабатывает, потому что тянут за одну нитку - кто железную дорогу, кто газопровод. А люди, человеческий капитал - есть такое грубоватое, но точное выражение - оказываются как бы по статье "расходы". А сегодня это и есть статья инвестиций номер один. Без них никакие железки работать не будут. А люди живут на местах, и поэтому местная политика является сегодня ключевой, фундаментальной. Все остальное нарастет.
Р.А.: Вот так замечательно Вячеслав Леонидович Глазычев, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам местного самоуправления и регионального развития, закончил наш разговор, подчеркнув, что то, чем он сейчас занимается в Общественной палате - это, безусловно, самое важное, наверное, направление деятельности. Да, Вячеслав Леонидович?
В.Г.: Ну, коллеги со мной согласны.
Р.А.: Да и я тоже. Потому что можно, конечно, мыслить федеральными масштабами, или даже, если хотите, можно мыслить краевыми, областными масштабами - но живем мы не в масштабах федерации, а живем мы каждый в конкретном городе, конкретном поселке, дальневосточном, или, извиняюсь, тихоокеанском, или европейском, или сибирском. И поэтому от того, как мы живем, какая у нас власть рядом с нами, от этого и зависит, как все будет у нас
В.Г.: И какие у нее возможности, между прочим.
Р.А.: И какие у нее возможности, конечно. Спасибо, Вячеслав Леонидович, что были у нас в гостях. Ну, теперь уж точно я прощаюсь с вами до завтрашнего дня. Завтра с 15.00 и до 20.00 - пять часов, неслабо - будем общаться. Всего доброго, с вами был Рустам Арифджанов. До свидания.
В.Г.: До свидания.
http://www.rusnovosti.ru/program_reports/21686/
22.10.2007