Справедливая жизнь в справедливой России
Сергей Михайлович Миронов
Родился 14 февраля 1953 г. в городе Пушкино Ленинградской области. В 1980 г. окончил Ленинградский горный институт имени Г.В. Плеханова; в 1992 г.- Санкт-Петербургский технический университет; в 1997 г.- с отличием - Российскую академию государственной службы при Президенте РФ; в 1998 г.- с отличием - юридический факультет, в 2004 г. - философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Соискатель ученой степени кандидата юридических наук. В 1971 - 1973 гг. проходил срочную службу в Воздушно-десантных войсках (ВДВ) Советской армии. Гвардии старший сержант запаса ВДВ. В 1978 - 1986 гг. - работал старшим инженером-геофизиком НПО "Рудгеофизика", затем - геофизиком Зеленогорской экспедиции Министерства геологии СССР. В 1986 - 1991 гг. по направлению Министерства геологии СССР работал старшим геофизиком аэропартии в Монгольской Народной Республике.
В 1993 г. получил аттестат Минфина России на право работы на рынке ценных бумаг. В 1994 - 1995 гг. - исполнительный директор АООТ "Строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга".
В 1994 г. избран депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга первого созыва, с апреля 1995 г. - первый заместитель председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга. С апреля по декабрь 1998 г. исполнял обязанности председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга первого созыва. В 1998 г. вновь принял участие в выборах в Законодательное собрание г. Санкт-Петербурга. Доверенным лицом кандидата в депутаты С. М. Миронова был академик Д. С. Лихачев. В декабре 1998 г. избран депутатом Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга второго созыва по 12-му избирательному округу, получив 70% голосов избирателей (лучший результат в городе). Стал координатором фракции "Законность". В июне 2000 г. - избран заместителем председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга второго созыва. С сентября 2000 г. - председатель политсовета Санкт-Петербургского регионального политического общественного движения "Воля Петербурга". 13 июня 2001 г. - избран членом Совета Федерации Федерального собрания РФ - представителем в Совете Федерации Федерального собрания РФ от Законодательного собрания Санкт-Петербурга. С июня того же года - член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, член Комиссии Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам, с октября 2001 г. - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. 5 декабря 2001 г. - избран Председателем Совета Федерации Федерального собрания РФ. 15 января 2003 г. депутатами Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга повторно избран представителем в Совете Федерации Федерального собрания РФ. 29 января 2003 г. - избран Председателем Совета Федерации Федерального собрания РФ на второй срок. С февраля 2003 г. является Председателем Совета Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ, с апреля 2003 г. - председателем Российской партии Жизни. 28 октября 2006 г. избран председателем новой политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь".
Недавно на политической арене страны произошло знаковое событие. Объединились три серьезные партии. Российская партия Жизни, которая, по словам Сергея Михайловича Миронова, с самого начала позиционировала себя как партия нового измерения, партия "Родина" и Партия Пенсионеров. Новая партия получила название - СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
На прошедших совсем недавно региональных выборах все три партии имели успех у избирателей. Эти выборы, несомненно, поменяли расклад политических сил, потому что при суммировании результатов этих трех политических образований получилось 22% голосов. Это уже наводит на мысли и о возможном политическом лидерстве.
Наш корреспондент после проведения парламентских слушаний на тему "Состояние и проблемы законодательного обеспечения противодействия экстремизму в молодежной среде" встретился с председателем Совета Федерации Федерального собрания РФ Сергеем Михайловичем Мироновым - председателем новой политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь".
- Сергей Михайлович, насколько далеко распространяются политические амбиции новой партии? Вы собираетесь стать новой партией власти?
- Сегодня, впервые за многие годы, появился реальный шанс на модернизацию политической системы страны. И мы, естественно, хотим им воспользоваться.
- Что же будет представлять собой новая объединенная партия?
- Численность членов партии "Родина" достигает 150 тыс. человек. Партия имеет фракции в более чем в 30 региональных законодательных органах власти. Общая численность депутатского корпуса - свыше трех тысяч человек.
Численность Партии Пенсионеров - более 100 тыс. человек. Представители партии участвуют в работе законодательных собраний в 22 регионах России. Общая численность депутатского корпуса - 326 человек.
Мы рассчитываем, что в самое ближайшее время численность новой партии достигнет полумиллиона человек. Можно не сомневаться в том, что это будет политическая сила, способная ставить перед собой масштабные цели. А значит, и взять на себя ответственность за страну.
По данным фонда "Общественное мнение", который трудно заподозрить в симпатиях к нам, объединенная партия привлечет в два раза больше избирателей, чем все три партии порознь. Избиратель хочет и будет голосовать за людей, которые реально могут победить. "Просто участие" в политике больше не принимается. Надо побеждать! Или уступать место другим.
Своим объединением мы реализуем общенациональный интерес в полноценной левой политической силе. Как говорится, вопрос созрел. И мы взялись реализовать своего рода мегапроект. Причем - не сверху, вопреки многочисленным мнениям, а снизу.
Да, мы полностью поддерживаем нынешнюю стратегию развития страны, политику Президента России. Но мы предлагаем свои программы, подходы и темпы решения экономических и социальных проблем страны. Например, у нас есть существенные расхождения с правительством по пенсионному законодательству, модернизации медицины, реформе образования. И мы готовы их озвучивать и отстаивать.
- Наверное, и военной реформе, реформе законодательной, судебной?..
- Естественно. Это ключевые моменты в государственном строительстве. Так же, как и плановая борьба с "чумой XXI века" - терроризмом...
- Видимо, нужно принимать соответствующие законы и, главное, чтобы они работали?
- У нас после трагедии в Беслане были приняты правильные решения по подготовке и обновлению законодательной базы, в частности, новая редакция закона по противодействию терроризму. Недавно мы приняли закон о противодействии терроризму.
- Как, на ваш взгляд, повлияет на ситуацию в Чечне уничтожение лидеров чеченских террористов, таких как Шамиль Басаев?
- Это безусловный успех наших спецслужб. Принципиальный успех. Басаев воспринимался различными террористами и террористическими группировками, как некое знамя. А ведь он - настоящий убийца. Убийца детей. И он получил то, что заслужил. Надеюсь, что после уничтожения Басаева можно рассчитывать на позитивные изменения в Чечне. И в других республиках Северного Кавказа.
- Благодатная почва для развития терроризма - наркомания. Из молодого наркомана можно лепить кого угодно. Достаточное ли внимание власти уделяют этой проблеме?
- Всем нам придется признать тот печальный факт, что наркомания для значительной части нашей молодежи и их родственников стала почти непоправимым несчастьем. Распространение наркозависимости превращается в бедствие национального масштаба. Не случайно Президент РФ Владимир Владимирович Путин оценил ситуацию с наркоманией в нашей стране как "угрозу национальной безопасности". В России, по мнению экспертов, насчитывается не менее 6 миллионов наркозависимых. То есть - более 4% россиян систематически употребляют наркотики. Эта цифра означает, что непреодолимую тягу к наркотикам испытывает в нашем обществе в среднем каждый 25-й человек. Считая младенцев в роддоме. И - стариков. Стало быть, если взять активную часть населения, в том числе и школьников, цифра окажется еще более страшной.
Мы, взрослые, тем более, облеченные властью люди, обязаны создать все условия, чтобы душа и тело подрастающего человека были заняты интересным трудом, учебой, стремлением достичь жизненного успеха, желанием повидать мир, добиться спортивных достижений, иметь достойных друзей, любовь, уважение окружающих. Но сверху не все видно. Позаботиться о том, чтобы молодой человек ощущал себя в обществе нужным, не страдал от одиночества, имел положительные устремления, проще всего людям, которые его окружают.
- Сверху видно, конечно, не все. Но находясь там можно пытаться решать проблему глобально. Что конкретно сделано сегодня вами для улучшения ситуации?
- Лично я, как председатель Совета Федерации, как гражданин, не остаюсь в стороне от этой трагедии. Мы создали Координационный совет по социальной стратегии при председателе Совета Федерации, который шаг за шагом ведет работу по программе "Социальные аспекты борьбы с наркоманией". Она включает в себя широкую систему мер: от формирования информационного пространства и грамотной профилактики до социализации наркоманов, прошедших курс реабилитации. Координационный совет готовит также предложения по корректировке нормативно-правовой базы, организует отработку передовых моделей, методик в разных регионах страны.
Но на борьбу с этим всемирным злом нужно выходить всем миром. Существует много общественных организаций, ставящих своей целью борьбу с наркоманией. Наша партия вместе с Министерством образования РФ разработала программу "Жизнь без наркотиков". Возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, хочу добавить, что искренне считаю борьбу с наркоманией - очень важным шагом в антитеррористической политике.
- А закон "О парламентских расследованиях" как-то поможет в борьбе с террором?
- Совет Федерации приступил к рассмотрению внесенного Президентом законопроекта "О парламентских расследованиях". Думаю, что в этом контексте необходимо будет учитывать накопленный опыт работы Парламентской комиссии по расследованию трагических событий в Беслане. Выявить, что ей удалось сделать и с какими проблемами она столкнулась в своей деятельности.
Главная задача парламентских комиссий, на мой взгляд, должна состоять в обеспечении гласности расследования, информировании общественности о его результатах, исключении возможности под разными предлогами положить дело "под сукно" или извратить истину. Такая задача полностью соответствует функциям парламента.
- Ежегодно Госдума принимает массу законов. Все ли они продуманы и актуальны?
- Наше Правительство с 1990-х гг. прошлого века привыкло жить по "кризисным" законам. Оперативно их под-правлять. Срочно принимать новые. Тогда в этом была объективная необходимость, нужно было уметь лавировать, чтобы удержать страну от обвала. Но ведь мы уже несколько лет живем в стабильном обществе. А Правительство Российской Федерации продолжает ради решения сиюминутных вопросов разрабатывать и вносить в Государственную думу "сырые", "недоработанные" законопроекты. Некоторые из них, не успев приобрести статус федеральных законов, становятся нежизнеспособными. Такое положение вещей не способствует решению задач стратегического развития законодательства России.
В качестве примера можно привести Налоговый кодекс. За шесть лет своего существования он сменил 82 редакции. При этом 34 редакции - не действовали ни одного дня. Для того, чтобы сломать эту порочную практику, приоритет в разработке законов должен оставаться, на мой взгляд, за парламентом.
- А наш главный "свод законов" - Конституция Российской Федерации - тоже требует изменения?
- Нет. Я глубоко убежден, что менять Конституцию не время. Ни сегодня. Ни в ближайшие годы. Рановато, потому что нынешняя Конституция свой потенциал еще не выработала. Если бы все, что написано в ней, полностью реализовывалось - мы бы жили в значительно более благополучном обществе! Но у нас, похоже, Конституция опережает реалии сегодняшнего дня.
Мы говорим, например, о защите семьи, прав ребенка, но ведь сегодня детское пособие составляет очень незначительную сумму. Это позор для любой страны. Тем более для России. А с учетом тех демографических проблем, которые стоят сегодня перед страной, речь идет просто о катастрофе. И в государственной политике необходимо понимание того, что главная угроза национальной безопасности, самому будущему России, лежит сегодня в сфере демографии. По прогнозу Организации Объединенных Наций к 2050 г. население России вместо нынешних 143 млн человек составит от 96 до 113 млн, в основном пожилого возраста. В этом случае нехватка рабочих рук и перегрузка пенсионной системы приведут к системному экономическому кризису, сравнимому с кризисом 1990-х гг. Нежелательные последствия этого - не только для страны в целом, но и буквально для каждой семьи - не поддаются учету.
- Но такое понимание, явно, существует. Неслучайно вопрос о повышении рождаемости поднят до ранга национальной программы?
- Безусловно. Проблема рождаемости - национальная проблема. Ведь на 100 российских женщин сегодня приходится 134 ребенка. То есть, 67 детей на 100 взрослых. А значит, каждое следующее поколение будет иметь численность в полтора раза меньше, чем предыдущее. Пока мы не изменим пропорцию в лучшую сторону, никакие меры по снижению уровня смертности делу не помогут.
Сейчас довольно широко распространено мнение, что низкий уровень рождаемости, старение и сокращение численности населения - объективная закономерность постиндустриального общества и изменить такое положение дел невозможно. На самом деле, никакой исторической обреченности на вымирание не существует. Многочисленные примеры показывают сильную зависимость ситуации с рождаемостью от материальных факторов. Взаимосвязь прямая. Рождение каждого ребенка значительно увеличивает расходы семьи. Многодетность сегодня означает добровольную бедность и отказ от привычного образа жизни. По-этому закономерно, что большинство семей, не желая спускаться по социальной лестнице, ограничиваются одним ребенком. И все больше становится пар, которые ради карьеры и достатка решают вообще не заводить детей.
- Но тогда действительно трудно изменить сложившееся положение дел...
- Трудно. Но - возможно. Чтобы остановить вымирание, нужно создать условия, при которых многодетность и высокий уровень жизни перестанут быть взаимоисключающими понятиями. Реальный совокупный доход каждой семьи должен расти вместе с появлением в ней детей. Безусловно, эту задачу невозможно решить повышением семейных пособий. Такой нагрузки не выдержит ни один бюджет в мире. Поддержка семей с детьми должна быть подчинена определенному экономическому механизму.
- Экономика - "всему голова". Но это и есть самый больной вопрос для нашей страны.
- Пока еще - да. Но Россия находится на подъеме. Рост экономики, укрепление государственности, начавшееся решение накопленных за десятки лет социальных проблем в целом - хотя в каждой из этих сфер остается много острых вопросов - в исторической перспективе дают основания для оптимизма.
К 2025 г. наша страна сможет обеспечить своим гражданам такой уровень жизни, какой сейчас существует во Франции - это позиция нашего Министерства финансов. А к 2050 г. Россия вместе с Китаем, Индией и Бразилией способна оттеснить с мирового экономического Олимпа большинство членов нынешней "восьмерки" - это уже прогноз экспертов известной компании "Голдман Сакс".
- И появятся средства на то, чтобы вопросы национальной безопасности решались без участия иностранных партнеров?
- Стоит вспомнить слова Президента Российской Федерации о защите национальных интересов. Должны быть в экономике России, несмотря на то, что мы рады всем инвесторам, предусмотрены "закрытые" зоны для иностранных инвестиций. Это прежде всего касается предприятий и крупных месторождений, которым придан статус объектов, обеспечивающих национальную безопасность. Должны быть списки предприятий, на которых государство будет отслеживать свои интересы.
- Национальная безопасность зависит не только от экономики. Это и отношение граждан к своей стране. Патриотизм. Межнациональные отношения.
- Осенью было событие, которое осталось совершенно не отмечено нашими СМИ - открытие в Дагестане мемориала русской учительнице. Это первый памятник такого рода в России. Значение его огромно. Этот факт наглядно говорит о том, что страна выздоравливает, что усилия государства по единению народов многонациональной России начинают приносить реальные плоды.
- И что - это событие не заинтересовало журналистов? Интересно, почему?
- Совершенно не взволновало... Мне тоже хотелось бы понять, почему на пути правильных, добрых и нужных начинаний возникают непреодолимые пре-пятствия? Ведь очевидно, что такие события, как открытие этого памятника - именно тот "позитив", которого нам не хватает, который нужен всем. В особенности молодежи, плохо знающей историю страны, не разбирающейся в межнациональных проблемах. И результат не заставляет себя долго ждать. Например, агрессивные, жестокие действия против "чужих" в Воронеже, Петербурге, в Москве на Черкизовском рынке.
Во все времена агрессия, неприятие "чужих" шли от незнания культуры, ценностей и традиций других народов. Это непростительно в наш "информационный" век. И вдвойне непростительно для людей образованных, определяющих информационную политику в нашей стране. Уже более 15 лет, со времен Карабаха и Сумгаита, они "по умолчанию" согласились с тем, что тема межнациональных отношений выигрышнее всего смотрится в антураже выстрелов, спецопераций и черных масок боевиков. Принцип "хорошая новость - это плохая новость", похоже - неистребим. А потом мы удивляемся появлению скинхедов и других экстремистски настроенных молодежных организаций.
- Многие представители официальной власти стараются проводить в жизнь "страусиную политику" - засунув голову в песок, они убеждают окружающих, а главное себя, что периодически случающиеся вспышки молодежных "волнений" - простое хулиганство распоясавшихся тусовщиков...
- Нет, это не тусовщики. Практически за всеми группировками четко прослеживаются организации. С лидерами, хорошей дисциплиной, ячейками.
Специалисты, серьезно изучающие этот вопрос, строят не слишком оптимистические прогнозы. Они предполагают, что появление вождя, который сможет объединить самые разнонаправленные группировки - дело времени. Причем небольшого. Есть серьезная и, главное, реальная угроза, что через пару лет может появиться единая организация. Молодых легко "подогреть". Подростки очень категоричны в своих суждениях. Они убеждены, что знают все и вся. На этом максимализме де-структивным силам под маркой патриотических лозунгов легко начать использовать ребят в своих целях. Мы серьезно относимся к этим вопросам, выносим их на обсуждение и ищем алгоритмы работы с сегодняшней "непростой" молодежью.
- А не перекладывает ли общество свои проблемы на силовые структуры, которые порой вынуждены реагировать уже по факту свершившихся событий?
- На самом деле силовые структуры проводят вполне удачные операции, оперативно реагируют на все проблемы, возникающие у граждан. Но как справиться с огромной волной преступлений, захлестнувшей страну с 1990-х гг.?
Совершено непонятно, почему страна вынуждена в режиме "нон-стоп", во всех выпусках новостей, во всех подробностях наблюдать преступления и происшествия? Зачем детям смотреть на реки льющейся со всех экранов крови? И почему стране не следует узнать, например, что в Дагестане открыли мемориал дружбы русского народа и народа Дагестана.
Историческая память, духовность, патриотизм не в моде. А ведь законодательство России соответствует всем международным стандартам по правам человека. Экстремизм и разжигание национальной розни официально находятся у нас вне закона. Просто надо законы - все, о которых я сегодня говорил - исполнять. А если есть к ним претензии - пытаться формулировать их, используя многочисленные инструменты политической жизни.
Именно в этом и видит свое предназначение "Справедливая Россия". В названии нашей партии сформулирована ее главная цель.
Интервью провел
Владимир Оськин
http://voin-brat.ru/content/view/133/20/