-- Вячеслав Алексеевич, в довольно узком кругу Вы назвали реформу федеративных отношений "формированием системы первых секретарей"...
-- Цитата не точная. Как известно, первые секретари в Советском Союзе предлагались Центральным комитетом и избирались на пленуме обкома компартии. Причем они обладали очень большими полномочиями. Поэтому определенные элементы сходства, естественно, есть. Но, есть и большие отличия. Ведь сейчас уже нет однопартийной системы. Избрание руководителя региона осуществляется не пленумом обкома, а законодательным собранием, в которое входят различные партии. Поэтому при всей "похожести" на советскую систему, в нынешней ситуации можно скорее увидеть элементы подобия системе парламентских республик, которые существуют во многих странах, где глава государства является представителем большинства в законодательном собрании.
--Указ о наделении губернаторов дополнительными полномочиями для многих стал неожиданностью...
--Конечно же все указы президента готовятся заранее. И основные положения этого указа президент изложил на заседании президиума Государственного совета, который состоялся за несколько дней до его выступления в Калининграде. Содержание этого документа было известно заранее, никто не держал его как рояль в кустах. Над этим указом работали долго, и он оказался далеко идущим. Это, безусловно, один из самых революционных указов, подписанных за последнее время. Он предоставляет региональных лидерам полномочия по координации деятельности федеральных структур на их территории. Это качественное изменение в системе федеративных отношений.
--Насколько справедливы прозвучавшие упреки: Кремль не делится властью, а перекладывает ответственность на плечи губернаторов?
--Вы знаете, любое действие или бездействие Путина всегда будет вызывать негативную реакцию у тех, кто находится к нему в оппозиции. Сам по себе указ No773 не дает дополнительные полномочия губернаторам. Он дает им значительную власть, поскольку руководители федеральных органов в субъектах федерации (за исключением ФСБ, ФСО и Фельдъегерской службы) могут назначаться только с их согласия. Что же касается 114 полномочий, которые передаются на места, то это другой вопрос.
--И его решение, как водится, упрется в финансирование? Точнее, в его отсутствие.
--Это не правда. В основе обсуждений на Госсовете в Калининграде лежал документ "О совершенствовании федеративных отношений", который предусматривает финансирование этих полномочий. Теперь каждый субъект федерации будет обязан предоставлять определенную программу социально-экономического развития. Сейчас это практикуется в факультативной форме: какие-то регионы делают, а какие-то нет. В нынешней системе социально-экономические программы направляются в Минэкономразвития, согласовываются, но большого толка от этого нет. Теперь эти программы в обязательном порядке будут представляться в Правительство РФ, на их основании будут определяться объемы федеральных субвенций регионам. А на следующий год будет происходить корректировка с учетом реального исполнения конкретных программ. Кроме того, для реализации региональных программ будет расширяться собственная налоговая база субъектов федерации. Об этом четко заявил президент во время своего выступления в Калининграде.
--Сначала Владимир Путин лишил губернаторов почти всех полномочий, а теперь вернул чуть ли не с избытком. В чем логика?
--На протяжении первого президентского срока Владимир Путин решал свою главную задачу: консолидировать власть. Сейчас более или менее эта задача решена. Введение новой системы формирования исполнительной власти субъектов федерации стало последним этапом ее консолидации. Что произошло и что от этого изменилось? Раньше было очевидно, что президент не доверял избранным региональным лидерам - для этого у него было достаточно оснований, поскольку многие из губернаторов не вполне заслуженно носили это звание. То есть, у губернаторов была презумпция виновности. Теперь же введена система, при которой президент сам предлагает эти кандидатуры, и, значит, по определению, он должен этим людям доверять. Прежде федеральный центр для консолидации своей власти формировал собственную систему властной вертикали, а губернаторы, чтобы реализовать полномочия, создавали свою. Эти вертикали конкурировали и мало взаимодействовали. Новая система формирования власти выстраивает единую вертикаль. Выдвинутым им же самим губернаторам президент может доверять гораздо больше, чем избранным. Поэтому следующий этап - это наделение этих людей теми полномочиями, которыми обладали федеральные органы власти, входившие в федеральную президентскую вертикаль.
--Если будет создано некое подобие "системы первых секретарей", то партии "Единая Россия" будет отведена роль Политбюро?
--Скорее ЦК. Некоторые компоненты предложенной реформы федеративных отношений, будут укреплять "Единую Россию" как крупнейшую партию страны. Я напомню, президент в своем послании Федеральному собранию говорил, что в будущем планирует выдвигать кандидатов, представляющих партию большинства в парламенте соответствующего субъекта федерации. Сейчас на всех уровнях законодательной ветви власти это большинство представляет "ЕР". Вполне естественно, что люди с губернаторскими амбициями будут тяготеть к этой партии. Поэтому такое решение президента работает на укрепление "Единой России".
--Некоторые региональные лидеры, например, мэр Москвы Юрий Лужков, негативно восприняли нововведеия в системе федерадьных взаимоотношений...
--Во время выступления Лужкова на президиуме Госсовета и в Калининграде прозвучали некоторые критические замечания в отношении взаимодействия центра и региона, но не предложенных реформ. Говорить о том, что столичный мэр негативно отнесся к тому, что получил дополнительные полномочия, ни в кое случае нельзя.
--Как изменится, на Ваш взгляд, ситуация в стране к 2008 году в связи с таким "революционным" преобразованием?
--Действуя подобным образом, Путин, безусловно, намерен создать условия для плавной передачи власти в рамках существующей политической системы и в рамках существующего политического расклада сил: своими последними шагами президент в значительной степени предотвращает возможность формирования региональной фронды. Кроме того, передача полномочий, как уже было сказано, предусматривает передачу ответственности. В этом случае президент делит ответственность за происходящее в стране с губернаторами, которые получают дополнительные полномочия и финансы для решения своих задач. Если в централизованных системах недовольство граждан сразу идет на самый верх, то в децентрализованных системах конфликты локализуются на местном, региональном уровне. Заканчивая свое выступление в Калининграде 2 июля, Владимир Путин сказал, что это только первый шаг на пути решения проблемы децентрализации власти в Российской Федерации. В дальнейшем передача дополнительных функций регионам будет продолжена: в перспективе президент видит губернаторов в составе так называемого "расширенного правительства".
--И все-таки, эта очередная реформа федеративных взаимоотношений направлена прежде всего на обеспечение преемственности власти, что отвечает интересам определенной группы людей из элиты или работает на интересы страны в целом?
--Я считаю, что это позитивное изменение. В начале 90-х годов, когда Борис Ельцин разрешил взять столько суверинета, сколько региональные лидеры смогут унести, Россия страдала от чрезмерной децентрализации. Возникла реальная угроза развала страны. Поэтому маятник качнулся в обратном направлении. Теперь ситуация в корне иная. Достигнута такая точка, когда развитию мешает уже излишнее участие федерального центра в делах регионов. Маятник качается и это нормально: не бывает застывших федеративных взаимоотношений.
Интервью "Политическому журналу", июль 2005 г.