"Статус Орел". - Валентин Иванович, какова структура ФАС России в настоящее время? Расскажите немного о своём управлении.
- В состав ФАС России входит 75 территориальных органов по всей стране численностью около 1400 работников. В целом же в антимонопольном ведомстве трудятся немногим более 1800 сотрудников. В Орловской области с января 1992 года действует Орловское УФАС России. Численность его - 16 человек. Кадровый состав стабилен: 11 работников работают более 10 лет; три сотрудника Управления имеют учёную степень кандидатов наук. Один сотрудник учится в докторантуре.
"Статус Орел". - С чего началась Ваша работа в антимонопольном ведомстве?
- Во исполнение указания Правительства Российской Федерации администрация Орловской области разместила формирующееся в январе 1992 года Орловское теруправление ГКАП Российской Федерации в Доме Советов в помещениях, где ранее размещался Орловский обком партии. И если помещения были в нормальном состоянии, то мебель почему-то была поломана. Поэтому каждый, кто приходил на работу в территориальное управление начинал оборудовать своё рабочее место: ремонтировать стол и стул, подыскивать стулья для посетителей, шкафы, сейфы. Параллельно изучали Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) и тогда ещё проект Закона РСФСР "О защите прав потребителей", а также рекомендации по применению антимонопольного законодательства. Одним из первых организационных документов выпущенных в теруправлении был приказ об утверждении номенклатуры дел Орловского теруправления ГКАП Российской Федерации. Кроме того, формируя территориальные органы, ГКАП Российской Федерации интенсивно обучал руководителей теруправлений и их заместителей на 2-3 недельных семинарах в центральном аппарате, который располагался в то время в г. Москве на проспекте Вернадского. Для чтения лекций были приглашены разработчики Законов о конкуренции и защите прав потребителей, советники Президента Российской Федерации, иностранные специалисты, работавшие в сфере антимонопольного законодательства, в том числе бывшие руководители антимонопольных ведомств развитых стран. Необходимо отметить, что антимонопольный орган всегда функционировал в стесненных финансовых условиях, а в момент формирования территориальных органов финансирование их было открыто только в мае 1992 года. Однако, это никоим образом не сказывалось на энтузиазме работников, которые пришли работать в антимонопольные органы и занимались организацией нового для Российской Федерации органа исполнительно власти.
"Статус Орел". - Валентин Иванович, вкратце расскажите об итогах деятельности антимонопольного территориального органа, а также о том, какие задачи остались нерешенными и что необходимо изменить.
- Антимонопольное ведомство со дня его образования стало активным участником и инициатором важнейших экономических преобразований в стране и регионах. Благодаря этой деятельности происходила и продолжает осуществляться демонополизация экономики России, в том числе сфер её естественных монополий, защищается и развивается конкуренция на товарных и финансовых рынках и, что безусловно важно, произошли положительные изменения в части формирования уважительного отношения к принципам конкуренции у органов власти всех уровней, бизнес-сообщества, граждан.
За 15 лет существования антимонопольного территориального органа при его активном и непосредственном участии становилась и развивалась региональная конкурентная политика, была организована система защиты прав потребителей и налажено собственно потребительское образование, Управление принимало непосредственное участие в становлении, укреплении, поддержке и защите малого бизнеса (например, количество предприятий и организаций за 15 лет выросло в регионе почти в 6 раз, количество предпринимателей без образования юридического лица достигло почти 25 тысяч), на территории региона успешно реализуется законодательство о естественных монополиях и рекламное законодательство.
В 2006 году антимонопольное ведомство, образно говоря, получило в руки новые федеральные законы: "О защите конкуренции" и "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", новый Федеральный закон "О рекламе".
Начато их активное применение на практике.
В правоприменении этих законов Управление активно сотрудничает с правоохранительными органами на основе планов совместных действий.
К проблемным вопросам конкурентной политики антимонопольное ведомство относит проблемы функционирования рынков нефтепродуктообеспечения.
Указ Президента Российской Федерации об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения ( 1992 г .) на основании которого осуществлены институциональные образования в отрасли нефтепродуктообеспечения фактически закрепил за одной компанией группы регионов страны. Это привело к их доминированию на товарных рынках нефтепродуктообеспечения субъектов Российской Федерации. Плоды этих институциональных преобразований нефтяной отрасли мы пожинаем до сих пор, чувствуя на себе проявление межрегионального монополизма вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) в ценах на нефтепродукты.
Управление осуществляет постоянный мониторинг рынка нефтепродуктообеспечения. На данном товарном рынке доминирующее положение с долей более 70 % занимает ВИНК "Нефтяная Компания "ЮКОС" (далее НК "ЮКОС") в лице своих дочерних фирм ЗАО "Орелнефтепродукт" и ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" (Орловский филиал). Кроме того, НК "ЮКОС" с такой же долей доминирует на товарном рынке Тамбовской области, а с долей более 35 % - на товарных рынках Белгородской, Брянской, Воронежской и Липецкой областей.
В 2005 году Управление возбудило в отношении ООО "ТД "ЮКОС-М" дело о нарушении антимонопольного законодательства и рассмотрело его. Доказав факты нарушения закона, Управление взыскало в бюджет незаконно полученный доход в сумме 297 тысяч рублей.
В 2006 году в производстве Управления находятся три дела в отношение дочерних фирм НК "ЮКОС", возбужденные по признакам нарушения антимонпольного законодательства на оптовом и розничном рынках нефтепродуктообеспечения региона.
Но, надо признать, что эффективность административного воздействия антимонопольного ведомства на ВИНКи мала, так как взыскиваемые суммы ничтожно малы по сравнению с прибылью нефтяных компаний. В части ужесточения ответственности за нарушения антимонопольного законодательства антимонопольщики большие надежды возлагают на новый закон "О защите конкуренции" и изменения в КоАП Российской Федерации, вводящие оборотные штрафы.
Кроме того, ФАС России вышло в Правительство Российской Федерации с предложениями по совершенствованию государственных закупок нефтепродуктов путём проведения торгов исключительно в форме аукциона, по организации биржевой торговли нефтепродуктами, по приведению комплексных изменений налога на добычу полезных ископаемых, по коррекции механизмов установления таможенных пошлин, по внесению изменений механизма назначения и порядка взимания акцизов, о законодательном ограничении доли хозяйствующего субъекта на региональном розничном рынке нефтепродуктов величиной менее 50 процентов.
Мы надеемся, что осуществление этих мер позволит снизить ценовое давление хозяйствующих субъектов рынка нефтепродуктообеспечения на потребителей.
"Статус Орел". - Ваши пожелания коллегам по антимонопольной службе.
- Необходимо отметить, что более 30 процентов руководителей и более половины сотрудников территориальных органов ФАС России работают практически со дня их основания. Это золотой фонд антимонопольного ведомства. Они заслуживают самых искренних слов благодарности за тот личный вклад в дело становления конкурентной политики в нашей стране и проявленные при этом высокое гражданское сознание, трудолюбие, инициативу в деле становления и формирования системы антимонопольных органов. Говоря тёплые слова благодарности в адрес коллег, которые трудятся в антимонопольных органах, не могу не назвать руководителей федерального антимонопольного ведомства внесших неоценимый вклад в его становление, развитие и укрепление. Это - первый председатель ГКАП России - В.П. Черногородский, председатель ГКАП России Л.А. Бочин, председатель ГАК России Н.Е. Фонарёва, Министры МАП России: Г.М. Ходырев и И.А. Южанов, а также действующего руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева.
Всем коллегам-антимонопольщикам хочу пожелать здоровья, благополучия и успехов в работе во имя процветания родного Отечества.
17.10.2006
ufas.myorel.ru