Вопрос: В июне 2007 года Президент Российской Федерации утвердил Концепцию участия России в содействии международному развитию. Как идёт реализация Концепции?
А.В.Яковенко: В Концепции определены основные цели, задачи и принципы политики Российской Федерации в данной области, а также последовательность и ключевые элементы создания национальной системы содействия международному развитию (СМР), включая вопросы его планирования, администрирования, оценки эффективности, роль бизнеса и научных кругов. В соответствии с Концепцией наша вовлечённость в сотрудничество в сфере развития стала приобретать системный характер.
В ноябре 2007 года Правительство Российской Федерации одобрило План мероприятий по реализации Концепции. Он предусматривает принятие конкретных мер по созданию нормативно-правовой и институциональной базы российского СМР.
В 2007 году российское участие в СМР увеличилось в два раза по сравнению с 2005-2006 гг. и составило около $210 миллионов. На недавно завершившейся Дохийской конференции по финансированию развития мы подтвердили, что в ближайшие годы Россия собирается увеличить расходы федерального бюджета на цели СМР до $400-500 миллионов.
Вопрос: Оказание помощи иностранным государствам рассматривается странами-донорами в качестве эффективного инструмента налаживания двусторонних отношений. Намерена ли Россия задействовать этот ресурс для расширения возможностей своей внешней политики?
А.В.Яковенко: Как я только что отметил, Правительство России предпринимает последовательные шаги по наращиванию своего донорского потенциала. При этом мы руководствуемся курсом на отстаивание принципов глобального партнёрства в области развития, закреплённых в ключевых итоговых документах международного сообщества.
Мы исходим также из понимания того, что содействие развитию является важным инструментом внешней политики, позволяющим странам развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в первую очередь на двустороннем, а также региональном и глобальном уровнях и повышать внешнеполитический авторитет страны.
В настоящее время Россия оказывает содействие развитию в основном по многосторонним каналам через международные финансовые организации и организации системы ООН, поскольку в нашей стране пока не создана нормативная и институциональная база для оказания помощи на двусторонней основе. В частности, необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс, которые определили бы понятие "льготный кредит или кредит, предоставляемый на условиях содействия развитию", а также закрепить законодательно формирование "Бюджета официальной помощи развитию ОПР".
Вопрос: Известны обязательства традиционных доноров выделять 0,7 % от ВНП на цели помощи развитию. Каково отношение России к этим обязательствам?
А.В.Яковенко: Вообще идея выделять развитыми странами 0,7% от своего ВНП для оказания содействия развивающимся странам появилась в ООН в 70-х годах. Современным документом, на который опирается международное сообщество при обсуждении этой темы, является Монтеррейский консенсус. Последний раз эти показатели были подтверждены в начале декабря этого года на второй Международной конференции по финансированию развития в Дохе. Мы считаем это важным достижением Дохийской конференции в условиях масштабного финансово-экономического кризиса.
В Концепции участия России в СМР говорится, что по мере формирования соответствующих социально-экономических предпосылок Россия будет наращивать объёмы средств, выделяемых на СМР, таким образом, чтобы создать устойчивую тенденцию к достижению в перспективе цели выделения на СМР не менее 0,7% ВНП.
Это означает, что мы признаём эту цель и делаем всё от нас зависящее, чтобы приблизить её достижение. На данном этапе речь, в первую очередь, идёт о совершенствовании институционно-правовой основы для двусторонней работы, т.к. именно на двустороннее сотрудничество и должна, по нашему мнению, приходиться основная часть идущих на цели развития средств. Это подтверждается и международным опытом - по данным разных стран-доноров на двустороннее взаимодействие в сфере развития приходится до 70% бюджета развития, и только 30% помощи идёт по многосторонним каналам.
Вопрос: Не могли бы Вы поподробнее остановиться на нашем сотрудничестве с организациями системы ООН?
А.В.Яковенко: Оперативные программы и фонды, региональные экономические комиссии и специализированные учреждения ООН оказывают разностороннюю гуманитарную и техническую помощь, содействие в постконфликтной реабилитации и восстановлении, преодолении последствий стихийных бедствий, закладывая, таким образом, основы для устойчивого развития стран.
В настоящее время Россия вносит добровольные взносы в такие организации ООН, как Всемирная продовольственная программа ($11 млн), Всемирная организация здравоохранения ($5 млн), Фонд промышленного развития Организации Объединённых Наций по промышленному развитию ($2,6 млн), Фонд по миростроительству ООН ($2 млн), Европейская экономическая комиссия ($1,2 млн), Программа развития ООН ($1,1 млн), Детский фонд ООН ($1 млн) и ряд других.
Как видно из цифр, приоритет мы отдаём сотрудничеству в области продовольственной безопасности. Мы убеждены, что обеспечение продовольствием нуждающегося населения является важной составной частью любой гуманитарной операции. Среди стран, в которые направляется через Всемирную продовольственную программу наша продовольственная помощь, государства СНГ (Молдавия, Киргизия, Таджикистан), Азии (КНДР, Афганистан), Африки (Ангола, Гвинейская Республика, Зимбабве) и Латинской Америки (Куба). Кроме регулярного взноса в ВПП мы оказываем через Программу разовую продовольственную помощь. Так, в 2008 году мы предоставили такую помощь Бангладеш, Гвинее и Зимбабве на общую сумму $3,5 миллиона. С 2009 года наш взнос в ВПП увеличится до $15 миллионов. Намерены и дальше его наращивать.
В целом, рассматриваем взносы в агентства ООН как важный вклад в усилия международного сообщества по достижению согласованных целей ООН в области развития, в частности Целей развития тысячелетия (ЦРТ).
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о взаимосвязи ЦРТ с содействием международному развитию.
А.В.Яковенко: Россия всемерно поддерживает усилия международного сообщества по достижению ЦРТ.
Руководствуясь принципом общей ответственности за международное развитие и расширяя свою ресурсную базу, Россия будет последовательно проводить курс на конструктивное участие в коллективных усилиях по борьбе с нищетой, голодом, инфекционными заболеваниями, преодолению последствий чрезвычайных ситуаций, поиску эффективных ответов на другие глобальные вызовы и угрозы социально-экономическому прогрессу.
Мы убеждены, что центральная роль в расширении международного взаимодействия в целях развития должна принадлежать ООН. Россия последовательно выступает за укрепление роли и авторитета Организации в реализации глобальной повестки дня в области развития.
Вопрос: Может ли сегодняшний глобальный финансово-экономический кризис как-то негативно повлиять на достижение ЦРТ и содействие международному развитию?
А.В.Яковенко: Я бы сказал, что влияние кризиса на финансирование развития было своевременно купировано в отличие от 90-х годов прошлого столетия, когда рецессия в мировой экономике привела к двадцатипроцентному сокращению объёмов предоставляемой помощи. Этот факт подтверждён результатами Международной конференции по финансированию развития в Дохе. Следует отметить, что накануне Конференции у некоторых стран были даже сомнения в целесообразности её проведения в условиях финансового кризиса. Однако возобладал ответственный подход, и она всё-таки состоялась. Более того, на Конференции развитые страны, включая Россию, подтвердили, что намерены обеспечить выполнение принятых на себя обязательств по оказанию помощи развивающимся странам и не допустить сокращения как уже реализуемых, так и новых программ в области содействия развитию.
Вопрос: Как известно, в Дохе было принято решение о проведении Конференции ООН на высшем уровне по проблеме мирового финансово-экономического кризиса и его влияния на развитие. Прокомментируйте, пожалуйста, эту инициативу.
А.В.Яковенко: Мы поддержали это предложение, поскольку считаем, что нужно максимально эффективно использовать уникальный потенциал ООН как универсальной международной организации для генерирования политических импульсов, направленных на преодоление мирового финансового и экономического кризиса, минимизации его влияния на развитие.
То, что идея созыва такой Конференции, вначале встретившая сопротивление со стороны ряда стран, в конечном итоге была одобрена, свидетельствует, как представляется, о росте осознания необходимости обеспечения широкой политической поддержки мер, направленных на адаптацию мировой финансовой архитектуры к решению задач по преодолению нынешних кризисных явлений.
Российская Федерация намерена принять самое активное участие в обмене мнениями по модальностям предстоящего форума ООН, которые в соответствии с решениями, принятыми в Дохе, необходимо определить к марту следующего года.
Вопрос: Часто приходится слышать критические оценки эффективности оказания содействия международному развитию. Существуют ли международные механизмы повышения результативности СМР?
А.В.Яковенко: Тематика эффективности содействия развитию в последние годы приобретает всё более важное значение в международном диалоге по финансированию развития.
Процесс обсуждения данной проблематики был запущен в ходе Форума по гармонизации содействия в Риме в 2003 году. В настоящее время в качестве основы для действий донорского сообщества по обеспечению качества помощи рассматривается Парижская декларация об эффективности помощи развитию, принятая на Втором форуме высокого уровня в Париже в 2005 году.
В Парижской декларации зафиксирована приверженность развитых и развивающихся стран следовать ряду принципов эффективности помощи развитию, включая повышение национальной ответственности стран-получателей, обеспечение согласованности действий, гармонизация взаимодополняемости усилий стран-доноров, осуществление ориентированного на результаты управления, усиление взаимной подотчетности стран-доноров и получателей содействия.
Участниками Парижской декларации являются 119 государств, в том числе Россия, и 26 крупных международных организаций.
Итоговый документ состоявшегося 2-4 сентября 2008 года в Аккре Третьего форума по эффективности помощи развитию призван придать дополнительный политический импульс усилиям, направленным на выполнение Парижской декларации. Его итоговый документ построен вокруг тезиса о недостаточности предпринимаемых международным сообществом усилий для выполнения зафиксированных в Декларации задач и необходимости их наращивания в контексте достижения зафиксированных в ней качественных и количественных показателей в установленные сроки, то есть к 2010 году.
23-12-2008
www.mid.ru