Пожалуй, самым важным результатом развития благотворительности в России в XIX веке следует признать широкое распространение высоких гуманистических идей доступности, равенства, бесплатности социальных благ и услуг. После этого в России фактически оказались неприемлемы другие принципы организации образования, здравоохранения, социального обеспечения. Даже если эти принципы не выполнялись, требовали огромных затрат, все равно как идеал обществом были восприняты именно они. Идеи общедоступности и бесплатности, превратившись в социальные нормы, стали основой институционального устройства. Книга Г. Н. Ульяновой "Благотворительность в Российской империи, XIX - начало XX века" дает прекрасный исторический анализ становления (выращивания и распространения в обществе) идей благотворительности. Автор убедительно показывает, как предоставление комплекса гражданских прав включало в благотворительность целые социальные группы. Например, право женщин на самостоятельное распоряжение имуществом сыграло ключевую роль в их участии в благотворительности. Развитие городского и местного самоуправления с необходимостью активизировало поиск современных гибких финансовых механизмов, позволяло решать крупные инфраструктурные сетевые задачи.
Без сомнения, книга содержит очень много интересного материала, и вдумчивый читатель сумеет организовать с книгой конструктивный диалог. Чтение книги можно сравнить с захватывающей прогулкой в лесной чаще. Для того чтобы построить правильный маршрут, приходится делать зарубки, возвращаться, запоминать, сравнивать, делать выводы.
Книга состоит из введения, пяти глав и заключения, снабжена подробным именным указателем.
Во введении автор раскрывает значение и место вопросов изучения истории благотворительности в отечественной историографии, задает рамки исследования, определяет цель предлагаемой вниманию читателей книги как реконструкцию истории формирования и функционирования благотворительной помощи России, ее роли в контексте формирования черт гражданского общества. К достоинствам книги следует отнести тот факт, что автор осуществляет такую реконструкцию на основе проработки многочисленных архивных, а также опубликованных, но пока не введенных в научный оборот источников. В книгу включены сведения, характеризующие развитие благотворительности во многих городах и регионах России, делается попытка на основе сравнительного анализа выявить региональные особенности.
Первая глава посвящена феномену благотворительности как таковому. Автор подробно останавливается на терминологии, описании раннего периода истории благотворительности в России, начиная с X века, прослеживает изменение форм подаяния в Новое время, приводит интересные статистические данные. Тем не менее, следует отметить, что попытку выявить концептуальное содержание феномена благотворительности из анализа древних источников и солидных словарей позапрошлого столетия вряд можно признать удачной. За пределами рассмотрения автора остались современные взгляды на благотворительность как на социальное партнерство, включающее механизмы социальной ответственности за будущее развитие России общественных организаций, бизнеса, граждан. В результате автор практически сконцентрировался на анализе вопросов попечения бедных, резко сузив современную трактовку феномена благотворительности.
Да, конечно, понятие благотворительности исторично, каждая эпоха наполняет его своим смыслом, но взгляд из будущего в прошлое позволяет прозреть зародыши таких институтов, на которые прошедший век не обратил внимания и в которых век нынешний остро нуждается. Так, например, вчитываясь в факты, рассматриваемые Н. Г. Ульяновой в разных главах книги, понимаешь, что в России уже в XIX веке использовались механизмы эндаумента, так востребованные сегодня, а также финансовые инструменты ВОТ(Build, Operate and Transfer)-соглашений [1] для развития инфраструктуры и городского благоустройства. Однако эти примеры читателю надо выискивать из разных глав книги, как бусины из шкатулки, и нанизывать на нити собственных представлений. Сначала в главе, посвященной региональному развитию, читателю придется выявить такие факты, а потом попытаться найти законодательное и институциональное оформление в соответствующих главах. Однако здесь читателя подстерегает опасность - описание правовых норм нередко носит фрагментарный характер.
Все вышесказанное является следствием понимания Г. Н. Ульяновой феномена благотворительности. Так, на с. 19 автор пишет: "Строго говоря, только оказание бескорыстной помощи частными лицами частным же лицам можно назвать благотворительностью в полном смысле слова". С этим трудно полностью согласиться. Во-первых, содержание деятельности, включаемой в понятие благотворительности, вряд ли исчерпывается оказанием помощи, даже бескорыстной. Безусловно, благотворительность характеризуется такими словами, как со-трудничество, со-действие, поддержка, социальная коммуникация, партнерство.
Во-вторых, участники благотворительности - это не только частные лица, но и общественные организации, некоммерческие фонды, как государственные, так и негосударственные учреждения, бизнес-структуры и т. д. Особый характер деятельности, делающей ее благотворительной, определяется ее целями, а не частным статусом участников. Конечно, не следует подменять обязательства государства перед своими гражданами в области социальной политики благотворительной деятельностью. Но государство может быть полноправным участником благотворительности, так же как и его институции. Например, государственный университет или городская больница вполне могут осуществлять серьезные благотворительные программы, вовсе не являясь частными лицами. К счастью для читателя, автор не придерживается строго своего понимания термина, поэтому книга более объемна и содержательна, чем данное автором определение благотворительности.
Тем не менее, перекос в сторону рассмотрения вопросов "помощи согражданам, неспособным прокормить себя собственным трудом" (с. 19), в книге есть. Поэтому без подробного рассмотрения остаются вопросы использования благотворительности для снаряжения экспедиций, поддержки культурных проектов, научных экспериментов, социальных инициатив и даже политической оппозиции. Благотворительная поддержка революционеров, а иногда и террористов дорого обошлась России. Однако эти вопросы выходят за рамки исследования, предложенного автором книги.
Обзор статистических данных, представленных Г. Н. Ульяновой в первой главе, в основном посвящен оценке числа нуждающихся и тех, кому оказана помощь. Такой акцент при выборе статистических данных сделан по причине жесткой увязки автором вопроса социальной значимости благотворительности с вопросом о числе нуждающихся (с. 39). Хотя обзор, несомненно, представляет интерес, он не исчерпывает статистику, характеризующую развитие благотворительности в России в рассматриваемый период.
Вторая глава посвящена источникам и историографии. Глава написана высокопрофессионально, с использованием обширного материала. Особый интерес представляет критический анализ современных отечественных исследователей благотворительности за 1989-2004 годы. Автор дает беспристрастную оценку не только монографиям, статьям, но и докторским и кандидатским диссертациям, защищенным по этой проблематике практически по всей России.
В третьей главе рассматривается законодательство о благотворительности в России. Глава очень важна в контексте книги, хотя по существу она относится к институциональным аспектам благотворительности, которые рассматриваются в следующей - четвертой - главе. В главе собран и проанализирован очень интересный материал, однако автору не хватает концептуальной четкости при анализе вопросов правового регулирования благотворительности, и поэтому остаются не ясными как общая структура законодательного регулирования, так и пробелы и противоречия в законодательстве, препятствующие развитию благотворительности. Раздел, посвященный попыткам реформирования законодательства в 1890-е годы, столь актуальный для сегодняшних читателей, к сожалению, перегружен подробностями личной биографии К. К. Грота. В целом, глава получает полноценное звучание, когда читатель погружается в изучение практики благотворительности, особенно в главе, посвященной региональному опыту, и тогда для понимания спектра возможностей развития благотворительности возвращается к анализу законодательной базы, представленному в третьей главе. Тогда для читателя приобретают практическое значение вопросы налогообложения, процедуры передачи прав на недвижимость и условия использования специальных капиталов, назначение которых определялось благотворителем, и т. д. Многие из этих вопросов освещены в книге, но сведения о них приходится извлекать из обширного описания исторического контекста, которым увлечен автор.
Четвертая и пятая главы книги содержат богатейший материал о практике благотворительности в России за период, гораздо более длительный, чем тот, который вынесен в название книги. Автором проанализировано очень много источников, материал представлен живо и интересно. Г. Н. Ульянова изучает нравственные основы благотворительности в России, анализирует мотивацию разных филантропов, показывает смену социальных групп и их ролей по ходу развития, оценивает социальные последствия. Четвертая и пятая главы базируются на тщательно подобранном статистическом материале. Г. Н. Ульянова, раскрывая институциональные аспекты организации благотворительности в России, показывает взаимосвязь между развитием благотворительности и отменой крепостного права, а также земской и городской реформами. Эти реформы дали толчок общественной активности и привели к смене акторов бурного развития благотворительности в России на рубеже веков. Если в первой половине XIX века ключевая роль принадлежала элите общества в лице дворянства, как пишет автор, "под покровительством царской власти", то после проведения земской и городской реформ инициатива перешла к городским неслужилым сословиям и прежде всего купечеству, началось формирование ответственного за свою судьбу гражданского общества.
Те из читателей, которые сегодня участвуют в обсуждении и разработке механизмов создания и функционирования в современной России эндаументов, заинтересуются докладом Московской городской управы "О порядке управления городскими капиталами и фондами". Этот доклад был издан 19 марта 1911 года и обстоятельно анализируется в книге Г. Н. Ульяновой. В книге приведено множество убедительных (что называется, на цифрах) примеров использования на благотворительные цели доходов от сдачи в аренду пожертвованной городу недвижимости и целевых капиталов. Очень подробно изучены механизмы партнерства крупного бизнеса и городского самоуправления, включая вопросы участия в управлении городом представителей бизнеса, основных жертвователей.
Подводя итог, можно сказать, что книга Г. Н. Ульяновой похожа на энциклопедию, в ней вдумчивому читателю можно очень много найти интересного, полезного, иногда спорного... Книга делает читателя умнее и богаче; может быть, некоторых она убедит, что благотворительность - дело каждого.
[1] Передовая ныне форма общественно-частного партнерства, при которой частная организация получает право реализации на льготных условиях крупного инфраструктурного проекта (строительство больницы, водопровода и т. п.) и в течение определенного периода управляет этим имуществом, а затем передает его в общественную (как правило - муниципальную) собственность.
Г. Н. Ульянова. Благотворительность в Российской империи, XIX - начало ХХ века / Москва: Наука, 2005. 403 c.
No 4 за 2006 г.
http://www.strana-oz.ru/authors/?author=576