11 сентября 2006
2447

Ирина Бороган: Как Бен Ладена обучал Азаам

Репортажи из Палестины. Первая серия: наши корреспонденты побывали в семье Абдаллы Аззама - "духовного учителя" Усамы бен Ладена

Еще в Ливане нам стало ясно, что в результате этой войны лидер "Хезболлах" Хасан Насралла стал популярен не только на Ближнем Востоке, но и среди всех мусульман. Есть повод задуматься. Да, на юг Ливана вошли регулярные части и миротворцы, да, снята блокада. Но тем временем продолжаются боевые действия на другом фронте - в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, где израильтянам противостоит организация "Хамас", которая первой, чуть раньше "Хезболлах", похитила израильского солдата. И в столице Палестины Рамалле портреты Насраллы теперь встречаются не реже, чем Ясира Арафата.

"Хамас", их политические соперники из ФАТХ и израильский спецназ - далеко не единственные силы в Палестине. Ситуация представляется весьма запутанной, противоречивой и взрывоопасной. Чтобы разобраться в ней, мы накануне пятой годовщины терактов 11 сентября отправились в глухую палестинскую деревню к северо-западу от Дженина, где живет семья Абдаллы Аззама - духовного учителя Усамы бен Ладена. Многие из родственников Аззама по-прежнему в центре событий, происходящих в исламском мире.



- Что вы делали в Ливане? А в Сирии? Вы с этими... товарищами что-то обсуждали перед командировкой в Израиль? - сотрудник безопасности схватил наши документы и пошел искать старшего. В итоге люди из авиакомпании "Эль Аль", обнаружив в наших паспортах ливанские визы, проверяли нас в течение трех часов, раздев догола, а потом провели под конвоем на борт самолета.

В Палестину попасть оказалось намного проще. На блокпосте Каландия под Иерусалимом обошлось даже без проверки документов. Через двадцать минут мы уже въехали на центральную площадь Рамаллы - Аль-Манара, увешанную плакатами Арафата и Насраллы.

Силат-аль-Хартия, где живет семья духовного учителя бен Ладена, находится примерно в 70 км от палестинской столицы. Село, расположенное в окрестностях города Дженин, пользуется дурной славой среди израильтян, считающих его гнездом исламистов. Вообще-то и сам Дженин, в котором живут не больше 35 тысяч человек, - населенный пункт довольно опасный: израильский спецназ заходит сюда каждую неделю. Это единственное место на Западном берегу, откуда год назад Израиль вывел всех своих поселенцев, и это при том, что на Западный берег, в отличие от Газы, приехали люди идейные, для которых библейские Иерихон и Вифлеем имеют не только символическое значение, - так что вынудить их уйти отсюда крайне трудно.

В результате все палестинское население этих краев на особом счету у Израиля: даже для поездки в Рамаллу им требуется специальное разрешение, не говоря уже о Иерусалиме. Перестрелки с израильтянами, которые считают Дженин и его окрестности базой для террористов, происходят постоянно: последняя - за день до нашего приезда.



Гористый ландшафт и оливковые рощи на подъезде к Дженину настраивают на миролюбивый лад. Здесь нет даже израильских блокпостов, которые выставлены вокруг поселений по всем дорогам Западного берега. В самом городе так жарко, что кажется, дома из простого тесаного камня вот-вот треснут. На улицах развешаны желтые флаги ФАТХ и зеленые - "Хамас".

В Израиле нам рассказывали, что здешние нравы так же патриархальны, как в Кабуле при талибах. Но в кафешке, где вместе с проводниками из ФАТХ мы ждем ответа от Аззамов, чай подает официантка в джинсах и белой рубашке. На стене кафе - фотографии детей, погибших от израильской бомбежки в ливанском городе Кана, кадры из разрушенного Баальбека и из тюрьмы Гуантанамо. С политинформацией здесь все в порядке.

В кафе входит мужчина в костюме, нам его представляют как местного судью по уголовным делам. Спрашиваем:

- И какие тут преступления популярны?

- В основном мелкие, организованной преступности у нас совсем нет, - улыбается судья.

Село Силат-аль-Хартия, в которое нам нужно попасть, даже на фоне Дженина - особенное место. Визитов европейских журналистов местные жители припомнить не могут. Периодически армия противника сносит здесь дома, которые, по данным израильтян, принадлежат сторонникам радикальной организации "Исламский джихад". В апреле прошлого года израильтяне арестовали в селе сбежавшего из тюрьмы члена этой группировки Муханада Зияда; в августе 2005-го взяли 11 членов "Хамас", наладивших производство корпусов для ракет "Кассам" (пока палестинцам удается запускать "Кассамы" только из сектора Газа, и 11 умельцев вполне могли "исправить" эту "недоработку"). В январе 2006 года тут был схвачен Хасин Джардат, глава "Исламского джихада" в Дженине, которого считают причастным к организации атак шахидов на израильские города.

Во время нынешнего кризиса село вновь "отличилось": 27 июня здесь были пойманы три члена "Исламского джихада", на следующий день - перестрелка с солдатами израильской армии ЦАХАЛ, 6 августа в селе убили одного из лидеров военизированной группировки "Батальоны Аль-Кудс", а 23 августа снова появились израильские десантники и застрелили одного из лидеров того же "Исламского джихада".

Но на весь мир Силат-аль-Хартию прославил другой уроженец села - Абдалла Аззам, духовный учитель Усамы бен Ладена. Именно он создал "Арабский легион", воевавший в Афганистане против советских войск. В 1985 году вместе с бен Ладеном он организовал "Бюро по услугам" - "Мактаб Аль-Хидамат", которое координировало весь поток арабов, приезжавших на помощь афганским моджахедам. Именно Абдалла Аззам сформировал идеологию "Аль-Каиды" как движения глобального джихада. В 1989 году вместе с двумя сыновьями он погиб в Пешаваре при загадочных обстоятельствах.

На Ближнем Востоке человек ничто без своей семьи, и многие члены клана Аззамов еще в начале 80-х последовали за Абдаллой в Афганистан. Десять лет назад, в 1996 году, они вернулись в родное село.

В Дженине память Абдаллы Аззама чтут: в центре лагеря беженцев (а такие лагеря - основная кузница кадров для всех палестинских группировок) - мечеть его имени.

Семья не утратила связи с "Аль-Каидой": именно сын Абдаллы Аззама Хутайфа объявил полгода назад от имени "Аль-Каиды" об отстранении ныне покойного аз-Заркави от руководства действиями группировки в Ираке.

Собственно, теперь понятно, почему в селе не слишком ждут журналистов: когда родственники Абдаллы Аззама, многие из которых остались последователями идей глобального джихада, соглашаются общаться с прессой, то предпочитают давать интервью на территории Иордании. Так что шансов у нас немного, но нам везет.



Скромное белое здание на окраине села, над железными воротами - цитата из Корана. Это дом брата Абдаллы Аззама - Абдель-Малика. Село большое - около 9 тысяч, но этот дом тут знает каждый. Именно здесь и вырос Абдалла Аззам. Абдель-Малик приветлив и приглашает на кофе, но мы идем в дом по соседству - к Абдель-Кадру, старшему брату Абдаллы.

Босой Абдель-Кадр встречает нас у ворот и проводит в гостиную с большими мягкими диванами. На стене - портрет Абдаллы Аззама с двумя погибшими сыновьями. Молча мы ждем еще одного представителя клана - племянника Абдаллы.

Через пять минут стремительно входит доктор Ахмад Саид Салех Аззам, профессор исламской культуры в дженинском филиале университета Аль-Кудс. Жизнерадостный полный мужчина лет сорока пяти в белом дишдаше (арабской длинной рубашке) и арабском платке, перетянутом игалем (черным шнуром), усаживается в роскошное кресло. Нам объясняют правила: сначала нам расскажут о детстве Аззама до

19 лет (то есть пока он жил в Силат-аль-Хартия) и лишь потом - об афганском периоде. Сразу становится ясно, кто здесь главный - племянник, сопровождая рассказ отработанными жестами, выдает нам апокрифичную версию жизни Аззама:

- Когда все шли гулять, он шел учиться, когда все шли развлекаться, он читал Коран. В 1967 году он бежал от израильтян, его схватили на границе и стали обыскивать, а в его кармане лежал Коран, но он не позволил дотронуться до него неверным, хотя его могли застрелить. Иорданцы не позволили ему воевать с Израилем, и он уехал учиться в Дамаск, а потом в Египет. Вернувшись в Иорданию, Абдалла основал движение "Каваид-аль-Шуйюх" для борьбы с Израилем.

- Кто его тогда поддерживал?

- ФАТХ поддерживал, но тайно. Однако в 1969 году он оставил военный путь и начал преподавать в Университете короля Азиза в Иордании. Почему не спрашиваете, отчего он перестал воевать?

- Хорошо, спрашиваем.

- Потому что тогда начались столкновения палестинцев с иорданцами, а Абдалла Аззам не хотел, чтобы мусульмане воевали с мусульманами.

Тем временем нас угощают сначала кофе, потом чаем, а затем - кока-колой. Американская продукция здесь явно не под запретом. Ирина под благовидным предлогом проходит на женскую половину дома, где встречает двух дочерей Ахмада Аззама в джинсах и майках. Обе девушки - студентки, но без платка из дома не выходят.

Беседа продолжается:

- А сколько человек из семьи вернулись из Афганистана в село?

Этот вопрос доктор Ахмад Аззам предпочел не заметить. Хотя потом мы выяснили, что и сам он окончил университет Синд в Пакистане.

- Сколько сейчас человек из клана Аззама живет в селе?

- Около 150, наверное. Но часть семьи живет в Иордании.

- Почему он решил ехать в Афганистан?

- Он думал и про Йемен, и про Палестину. Но однажды он гулял по Мекке и встретил Умара Тильмисани - мужа сестры Саида Кутба (Кутб - один из крупнейших идеологов организации "Братьев-мусульман", его повесили в 1966 году в Египте за покушение на президента Насера. - Авт.). А Саид Кутб был большим авторитетом для Абдаллы Аззама. И Тильмисани сказал ему - иди в Афганистан. А тут так совпало, что Университет имени короля Абдель Азиза в Джидде (кстати, именно этот университет в 1979 году окончил бен Ладен. - Авт.) как раз решил направить своего преподавателя в Пакистан, и Абдалла Аззам понял, что это - воля Аллаха. Когда он приехал в Пакистан, то день работал в университете, а день готовил моджахедов. Но вскоре его уволили, и тогда он нашел поддержку у благотворительного общества "Рабитат аль-ам-Ислами" из Саудовской Аравии. Абдалла Аззам учил моджахедов воевать с русскими войсками. Но Абдалла Аззам всегда говорил, что только саудиты, но не США, поддерживали моджахедов!

Несмотря на то что нас заранее предупредили: вопросы про "Аль-Каиду" лучше не задавать, мы все-таки решили попробовать.

- Как Абдалла Аззам познакомился с бен Ладеном?

Брат и племянник сразу начинают бурно обсуждать что-то друг с другом, и переводчица предпочитает нам эту беседу не переводить.

- Что между ними произошло, точно никто не знает, все говорят разное, а мы при этом не присутствовали. Аззам был учителем бен Ладена, это точно, все остальное обросло слухами.

Племянника прерывает брат - Абдель-Кадр:

- Бен Ладен был совершенно другим, чем Аззам. Но теперь американцы считают Дженин местом, где родился терроризм. А почему? Просто потому, что Аззам помогал в борьбе своим братьям.

Пытаемся зайти с другой стороны:

- А какое будущее видел Аззам для Афганистана?

- Он хотел, чтобы Афганистан стал центром Исламского халифата (Исламский халифат - предполагаемое объединение всех мусульман в единое государство от Индонезии до Сомали, живущее по законам шариата. - Ред.). И все говорит в пользу этого: и история, и географическое положение этой страны, защищенной от внешнего врага горами.

...В этот момент переводчица вышла на пару минут, и племянник незамедлительно воспользовался ситуацией: сидящим рядком на диване четверым фатховцам пришлось выслушать целую речь Ахмада Аззама о том, как страдают мусульмане по всему миру: звучат названия Турции, Чечни, Ирака, Афганистана. Потом беседа продолжается:

- Кто-то из членов их семьи был арестован?

- Хасана, внука брата Абдаллы Аззама, арестовали два месяца назад на 35 дней. Он приехал сюда из Иордании на свадьбу, а израильтяне хотели выяснить, чем он тут собирается заниматься. Мой брат просидел в тюрьме 10 лет за то, что встречался с Абдаллой Аззамом в Афганистане. Сын старшего брата Малика был арестован в Пакистане в 2002 году, где он работал учителем в медресе, и попал на два года в Гуантанамо, - отвечает племянник.

- Что вы думаете о нынешней политической ситуации?

- "Хамас" и ФАТХ преследуют одну и ту же цель - вернуть Палестину палестинцам. "Хамас" хочет исламского пути, ФАТХ - светского, и это приводит к борьбе внутри палестинцев. Но большая ошибка - бороться друг с другом. Абдалла Аззам всегда говорил, что мусульмане никогда не должны убивать мусульман, что борьба друг с другом - это подарок Израилю. Я, например, поддерживаю "Хамас", но это не значит, что я против ФАТХ.

Тут Ахмад Аззам весело рассмеялся и снова посмотрел на присмиревших фатховцев. Пора было уходить. Напоследок Ахмад Аззам сообщил, что ему понравились наши вежливые манеры, и тут же предложил подумать над переходом в ислам. Чтобы выкрутиться из неловкой ситуации, мы пообещали для начала заняться изучением арабского.

Уже выйдя из дома Абдель-Кадра, слышим на улице стук молотков - метрах в 70 от дома идет работа на стройплощадке большой мечети, над которой развиваются зеленые флаги "Хамас", - мечети в честь Абдаллы Аззама. Здания начали строить совсем недавно. И мы вспоминаем слова бригадира Службы общей разведки в секторе Газа Мохаммеда аль-Масери: "Людей из "Аль-Каиды" у нас еще нет, но последний кризис уже привел к появлению здесь идей "Аль-Каиды".

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/69/17.html
11.09.2006

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован