Эксклюзив
09 июля 2014
4561

Ирина Пашковская: Энергетическое сообщество Юго-Восточной Европы как инструмент обеспечения энергобезопасности ЕС

К истории создания Энергетического сообщества ЮВЕ

Энергетическое сообщество Юго-Восточной Европы (ЮВЕ) было учреждено по инициативе Европейского союза с целью присоединения к его внутреннему энергетическому рынку энергетических рынков стран ЮВЕ и соседних с ними государств. В документе Европейской комиссии от 2003 г., в частности, говорилось, что политика формирования "интегрированного европейского внутреннего рынка, а не рынка, в который входят только государства-члены ЕС" приведет к "постепенному созданию настоящего европейского рынка электроэнергии и газа, потенциально включающего больше 35 стран с населением, превосходящим 600 млн человек" .
Создавая Энергетическое сообщество ЮВЕ, Евросоюз стремился повысить надежность собственного энергообеспечения за счет развития энерготранспортных мощностей для поставок природного газа из Черноморского и Центральноазиатского регионов, Северной Африки, Африки южнее Сахары, Ближнего Востока и Персидского залива, а также за счет эксплуатации расположенных в регионе месторождений природного газа и угля . В частности, решением Совета ЕС, одобрившего в мае 2006 г. участие Европейского Сообщества в Энергетическом сообществе ЮВЕ, было предусмотрено подключение Греции к рынкам газа и электроэнергии континентального ЕС, а также создание инфраструктуры на Балканах для получения Евросоюзом доступа к источникам энергоносителей в регионе Каспийского моря, в Северной Африке и на Ближнем Востоке .
В феврале 2007 г. глава Генерального директората Еврокомиссии по иностранным делам Э. Ландабуру на слушаниях в комитете по иностранным делам Европарламента заявил: "Договор Энергетического сообщества между Евросоюзом и странами-партнерами по европейской политике соседства будет региональным договором, обеспечивающим наши интересы как потребителей, а также интересы стран-транзитеров и производителей" . Порядок перечисления интересов участников Договора ясно указывает на приоритет энергетических интересов ЕС.
По признанию еврокомиссара по энергетике А. Пибалгса, перед Энергетическим сообществом ЮВЕ, как в свое время и перед Европейским объединением угля и стали, были поставлены две цели: политическая - развитие продвинутого сотрудничества между странами региона и экономическая - создание интегрированного рынка природного газа и электроэнергии . Высокая значимость интегрирования энергетического рынка региона ЮВЕ во внутренний энергетический рынок Евросоюза была также отмечена в декабрьской 2006 г. совместной программе трех последовательных председательств Евросоюза - Германии, Португалии и Словении .
Значение географического положения ЮВЕ для обеспечения поставок энергоносителей в Европу было подчеркнуто в Декларации Энергетического саммита "Природный газ для Европы: безопасность и партнерство", который проводился в Софии в апреле 2009 г. по инициативе президента Болгарии Г. Парванова. В своем выступлении президент, в частности, заявил: "Юго-Восточная Европа имеет стратегическое расположение, соединяя производителей - Россию, страны Центральной Азии, региона Каспийского моря, Ближнего Востока и Северной Африки, страны-транзитеры региона Черного моря и Кавказа с европейскими энергетическими рынками" .
Начало процессу формирования Энергетического сообщества ЮВЕ было положено в марте 2002 г., когда Еврокомиссия представила Стратегический документ по созданию регионального рынка электроэнергии в Юго-Восточной Европе и его интеграции во внутренний рынок электроэнергии Евросоюза. Данная инициатива получила развитие в ноябре 2002 г., когда страны ЮВЕ (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Бывшая Югославская Республика Македония, Греция, Румыния, Турция, Хорватия, Югославия) и Временная миссия ООН по управлению Косово , а также спонсоры (Еврокомиссия и Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы) и страны-наблюдатели (Австрия, Венгрия, Италия, Молдавия и Словения) подписали Меморандум о взаимопонимании относительно создания в Юго-Восточной Европе регионального рынка электроэнергии и его интеграции во внутренний рынок электроэнергии Евросоюза (Афинский меморандум 2002 г.). Этим документом стороны заявили о своем намерении к 2005 г. создать в регионе интегрированный региональный рынок электроэнергии, действующий на основе принципов и права внутреннего рынка электроэнергии Евросоюза.
В декабре 2003 г. странами ЮВЕ (за исключением Греции) и Европейским Сообществом в качестве полноценных участников, Австрией, Грецией и Италией в качестве так называемых политических участников, Пактом стабильности для ЮВЕ в качестве спонсора, а также Венгрией, Молдавией и Словенией в качестве наблюдателей был подписан еще один Меморандум о взаимопонимании (Афинский меморандум 2003 г.) . Отсутствие в этом документе указания на определенный энергоноситель свидетельствует о желании Евросоюза подчинить своим интересам весь спектр энергетического рынка стран ЮВЕ.
В соответствии с меморандумом 2003 г. стороны установили согласованные правила действий, обязались проводить совместимые политики развития рынков электроэнергии и природного газа, а также выразили желание к 2005 г. учредить интегрированный региональный энергетический рынок и обеспечить постепенную его интеграцию во внутренний энергетический рынок Евросоюза. Для финансового обеспечения этой деятельности Еврокомиссия согласовала позиции действующих в регионе спонсоров, в том числе международных финансовых институтов (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и др.) и стран (Германия, Греция, Италия, Канада, США, Чехия и Швейцария).
Договор, учреждающий Энергетическое сообщество, был подписан в Афинах 25 октября 2005 г. и вступил в силу 1 июля 2006 г. . В настоящее время сторонами этого Договора являются, с одной стороны, Евросоюз и, с другой стороны, страны-подписанты: Албания, Босния и Герцеговина, Бывшая Югославская Республика Македония, Молдавия, Сербия, Украина, Хорватия, Черногория, а также Временная миссия ООН по управлению Косово. Пятнадцатью государствами-членами ЕС, имеющими особые отношения с этой организацией, которые отражены в их статусе участников процесса, являются Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Италия, Кипр, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Франция и Чехия. Статус наблюдателя имеют Армения, Грузия, Норвегия и Турция. Грузия пока находится в процессе присоединения к Договору в качестве полноправной стороны.
В предисловии к третьему изданию сборника нормативных документов "Энергетическое сообщество. Правовая структура" (июль 2013 г.) директор Секретариата Энергетического сообщества ЮВЕ Я. Копач разъяснил основные причины, побудившие Евросоюз к созданию Энергетического сообщества . Во-первых, Евросоюз руководствовался осознанием необходимости надежной, безопасной, устойчивой и доступной энергии для существования европейской цивилизации. Во-вторых, итоги развития национальных систем электроэнергетики, а также зависимость от импорта газа и нефти сделали государства-члены ЕС уязвимыми, низкоэффективными, непривлекательными для инвестирования и экологически проблемными.
Накануне саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе (ноябрь 2013 г.) Евросоюз выпустил брошюру "Восточное партнерство: Приближая восточноевропейских партнеров к Евросоюзу. Поддержка реформ, содействующих изменению" . В ней прямо указывается на то, что Энергетическое сообщество было учреждено Евросоюзом и рядом третьих стран "с целью распространения внутреннего энергетического рынка Евросоюза на Юго-Восточную Европу и за ее пределы" . Далее поясняется, что договаривающиеся стороны обязались имплементировать соответствующий acquis communautaire Евросоюза, развивать адекватную регулятивную структуру и либерализовать свои энергетические рынки согласно acquis Договора, учреждающего сообщество.

Распространение европейского внутреннего энергетического рынка за пределы ЕС
В феврале 2009 г. Совет ЕС заявил, что считает "важным, чтобы Евросоюз и его государства-члены развивали энергетические отношения с третьими странами и регионами на основе правового и политического наследия Евросоюза и Европейской энергетической хартии". Для этого был предложен целый комплекс мер, предусматривающих:
- развитие "Восточного партнерства" и других форм сотрудничества, уже существующих в Евросоюзе в отношении соседних стран (например, Черноморская синергия);
- продолжение политической деятельности на высоком уровне в отношении стран-поставщиков и транзитеров на пути прохождения Южного коридора;
- присоединение Украины и Молдавии и содействие присоединению других стран к Договору Энергетического сообщества ЮВЕ .
Замысел Евросоюза в полной мере раскрывается в обращении еврокомиссара по внешним отношениям и европейской политике соседства Б. Ферреро-Валднер: "Европейское энергетическое сообщество, основанное на праве и политике Евросоюза, создаст распространяющийся на всю Европу интегрированный энергетический рынок, не ограниченный только государствами-членами ЕС, но также включающий страны Юго-Восточной Европы и страны, к которым обращена европейская политика соседства Евросоюза, а, в случае необходимости, и других партнеров. Евросоюз должен всячески поддерживать создание Европейского энергетического сообщества и содействовать ему путем усиления энергетической инфраструктуры, такой как трубопроводы и линии электропередач... Стратегическая энергетическая инфраструктура, соединяющая Европу со Средиземным морем, Африкой южнее Сахары, Каспийским бассейном, Центральной Азией и Ближним Востоком, должна цементировать нашу общую энергетическую безопасность. Европейское энергетическое сообщество должно основываться на Энергетическом сообществе стран Юго-Восточной Европы и формирующемся региональном сотрудничестве, таком, как Общий энергетический дом `Европа - Средиземноморье` и Общий энергетический дом `Европа - Черное море - Каспийское море`. Это сообщество должно также включать Норвегию, одного из наших наиболее важных энергетических партнеров ".
Распространение европейского внутреннего энергетического рынка за пределы ЕС осуществляется по разработанной Еврокомиссией схеме. В своем выступлении на конференции "Навстречу внешней энергетической политике Евросоюза" (Брюссель, ноябрь 2006 г.) А. Пибалгс раскрыл содержание этой схемы: "Постепенное распространение внутреннего энергетического рынка Евросоюза будет происходить концентрическими кругами или кольцами, потому что они строятся вокруг энергетического рынка ЕС" . Ближним к Евросоюзу должно быть "кольцо стран, на которые распространяется европейская политика соседства". Речь идет о странах, которые "желают вступить в процесс реформ их энергетического сектора и применять принципы внутреннего энергетического рынка Евросоюза" . Во внешнее кольцо Евросоюз планирует включить страны, расположенные за его непосредственными соседями .
Первым этапом реализации этой политики и стало создание регионального энергетического рынка в форме Энергетического сообщества ЮВЕ.

Институциональные органы Энергетического сообщества ЮВЕ
Институциональными органами Энергетического сообщества ЮВЕ являются Министерский совет, Постоянная группа высокого уровня, Правление по регулированию и Секретариат . Министерский совет и Постоянная группа высокого уровня включают по одному представителю от каждой страны-участницы и двух представителей от Евросоюза. Каждая страна-участница по очередности, определенной Министерским советом, в течение шести месяцев председательствует в Министерском совете и Постоянной группе высокого уровня.
Министерский совет собирается минимум каждые шесть месяцев. Он определяет направления общей политики и принимает акты, которые могут включать положения, возлагающие исполнение задач, полномочий и обязательств на Постоянную группу высокого уровня, Правление по регулированию или Секретариат, а также представляет ежегодные отчеты Европарламенту, парламентам стран-участниц и стран, желающих присоединиться к Энергетическому сообществу. Единогласным решением Министерский совет может продлить срок действия Договора, заключенного на десять лет, начиная с даты его вступления в силу. Если не будет принято единогласного решения, Договор продолжит действовать между сторонами, которые проголосовали за его продление, при условии, что в их числе останутся минимум две трети сторон-участниц Энергетического сообщества. Любая сторона может выйти из Договора, за шесть месяцев известив об этом Секретариат.
Постоянная группа высокого уровня подготавливает работу Министерского совета, взаимодействует с международными организациями-донорами, международными финансовыми институтами и странами-донорами, отчитывается перед Министерским советом о проделанной работе.
Правление по регулированию консультирует Министерский совет и Постоянную группу высокого уровня по правовым, техническим и иным вопросам и дает рекомендации по разрешению приграничных споров. Правление состоит из специалистов в области энергетики - одного по газу и одного по электроэнергии от каждой страны; Евросоюз представлен Еврокомиссией. Постоянным местом заседаний Правления определены Афины.
Энергетическое сообщество имеет два консультативных форума - по газу и по электроэнергии. Эти форумы, состоящие из представителей всех заинтересованных сторон, направляют Постоянной группе высокого уровня рекомендации, принимаемые участниками на основе консенсуса.
Министерский совет, Постоянная группа высокого уровня и Правление по регулированию принимают следующие акты: простым большинством голосов - по вопросам распространения права и политики Евросоюза; двумя третями голосов, включая положительный голос ЕС, - по вопросам развития механизма функционирования сетевых энергетических рынков; единогласно - по вопросам создания единого энергетического рынка. Акты могут приниматься как в форме решения, обязательного для исполнения теми, к кому они обращены, так и в форме рекомендации, не имеющей обязательной силы.
В апреле 2005 г. был учрежден Секретариат как независимая от сторон-участниц некоммерческая организация, согласно праву Австрии. Официально он функционирует в Вене с 26 июня 2006 г. Секретариат административно обслуживает другие органы Энергетического сообщества, наблюдает за исполнением сторонами обязательств по Договору и ежегодно представляет соответствующий отчет Министерскому совету, наблюдает и оказывает Еврокомиссии помощь в координации деятельности доноров на территории стран, имеющих намерение присоединиться к Договору, и на территории Косово, проводит исследования в области энергетики. Директора Секретариата назначает Министерский совет. В декабре 2012 г. директором Секретариата сроком на три года был назначен гражданин Словении Я. Копач.
Сегодня Энергетическое сообщество на 94,5% финансируется Евросоюзом, оставшуюся часть вносит Австрия в качестве страны, принимающей Секретариат. Бюджет предназначен для содержания Секретариата, организации институциональных и иных мероприятий, проведения научных исследований. Согласно докладу Еврокомиссии в 2011 г. бюджет Энергетического сообщества составил 3,38 млн евро , в 2012 г., по подсчетам экспертов, - чуть менее 3 млн евро.
Финансированием проектов по развитию Энергетического сообщества занимаются также Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, которые в период до 2015 г. планируют инвестировать в электроэнергетику 30 млрд евро .

Деятельность по созданию регионального энергетического рынка стран ЮВЕ
Договором, учреждающим Энергетическое сообщество, была заложена политико-правовая основа общего энергетического рынка электроэнергии и природного газа сторон-участниц, предусматривающего строительство регионального энергетического рынка стран Юго-Восточной Европы и его интегрирование во внутренний энергетический рынок Евросоюза. Конкретные меры по строительству этого рынка, в частности, включают:
- установление общих правил производства, передачи и распределения электроэнергии;
- установление общих правил производства, распределения, поставки и хранения природного газа;
- формирование на государственном уровне регулирующих органов и операторов систем передачи;
- создание на региональном уровне механизмов разрешения споров;
- демонополизацию энергетического сектора;
- разработку прозрачных разрешительных процедур, применяемых при создании новых объектов инфраструктуры, антикоррупционную программу, регулирование доступа третьих стран;
- принятие тарифных систем, содействующих торговле;
- разработку технических норм и правил, необходимых для функционирования рыночной региональной системы.
По Договору, учреждающему Энергетическое сообщество ЮВЕ, установлены конкретные сроки выполнения сторонами обязательств. Так, в 2007 г. все участники должны были открыть свои оптовые рынки электроэнергии и газа и устранить нетарифные барьеры в торговле энергоносителями.
В настоящее время Еврокомиссия рассматривает Энергетическое сообщество ЮВЕ как энергетический рынок уже не только электроэнергии и газа, но и нефти. Еще в апреле 2007 г. в Загребе министры энергетики Италии, Румынии, Сербии, Словении и Хорватии, а также еврокомиссар по энергетике подписали декларацию о строительстве панъевропейского нефтепровода длиной 1300 км и пропускной способностью 100 млн т в год. Он соединит черноморский порт Констанца в Румынии с нефтяным хабом Триеста в Италии, а из Триеста нефть будет направляться по путепроводам в Австрию, Германию и Чехию. Оценочная стоимость проекта - 2,6 млрд евро .
Примером конкретной деятельности Энергетического сообщества ЮВЕ является запуск в августе 2013 г. газопровода от Яссы в Румынии до Унгены в Молдавии. Строительство газопровода оценивается в 28 млн евро, из которых 7 млн евро выделил Евросоюз. К концу 2014 г. поставки европейских газовых компаний будут обеспечивать до трети потребности Молдавии в газе.
Интегрирование энергетических систем стран ЮВЕ в европейскую энергетическую систему означает создание путей транспортировки в ЕС энергоносителей с восточного, юго-восточного и южного направлений. Важность расширения Энергетического сообщества в направлении южного Средиземноморья была подчеркнута в принятой Европарламентом Резолюции о формировании общей европейской внешней политики в области энергетики (2007 г.). В ней, в частности, говорилось, что Европарламент поддерживает государства-члены ЕС и Еврокомиссию в их усилиях по содействию распространению принципов и норм внутреннего рынка в соседних с Евросоюзом странах. Европарламент также "настаивает, чтобы Еврокомиссия считала насущной задачей распространение европейского энергетического сообщества, включающего Евросоюз и Юго-Восточную Европу, на иные третьи страны и создание по его модели других региональных энергетических рынков, таких как Евро-Средиземноморское энергетическое сообщество" .
В докладе Еврокомиссии об итогах деятельности Энергетического сообщества ЮВЕ, представленном в марте 2011 г., в частности, отмечалось, что оно имеет "три уровня планов - национальный, региональный и панъевропейский" . В краткосрочной перспективе планируется создание открытых и транспарентных энергетических рынков, в среднесрочной - интегрированного регионального энергетического рынка, а в долгосрочной - "фундамента для развития интегрированного рынка, простирающегося от Европы до Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки" .
Положительный опыт Энергетического сообщества ЮВЕ дал основание Евросоюзу и дальше вовлекать в свою орбиту (посредством распространения своих принципов и права в энергетической сфере) окружающие и соседние с ним страны, в частности, новые независимые государства. Предназначение проводимой ЕС политики вовлечения новых участников в решение проблемы собственного энергообеспечения удивительно точно оценивается в аналитическом материале "Энергетическое досье: Широкое распространение энергетической стратегии Европы": "Смысл энергетической политики Евросоюза заключается в том, что Евросоюз хочет создать максимально взаимопроникающую глобальную энергетическую систему в отличие от нереалистичной цели США самостоятельно достигнуть энергетической независимости для себя самих" .
Известный эксперт в области права Евросоюза А. Райли в публикации "Развертывание стимула энергетики: Укрепление интеграции Евросоюза в Юго-Восточной Европе" (Центр изучения европейской политики, июль 2013 г.) указывает на необходимость упрочения Энергетического сообщества посредством европеизации учредительного Договора. В частности, исследователь усматривает возможность использования "стимула энергетики", под которым он понимает "испытываемую регионом потребность в устойчивом, конкурентоспособном и стабильном энергетическом секторе", как рычаг давления на страны ЮВЕ с целью соблюдения ими принципа верховенства права и сохранения приверженности нормам права Евросоюза .
Таким образом, в стремлении радикально изменить состояние энергообеспечения для достижения собственной энергетической безопасности Евросоюз направил усилия на развитие и совершенствование политико-правовой основы функционирования европейского внутреннего энергетического рынка. Такую форму политико-правового регулирования хозяйственной деятельности в энергетической сфере ЕС распространил на соседние с ним страны (в том числе на бывшие союзные республики), в частности, посредством создания Энергетического сообщества ЮВЕ. Заключая Договор, учреждающий Энергетическое сообщество, страны-подписанты взяли на себя обязательство имплементировать в национальное законодательство нормы энергетического права ЕС. По мнению еврокомиссара по энергетике А. Пибалгса, это должно привести к "правильному развитию местных энергетических рынков" стран ЮВЕ .

И.Г. Пашковская,
в.н.с. Центра евроатлантической безопасности ИМИ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован