Эксклюзив
Viperson.ru
06 ноября 2024
1010

Искусственная хаотизация военно-политической обстановки (ВПО) в мире США и их союзниками и СВО

В общем виде рассматриваются только следующие аспекты:

 1. Постановка проблемы её практическое политическое значение.

 2. Краткий обзор теории и история обозначенной проблемы.

 3. Развитие проблемы в современных условиях и возможный прогноз.

 

1.Начавшийся процесс мирового переустройства, в котором основные субъекты МО-ВПО открыто противоборствуют друг с другом, с одной стороны, за сохранение своего доминирования силовым способом, а, с другой, – за ликвидацию такого доминирования, неизбежно ведут к длительной дестабилизации МО-ВПО, которая также займет длительное время. Иногда говорят, что  о «не менее 15–20 лет», но, конечно же, никто не скажет сегодня, насколько долго растянется этот процесс[1]. И, естественно, насколько он будет успешным со всех точек зрения. Это важно понимать потому, что только ускоренный процесс самообеспечения во всех областях – от гуманитарной до военной – может гарантировать положительный результат. Ни политические договоренности, ни военные победы этого результата по отдельности не обеспечат.

Сказанное означает, что развитие МО и ВПО в мире будет происходить в будущем по военно-силовым сценариям и вариантам их эскалации, что должно избавить нас от иллюзий достижения принципиальных договоренностей между основными акторами. Хаотизация – неизбежное и важнейшее реальное условие развития любого сценария МО, сопровождаемое падением значениям норм морали и права (более того, их окончательным разрушением), что мы наблюдаем в настоящее время отчётливо.

В этой связи, неизбежно появление и быстрое развитие новых политичекских, стратегических концепций и доктрин, соответствующих новым условиям МО, о которых не раз уже говорилось за последние 10 лет[2]. Очевидно,  что в новых условиях нужна и новая внутренняя, внешняя и военная политика, прежде всего, экономическая и военно-промышленная политика,ориентированные на долгосрочную перспективу с точки зрения усиления автаркии[3].

В настоящее время в России во всех областях ищется такая «середина» между глобальными тенденциями и автаркией, которая постоянно колеблется, что прямо отражается на внутриполитическом состоянии и внешнеполитическом курсе страны, нередко создавая опасную иллюзию для части правящей элите о возможности «возврашщения в 90-е годы. На фоне общей хаотизации в мире, России нужны, как никогда прежде, максимально стабильные внутриполитические и иные – государственные и общественные институты, идеи и нормы.

2. История человеческой  цивилизации свидетельствует о том, что именно военно-силовая борьба между доминирующими в тот или иной период времени цивилизациями и государствами, например, Древней Грецией и Персией, Древним Римом и Карфагеном, гуннами и протоевропейскими государствами, наконец, половцами, печенегами, татаро-монголами и Древнерусским государством и русскими княжествами становились главной тенденцией в формировании нового миропорядка[4].

Этот процесс неизбежно сопровождался хаотизацией в существующих (или планировавшихся) отношениях между субъектами МО-ВПО, которая продолжалась, как правило, длительное время – десятки и сотни лет[5]. Военно-силовое противоборство практически исключает политические контакты и собоюдение международных правил и норм. Как правило, государства изначально сознательно игнорируют эти нормы, создавая благоприятные условия для военных действий.

Важно, чтобы у нас не возникало иллюзий и, что особенно важно, к власти не приходили «наивные» (или откровенно недалекие) политики, способные только ухудшить состояние МО-ВПО. Это произошло при М.С. Горбачеве и Б.Н. Ельцине, которые наивно надеялись на установление равноправных отношений и примате международного права в то время, когда противники СССР откровенно взяли курс на его уничтожение. Не захотеть этого увидеть М.С. Горбачёву, как иногда утверждают сегодня, – высшая степени наивности и бездарности политика.

С точки зрения развития наиболее важных тенденций МО-ВПО, общая (глобальная МО в мире) ситуация выглядела в 2022–2024 годы следующим образом. Попытка сохранить силовой контроль и глобализация привели к усилению тенденций автаркии и хаотизации в системе международных отношений, которое не отчетливо наблюдалось с начала нынешнего века потому, что противники абсолютной глобализации наивно надеялись вписаться в эти процессы с выгодой для себя. Некоторым из них (КНР и Индия) это в целом удалось на начальных этапах, но затем их зависимость от Запада стала особенно опасной.

Хаотизация стала во многом следствием военно-силовой политики США, отчетливо проявившееся с распадом СССР и ОВД. США (надо признать честно) последовательно и предусмотрительно все послевоенные годы пытались создать широкую коалицию, способную под их руководством обеспечить сохранение политического, финансового и военного контроля в мире в период перехода МО-ВПО из одного (проамериканского, однополюсного) состояния в другое (также проамериканского, но с другой структурой)[6].

Радикальные внешнеполитические цели США и их союзниками смягчались обтекаемыми формулировками. Не секрет, что в России и преимущественно на Западе существует и другая оценка состояния МО-ВПО и противостояния России, которая не ориентирована на радикальные политические цели США – уничтожение России, – а на постепенное вытеснение нашей страны на периферию и навязывание её новых норм и правил, разработанных в США. Главный аргумент – опасения, что развал России приведет к неконтролируемым процессам, в том числе и в области применения ЯО, т.е. «не контролируемой эскалации». Второй подход означает только одно – постепенное, контролируемое США, уничтожение российского государства и нации, а не глобальное «одномоментное» военное поражение России[7].

3.Принципиальное военно-силовое противоборство двух ведущих тенденций – глобализации и автаркии – предполагает очень небольшое поле для возможных компоомиссов и договоренностей, т.е. в целом продолжение тенденции посмледних двух десятилетий, когда стремление США сохранить своё доминирование в мире опиралось, прежде всего, на военно-технические и другие силовые средства политики.

Вместе с тем, нельзя исключать полностью и некоторого отказа США и их союзников от продолжения силовой глобализации, своего рода «отката» этой тенденции, что является законом общественного развития: «забегание вперед» в области глобализации неизбежно будет сопровождаться «периодами отката» потому, что развитие глобальных процессов не всегда будет встречать благоприятное отношение. В частности, в целом ряде цивилизаций, культур и стран – от Китая и Индии до Вегрии и Словакии. Более того, в самих США могут усиливаться антигобалистские тенденции.

Как показали выборы 5 ноября 2024 гшода, именно такой «откат» произошел в стране. Д. Трамп и республиканцы – не противники глобализации. Они противники той её формы, которая слишком «забегает вперед». Мы пока что ее знаем, насколько «откат» будет длительным и глубоким, т.е. насколько США откажуся от политики силовой универсальной глобализации, но (сам по себе) «откат» создает некоторую предпосылку для установления диалога. Важно, чтобы такой диалог не пересрос (как при М.Горбачеве и Б.Ельцине) в процесс односторонних уступок в области глобализации и автаркии во всех областях.

При любых обстоятельствах и в любом случае ставка США и их союзников на силу и, как следствие, - на силовую хаотизацию ВПО (отказ от договоренностей и неугодных институтов и норм) сохранится. Иллюзий питать не стоит.  США, похоже, тактически выберут более «автарктический» способ глобализации, ориентированный откровенно на национальные интересы страны и в меньшей степени на глобальные корпорации.

В отношении России политика США будет по-прежнему состоять из 3-х взаимосвязанных принципов:

- максимальной выгоды США;

- максимального ущерьа России, КНР и др. оппонентам;

- недопущения войны (особенно с применением ЯО) на американском континенте.

 Сказанное означает, что России предстоит очень сложный период военно-силового противоборства с Западом в ближнесрочной перспективе, в котором она может только победить или быть уничтоженной как государство и как нация.

 Этот период для России  будет ещё больше осложнен тем, что неизбежно предстоит возвращение политики и возможностей  страны, утраченных в последние 40 лет, например, потренных 80% мощностей ОПК, 90% приборостроения и 85% станкостроения, что, в свою очередь, потребует очень быстрых и принципиальных решений в области усиления автаркии во всех областях.  Во многом ситуация становится схожей с периодом после в 1881 года в России после убийства «царя-реформатора» и прихода к власти Алесандра III, когда тот столкнулся с огромными внутриполитическими, экономическими и финансовыми проблемами, которые потребовали политики «контрреформ». В тот раз новому императору удалось на 13 лет восстановить мир и стабильность в стране, обеспечив её опережающее развитие.

Тогда же новому императору пришлолсь столкнуться с сильной          либеральной оппозицией, не простившей ему и наследнику отхода от курса «царя-реформатора». Наследник – будущий император Николай II, как оказалось, к этому  был не готов. Для России к 2030 году встанет та же прлоблема преемственности власти и сохранения курса на укрепление суверениптета и идентичности, начатого В.В.Путиным.

 Надо отчетливо понимать, что «промежуточных» результатов и компромиссов – не будет. Поэтому для руководства и правящей элиты России самое главное в настоящее время это подготовиться не только военно-технически, но и ментально, экономически, психологически к тому, что нас и наших детей, и, вероятно, внуков ждет в будущем длительное военно-силовое противоборство

 

[1] Достаточно подробно об этом было написано в работе: Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. – М.: ИД «Международные отношения», 2018. – 1503 с.

[2] Подберезкин А.И. Современная стратегия национальной безопасности: монография. – М.: Издательский дом «Международные отношения», 2023. – 1594 с.

[3] Подберёзкин А.И. Современная военная политика России. В двух томах. Т. 2. Обзор современного этапа военной политики России в 1991–2016 годы, – М.: 2016. – 249 с.; Подберёзкин А.И. Человеческий капитал. – М.: Европа, 2007. – 464 с., а также: Подберезкин А.И. Современная военно-промышленная политика в условиях четвертой промышленной революции, – сс. 151-176. В кн.: Промышленная политика: монография / коллектив авторов: под ред. А.С.Булатова. – М.: КНОРУС, 2020. – 496 с.

[4] Подберёзкин А.И., Соколенко В.Г., Цырендоржиев С.Р. Современная международная обстановка: цивилизации, идеологии, элиты. – М.: МГИМО-Университет, 2015 (Раздел «Политическая стратегия западной цивилизации в отношении России, – сс. 117–129).

[5] См., например, работы по этой теме: Подберёзкин А.И. Вероятный сценарий развития международной обстановки после 2021 года. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 325 с.; Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки: монография / А.И. Подберёзкин. – М.: ИД «Международные отношения», 2019. – 462 с.

[6] Подберёзкин А.И. Оценка и прогноз военно-политической обстановки. – М.: Юстицинформ, 2021. – 1080 с.

[7] См. подробнее: Подберезкин А.И. Россия и её современная стратегия. Эл. ресурс ЦВПИ «Евразийская оборона», 07.07.2023 / http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/rossiya-eyo-sovremennaya

Персоны (1)

Автор

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован