Как выработать уверенность в себе? Как завоевать внимание и оказывать влияние на людей, выступая публично? Как произвести хорошее впечатление с первых минут знакомства и сформировать положительное мнение о себе? Об этих часто волнующих вопросах еще писал американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги. А на прошлой неделе состоялся мастер-класс Ларисы Владимировны Париновой - заведующей кафедры "Связи с Общественностью" Воронежского Технического Университета на тему "Искусство самопрезентации". Мероприятие прошло в рамках организованного Тамбовским отделением Российской Ассоциации Студентов по Связям с Общественностью обмена со студентами специальности "PR" университетов Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа.
Лариса Владимировна уже с первых минут общения со своей студенческой PR-аудиторией на своем собственном примере продемонстрировала полезные маленькие хитрости умения произвести хорошее первое впечатление, которое, по ее словам, иногда бывает ошибочным, но зато запоминается навсегда. Она зашла в помещение уверенной походкой, поприветствовав всех с улыбкой на лице, затем спросила, все ли удобно сидят, всем ли видно ее и экран, на котором будут показаны слайды. Тем самым она показала свою заинтересованность в слушателях и уже за такое короткое время успела поговорить с ребятами, расположить их к себе и наладить контакт для последующей беседы. То есть уже с первых секунд Лариса Владимировна показала ребятам, что такое самопрезентация. А это умение продемонстрировать собеседнику качества, наиболее выгодные для Вас в данный момент. Искусство самопрезентации заключается в знании того, что именно и каким способом нужно демонстрировать. Ее цель - любыми способами, "вплоть до обмана", заинтересовать своим предложением.
Процесс самопрезентации включает в себя пять последовательных этапов: самопредставление, вступление в контакт, переход к деловой беседе, собственно деловой разговор и выход из контакта. Почти каждый из студентов, пришедших научиться искусству самопрезентации, получил задание от Ларисы Владимировны, касающееся этих этапов. Переборов стеснение, страх перед большой аудиторией, надо было собраться с мыслями и рассказывать о себе целых 2 минуты, не останавливаясь. Или, например, сделать комплимент своему собеседнику, даже незнакомому. Все достойно справились с заданиями и сделали для себя множество полезных выводов. Например, о том, что впечатление о новом человеке складывается уже за первые 4 секунды даже не общения, а просто взгляда на него - из того, какой походкой он вошел в кабинет, аккуратен ли его внешний вид, соответствует ли одежда обстановке, есть ли на его лице приветливая улыбка. Кроме этого, в своей вступительной речи необходимо помимо своего имени и названия организации, сообщить ЦЕЛЬ встречи. Что касается комплиментов, студенты научились принимать комплименты, отвечая скромно "Спасибо", а не "Ну что Вы! Вы мне льстите!".
Вхождение в контакт - это тоже искусство, которое требует определенных знаний и навыков общения. Чтобы получить "входной билет", надо поприветствовать собеседника словами и рукопожатием, с улыбкой и доброжелательным взглядом, во время беседы обращаться к партнеру по имени и отчеству, всегда подчеркивать значимость партнера и Вашу общность с ним и предоставлять ему возможность почувствовать свое превосходство над Вами. После разминки и вхождения в контакт необходимо сделать плавный переход непосредственно к деловому разговору. Теперь задача самопрезентации уже меняется и заключается в том, чтобы узнать, что от Вас хочет услышать собеседник, и в этом русле строить разговор. Когда Вы закончите со своими предложениями к партнеру, очень важно спросить его, возникли ли у него вопросы, и если возникли, то можете радоваться, так как Вы заинтересовали своего собеседника, а это уже полдела.
После окончания переговоров нельзя ни в коем случае резко обрывать разговор и, хмуро попрощавшись, уходить. Необходимо эффектно выйти из контакта, договориться о последующих совместных действиях и уйти "теплыми лучами", то есть с улыбкой, мило попрощавшись, чтобы после беседы с Вами остались только положительные эмоции.
Всеми этими тонкостями искусства самопрезентации поделилась со студентами Лариса Владимировна Паринова. Встреча прошла в очень дружелюбной и теплой атмосфере, студенты поблагодарили Ларису Владимировну за приятное общение и новые знания. К словам благодарности присоединился и заведующий кафедры "PR" Тамбовского Государственного Технического Университета Валентин Станиславович Клобуцкий.
Все советы, прозвучавшие на мастер-классе, сводятся к шести правилам Дейла Карнеги, "соблюдение которых позволяет нравиться людям":
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь.
Правило 3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Таким образом, правила могут звучать по-разному и быть интерпретированы как угодно, но истина остается незыблемой. Главное - уметь из новой, только что полученной информации делать выводы, а затем использовать ее в реальной практике. Ведь студентам специальности "Связи с Общественностью" как будущим PR-специалистам необходимо как воздух владеть навыками общения и, в частности, искусством самопрезентации. Поэтому будем надеяться, что мастер-класс Ларисы Владимировны Париновой принесет свои плоды и станет пусть небольшой, но важной частицей в становлении студентов кафедры "PR" настоящими специалистами в области связей с общественностью и профессионалами своего дела.
Анастасия Кузнецова
19.05.2006
gazeta.tstu.ru