Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
01 июля 2016
3028

Истина – объект познания

Main ist

Познать объекты экологии – это не только объяснить те или иные природные процессы и явления, но и найти оптимальные условия взаимодействия  неживой материи с живой природой, включая человека. Такую сложную задачу можно решить путём естественно-научного познания.

 Что же означает познать объекты природы в современном представлении? При ответе на этот вопрос возможны два взаимно дополняющих подхода: эмпирический и теоретический. Эмпирический подход заключается в познании исследуемого объекта с помощью эксперимента или опыта с последующим теоретическим объяснением полученных результатов, включающем количественное описание причинно-следственной связи. При теоретическом подходе сначала устанавливается и количественно описывается причинно-следственная связь явлений либо свойств объектов природы, а затем полученные теоретические выводы подтверждаются экспериментом или опытом. Оба подхода часто переплетаются и завершаются оценкой истинности полученных результатов – определением относительности естественно-научной истины.

Важнейшая задача естественно-научного познания заключается в объяснении явлений, процессов и свойств объектов природы. Для объяснения, например, свойства познаваемого объекта необходимо, во-первых, понять, что является определяющим в нём, во-вторых, выяснить причину, обусловливающую это свойство, и, в-третьих, определить его следствие.

Что обычно подразумевает человек, утверждая: «Я понимаю свойство того или иного объекта»? Как правило, это означает, что он знает, чем обусловлено это свойство, в чём его сущность и к чему оно приведёт, то есть он может объяснить связь между причиной, сущностью познаваемого объекта и следствием. Количественное описание причинно-следственной связи служит основой любой научной теории.

Такое описание в естественно-научном познании базируется, как правило, на математическом аппарате с применением специальной терминологии, системы научных понятий, имеющих однозначный смысл и связанных между собой правилами логики. При этом учитываются известные законы, принципы, определения и проводится строгое логичное доказательство, приводящее к конкретным выводам.

Если при количественном описании используются не эмпирические результаты исследований, характеризующие явления либо свойства объектов природы, а аксиомы, недоказуемые утверждения, то теоретические результаты, полученные с помощью доказательств в соответствии с правилами логики, составляют математическую истину.

Для познания естественно-научной истины количественного описания причинно-следственной связи недостаточно – необходимо полученные теоретические выводы подтвердить экспериментом или опытом, то есть связать их с «действительным ходом вещей». Если эксперимент или опыт подтверждает теоретические результаты, то количественное описание причинно-следственной связи переходит из разряда гипотезы в научную теорию, а теоретические утверждения представляют собой естественно-научную истину.

При эмпирическом познании результаты эксперимента или опыта вместе с их теоретическим обоснованием также составляют естественно-научную истину.

Теоретическое описание с выводами, не подтверждёнными экспериментом или опытом, носит гипотетический характер. Только при доказательстве экспериментом или опытом из теоретического описания рождается истинная естественно-научная теория. К сожалению, в настоящее время многие научные журналы, особенно отечественные, переполнены статьями с так называемыми теоретическими исследованиями, результаты которых редко когда находят экспериментальное или опытное подтверждение. Авторы таких статей относят свои теоретические упражнения к научной теории, к фундаментальной науке, хотя по своей сути они представляют собой описание гипотез с применением чаще всего сложного математического аппарата с запутанной схемой доказательств, и их вряд ли можно считать фундаментальными исследованиями. Практическая значимость и полезность подобных исследований весьма сомнительна.

По мнению французского философа П. Гольбаха (1723–1789), «некоторые исследователи предпочитают бредни своего воображения и свои вздорные гипотезы настоящим экспериментам, которые только одни могут вырвать у природы её тайны... они привыкли считать эти гипотезы священными, общепризнанными истинами, в которых им не дозволено усомниться ни на мгновение; лишь только мы покидаем опыт, как ниспровергаемся в пустоту, где нас сбивает с пути наше воображение... будем остерегаться разгула воображения, возьмём в руководители опыт, обратимся к природе, постараемся почерпнуть в ней самой правильные понятия о заключающихся в ней предметах».

В современной научной среде подобный разгул воображения в сочетании с математическими изысками становится серьёзным препятствием в развитии естественно-научного познания, основу которого составляют эксперимент и опыт.

Такой разгул достиг немыслимых масштабов. Рождаются всевозможные теории ради теорий. Растет рейтинг так называемых теоретических исследований, подтверждённый индексом цитирования, который поднимает скороспелые работы до небывалых высот без каких-либо экспериментальных обоснований. В умах некоторых исследователей, обладающих немыслимой фантазией, рождаются идеи о существовании неких загадочных частиц, для обнаружения которых строятся гигантские ускорители.

Экспериментальный поиск гипотетических частиц требует громадных затрат финансовых, интеллектуальных, и, в конечном итоге, природных ресурсов, которые на нашей планете весьма и весьма ограничены. Возникает вполне логичный вопрос, стоит ли тратить гигантские средства ради того, чтобы пересмотреть современные гипотезы мироздания либо узнать, как устроен мир даже в фантастически малых масштабах. Стоит ли игра свеч?

Теоретические идеи рождаются фантазией человека, которая всегда опережала его объективные реальные возможности познавать мир и приблизиться к естественно-научной истине. Фантазиям нет предела. Так, не успев разобраться с элементарными частицами – кирпичиками мироздания, придумали другую не менее фантастичную гипотезу о существовании якобы нового вида материи – тёмной материи, из которой, в основном, состоит Вселенная, и предлагаются способы её экспериментального поиска. Вездесущие телевидение и пресса возвели эту гипотезу в ранг величайшего открытия, хотя даже в самом сочетании слов «тёмная материя» много тёмных пятен. Создаётся ошибочное впечатление, что остается всего лишь немного, сделать решающий шаг, чтобы ее обнаружить.

Подобные гипотезы и попытки их экспериментально подтвердить (только таким единственным способом можно превратить их в естественно-научную истину) отвлекают огромную армию наиболее способных и талантливых исследователей, сдерживают поступательное развитие науки и приводят, в конце концов, к истощению природных ресурсов.

Познанию истины нередко препятствует не ее непостижимость, а заблуждения, уводящие на ложный путь исследований. Это касается познания объектов как неживой, так и живой природы, включая постижение тайны происхождения жизни.

 

Библиографические ссылки

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015.      

Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.

Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий.          3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник.  М.: Высшая школа, 2004.

        Карпенков Степан Харланович       

                         

                                                         



 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован