26 марта 2007
6906

История штурмовика Ил-2 как пример реализации военно-технической политики в СССР.

Дискуссия
В последнее время в средствах массовой информации все чаще и чаще появляются суждения о том, что российская военная промышленность в состоянии выпускать военную технику и вооружения мирового уровня.
И также де было в советские времена.
Не касаясь нынешних реалий, когда на руинах советской военной промышленности с огромным трудом созидается нечто новое, давайте попробуем посмотреть на то, как в условиях огромных денежных вливаний создавались "лучшие в мире" образцы военной техники.
В книге М. Галлая "Третье измерение" Ил-2 назван уникальным самолетом, подобного которому не было ни в одной армии мира, едва ли не самым эффективным и боеспособным самолетом второй мировой войны. Но о нем шли долгие споры, высказывались сомнения в целесообразности серийного производства. И только лишь блестящие результаты боевого применения Ил-2 во время войны заставили спешно налаживать его массовое производство.
Самолет Ил-2 был принят на вооружение (а, значит, и запущен в производство) в марте 1941 г. Писать о блестящих результатах боевого применения самолета Ил-2, не конкретизируя период войны, модификацию машины и т.п. нельзя без желания ввести читателя в заблуждение.
В статье С.В. Ильюшина, опубликованной к 30-летию с момента начала проектирования Ил-2, можно прочесть, что многие специалисты не поняли значения первого в мире бронированного штурмовика с мощным пулеметно-пушечным и реактивным вооружением и значительным бомбовым залпом. И только обращение непосредственно к Сталину спасло положение.
Ил-2 не обладал мощным пулеметно-пушечным и реактивным вооружением и значительным бомбовым залпом. А вот то, что обращение непосредственно к Сталину имело место - это факт. Но как отнестись к подобному факту? Кроме Сталина в стране никто не понимал, что нужен самолет непосредственной поддержки?
В книге "Авиация и космонавтика СССР" под ред. С.А. Красовского отмечалось, что Ил-2 мог успешно выполнять боевые задачи на поле боя, так как был неуязвим от наземного и воздушного противника. Создать во время войны самолет, аналогичный штурмовику Ил-2 противнику не удалось. Штурмовик Ил-2 был весьма эффективным и единственным в мире самолетом сопровождения пехоты.
М.Солонин в книге "На мирно спящих аэродромах..." утверждает, что потребовалось создать самолет поля боя, т.е. самолет высокоманевренный, живучий, способный действовать в условиях сосредоточенного огня зенитной артиллерии и при этом наносить прицельные удары по точечным подвижным целям, самолеты с большой и разнообразной боевой нагрузкой (бомбы разных типов, ракетные снаряды, стрелковое оружие).
Далее он же подробно объясняет, что ни из пушек, ни бомбами Ил-2 не был в состоянии уничтожать вражеские танки. Ил-2 не обладал боевой живучестью. В силу специфики тактики применения и вооружения Ил-2 был вынужден длительное время находится над целями, применяя по очереди разное вооружение. Его соперник Ju-87 выходил из пикирования на той же высоте (500-600 м), на которой Ил-2 только начинал атаку. К тому же скорость германского самолета на выходе из пикирования почти вдвое превышала скорость Ил-2 на горизонтальном полете у земли.
Он пишет, что Сталин, не доверяя никому и окружив себя людьми, которым и впрямь ничего нельзя было доверить, был вынужден был все делать все сам. При такой нечеловеческой загруженности качество управленческих решений неизбежно падало. Остается лишь удивляться (М.Солонину - В.С.) тому, что в этом безостановочном и жесточайшем цейтноте Сталин иногда делал верные "ходы".... Сталин ... вопреки возражениям многих военных руководителей, угадал ценность бронированного штурмовика Ил-2.
Ценность самолета, который не мог эффективность использовать оружие!
Известно, что 27 января 1938 года Ильюшин, начальник 1-го Главного Управления НКОП (по совместительству Главный конструктор завода No 39), направил на имя И.В.Сталина, В.М.Молотова, К.Е.Ворошилова, М.М.Кагановича и начальника ВВС КА А.Д.Локтионова докладную записку следующего содержания:
"При современной глубине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня (который будет направлен на штурмовую авиацию) - штурмовая авиация будет нести очень крупные потери.
Наши типы штурмовиков, как строящиеся в серии, - ВУЛТИ, ХАИ-5 (констр. Неман), так и опытные - "Иванов" (конструктор Сухой) и "Иванов" (констр. Неман) имеют большую уязвимость, так как ни одна жизненная часть этих самолетов: экипаж, мотор, маслосистема, бензосистема и бомбы - не защищена. Это может в сильной степени понизить наступательные способности нашей штурмовой авиации.
Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка, у которого все жизненные части забронированы.
Сознавая потребность в таком самолете, мною в течение нескольких месяцев велась работа над разрешением этой трудной проблемы, результатом которой явился проект бронированного самолета-штурмовика, основные летно-боевые данные которого изложены в нижеследующей таблице.
Для осуществления этого выдающегося самолета, который неизмеримо повысит наступательные способности нашей штурмовой авиации, сделав ее могущей наносить сокрушительные удары по врагу без потерь или с очень малыми потерями с ее стороны, прошу освободить меня от должности Начальника главка, поручив мне выпустить самолет на Государственные испытания в ноябре 1938 года. Задача создания бронированного штурмовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью за успех берусь за это дело".
В этом заявлении все явное преувеличение, либо просто ложь.
В приложении к докладной записке указывалось, что вооружение штурмовика - 4 пулемета ШКАС в крыле, 1 пулемет ШКАС на турели для стрельбы назад. Бомбовая нагрузка - 200 кг.
Первое - самолет должен был иметь двух членов экипажа.
Второе - при столь мизерной бомбовой нагрузке имеется пулеметная батарея. Против каких целей это оружие?
Бронирование штурмовика выполнялось в виде бронекорпуса передней части машины. Бронекорпус защищал мотор, водо- и маслорадиаторы, масло и бензобаки, а также летчика и штурмана-стрелка.
5 мая 1938 г. по представлению Наркомата обороны Правительством был утвержден план опытного самолетостроения на 1938-39 гг., который предусматривал постройку на двухместного одномоторного бронированного штурмовика БШ-2 со сроком предъявления на государственные испытания - декабрь 1938 г., март и май 39 г.
Согласно заданию основным назначением БШ-2 являлось уничтожение живой силы противника во всех вероятных положениях и его боевых средств, главным образом, в оперативной зоне и войсковых тылах; нарушение переброски войск противника; разрушение аэродромов, авиационных и мотомеханизированных баз; уничтожение средств ПВО; взаимодействие с наземными войсками.
К 1938 году истребители постепенно стали вооружаться пушками. В массовом количестве появились зенитные малокалиберные автоматические пушечные установки. От такого огня бронекорпус ЦКБ-55 не всегда мог защитить. При отражении воздушных атак надежда была на огонь бортового оружия и истребительное прикрытие. От огня зенитных пушек спасал маневр, грамотная тактика и подавление зенитных позиций, как собственными силами, так и наземной артиллерией.
Правда, его крыльевое пулеметное вооружение могло использоваться и при атаках с малых высот незащищенных целей. В этом случае бронекорпус эффективно защищал бы от плотного наземного стрелкового огня. Но поскольку основным средством поражения, в том числе и бронетехники, были бомбы и, соответственно, основным тактическим приемом могло быть бомбометание с отлогим пикированием со средних высот, то опасность стрелкового огня существенно снижалась, но одновременно резко возрастала опасность поражения зенитной артиллерией. Но бомб было очень мало.
2 октября 1939 г. БШ-2 No 1 под управлением В.К.Коккинаки совершил первый испытательный полет. Были отмечены плохой обзор из кабины пилота, небронированный фонарь стрелка, плохая устойчивость самолета в воздухе.
30 декабря В.К.Коккинаки поднял в воздух 2-й опытный БШ-2 No 2.
Очень долго, до марта 1940 г., шли заводские испытания - много проблем возникало с двигателем, системой охлаждения. С задержкой на полтора года против обещанного Ильюшиным срока начались госиспытания в НИИ ВВС. Закончились они 20 апреля довольно успешно, не считая нареканий к двигателю и обзору из пилотской кабины. Рекомендовалось использовать самолет в качестве ближнего бомбардировщика-штурмовика.
Вопрос о БШ-2 рассматривался на совещании у Сталина. Спустя полтора года после утверждения технического задания обнаруживается недостаточность огневой мощи и бронезащиты именно для атак с малых высот защищенных маневренных целей. Срочно требуется установить в крыльях мощные 23-мм пушки Таубина, усилить бронирование бортов кабины пилота и сделать самолет одноместным. Это уже идея пушечного противотанкового штурмовика.
Предполагалось, что бронированному самолету не нужен будет стрелок, тем более что многочисленная советская авиация будет действовать в условиях господства в воздухе. Кроме того, штурмовики должны были действовать над линией фронта небольшими группами на малой высоте, т.е. в ситуации, когда истребителям противника, находившимся выше было бы трудно их перехватить.
23 ноября 1940 г. вышел совместный приказ НКАП и ВВС, согласно которому С.В.Ильюшин обязывался в 2-х месячный срок установить на БШ-2 две пушки МП-6.
Однако с пушками ПТБ-23 (МП-6) возникло много проблем. Они оказались слишком мощными для размещения на крыльях - при стрельбе самолет терял устойчивость, не обеспечивалась точность попаданий в цель. К тому же сами пушки были недоработаны и так и не были освоены в массовом производстве. Конструктор Таубин попал в опалу и погиб в заключении. Установка вместо них пушек ШВАК-20 имела сугубо символическое значение, поскольку эти системы не могли считаться противотанковым средством.
17 января 1941 г. приказом Наркома авиапромышленности директора всех серийных заводов обязывались выпускать одноместный Ил-2 с двумя пушками ШВАК (по 200 снарядов на ствол) и с двумя пулеметами ШКАС (1500 патронов.
Всего до начала войны было изготовлено 249 Ил-2.
В июле 1941 года Ил-2 применили в боевых условиях. Как и предполагалось перед войной, удары наносили в основном с малых высот, на "бреющем полете". Это было способом достижения внезапности и уклонения от встреч с истребителями противника. Однако практика показала, что при такой тактике штурмовая авиация успешно поражала лишь неукрытую живую силу и автотранспорт в местах сосредоточения или в колоннах.
Бронекоробка Ил-2, как показал опыт боевых действий, а позже и полигонные испытания, не спасала его от разрушающего действия как 20-мм фугасных снарядов немецких авиационных пушек, так и крупнокалиберных немецких пулеметов.
Ил-2 несли очень большие потери.
Особенно много хлопот доставляла насыщенная германская зенитная артиллерия. Малокалиберная автоматическая, позиции которой размещались на удалении 1-2 км от переднего края, атаковала штурмовики при проходе их над огневыми позициями, при пикировании и выходе из него, в хвост уходящим самолётам. Тогда встреча снарядов с бронекорпусом происходила под оптимальными углами и приводила к поражению самолёта. Артиллерия средних калибров, напротив, открывала огонь с предельных дистанций (до 8 км) и основной ущерб наносила первым залпом. Поэтому над полем боя использовался противозенитный маневр и подавление зенитных позиций, как с воздуха, так и наземной артиллерией. В глубине вражеской обороны приходилось выполнять полет на малых высотах, в обход опасных районов.
Весьма опасными были и истребители противника, безнаказанно расстреливавшие штурмовики с ближних дистанций, атакуя с незащищенной задней полусферы. Уже в феврале 1942 г. Ильюшину приказали разработать двухместный вариант с оборонительным вооружением.
Остановились на упрощенном решении. Вне бронекорпуса разместили стрелка, прикрытого со стороны хвостовой части тонкой 6-мм бронеплитой и вооруженного крупнокалиберным пулеметом УБТ.
В сентябре 1942 г. в Куйбышеве полностью перешли на выпуск двухместного штурмовика.
Первое применение двухместного Ил-2М относится к осени 1942 г., а массовое его производство - с января 1943 года. Боевая эффективность двухместного Ил-2 возросла. Но потери стрелков, так слабо защищенных, были в 7 раз большими, чем потери пилотов. Проблема истребительного прикрытия штурмовиков стояла по-прежнему весьма остро и неоднократно рассматривалась в Ставке Верховного Главнокомандующего.
Безвозвратные потери ИЛ-2 во второй половине войны составляли 2,8% от общего числа вылетов, а боевые повреждения - 50%. Из числа поврежденных самолетов 8% производили вынужденную посадку из-за ранения пилота или отказа двигателя. Из вернувшихся поврежденных самолетов каждый десятый списывался. Получается, что вероятность потери ИЛ-2 при боевом вылете составляла не менее 10%.
Штурмовая авиация совершила за войну 17,2 % общего количества самолетовылетов по всей советской авиации, а истребительная - 47%. В то же время боевые санитарные потери (пораженные в бою и больные, поступившие в медицинские учреждения) в штурмовой авиации составили 39,3% от санитарных потерь в авиации, а безвозвратные (пропавшие без вести, убитые, пленные) - 35,4%. Следовательно, в каждом самолето-вылете штурмовика вероятность гибели, ранения и прочее по меньшей мере вдвое превосходила средний уровень по авиации.
На долю осколков авиационных пушек в 1944 г. пришлось примерно 27 % огнестрельных ранений экипажей штурмовиков, зенитных - 57%, пулевых - 16 %. Можно предположить, что пулевые ранения были только у стрелков. Видно, что штурмовики перешли на средние высоты, где подвергались интенсивному воздействию зенитной артиллерии.
Опыт боевых действий показал, что при атаках с бреющего полета Ил-2 способны поражать лишь неукрытую живую силу противника и его автотранспорт в местах сосредоточения и в колоннах.
Наилучшие результаты достигались при использовании фугасных авиабомб типа ФАБ-100. Однако преимущество 100-кг фугасных авиабомб реализовывалось лишь при условии их сбрасывания с высот не менее 300-500 м со взрывателями мгновенного действия типа АПУВ, что противоречило тактике боевого применения Ил-2 в этот период.
Применение же ФАБ-100 с бреющего полета было возможно лишь с использованием взрывателя замедленного действия, что сильно снижало эффективность поражения подвижных целей (мотопехота, танки, автомашины и т.д.), так как за время замедления взрывателя (22 сек) последние успевали отъехать на значительное расстояние от места падения бомбы. Кроме того, при ударе о землю бомбы рикошетировали и разрывались вдали от цели.
Результаты бомбометания с Ил-2 в полигонных условиях с горизонтального полета по нанесенным меткам на бронекозырьке летчика и капоте мотора при одиночном сбрасывании авиабомб и серией из 4-х бомб типа ФАБ-50 при скорости полета 330-360 км/ч показали, что вероятность попадания одной авиабомбы в полосу 20х100 м с высоты 50 м в среднем равнялась 0,035 и 0,08 для одиночного и серийного бомбометания соответственно. При увеличении высоты бомбометания до 200 м вероятность попадания одной бомбы в такую же полосу уменьшалась до 0,023 и 0,043 соответственно.
В реальных же боевых условиях точность бомбометания подобным способом была значительно хуже, так как цели на поле боя (танки, огневые точки и т.д.) были рассредоточены на значительной площади, как правило, хорошо маскировались и, вследствие этого, трудно обнаруживались с воздуха.
В директиве командования ВВС от 22 августа 1942 г. признавалось, что действия штурмовиков с "бреющего" полета не позволяют полностью использовать ударную мощь ИЛ-2. Запоздало констатировалось, что подобная тактика ограничивает боевые возможности самолета. Снижается точность бомбометания из-за рикошетирования бомб. Не оправдал себя расчет (вспомним письмо Ильюшина - В.С.) на повышение живучести машины только за счет бронирования и полетов на малой высоте. В директиве настоятельно рекомендовалось увеличить высоты бомбометания, освоить атаки с пикирования и новые боевые порядки. Бомбометание осуществлять последовательно. После первого удара и сброса бомб повторять атаки с огнем реактивными снарядами, пушками, пулеметами - бомбы признавались главным огневым средством.
Ил-2 оформился в легкий тактический бомбардировщик, для действий по скоплениям техники и живой силы на марше, в местах сосредоточения в ближнем и среднем тылу, реже - по передовым позициям (точность бомбометания невысока для работы по точечным целям), со скромным бомбовым вооружением.
Полная бомбовая нагрузка составляла 600 кг, но действуя с полевых аэродромов, нельзя было поднимать одновременно 8 ракет и полную бомбовую нагрузку.
Стремление усилить противотанковую мощь Ил-2, его эффективность при атаках точечных защищенных целей повлекло оснащение штурмовика в 1942 г. специальными бронебойными реактивными снарядами с мощными ракетными двигателями и боевой бронебойной частью. Однако рассеивание РБС-82, РБС-132 оказалось таким, что обесценивало их как противотанковое средство.
Основным средством борьбы с немецкими танками стала противотанковая авиационная бомба кумулятивного действия весом 1,5 кг в габаритах стоящей на вооружении ВВС КА авиабомбы массой 2,5 кг - ПТАБ-2,5-1,5. В бомбовую зарядку самолета Ил-2 входило до 192 авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 в 4-х кассетах мелких бомб (по 48 штук в каждой) или до 220 штук при их рациональном размещении.
О том, насколько важной была эта проблема, говорит сама история создания и принятия на вооружение ПТАБ. Сталин при первых же сообщениях о возможности появления подобного оружия в нашей армии поставил разработчиков в такие временные рамки, что буквально через месяц развернулось массовое производство бомб. Следует заметить, что в германской авиации кумулятивные бомбы имелись уже в 1942 г.
Атака при использовании ПТАБов требовала хорошего расчета и летного искусства. Не располагая прицелом соответствующего качества, летчик должен был пролететь над целью на высоте 80-100 м и сбросить бомбы в строго определенный момент. Невыполнение этих двух условии - наименьшей высоты и точного прицела, автоматически приводило к очень сильному разлету бомб, в результате чего в атакуемую бронетехнику попадало только несколько бомб вместо нескольких десятков.
Прицеливание по "колонне вообще", как показали полигонные испытания, в большинстве случаев давало низкую точность стрельбы и атака цели, при стремительности и внезапности, приводила лишь к бесцельной трате боеприпасов практически без ущерба для противника. Во время проведения в НИПАВ ВВС КА полигонных испытаний стрелково-пушечного вооружения Ил-2 выяснилось, что при атаке колонны, состоящей из танков, автомашин и пехоты общей длиной около 600 м три летчика, имевшие боевой опыт, в полигонных условиях, то есть в отсутствии противодействия истребителей и зенитной артиллерии противника, смогли добиться всего 9 пулевых попаданий в танк при общем расходе боеприпасов в 300 снарядов к пушкам ШВАК и 1290 патронов к пулеметам ШКАС.
Полигонные испытания пушки ШВАК при стрельбе по трофейным немецким танкам, проведенные в июне-июле 1942 г. показали, что снаряд БЗ-20 пушки ШВАК может пробить броню из хромомолибденовой стали с повышенным содержанием углерода толщиной до 15 мм (танки Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, БТР Sd Kfz 250) при углах встречи близких к нормали с дистанции не более 250-300 м. При отклонении от этих условий стрельба из пушки ШВАК становилась неэффективной.
Мало того, в 1942 г. упомянутых танков практически не осталось.
При стрельбе же по среднему немецкому танку Pz.III Ausf G в этих же условиях во всех 24 попаданиях вообще не было получено ни одного пробития брони.
Задание на постройку самолета с 37-мм авиационными пушками конструкции 0КБ-15 Б.Г.Шпитального ШФК-37 (Шпитальный фюзеляжно-крыльевая калибра 37 мм) С.В.Ильюшин получил еще весной 1941 г. Однако, в связи с сильной загруженностью ОКБ работами по серийному Ил-2 АМ-38 и дефектов пушки ШФК-37, выявившихся в ходе эксплуатации, Ил-2, вооруженный такими пушками, был построен заводом No 18 лишь к концу июня 1941 г., а все необходимые летные испытания штурмовика проведены к 8 июля.
Государственные испытания Ил-2 с ШФК-37 с целью выявления его летных данных проводились в НИИ ВВС КА с 23 сентября по 12 октября 1941 г. Всего по программе испытаний было выполнено 24 полета с общим налетом 10 часов 6 мин.
Прицельная стрельба из пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была в значительной степени затруднена вследствие сильной отдачи пушек при стрельбе и несинхронности в их работе. Последнее, из-за большого разноса пушек относительно центра масс самолета, а также вследствие недостаточной жесткости крепления пушечной установки, приводило к тому, что штурмовик при стрельбе испытывал сильные толчки, "клевки" и сбивался с линии прицеливания.
Стрельба же из одной пушки была совершенно невозможной. Штурмовик сразу же разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что ввести поправку в прицеливание не представлялось возможным.
С.В. Ильюшина 22.09.41 г. направил на имя И.В.Сталина письмо: "На самолет Ил-2 в августе с. г. мною были установлены 2 пушки 37 мм конструкции Шпитального с запасом снарядов 40 штук на пушку, а весь запас снарядов 80 штук. Самолет с этими пушками прошел Государственные испытания в НИПАВ ГУ ВВС. Стрельба с самолета Ил-2 из этих пушек производит сильное впечатление мощностью огня и точностью попадания. Это уже настоящая летающая артиллерия. ...Достоинство самолета Ил-2 с установленными пушками состоит в том, что можно будет вести с самолета прицельную, очень точную стрельбу, и к тому же стрельбу начинать с дистанции 3-х и более километров, когда вражеские войска нашего самолета не видят и не слышат...".
Это письмо было преждевременным, и к тому же фактически обманным.
В реальных условиях боев летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой на Ил-2 с ШФК-37 мог обеспечить вероятность поражения немецкого среднего танка типа Pz.III G в одном заходе (атака сбоку, угол планирования 25-30°, дистанция открытия огня 300-400 м) порядка 0,04-0,02, а бронетранспортера типа Sd Kfz 250 - около 0,09-0,06. То есть для гарантированного уничтожения на поле боя одной единицы бронетехники вермахта необходимо было выделять, как минимум, два десятка бронированных "Илов". В результате установка пушек ШФК-37 на самолет Ил-2 у большинства строевых летчиков поддержки не нашла.
Во второй половине 1942 г. на Ижмаше стали параллельно выпускать 37-мм пушки Шпитального и Нудельмана. Пушка НС-37 была принята на вооружение в декабре 1942 г., а пушка Шпитального снята с производства. В 1942 г. выпущено 40 пушек НС-37, в 1943 - 1880 моторных (для Як-9Т) и 2849 крыльевых (для Ил-2). В 1944 г. выпущено 890 моторных и 197 крыльевых (как видим, крыльевые почти не выпускались). В 1945 г. выпущено 977 пушек НС-37.
Ленточное питание пушек НС-37 позволило специалистам ОКБ С.В.Ильюшина разместить их непосредственно у нижней поверхности крыла с использованием конструктивно очень простого и быстроразъемного крепления. Пушки закрывались относительно небольшими обтекателями, каждый из которых состоял из двух легко открывающихся створок. Боекомплект к каждой пушке укладывался непосредственно в отсеки крыла.
По сравнению с серийными Ил-2 с НС-37 и с бомбовым грузом в 200 кг стал более инертным, сложным на вираже и на боевом развороте.
Полигонные испытания, проведенные в НИИ АВ ВВС КА, показали, что стрельбу с самолета Ил-2 из пушек НС-37 необходимо вести только короткими очередями длиной не более 2-3-х выстрелов, так как при стрельбе одновременно из двух пушек вследствие несинхронности их работы самолет испытывал значительные толчки, клевки и сбивался с линии прицеливания. При стрельбе из одной пушки попадание в цель было возможно только первым выстрелом, так как штурмовик разворачивался в сторону стреляющей пушки и поправка в прицеливание становилась практически невозможной.
По общему мнению летного состава, летавшего на Ил-2 с НС-37, штурмовик при атаках малоразмерных целей не имел преимуществ перед Ил-2 с пушками меньшего калибра (ШВАК или ВЯ) с нормальной бомбовой нагрузкой в 300-350 кг ПТАБ. В то же время, применение Ил-2 с НС-37 по большим площадным и объемным целям: складам боеприпасов, скоплениям танков, артиллерийским и зенитным батареям, железнодорожным эшелонам, малотоннажным судам и т.д., могло быть вполне успешным.
С января 1944 г. все авиазаводы НКАП выпускали Ил-2 только с пушками ВЯ-23.
Выпуск Ил-2 по годам:
1941 - 1163,
1942 - 8750,
1943 - 9650,
1944 - 10719,
1945 - 5881.
Самыми существенными недостатками ИЛ-2 были:
Подверженная повреждениям (несмотря на бронирование) система охлаждения масла, размешенная под фюзеляжем самолета.
Полностью деревянная, и поэтому слабая конструкция хвоста самолета.
Очень плохая маневренность, которая делала невозможным для него пассивную оборону от истребителей противника, особенно присуще это было одноместному варианту.
Конструкция кабины была такова, что пилот зачастую мог не заметить атакующего его самолета и не мог понять, в какую сторону уклоняться.
К тому же "штурмовики" летали в плотном строю, не выполняя маневров уклонения.
Невозможность полета на высотах более 3000-3500 м (из-за потери мощности двигателя), приводила к тому, что самолеты постоянно находились в зоне досягаемости огня зенитных средств даже малого калибра.
Неудачно скомпонованная броня, а так же ее отсутствие у стрелка - бронекорпус, закрывающий все, без анализа должен ли данный элемент быть защищен или нет (броня, закрывающая верхнюю часть двигателя).
Малое количество патронов к пулемету, отсутствие хорошего бомбового прицела и прицела для ведения огня из пушек, а так же низкая эффективность пушек ВЯ-23, вызванная сильным рассеиванием их снарядов.
Малая грузоподъемность.
Низкое качество материалов, приводившее к очень быстрому износу планера.
Моторесурс двигателя составлял всего 100 часов.
Отсутствие радиостанции (в период с осени 1941 г. до весны 1943 г.).

Опыт отработки и боевого применения ИЛ-2 нашел отражение в его модификации. Применили более мощный двигатель того же семейства (АМ-42).Существенно улучшили аэродинамику - заменили деревянное крыло и оперение на цельнометаллическое. Воздухозаборники перенесли в стык центроплана и корпуса, и т.д. К достоинствам нового Ила следует отнести то, что этот самолет с самого начала имел цельнометаллическую конструкцию.
В июле-августе 1944 г., после внесения изменений по результатам испытаний в мае, в НИИ ВВС успешно прошел повторные государственные испытания опытный образец Ил-10 с мотором АМ-42. Скорость на высоте 2800 м превышала показатель ИЛ-2 почти на 150 км/час. Вооружение ИЛ-10 не отличалось от вооружения ИЛ-2.
Решением ГКО от 23 августа 1944 г. штурмовик был запущен в серийное производство заводах NoNo 1 и No 18. За 1944 г. оба предприятия должны были выпустить по 225 Ил-10.
Главным переделкам подвергся бронекорпус. В нем разместили кабину стрелка. Наиболее поражаемые участки бронекорпуса - нижние боковые стенки капота мотора и масло- и водорадиатора - имели толщину 8 и 6 мм соответственно, вместо 4 мм ранее. Одновременно до 5 мм (вместо прежних 6 мм) уменьшили толщину боковых листов кабин стрелка и пилота. Сняли бронирование с верхней части моторного отсека как бесполезное (недосягаемость для зенитного огня, а также малая вероятность поражения при обстреле истребителями в случае двухместной схемы). Кроме этого, тоннели радиаторов со стороны заднего лонжерона стали прикрываться более тонкой 8-мм броней. Бронеспинку сиденья и подголовник пилота, а также бронеперегородку стрелка выполнили из двухслойной брони толщиной по 8 мм, с воздушной прослойкой. Она эффективно защищала от авиационных снарядов калибра 20 мм.
Стрелок был защищен броней фюзеляжа, но при этом остался незащищенным от огня сверху-сзади, в то же время, как показал боевой опыт, 75% ранений приходилось именно на верхнюю часть туловища - голову, лицо, верхние конечности, спину и живот. Остекление кабины было изготовлено из обычного авиационного, а не из бронестекла.
Общий вес металлической брони (с креплениями) на серийном самолете составил 994 кг вместо 1010 кг на Ил-М (здесь надо вновь подчеркнуть - машина таскала на себе тонну брони, неся при этом очень большие потери, и всего лишь 400, в лучшем случае 500 кг бомб, то есть того, ради чего она и была нужна).
Вооружение машины осталось практически неизменным. В его состав входили две пушки ВЯ-23 калибра 23 мм с запасом по 300 снарядов на ствол, два пулемета ШКАС калибром 7,62 мм с 750 патронами на каждый и для обороны пулемет УБТ калибра 12,7 мм с 150 патронами. Наступательное вооружение состояло из максимально 500 кг бомб (стандартно 400 кг) и четырех ракет РС-82 либо PC-132. На прототипе Ил-10 устанавливались так же, одновременно с введением их на вооружение Ил-2, держатели для авиационных гранат АГ-2, сбрасываемые для защиты от атак вражеских истребителей. Новинкой была так же пушка БТ-20 калибра 20 мм на турели ВУ-8.
С октября 1944 г. первые Ил-10 без предварительных контрольных испытаний в НИИ ВВС начали сдаваться военной приемке. Бронекорпуса поставлялись заводом No 207.
Хотя ожидалось повышение боевой живучести самолета, реально в среднем один Ил-10 теряли после 85 вылетов, а Ил-2 (в тот же период) - после 90. Новый штурмовик оказался менее прочным. Инженеры полков отмечали, что, несмотря на цельнометаллическую конструкцию, новый штурмовик "держал удар" хуже, чем Ил-2. В ходе боевых действий 38,5% самолетов, совершивших вынужденные посадки, были списаны по причине невозможности ремонта. В то же время в 3-й воздушной армии 90% Ил-2 после приземления "на брюхо" вводились в строй силами технического состава частей и полевых ремонтных мастерских.
Можно констатировать, что только к середине 1944 г. штурмовик Ильюшина обрел те качества, которыми он должен был располагать летом 1941 г. - рациональное эффективное бронирование в сочетании с продуманной активной обороной, хорошие скоростные и маневренные показатели, устойчивость и управляемость. По назначению это по-прежнему легкий тактический бомбардировщик со скромной бомбовой нагрузкой. Имелась возможность поражения некоторых целей пушечным огнем. Более того, в послевоенный период пушки ВЯ-23 заменили на четыре пушки НС-23, разработанные под уменьшенный патрон. При снижении в 1,6 раза дульной энергии одновременно в 2-3 раза уменьшилось рассеивание снарядов. Это уже типичное оружие для поражения сосредоточенных слабо защищенных целей.
Junkers Ju-87.
Работы по проектированию пикирующего бомбардировщика ("штуки") в конструкторском бюро фирмы "Юнкере" начали еще в 1933 г. К середине 1934 г. был подготовлен проект цельнометаллического моноплана. Крыло этой машины имело форму "обратной чайки", что обеспечивало жесткость, устойчивость и малую высоту основных стоек шасси, прикрытых обтекателями-"штанами". Оперение выполнили двухкилевым. Экипаж состоял из двух человек - пилота и стрелка, размещавшихся в общей кабине.
Двухместный бомбардировщик с двигателем жидкостного охлаждения вооружался двумя крыльевыми и одним шкворневым пулеметами калибра 7,9 мм и мог нести до 500 кг бомб на наружной подвеске.
Важнейшим новшеством стал автомат, обеспечивавший выход машины из пике после сброса бомбы с постоянной перегрузкой, при этом усилия на ручке не превышали стандартных для горизонтального полета. Специальный электропривод переставлял триммер руля высоты, чем и достигался желаемый эффект. Впоследствии в схему автомата пикирования включили высотомер-анероид, определявший момент вывода, даже если бомба не была сброшена. При необходимости пилот усилием на ручке мог "передавить" автоматику.
Автоматизация существенно облегчала работу летчика, ибо в момент атаки забот у него хватало. На пикировании летчик должен был, сохраняя место в строю и совершая противозенитный маневр, по линиям на стеклах кабины выдерживать постоянный заданный угол (выбранные линии при этом оставались параллельны земле). Сразу после выхода из пике и уборки тормозных решеток (об этом сигнализировали "солдатики" на верхней поверхности крыла) следовало немедленно открыть жалюзи во избежание перегрева двигателя. На выполнение всех этих операций времени отводилось очень немного, что требовало от пилота высокой квалификации. Впоследствии на V4 в нижней части капота установили два небольших воздухозаборника для маслорадиатора.
Учеба экипажей пикировщиков велась интенсивно и тщательно, немцы пытались подготовить первоклассные экипажи для нанесения точных ударов. Первая школа пикировочной авиации была создана в Китцингене, а немного позднее в Граце (Австрия) появилась школа No 2. В качестве временной меры использовались ускоренные курсы для предварительной подготовки. Все части первой линии получили так называемые запасные эскадрильи, которые располагались на тех же самых базах. В них готовились летчики, прибывшие с пополнениями.
За 27 дней Польской кампании суммарные потери Люфтваффе составили 521 самолет. В процентном отношении потери Ju-87 (9%) были значительно меньше, по сравнению с машинами других типов (14-30%). В целом командование Люфтваффе осталось довольным действиями своих Ju-87. Как правило, все бомбы укладывались в 30-м круг. Эффективным психологическим оружием оказались сирены, особенно по воздействию на мирных жителей.
История участия германских пикировщиков в битве за Францию является повторением их успехов в Польше, но в гораздо более крупных масштабах. В то время как союзники ничему не научились, немцы значительно усовершенствовали свою тактику и методы использования авиации. Теперь точечные атаки пикировщиков уничтожали опорные пункты союзников, что позволяло танкам прорвать линию фронта и выйти в тыл деморализованным войскам. После этого "Штуки" наносили постоянные удары по отступающим войскам, не давая им остановиться.
Эффект, который производил вид пикирующей "Штуки" на неопытных солдат, оказался просто потрясающим. Гул моторов приближающихся пикировщиков оказывал парализующее действие на целые армии, которые замирали на месте и покорно ждали решения своей участи, не смея сопротивляться. Моральный дух союзных войск был подорван окончательно. Уцелевшие солдаты были убеждены, что французские истребители не намерены их прикрывать, что они брошены на растерзание "Штукам". Французы объясняли, почему немецкие пикировщики действовали так эффективно, несмотря на сильные группы французских истребителей, патрулировавшие над линией фронта - немецкие пикировщики управлялись из единого центра и появлялись над местом боя, лишь когда там не было истребителей союзников. Поэтому немцы достигали решающего превосходства и на земле, и в воздухе в ключевых пунктах.
Пилоты Люфтваффе имели достаточно высокий уровень летной и боевой подготовки. Более трети из них считались летчиками повышенного разряда, то есть подготовленными к полетам днем и ночью в сложных метеоусловиях. По официальной статистике в ВВС пяти приграничных Военных округах Советского Союза имелось 22% летчиков, летающих в сложных метеоусловиях днем, и 0,7% - в сложных метеоусловиях ночью.
Потери Ju-87 в первые дни войны на советско-германском фронте были незначительны. На Восточном фронте "штуки" показали себя достаточно неприхотливыми машинами, их техническое обслуживание было простым и нетрудоемким, что делало их популярными у летного и наземного состава. При нападении на СССР пикировщики охотились за танками, автомобилями, уничтожали мосты, полевые укрепления, зенитные батареи.
Взаимодействие немецких пикировщиков и танков в этот период было четко отлажено. В армейские части направили большое количество офицеров с УКВ-станциями. Они передвигались на тех же машинах, которые имели армейские подразделения и выполняли обязанности передовых групп наведения.
Начало проектирования следующей модели, Ju 87D, относят к концу 1939 г., сразу же после окончания Польской кампании, в ходе которой выяснилось, что оборонительное вооружение явно недостаточно. Требовалось также усилить бронирование. Недостаточно мощным оказалось и наступательное вооружение, особенно при подавлении прикрывавших атакуемые объекты зениток противника.
Неподвижное стрелковое вооружение включало два 7,92-мм пулемета MG17 с боезапасом 1000 патронов на ствол, стоявших в крыле. Дополнительно под крылом можно было подвесить два контейнера MB 81A или MB 81Z с тремя 7,92-мм пулеметами MG 81Z с 1500 патронами на ствол. Оборонительное вооружение - спаренный 7,92-мм пулемет MG 81Z (1000 патронов на ствол) на турели GSL-K81Z с прицелом VE42.
Максимальная бомбовая нагрузка могла превышать 2000 кг (стандартная при выполнении противотанковых или штурмовых операций обычно не превышала 1800 кг).
Как видим, ИЛ-2 нес существенно меньше бомб, чем Ju-87D7. Да и бомбометание германский самолет осуществлял куда точнее - Ил-2 пикировал с углами не более 30#186; от горизонта. При близкой взлетной массе и скорости Ju-87D несомненно предпочтительнее. На нем имеется оборонительное вооружение (турельный пулемет), надежное и рациональное бронирование. Листами толщиной 4-10 мм защищались водо- и маслорадиаторы, центропланные баки. В пилотской кабине - бронеспинка и заголовник кресла (8-10 мм), бронеплиты с боков и снизу по 5мм, бронестекло. Стрелок защищен вертикальной 10-мм плитой с боковинами, плитой в полу, бронедиском в турели (вспомним стрелка на ИЛ-2, фактически ничем не защищенного. К тому же стрелка просто не было первые полтора года войны).
На серии Д4 могли стоять две пулеметные батареи - по 6 МГ-81 калибра 7,9 каждая.
Стоявшие в крыле пулеметы MG17 заменили 20-мм пушками MG151/20. На первых сериях D-5 еще монтировали тормозные решетки, а затем они исчезли. В процессе серийной постройки Ju 87D-5 постоянно совершенствовалась конструкция фонаря, призванная улучшить обзор, повысить безопасность и облегчить пилотирование во время полетов на малой высоте, а позже - при ночных бомбардировках. Завод в Лемвердере сдал Люфтваффе 771 машину, предприятие в Темпельхофе тоже строило D-5 до конца лета - начала осени 1944 г., пока не последовал приказ прекратить их выпуск.
К 1942 г. в Люфтваффе пришли к выводу, что обычные бомбы против танков недостаточно эффективны. Необходима установка на самолетах пушек калибра 37 мм и более. Первый вариант, Ju 87G-1, представлял собой переделку типа D-5 под две 37-мм пушки ВК 3,7 (авиационный вариант зенитной Flak 18). Вместе с магазинами на 12 снарядов они крепились под крылом сразу за стойками шасси. Длинноствольное орудие с начальной скоростью подкалиберного снаряда более 1000 м/с пробивало бортовую броню всех танков. Контейнеры для пушек легко снимались и могли быть заменены обычными бомбодержателями. Такое вооружение впервые испытали летом 1942 г. на модифицированном Ju 87D-3.
Иногда немцы пикировали на танки сзади, иногда сбоку, выбирая небольшой угол атаки, чтобы не проходить низко над землей.
Танк поражался в одно из наиболее уязвимых мест - в корму. Каждый раз, перед тем как идти в атаку, самолет поднимался на 800 метров, потому что зениткам на такой высоте труднее попасть в самолет. Оттуда происходило отвесное пикирование, с маневрами машины из стороны в сторону. Недалеко от танка выравнивали машину в момент выстрела, и затем уходили в сторону над самим танком.
Во время битвы под Курском 6 июля "Штуки" совершили около 850 самолето-вылетов и уничтожили 64 советских танка. В этом отношении особенно отличились только что сформированные эскадрильи пушечных Ju-87G.
В 1941 г. выпущено 476, в 1942 г. - 917, в 1943 - 1844, в 1944 - 1012 Ju-87. Эти цифры совершенно не впечатляют на фоне гигантских объемов выпуска Ил-2, но германский самолет просто терроризировал наши войска по меньшей мере в 1941-1943 гг.

Итак:
Был ли Ил-2 лучшим штурмовиком второй мировой войны? Отнюдь.
Ильюшин обманул Сталина? Да.
Ил-2 нес большие потери? Да.
Ил-2 был противотанковым? Нет.
Германский самолет был эффективнее? Да.

26.03.2007
Владимир Спасибо
www.nasledie.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован