16 января 2002
3409

Иван Иванюк: Считать и контролировать

На вопросы "Красной звезды" отвечает аудитор Счетной палаты Российской Федерации Александр ПИСКУНОВ
Беседу вел Иван ИВАНЮК.



- Александр Александрович, в вашей насыщенной политической и административной карьере произошел довольно резкий поворот: вы заняли высокую должность, соответствующую рангу министра, но она связана в основном с контрольными функциями. Как вы будете строить работу? Как будете трансформировать свой предыдущий опыт, решая новые задачи?
- На протяжении последних десяти лет во всех ветвях власти я так или иначе занимался проблемами эффективности расходования бюджетных средств на обеспечение обороноспособности страны. Сейчас, как аудитор, я со своими сотрудниками должен осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием средств, выделяемых на национальную оборону. Президент и парламент в любой момент должны знать, как используются государственные ресурсы на решение той или иной военно-политической задачи.
- Что конкретно изменится в работе инспекций, которые находятся в вашем подчинении?
- Мы постепенно переходим от так называемого объектного подхода к преимущественно проблемному. То есть ревизии и проверки сейчас планируются не потому, что тот или иной вид Вооруженных Сил, округ или главк мы давно не проверяли, а по принципу актуальности вопроса в рамках военного строительства. Приведу конкретный пример. Около 10 млрд. рублей расходуется ежегодно из федерального бюджета в виде дотаций и субсидий на содержание и развитие закрытых территориальных образований (ЗАТО). Но вызывает сомнение необходимость таких расходов по 42 муниципальным образованиям, созданным в 1992 году на базе закрытых военных городков Минобороны и Минатома России. Дело в том, что сотни подобных городков в Вооруженных Силах не пользуются такими льготами и их содержание обходится гораздо дешевле. Кроме того, на территории большинства ЗАТО зарегистрировано множество коммерческих предприятий, производящих отчисления в местные бюджеты, за счет которых и должны финансироваться все оргструктуры ЗАТО. Вот в этом году мы и планируем провести оценку эффективности расходования средств из бюджета на эти цели.
Конечно, мы не проходим и не будем проходить мимо бесхозяйственности и злоупотреблений. Но это не значит, что я и мои подчиненные будем гоняться за каждым платежным поручением и проверять правильность его оформления. Для такого рода проверок у нас достаточно контролирующих органов.
- И как вы оцениваете утвержденный недавно военный бюджет 2002 года?
- Если рассмотреть в первом приближении структуру федеральных расходов на будущий год, то она довольно проста: четвертая часть денег уходит на содержание силовых структур, примерно столько же - на социальную политику, в основном на выплату пенсий и пособий, 15 процентов средств направляется на обслуживание государственного и муниципального долга, остальные 35 процентов - на культуру, науку, образование и другие расходы бюджета. Конечно, на оборону денег опять будет недостаточно, многие проблемы так и останутся нерешенными. Но это предел, который может себе позволить государство в нынешней экономической ситуации. За дополнительные расходы пришлось бы расплачиваться жизнью стариков и здоровьем будущих поколений. Конечно, престижно иметь три космодрома, но, по-моему, недопустимо, когда ребятишки неподалеку от того же Плесецка в 40-градусный мороз бегают по снегу в резиновых сапогах на босу ногу.
Что очень важно, в бюджете этого года предпринята попытка исправления ряда существенных диспропорций, которые создавались в предыдущие годы. Одна из них состоит в том, что за последние десять лет существенно выросла доля расходов на правоохранительную деятельность и безопасность государства по сравнению с расходами на оборону. Наверное, на это есть объективные причины - рост преступности, необходимость борьбы с терроризмом и сепаратизмом и т.д. Есть причины и субъективные, такие, как увеличение числа структур, получивших право вести оперативно-розыскную деятельность, решающих вопросы экономической безопасности. Отсюда дублирование функций, размывание ответственности, неэффективное использование средств. Людей, которые носят погоны и форму, стало столько, что уже не во что одеть тех военнослужащих, которые реально воюют.
Надо отдавать себе отчет в том, что реально безопасность государства обеспечивается только тогда, когда за всеми другими службами стоит мощная военная сила. Поэтому надо здесь стремиться к оптимальному соотношению, сложившемуся в большинстве стран мира: расходы на оборону должны примерно в три-четыре раза превышать расходы на правоохранительную деятельность и безопасность.
Еще один дисбаланс, на который не раз обращал внимание Президент России, заложен в соотношении расходов на текущее содержание Вооруженных Сил и их оснащение. В прошлом году оно составляло соответственно 75 и 25 процентов. Сейчас планируется, что на содержание армии и флота будет тратиться несколько меньше - 70 процентов. Это еще достаточно далеко от реализации поставленной задачи - выйти в ближайшие годы на соотношение 60 к 40 процентам, а далее - 50 на 50.
В последние годы сложился также дисбаланс между уровнем расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и закупкой вооружения и военной техники. В бюджете на этот год затраты на приобретение современных вооружений лишь на 30 процентов превышают расходы на НИОКР. Да, возможно, имея большие запасы, можно пропустить закупочный цикл и сосредоточиться на научных разработках. Но это не может продолжаться бесконечно. Результаты НИОКР устаревают, и мы теряем серийное производство.
- Как вы оцениваете финансирование расходов на военную реформу?
- Расходы на эти цели в бюджете следующего года планируется увеличить в четыре раза. Но, строго говоря, этим не обеспечивается достижение намечавшихся ранее целей, прежде всего - оптимизации структуры Вооруженных Сил, военной организации государства в целом. Эти деньги должны быть направлены на обеспечение социальных гарантий увольняемым в запас военнослужащим. Крайне мало средств планируется потратить на создание единой для всех силовых структур системы государственного заказа, тылового, медицинского обеспечения, создания единой ремонтной базы и т. д.
Перед руководством Министерства обороны сейчас стоят непростые задачи по оптимизации структуры Вооруженных Сил. К примеру, результаты проведенной нами экспертизы проекта федерального бюджета на 2002 год показывают, что гражданский персонал составляет 63 процента от численности военнослужащих, а расходы на его денежное содержание - 83 процента от того, что расходуется на оплату труда людей в погонах. Нельзя сделать эффективной армию, в которой на одного офицера приходится чуть более одного солдата или сержанта и два гражданских лица. При такой структуре основная часть средств всегда будет уходить на денежное довольствие и зарплату.
- Наверное, впервые в своей истории Счетная палата делала официальное заключение еще на один проект закона - "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот". Чем это было вызвано и каковы ваши выводы после рассмотрения этого документа?
- В рамках проводимой военной реформы этот вопрос имеет чрезвычайную важность. Напомню, что еще в октябре прошлого года председатель Счетной палаты Сергей Вадимович Степашин доложил Президенту России о складывающемся дисбалансе между сформировавшимися в воинских коллективах ожиданиями существенного повышения денежного довольствия и тем, что запланировано в бюджете, а также направил соответствующие предложения по улучшению материального обеспечения военнослужащих. Результатом, в частности, стали два президентских указа, которые недавно опубликовала "Красная звезда".
В целом, я считаю, правительство предпринимает шаги в нужном направлении. Это меры необходимые, хотя и запоздалые. В условиях нехватки средств включение ряда льгот в состав денежного довольствия вполне оправданно. Здесь в выигрыше окажутся прежде всего самые низкооплачиваемые военнослужащие - молодые офицеры, и это вполне справедливо. Существующий уровень денежного довольствия младших офицеров не позволяет им содержать неработающую жену и детей. Только за последние пять лет число холостых молодых офицеров выросло в 2,5 раза. Почти половина молодых офицерских семей не имеет детей.
Вместе с тем предлагаемые меры не позволят кардинально повысить денежное довольствие военнослужащих, ведь сейчас уровень денежных доходов командиров взводов, рот и батальонов ниже прожиточного минимума, а в некоторых районах, где действуют районные коэффициенты, ниже уровня средней заработной платы в этих районах. Поэтому необходимы и следующие шаги правительства по повышению уровня оплаты воинского труда. Важно создать и гибкий механизм, учитывающий инфляционные процессы, который в условиях отсутствия натуральных льгот не позволил бы обесценить меры по повышению денежного довольствия.
Нами направлен в Госдуму ряд конкретных замечаний по законопроекту. Так, мы считаем, что в нем ущемлены интересы наименее защищенных в социальном плане граждан, потерявших кормильца вследствие гибели или смерти военнослужащего, проходившего службу по контракту. В проекте закона указанные лица лишаются права на льготы по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установке квартирных телефонов, абонентской плате за пользование ими. С учетом того, что жилищно-коммунальные льготы сохраняются для многих категорий граждан, это представляется экономически и социально несправедливым.
- В условиях, когда не хватает денег, что, по-вашему, зависит от командиров, других должностных лиц в армии и на флоте?
- Очень многое, потому что, как показывают проверки, довольно много средств расходуется нерационально. Та же проверка в Северо-Кавказском военном округе показала, что денег на закупку не нужного в данный момент продовольствия было затрачено в два раза больше, чем хватало на приобретение самых необходимых продуктов. Или еще один пример: округ вроде как сухопутный, но было закуплено корабельного мазута 130 процентов от запланированного объема, а, к примеру, бензина - 55 процентов.
В ряде округов и флотов, как показала наша проверка, нерационально используются топливно-энергетические ресурсы. Скажем, в МВО за последних три года перерасход превысил 11 млн. рублей. А установка электрических счетчиков в ДВО и на ТОФе привела к годовой экономии, составляющей около 9 млн. рублей. Так что нетрудно подсчитать, в какие цифры выливается все это по Вооруженным Силам, другим силовым структурам.
- Скажите, какие проверки вы завершили и какие планируете провести в ближайшее время?
- Как я уже сказал, летом мы проверили Северо-Кавказский военный округ. Осенью прошлого года провели проверку по использованию топливно-энергетических ресурсов. Сейчас мы занимаемся изучением эффективности использования бюджетных средств на военно-медицинские нужды. Проверка еще далека от завершения, но по ряду фактов уже готовим представление министру обороны. Кроме тематических проверок в системах гособоронзаказа, мобилизационной подготовки, ЗАТО, в этом году мы планируем проверить использование военного имущества, высвобождаемого в ходе военной реформы, расходование бюджетных средств на строительство и приобретение жилья для военнослужащих и военных пенсионеров. Предусматривается и ряд других контрольных мероприятий. Об их результатах мы обязательно проинформируем общественность. Хочется верить, что анализ этих и других масштабных вопросов, которыми мы сейчас занимаемся, будет использован при проведении военной реформы, призванной поднять наши Вооруженные Силы на качественно новый уровень.


"Красная звезда"
16.01.2002 г.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован