20 января 2007
2955

Иван МАКУШОК: Чего хочет Александр Лукашенко?

В последнее время весь комплекс российско-белорусских отношений находится в центре внимания серьезной дискуссии, главным вопросом которой является вопрос о характере отношений между нашими странами в условиях, когда продвижение вперед к Союзному государству явно затормозилось, а по отдельным позициям близко даже заметны тенденции отката назад.

Белоруссия и сегодня является главным коридором на Запад, по которому осуществляется более половины экспортно-импортных операций, включая стратегически важные поставки энергоносителей и никак нельзя недооценивать ее роль как для российской экономики, так и для российской политики.

Естественно, что страна, занимающая такое геостратегическое положение, объективно заинтересована в том, чтобы ее национальные интересы учитывались бы в полной мере и были бы надежно защищены. Особенно это важно в ситуации, когда многие силы на Западе прямо говорят о необходимости изменения политического режима в Белоруссии, прежде всего отстранения от власти действующего Президента страны А.Лукашенко.

Это связано во многом с тем, что на внешнеполитической арене он выступает как достаточно жесткий политический игрок, который четко определяет свои цели и задачи и не хочет заниматься лавированием. Лукашенко предельно четко в определении своего главного кредо - "интересами Белоруссии торговать никогда не буду".

Стоит напомнить хотя бы его известное выступление на Генеральной Ассамблее ООН в 2005 году (которое, к сожалению, не получило должного анализа в российской прессе). Он тогда, в частности, сказал: " Мы с вами должны понять, что однополярный мир - это мир однолинейный. Более того - одномерный... Свобода выбора пути развития - главное условие демократического устройства мира... Мы строим нашу страну своим умом, основываясь на своих традициях. Но мы видим: именно этот выбор моего народа нравится не всем. Не нравится тем, кто стремится управлять однополярным миром".

Именно это во многом определяет активность Белоруссии на внешнеполитической арене в развитии отношений с Китаем, Индией, Венесуэлой, Ираном и другими государствами, которые не приемлют диктат со стороны США.

Но главное для Белоруссии - как будут дальше строиться отношения с Российской Федерацией, какой будет судьба в конечном счете Союзного договора.

Для А.Лукашенко это даже не столько вопрос политики, сколько вопрос глубокой убежденности в том, что именно такой союз России и Белоруссии будет в состоянии стать мощной политической и экономической силой и что он в полной мере отвечает интересам славянского братства, интересам народов обеих стран, позволит, в частности, сохранить и тот огромный потенциал и позитив, который был достигнут за годы существования Советского Союза.

Сегодня в отношениях России и Белоруссии не все так просто. Позицию Лукашенко " с Россией вместе и навсегда" отдельные российские политики истолковывают чуть ли не как его стремление через Союзное государство стать во главе него. Подобного рода спекуляции, особенно растиражированные многими российскими СМИ, в последние годы весьма серьезно негативно влияли на ситуацию и создавали ненужные проблемы.
И, несмотря на это, в своем послании Верховному Совету в прошлом году А.Лукашенко сказал: "Наверное, вы заметили, что как бы некоторые там, в России - Россия разная: есть и те, кто нас не приемлют, ненавидят, не любят, - как бы они нас не поддавливали, как бы не травили, сегодня в России есть полное понимание руководства, Президента, практически всего российского народа в том, что Беларусь была и остается, к сожалению, может быть единственным надежным партнерам и союзником Российской Федерации. Мы этого не прячем".

Но, что вызывает у Президента Белоруссии обоснованное беспокойство, так это то, что движение в сторону Союзного государства более чем далеко от запланированного ранее графика и что количество проблем на этом направлении только возрастает. Количество всякого рода встреч и совместных заседаний растет, но практических результатов, скажем откровенно, не слишком много.

Лукашенко призывает четко определиться сегодня - что будем дальше делать, в какой последовательности и когда увидим первые конкретные результаты. Тем более что нынешняя Белоруссия - действительно экономически эффективно развивающееся государство ( в 2005 темпы роста составили 9,2 %, а за первые три квартала 2006 - уже более 6,5 %) и оно все меньше похоже на "младшего брата", с которым можно говорить пренебрежительно.

Поэтому в качестве главной задачи он выдвигает обсуждение и принятие Конституционного акта Союзного государства, который четко определит все властные механизмы и задаст параметры формирования общих органов управления, в том числе и формирования законодательной власти. Без такого документа, с его точки зрения, все обсуждения будущего Союзного государства сводятся лишь к теоретической дискуссии.

В России многие политики и экономисты говорят - давайте сначала введем рубль как единую валюту Союзного государства, а затем будем решать и остальные вопросы.

Для Лукашенко такой подход неприемлем. Он хорошо понимает, что при такой схеме без четко прописанных в законе принципов организации финансов и экономики Союзного государства белорусская власть быстро потеряет контроль над экономикой страны и возникнет реальная угроза "приватизации а-ля Гайдар", в результате чего возможны необратимые негативные процессы как в промышленно-финансовой, так и в экономической сферах.

Для Лукашенко, с моей точки зрения, все достаточно очевидно - если в 2007 году не удастся сдвинуть с места телегу Союзного договора, то в будущем само существование этого проекта становится под вопросом и Белоруссия будет просто вынуждена внести коррективы в свою внешнюю политику.

В одном из не столь давних интервью Александр Григорьевич сказал : "Есть некоторые государства, вы их хорошо знаете, которые готовы лизать хозяину известное место и бежать впереди, в том числе и против Беларуси. Но так решают политики. Народы, я уверен, думают по другому... Выстроим мы свои нормальные отношения и с Америкой, и с Европой...Я в этом нисколько не сомневаюсь".

Он хочет прежде всего того, чтобы не было внешнего вмешательства в дела Беларуси. Хочет уважения к свободному выбору своего народа, хочет сохранения самобытности и истории Белоруссии, хочет ясного экономического и политического будущего. И хочет, чтобы Запад не мешал бы ему строить Союзное государство на основе тех принципов и подходов, которые были сформулированы еще десять лет назад.

Лукашенко не просто - он хорошо видит многие конъюнктурные моменты в подходах отдельных российских политиков и экономистов, видит это самое внешнее давление, например со стороны такого соседа как Польша и т.д. Для него нынешняя ситуация - весьма серьезный вызов, на который должен быть дан вполне адекватный ответ. В наших интересах оказать ему поддержку в необходимом объеме.

Что можно было бы сделать с российской стороны сегодня для дальнейшего развития сотрудничества России и Белоруссии, имея в виду все же выход в конечном счете на создание Союзного государства?

Прежде всего определиться и ясно сказать, как будем двигаться дальше, не оставляя все время Белоруссию в подвешенном состоянии.

Во-вторых, избежать возникновения кризиса на энергетической основе в наших отношениях, так как такой конфликт не только ударит по экономике Белоруссии, но и станет крайне негативным сигналом для общества в целом. И, естественно, только усилит позиции тех на Западе, кто говорит много сегодня об "энергетическом шантаже" со стороны России.

В-третьих, несмотря на возможные трудности, сохранять и развивать в полном объеме культурные и личностные контакты между народами наших стран.

В-четвертых, продолжать координацию усилий в сфере оборонной и внешней политики.

Ведь, в конечном счете, речь идет не о А.Лукашенко, а о стратегических интересах России на западном направлении, интересах долгосрочных и определяющих и перспективы развития России.

Ведь потеря Белоруссии как действительно самого надежного нашего партнера чревата для России таким количеством проблем, что их решение может просто затормозить развитие страны и поставит ее в положение "обороняющегося государства".

Поэтому сегодня принципиально важно, чтобы в российско-белорусских отношениях превалировали бы позитивные результаты, а не наступила бы конфронтация. Для этого есть все основания, прежде всего через прямой и откровенный диалог двух президентов - А.Лукашенко и В.Путина.


Иван МАКУШОК

Газета Известия
(15 декабря 2006 г.)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован