20 января 2007
2817

Иван Макушок: Впереди - Рубикон

На последней встрече Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко помимо обсуждения текущих вопросов экономического и политического взаимодействия вновь зашел серьезный разговор о том, как дальше совершенствовать механизм двустороннего сотрудничества и как на деле двигаться вперед по пути создания Союзного государства.

Сегодня становится совершенно ясно, что нынешнее положение дел требует принятия таких решений, которые показали бы народам наших стран и миру в целом, что процесс объединения наших государств переходит в практическую плоскость и что такое решение полностью отвечает интересам граждан России и Белоруссии.

Каждая неделя, каждый месяц неопределенности в этом процессе ведут к тому, что дискуссия о Союзном государстве воспринимается все больше как ритуальное действие, а не проявление готовности к конкретным шагам.

Главным из них должно быть проведение референдума в каждой из наших стран в отношении судьбы Союзного государства, результаты которого стали бы правовой основой для всех дальнейших политических и организационных действий и, что самое важное, для формирования эффективного механизма управления в рамках такого государства (вне зависимости от его окончательной конфигурации).

Нельзя сказать, что сегодня общий фон для такого референдума самый благоприятный. Дискуссия о судьбе Союзного государства, идущая вот уже более десяти лет, наряду со многими надеждами породила и определенные сомнения, прежде всего потому, что только малая часть из договоренностей, достигнутых в 1996 году, действует в реальности.

Да, встречаются лидеры наших стран, проводят совместные заседания руководители правительств, отдельные министерства и ведомства, прежде всего обороны, периодически встречаются и депутаты, но механизма, способного составить основу функционирования Союзного государства, так пока и не видно. Есть отдельные хорошие результаты совместной работы, например, у транспортников и таможенных органов, но в целом - единой политики, которая должна проводиться сторонами, не видно. А вот различного рода конфликты, как, например, вокруг цены на газ, создают порой столько негатива, особенно в средствах массовой информации, что Россия и Белоруссия предстают чуть ли не как прямо конфронтирующие стороны.

И, о чем необходимо сказать особо, нет все же четкой информации о том, что служит основной причиной затягивания процесса - сопротивление внутри элит каждой из стран или, может быть, это объясняется стремлением в конечном счете подключить к идее Союзного государства Казахстан? Или желание подождать, как решится вопрос о статусе Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, которые стремятся официально стать частью Российской Федерации, то есть потенциально и частью будущего Союзного государства?

Нужно честно себе признаться, что как политическая, так и экономическая ситуация в каждой из наших стран значительно изменилась за эти годы, равно как и изменилась, причем достаточно радикально, и международная обстановка, в том числе на постсоветском пространстве. Это не может не сказываться на настроениях политиков и населения.

Но в одном нет никакого сомнения - все эти годы, несмотря на происходящие изменения, Белоруссия оставалась и остается сегодня самым надежным союзником России как в политической, так и в экономической и военно-стратегической сферах. И все попытки, предпринимавшиеся США или Европейским Союзом, внести раскол во взаимоотношения между нашими странами, оказались, в конечном счете, безрезультатными. Но такие попытки не остались только в прошлом - они продолжаются и сегодня, причем главный удар направлен именно против планов по развитию Союзного государства.

Референдум сегодня - это целый комплекс шагов, которые должны быть синхронизированы сторонами с тем, чтобы добиться необходимого результата и сделать это таким образом, чтобы никто не смог поставить под сомнение его итоги.

Прежде всего, на наш взгляд, в сложившейся ситуации ведущую роль должны сыграть президенты наших стран, которые могут и должны сделать вопрос о референдуме и будущем Союзного государства действительно главным политическим событием для граждан России и Белоруссии, призвав их ясно и недвусмысленно высказаться за новый союз. Именно их авторитет и влияние сегодня позволяют сделать такой шаг, в полной мере давая необходимый политический и психологический импульс.

Особое значение это имеет потому, что, как упоминалось выше, определенное число граждан двух государств если не потеряло интерес к объединению, то относится к перспективе достаточно пессимистически, справедливо опасаясь, что вместо действий вновь могут продолжаться самые общие разговоры, или все в результате закончится просто бюрократическими перестановками.

При разговоре о референдуме нужно понимать, что в определенной степени многие просто разуверились в возможности объединения и потребуются очень серьезные информационные усилия сторон, чтобы вернуть надежду и уверенность в правильности этого шага. Особая роль в такой работе, естественно, должна будет принадлежать телевидению как наиболее серьезному каналу влияния на общественное мнение. Ведь не секрет, что в наших деревнях и малых городах серьезную газету с разбором аргументов "за" и "против" не найдешь и с факелом.

Принципиально важно вновь показать, какие геополитические и экономические преимущества дает Союзное государство вне зависимости от конкретной формы объединения, и что такой шаг имеет действительно принципиальные последствия для будущих контуров Европейского континента и мира в целом.

Существует при этом целый ряд практических аспектов, которые должны быть учтены и решены в соответствии с действующим законодательством.
Конституция РФ предусматривает возможность проведения подобного референдума, хотя многие его содержательные и технические детали нуждаются в очень глубокой, на наш взгляд, дополнительной проработке, так как за последнее десятилетие опыта общенациональных референдумов в нашей стране просто нет (в отличие от Белоруссии). А референдум по Союзному государству - это, думается, референдум "повышенной сложности".

Прежде всего необходимо четкое определение тех вопросов, которые будут на него вынесены. Внести соответствующие предложения, в частности, могут лидеры наших государств.

Если принять во внимание те основные положения дискуссии, которые велись вокруг вопроса о Союзном государстве в последние годы, то вполне логичным представляется вынесение, например, двух основных вопросов на всенародное обсуждение:

1. Поддерживаете ли вы создание Союзного государства как межгосударственного союза Российской Федерации и Республики Беларусь?

2. Одобряете ли вы проект Конституционного Акта Союзного государства?

Именно они, на наш взгляд, в полной мере отражают наиболее существенные моменты и достаточно четко дают главные ориентиры для движения вперед. Естественно, что если по первому вопросу высказаться "за" или "против" достаточно легко, то в отношении второго, как показывает анализ, четкого отношения к этому документу нет не только у населения, но и у профессиональных политиков, прежде всего потому, что до конца так и не ясно, о каком именно окончательном варианте Конституционного Акта идет речь.

А без этого просто нельзя выходить на референдум, не зафиксировав в проекте самое главное - в каком именно виде должно существовать Союзное государство и каким, в конечном счете, будет система управления им.

При этом принципиально важно то, чтобы в этом вопросе существовало бы действительно однозначное понимание и не было бы потом проблемы различных интерпретаций. Кроме того, это понимание должно быть и на уровне простых граждан с тем, чтобы они ясно представляли, в каком государственном образовании им предстоит жить и как это скажется на их конституционных правах и обязанностях.

Референдум - это, прежде всего, публичное общественное действие. И при этом правила его проведения весьма четкие и определенные законодательством. Но при этом в нашем случае существует одно особое обстоятельство - "за" должны высказаться большинство участвующих граждан как в России, так и в Белоруссии, и референдум, соответственно, должен бы, по идее, проводиться синхронно в обоих государствах.

То есть вопрос явки, как это частично отмечалось выше, объективно становится одним из наиболее важных. Не быть уверенным в его решении - значит с самого начала ставить под сомнение все будущее Союзного государства.

Нет и не может быть иного пути, кроме как действительно мобилизационной по духу и по содержанию информационно-пропагандистской (в самом лучшем смысле этого слова) кампании, способной создать необходимый политический и психологический фон для принятия позитивного решения. И в рамках этой работы должны быть задействованы все - от президентов России и Белоруссии до журналистов печатных изданий и телевидения.

Только в страшном сне можно представить такую ситуацию, когда на референдум, прежде всего в России, где идет процесс массовой деполитизации населения, придет меньше 25% от списка избирателей, и он будет признан не состоявшимся. Но без мощной подготовительной работы, о которой говорилось выше, этот сон может стать реальностью.

Кроме этого, нужно четкое понимание логики и последовательности шагов, которые последуют за референдумом, так как это также важный фактор для формирования соответствующего отношения к референдуму.

Самое важное, что необходимо осознавать уже сегодня в полной степени, - референдум является своего рода Рубиконом, переход которого означает серьезные изменения в существующей системе политических и экономических отношений между нашими странами и, принимая результаты референдума, мы принимаем весьма высокую историческую ответственность.

И необходимо в силу этого продумать все возможные варианты действий в стратегическом плане, которые давали бы уверенность в эффективности развития Союзного государства как качественно новой структуры в мировой политике.

Пора, наконец, определяться. В 2007 году в России - выборы в Государственную Думу, в 2008 президента. Мы хорошо знаем, что начало предвыборной компании в России обычно означает то, что вся работа того же депутатского корпуса практически забрасывается и "все уходят на фронт". И будет очень печально, если за бортом процесса принятия важнейших политических решений останется Союзное государство. В 2009 году о нем говорить может быть уже слишком поздно.

Иван Макушок

Журнал Союзное государство
(сентябрь 2006 г.)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован