Иван Иванович, в 2000-ном году население купило долларов на $2,24 млрд. больше, чем продало. Этот показатель превышает показатели 1999 года, хотя тогда год был посткризисный, покупка долларов была предопределена. В чем же дело?
Я встречал в газетах и ровно противоположные оценки, но могу сказать, что это нормально для ситуации, когда реальные денежные доходы населения выросли, инфляция была достаточно высокой, а курс - стабильным. Количество денег в экономике увеличилось, то есть произошло то, что по-английски называется real ruble appreciation. Вместе с реальными доходами выросла и долларовая покупательная способность людей, и понятно, что в таких условиях определенную часть своих доходов люди начали пытаться сохранить и, прежде всего, в форме долларов. Почему в форме долларов? Да просто потому, что из-за инфляции товары за рубли стали дороже, а цена доллара не менялась. Люди по-прежнему верят в доллар и вкладывали свои сбережения именно в этот инструмент. Есть и другие причины.
Собственно, есть всего три универсальных инструмента для инвестирования. Первый - это банковские депозиты, но люди боятся, потому что в банках много было потеряно в результате кризиса и никакие высокие ставки эти потери компенсировать не могу (да и ставки-то в 2000 не были высокими). Другой инструмент - это акции. Но российские акции хоть и выросли в 2000, но также не очень-то сильно, да и курс все время скакал, и люди акций в качестве инструмента для инвестирования опасаются. Особенно в прошлом году, когда сменилось правительство, были определенные опасения у людей, что что-то может произойти с акциями. Кроме того, система налогообложения дохода от продажи акций была какая-то дурацкая. Налог хотели брать не с дохода, а с прибыли. Вкладывать в вещи людям не хотелось, т.к. новая техника была куплена всего два года назад в 1998 г. Вот и получается, что остается единственный инструмент, куда можно сбережения вложить - это доллары. Так что здесь все ясно. Данные ЦБ просто подтверждают, что личные накопления увеличились. С другой стороны, опять же, если взять абсолютные цифры, то они несопоставимы. Количество денег, затраченных на покупку валюты, несопоставимо с тем, что было в 1997-98 годах. То есть, все равно люди меньше валюты покупали, чем тогда.
Но при этом вложение в доллары в 2000-ном году было не особенно выгодным, ведь была инфляция, а номинальный курс рубля вырос.
Доллар, он и в Африке доллар. И даже если случится в Америке страшное какое-нибудь потрясение, я не думаю, что можно прогнозировать падение покупательной способности доллара более, чем на 30%. Это уже вообще катастрофа для мира будет. Для всех без исключения, кроме россиян, которые и 300% пережили с рублями. С другой стороны, никакие ставки в банках, вспомнив опять ту же самую "Чару", не могут компенсировать банальных физических потерь, которые вполне в наше стране возможны. То есть, грубо говоря, если вложить в банк под 40% годовых (хотя никто, собственно, таких ставок не предлагал), то риск потери всех 100%, он никак не компенсируется этой депозитной ставкой. А на самом деле, самые большие ставки, скажем, в Сбербанке по валюте были 7%, при том, что автоматически это высвечивается перед налоговыми органами. Поэтому для меня все это вполне объяснимо.
Получается, люди вкладывают так, чтобы не потерять. Они не рассчитывают на прибыль?
На самом деле, задача сохранения активов намного сложнее, чем задача их преумножения. И есть отдельные функции в финансовом менеджменте, называется asset management, то есть управление активами, которое целиком посвящено тому, чтобы их по крайней мере не потерять. Не потерять стоимость - это уже много. И для любого человека, если он покупает доллары, по крайней мере, при относительной стабильности самого доллара, есть гарантия, что в отношении самого доллара ты не потеряешь. Конечно, большие инвестиционные компании, они строят портфели валюты, есть разные инструменты, которые риски хеджируют. Но для человека, если он в данный конкретный момент времени заработал какие-то рубли, купил на них какую-то сумму долларов, есть внутренняя убежденность, что эта сумма долларов такой и останется по крайней мере в течение года. Хотя опять же, он понимает, что из-за того, что курс рубля стабилен, а инфляция растет, на самом деле он потом меньше купит товаров на эту сумму, но это психологически не воспринимается, как потеря, потому что $100, они и есть $100. Они не увеличились, но они, по крайней мере, не стали $80. Наверное, это какой-то признак реальной включенности России в глобальную экономику. Россияне теперь оценивают свои доходы и сбережения не рублях и даже не в вещах, которые можно на них купить, а непосредственно в универсальной единице измерения - в долларах, радуясь, если что удалось купить за рубли дешевле мировой цены, но не делая трагедии из того, что это не удалось, понимая, что дороже - не будет.
15 февраля 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=10771