В вторник в Москве состоится заседание Президиума Совета по национальным проектам при президенте России. Усилия власти по реализации нацпроектов оценил в разговоре с корреспондентом Страны.Ru Алексеем Щегловым известный экономист, управляющий директор Московского представительства компании "AIG-Bransvick Capital Management" Иван Родионов.
- Иван Иванович, сегодня полным ходом разворачивается работа по практической реализации национальных проектов. Как вы считаете, насколько они могут быть эффективны?
- Президентская инициатива по созданию и реализации приоритетных нацпроектов была неизбежной. Путин понимает, что любая страна сильна не только экономикой, но и теми идеями, которые она реализует. За время своего президентства действующий глава государства все время обращался к правительству с пожеланиями и инициативами и нельзя сказать, что получаемые ответы его удовлетворяли.
Вспомните некоторые вехи. Так, в 2000 году было заявлено, что в случае успешного экономического роста граждане России через определенное время станут жить не хуже, чем в Португалии. Конечно, сравнение России с Португалией довольно смешно само по себе, но, тем не менее, такая идея существовала. Затем был выдвинут лозунг удвоения ВВП, на котором только "ленивый не потоптался". На самом деле, идея довольно здравая, так как удвоение неизбежно предполагает двукратное увеличение объемов потребления. Ну и, наконец, был выдвинут лозунг достижения конкурентоспособности. Но его, к сожалению, тоже упустили. Когда Фрадков возглавил правительство, он попытался заставить министров составить подробные планы достижения конкурентоспособности в значимых экономических секторах, но они благополучно завалили эту работу.
Между тем, у президента имеется обратная связь с населением, он понимает, что нужно реализовывать вещи, которые понятны и интересны большинству россиян. Вместо этого он видит, что ему не предъявляют практически ничего, кроме каких-то абстрактных документов, содержание которых очень далеко от жизни. Поэтому Владимиру Путину и пришлось выдвинуть эту идею. Хотя понятно, что дело в простых вещах. Просто пока боязно сказать, что мы строим общество потребления.
- Во вторник состоится очередное заседание Национального совета по нацпроектам. В связи с чем, на ваш взгляд, возникла необходимость в его организации?
- Если президент на протяжении шести лет видит, что правительство ему предъявляет "круглый ноль", то образование специального ответственного органа было неизбежно. Другое дело, что в бюрократической структуре параллельные органы не живут. Поэтому Совет и возглавил один из вице-премьеров, которого наделили специальными полномочиями.
В целом за 15 лет реформ людям можно предъявить не так уж и много завершенных властью проектов. Ведь от того, что провозгласили страховую медицину, наши поликлиники пока не стали работать лучше. Ну, хорошо, эти старики умрут, останутся те, которые покрепче. А если с образованием что-то не так, то дети через двадцать лет поймут, что их учили совершенно не тому, и они на рынке с такими дипломами никому не нужны? Что тогда? Поэтому не случайно, что выбраны те сферы (образование, строительство, здравоохранение и село), которые значимы для подавляющего большинства населения и общества в целом.
- В бюджете-2006 на исполнение нацпроектов выделено более 160 млрд рублей. Этих денег достаточно для того, чтобы реализовать все задуманное?
- Что касается финансирования, то денег, на самом деле, на нацпроекты выделили пока не так уж и много. Конечно, эти расходы могут и увеличить. Особенно это вероятно, если учесть разговоры про то, как вскоре "распакуют" Стабфонд. Но и накопленные в Стабфонде суммы не столь уж и велики. Хотя сегодня дело даже не в деньгах, а в том, чтобы начать реализовывать определенную, по настоящему значимую идею.
- В чем, по-вашему, должна заключаться такая идея?
- Надо, чтобы люди хотели работать. Ведь сейчас спроси любого, зачем он работает, и не каждый ответит. Когда строили социализм - были свои лозунги. Когда зарождался капитализм - там была протестантская идея личного спасения, которая заставляла работать. Поэтому нужно, чтобы был драйв, эмоциональный стержень. Но сегодня никто не говорит о том, какие должны цели и ценности активного труда. Очень много звучит слов о некоем особом российском пути развития. Но, по моим наблюдениям, пока все разговоры об особом пути в итоге сводились к тому, что людей заставляли работать больше, а получать меньше. Конечно, задача состоит не в том, чтобы стать богаче (ясно, что персональных дворцов каждому не построят), а в том, чтобы все могли нормально жить, хотя бы по сегодняшним меркам. Надо людей успокоить, дать им стабильность и облечь эти надежды в реализованную форму.
27.02.06.
Алексей Щеглов
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.