Иван Иванович, открывается третья всероссийская Конференция ""Право и Интернет: теория и практика"". Основной темой будет вопрос об электронной коммерции. А насколько важен этот вид бизнеса для России? Насколько велик потенциал электронной коммерции?
Электронная коммерция - понятие широкое и включает, по крайней мере, три крупных области. Первая область связана с обслуживанием бизнеса, то есть, это рынок бизнес для бизнеса (B2B). Вторая - это обслуживание потребителей (В2С). Третья - это реклама, которую можно выделить, как достаточно самостоятельный элемент.
В отношении бизнес - бизнесу все распадается на две части. Во-первых, это продажа чего-то, а во-вторых - поставки для кого-то, это две совершенно разных операции. В отношении продажи чего-то, это вопрос не простой, потому что большие объемы связаны с биржевыми товарами, а они и так неплохо продаются, уже существует хорошая система для их продажи и роль электронной коммерции вряд ли будет большой (хотя, как показывает опыт США, хорошие возможности имеет бизнес по организации бартера). С другой стороны, для каждого крупного предприятия большой проблемой являются с закупки. Дело в том, что крупные предприятия закупают очень широкую номенклатуру товаров, как правило, от нескольких тысяч поставщиков на многие сотни миллионов долларов. В настоящее время руководители крупных предприятий реально обеспокоены тем, что при такого рода закупках, они процессом не управляют. Потому что, по сути дела, закупки делают люди на основе своих устоявшихся связей. Никто не может гарантировать, что закупки производятся на оптимальных или просто хороших условиях. То есть, очень легко уговорить специалиста по закупкам покупать у совершенно определенного поставщика, на определенных условиях, каким-то образом с ним расплачиваясь. Электронная коммерция позволяет этот вопрос решить сделав всю сделку прозрачной и конкурентной, потому что делает этот аукцион открытым, то есть фактически приглашает любого заинтересованного поставщика поучаствовать в такого рода тендерах.
В качестве перспективы этого сектора электронной торговли можно назвать 20-30 крупнейших компаний России. На мой взгляд, это сектор очень важный. Для того, чтобы понять возможные объемы электронной торговли в секторе B2B, достаточно задуматься о том, что в этом секторе обороты достигают сотен миллиардов долларов. Если за счет электронной коммерции удается хотя бы чуть-чуть улучшить условия сделки, она вполне может рассчитывать на получение 0.01%, например, этого оборота. А это, само по себе, уже будет огромными деньгами.
То есть, фактически, скромная комиссия, которую может брать электронная коммерция в абсолютном значении может оказаться очень большой.
Общепринято, что в России потребительский сектор еще долго не будет играть большого значения по двум-трем простым причинам. Пользователей Интернет в России не так много, и взрывного роста здесь не ожидается. Для российского потребителя пока не являются критичными такие факторы, как время и удобство покупки. То есть мы до сих пор еще не избалованы хорошей системой распределения. Во многих случаях для нас критичным является не то, что я могу сэкономить время, не идя в магазин и готов за это заплатить премию, а наличие возможности выбора и оценки товара, оптимального по критерию цена-качество. Здесь Интернет важен как средство выбора, особенно специальные "программы-роботы" по подбору товара, но сделку, скорее человек совершит поглядев и потрогав отобранный товар. Вторая сторона этой проблемы связана с тем, что страна у нас бедная, а услуги по доставке товара в любом случае требуются, то есть электронная торговля не позволяет обеспечить доставку самого товара. И здесь, волей - неволей, придется использовать специальные службы, которые обеспечат эту доставку. К сожалению, эти службы относительно дорогие, то есть часто цена товара может оказаться сопоставимой с ценой с услуг по его доставке. Плюс к тому, эти службы недостаточно развиты, и поэтому чисто технически они тоже не всегда могут обеспечить должный уровень сервиса.
Проблема с Интеренет-рекламой заключается в том, что российский рекламный рынок невелик и, скажем, до сих пор не восстановился до предкризисного уровня. Падение курса рубля привело к тому, что импорт потребительских товаров сократился, и, соответственно, западные импортеры этих товаров не готовы платить столько, сколько они платили до кризиса для того, чтобы продвигать здесь свои товары. Поэтому рекламный рынок объективно ограничен. С другой стороны, очень хороший проект был запущен буквально неделю назад, когда французская фирма пытается проверить эффективность рекламы через Интернет некомпьютерного товара, в частности духов. Посмотрим, подождем результатов, потому что, на самом деле не понятно, работает ли Интерент-реклама в России и особенно в отношении товаров, не связанных с информационными технологиями.
Но для того, чтобы электронная коммерция в России появилась, ведь нужно принять необходимые законы?
На самом деле, здесь новых законов требуется не так много. Речь идет об электронной подписи, которая бы позволяла защищать сделки, и одновременно не увеличивала бы транзакционные издержки, потому что существующее законодательство позволяет в рамках замкнутой сети производить электронные сделки с использованием электронной подписи при условии, что все договаривающиеся с этим согласны. Однако здесь всегда возникает риск, а наличие риска всегда приводит к тому, что транзакционные издержки растут, и соответственно, сделка становится дороже. Закон о подписи помог бы эту проблему решить. С другой стороны, при любых электронных сделках стоит вопрос об обеспечении защиты информации, которая передается в ходе этих сделок. Здесь тоже требуются решения, потому что, скажем, законодательство не позволяет, делать это произвольным образом, то есть имеются ограничения для того, чтобы использовать западные или наши средства защиты. Нет и необходимой защиты в правовом плане информации личного характера. Нет гарантии, что кто-то, кто занят работой в области электронных сделок, не начнет собирать информацию личного характера о людях и потом не начнет ее продавать. Примеры того, что это вполне возможно в России - сколько угодно - это и телефонные и квартирные и машинные базы данных, которые на рынке есть уже сейчас. Следующая проблема - это налогообложение электронных сделок. Здесь, я думаю, на самом деле, вопрос достаточно легко можно решить, потому что действующее законодательство предполагает облагать налогами физическое движение товаров, то есть в любом случае налог придется платить и можно его собрать. Истории о том, что в США или Западной Европе отменялось налогообложение на сделки в Интернет, о том, что ВТО требует их отмены для электронной торговли, на самом деле не значат, что нет налогообложения товародвижения, как такового. Все это значит, что в связи со сделками через Интернет не добавляется лишний налог с продаж на операцию, связанную с электронной торговлей.
Иван Иванович, каков будет ваш прогноз, как скоро в России электронная коммерция разовьется до нормального состояния?
На самом деле никто не знает, что такое нормальное состояние, потому что на Западе в общем коммерческом обороте это все равно несколько процентов. Если у нас будет так же, то, наверное, это и будет считаться нормальным. С другой стороны, наша экономика более простая, чем многие западные и если, например, те крупные компании, о которых я говорил, сумеют сделать такие электронные биржи по закупкам, то просто в силу огромных оборотов, которые осуществляются в этой области, может оказаться, что в процентном отношении доля электронной торговли в общем обороте оптовой и розничной торговли будет сопоставима с западной. Эти биржи по закупкам могут работать уже сейчас в рамках действующего законодательства. Здесь выполнение обязательств поставщиком будет обеспечиваться не дополнительными законами, а тем, что он может рисковать потерять своего основного покупателя. То есть у него будет больше заинтересованность эти сделки делать должным образом и аккуратно. С этой точки зрения ничего не мешает развитию. Насколько я знаю, сейчас несколько проектов такого типа разрабатываются и, в принципе, если они пойдут хорошо, то года через два такого рода операции в секторе business-to-business вполне могут достичь значительных объемов.
27 ноября 2000
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=6949