05 апреля 2007
2315

Иванова Ю.В.: Совершенствование механизмов управления приоритетным национальным жилищным проектом

Переход России к рыночным методам хозяйствования потребовал поиска новых форм организации и управления жилищной сферой, ориентированной на конечные результаты. Отказ от административно-командного управления социально-экономическим развитием страны и переход на рыночные отношения потребовал также выработки принципиально нового механизма управления национальной экономикой, который бы обеспечил ее эффективное функционирование в современных условиях. Однако до настоящего времени не ясно, как строить необходимые рыночные институты. В связи с этим в Российской Федерации разработана концепция Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Указанный проект является по своей сути целевой программой.
В соответствие с Национальным Проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" стратегической целью государственной жилищной политики в России является :
#61485; создание рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения;
#61485; создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка;
#61485; обеспечение доступа на жилищный рынок различных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания граждан России в число приоритетных национальных проектов, наряду с развитием образования, здравоохранения и села, определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране.
Итогами реализации Национального проекта к 2010 году должны стать следующие результаты :
#8722; увеличение объемов жилищного строительства в 2 раза - с 41,2 до 80 млн. м2;
#8722; увеличение объемов выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов в 20 раз - с 20 до 415 млрд. руб.;
#8722; снижение среднего времени нахождения в очереди с 20 до 7 лет;
#8722; увеличение доли семей, которым доступно приобретение жилья в 3,2 раза с 9% до 30%.
Однако как показал проведенный автором анализ реализации национального жилищного проекта, большинство задач и мероприятий указанной программы не исполняются, а так называемые "найденные бюджетные средства" на его реализацию просто перераспределяются в рамках бюджетного процесса. Тем не менее, отметим, что у населения всех регионов России существует потребность в качественном, комфортном и доступном жилье: она различается лишь своей остротой, платежеспособным спросом на него и другими показателями. При этом следует подчеркнуть, что в каждом субъекте Российской Федерации имеются свои особенности, возможности и научные разработки по развитию рынка жилья. Но, к сожалению, как в органах государственной власти и местного самоуправления, так и в реальном секторе региональных экономик в настоящее время явно недостаточно профессионалов, способных имеющиеся в субъектах Федерации потенциал и наработки перевести в практическую плоскость.
В связи с этим, мы считаем, что система управления рынком доступного жилья должна быть основана на синтезе государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей развития указанного сегмента экономики. При этом программно-целевое управление его реализацией позволит сформировать экономические стимулы развития субъектов исследуемого рынка и на основе широкомасштабного внедрения организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий обеспечить устойчивое развитие рынка доступного жилья.
Основным приоритетом в предлагаемой системе управления является доступность приобретения жилья для основной части населения и обеспечение удовлетворения жилищных потребностей в соответствии с платежеспособным спросом и потребительскими предпочтениями граждан при участии как государства, так и частного сектора. При этом роль государства должна состоять в обеспечении законодательных и административных инфраструктурных условий (например, государственные системы регистрации прав и учета объектов недвижимости, комплексные целевые программы) для развития рыночных институтов и механизмов. Непосредственное финансовое участие государства возможно, с нашей точки зрения, в форме поддержки становления отдельных рыночных институтов на первоначальном этапе (например, института вторичного рынка ипотечных кредитов), а также предоставления безвозмездных субсидий определенным группам населения (работникам бюджетной сферы, молодым семьям, военнослужащим и др.) с целью повышения доступности строительства и покупки жилья, а также кредитов на эти цели. При этом за государством и органами местного самоуправления, безусловно, остается задача обеспечения жильем малоимущих и других установленных законом категорий граждан (социальное жилье).
Доступность приобретения жилья для населения обеспечивается через развитие банковского сектора, предоставляющего гражданам долгосрочные (на 10-15 лет) кредиты на приобретение или строительство жилья под залог этого жилья (ипотека). Предполагается развитие различных форм долгосрочного жилищного кредитования населения: на цели приобретения готового жилья, участия в строительстве многоквартирных домов, строительства индивидуальных домов и др.
Защита прав собственности граждан на жилье основана на государственных системах учета и регистрации прав на недвижимость. В рамках системы государственной регистрации прав предполагается усилить правовые гарантии прав добросовестных приобретателей недвижимости и обеспечить финансовые гарантии возмещения ущерба стороне, права которой были нарушены. Права кредиторов-залогодержателей должны быть защищены возможностью обращения взыскания и прекращения прав заемщиков-залогодателей на жилье - предмет ипотеки - в случае невыполнения обязательств по кредитному договору. В законодательстве необходимо обеспечить баланс интересов кредиторов и заемщиков с целью снижения кредитных рисков и, как следствие, снижения процентных ставок и повышения доступности ипотечных кредитов для населения.
Мы считаем, что отечественная банковская система для финансирования долгосрочных кредитов населению должна получить доступ к долгосрочным ресурсам пенсионной и страховой системы, к средствам других институциональных инвесторов через развитие рынка ипотечных ценных бумаг. Для этого необходимо дальнейшее законодательное обеспечение надежности этих финансовых инструментов.
Для формирования рынка доступного жилья и жилищного кредитования необходимо развитие новых институтов: страхования ипотечных кредитов, кредитных бюро, риэлтеров-брокеров и др. С целью снижения стоимости сделок на рынке жилья и ипотечного кредитования требуется совершенствовать деятельность государственных систем регистрации прав на недвижимость и учета объектов недвижимости (повышение прозрачности, надежности и информационной доступности, снижение затрат и времени обслуживания для участников рынка доступного жилья, отмена обязательного нотариального удостоверения договоров ипотеки и усиление гарантий прав через систему регистрации прав).
Организация жилищного строительства должна претерпеть существенные изменения с целью удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, который существенно возрастет за счет долгосрочного жилищного кредитования. С целью снижения административных барьеров доступа на рынок жилищного строительства, получения земельного участка с установленными регламентами разрешенного использования и разрешения на строительство необходимо законодательно установить четкие и прозрачные процедуры территориального планирования на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также правового зонирования с установлением градостроительных регламентов и видов разрешенного использования недвижимости на уровне муниципальных образований, заменить многочисленные процедуры государственной экспертизы градостроительной и проектной документации (за некоторыми исключениями) на устанавливаемые федеральными законами технические регламенты и введение рыночной деятельности по проверке соответствия проектной документации этим регламентам.
Необходимо предоставлять застройщикам для целей жилищного строительства сформированные земельные участки в собственность на торгах и до начала инвестиционно-строительного процесса. Это обеспечит возможность привлечения застройщиками кредитных ресурсов на строительство жилья под залог земельных участков и возводимого жилья. Существенную роль в этом процессе призваны играть органы местного самоуправления, ответственные за развитие территорий муниципалитетов.
С целью создания заинтересованности органов местного самоуправления производить работы по формированию земельных участков и подготовке исходно-разрешительной документации для их предоставления под жилищное строительство с применением конкурсных процедур необходимо принятие законодательных мер, обеспечивающих поступление в местные бюджеты в полном объеме средств от продажи сформированных земельных участков. Муниципалитеты, заинтересованные в увеличении объемов жилищного строительства, должны обеспечивать предложение земельных участков для жилищного строительства, обустроенных базовой инженерно-коммунальной инфраструктурой. Начальное финансирование может обеспечиваться за счет муниципальных займов на развитие инфраструктуры, а возврат средств - за счет продажи прав на земельные участки и установление прозрачного и регулируемого муниципалитетами тарифа за подключение к инфраструктуре. Возможно делегирование ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры частным операторам объектов коммунальной инфраструктуры. Кроме того, считаем целесообразным развитие девелопмента в целях увеличения объемов жилищного строительства.
Реализация указанной системы управления на практике позволит существенно расширить платежеспособный спрос населения на жилье, увеличить предложение жилья, в том числе за счет жилищного строительства, и обеспечить доступность жилья для основных групп населения. При этом следует отметить, что для достижения стратегической цели национального жилищного проекта должны быть решены следующие основные задачи:
- в области развития рынка доступного жилья - обеспечение устойчивого развития рынка доступного жилья регионов России; привлечение частных инвестиций в рынок жилья; создание программы обновления территорий сложившейся застройки, в том числе реконструкции и капитального ремонта жилищного фонда для обеспечения безопасных и функционально целесообразных условий проживания людей;
- в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективных экономических и финансовых механизмов, направленных на увеличение объемов жилищного строительства, а также на повышение доступности кредитных ресурсов; планирование и выполнение комплекса мероприятий по обеспечению установленных стандартов эксплуатации и содержания объектов и качества жилищно-коммунального обслуживания, доступного населению регионов;
- в области увеличения объемов жилищного строительства - разработка механизмов для привлечения бюджетных, внебюджетных и частных инвестиций; внедрение инновационной техники, технологии и материалов в работу предприятий жилищно-строительного комплекса (ЖСК); расширение производственных мощностей строительных предприятий;
- в области повышения доступности ипотечного жилищного кредитования - снижение ставки кредита на жилье для населения до 3-4 %; уменьшение размера первоначального взноса от общей стоимости квартиры до 10 %; применение долгосрочных схем жилищного кредитования населения;
- в области ввода и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и реконструкции жилищного фонда - обеспечение обновления полностью изношенных и модернизации устаревших инженерно-коммунальных сетей, приведение их технических характеристик в соответствие с современными требованиями;
- в части выполнения текущих обязательств региона по обеспечению социальной поддержки отдельных категорий граждан - развитие программы социальной защиты интересов населения: обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, многодетных семей, работников бюджетной сферы за счет средств бюджетов субъектов Федерации в пределах установленных социальных стандартов.
Для решения основных задач в области развития рынка доступного жилья необходимо осуществить:
- создание нормативно-правовой базы для снижения процента по ипотечным жилищным кредитам для населения;
- формирование и реализацию мультипликативной модели привлечения инвестиций в развитие рынка жилья;
- усиление возможностей населения влиять на объем и качество предложения на рынке доступного жилья;
- обеспечение прозрачности, последовательности и прогнозируемости процедур изменения рыночных цен на жилую недвижимость;
- обеспечение инвестиционной привлекательности рынка жилья для частных капитальных вложений.
Для решения основных задач в области обеспечения доступности жилья необходимо осуществить:
- укрепление гарантий прав потребителей жилья, совершенствование законодательства субъекта Федерации в плане предоставления льгот и субсидий на жилищные услуги;
- изменение жилищного законодательства с целью совершенствования механизмов защиты прав потенциальных собственников, нанимателей и арендаторов на рынке жилья.
Для решения задач в области увеличения объемов жилищного строительства необходимо осуществить:
- обеспечение гарантий возврата средств частных инвесторов в сфере жилищного строительства;
- создание условий для развития инновационной среды в жилищно-строительном комплексе;
- использование социально-экономического потенциала строительных предприятий.
Для решения задач в области повышения доступности ипотечного жилищного кредитования необходимо осуществить:
- повышение платежеспособного спроса населения за счет увеличения среднедушевых доходов;
- предоставление адресных социальных субсидий и дотаций на приобретение жилья;
- стимулирование граждан в самостоятельном решении своих жилищных проблем посредством погашения государством части стоимости (15-20 %) приобретаемого жилья (квартир или индивидуальных жилых домов) при условии 30-процентного собственного финансового участия.
Для решения задачи в области ввода и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и реконструкции жилищного фонда необходимо осуществить:
- создание эффективных экономических механизмов притока частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, привлечение инвесторов путем усиления правовых гарантий;
- обеспечение потребности в качественных, экологически чистых материалов для обновления инженерно-коммунальных сетей и реконструкции жилищного фонда;
- переход к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам;
- внедрение экономических рычагов, обеспечивающих своевременность завершения и сдачи в эксплуатацию объектов, подлежащих реконструкции или модернизации.
Для решения основной задачи в части выполнения текущих обязательств региона по обеспечению социальной поддержки отдельных категорий граждан необходимо осуществить:
- обеспечение социальной защиты населения, с низкими доходами исходя из установленных единых стандартов субсидирования граждан;
- совершенствование форм государственной поддержки населения в целях улучшения уровня жизни граждан.
По мнению автора настоящей статьи, реализация указанных задач на практике позволит решить проблему формирования и развития эффективной системы управления рынком доступного жилья, а также получить конкретные измеримые результаты исполнения национального жилищного проекта.

Иванова Ю.В.
к.э.н., доцент Международного банковского института,
докторант Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован