10 ноября 2011
3558

Из мелких бесов в императоры

Виктору Сухорукову - 60

Сухоруков, готовый к триумфу.

Судьба сегодняшнего юбиляра может служить жизнеутверждающим примером многим его собратьям по цеху. Когда он окончил в 1978 году ГИТИС и распределился в ленинградский Театр комедии имени Акимова, карьера его... отнюдь не понеслась с места в карьер. Потянулись тяжелые годы, полные самых печальных издержек актерской невостребованности. Сухоруков побывал и грузчиком, и посудомойщиком, и хлеборезом. Сменил несколько трупп. Кто знает, что бы с ним было, не подоспей перестройка. Вернее, перестроечное кино, нуждавшееся в нестандартных актерах. Сухоруков пришелся как нельзя кстати. А было ему почти 40 лет.

Открыл его режиссер Юрий Мамин. В 1989-м Сухоруков сыграл в его сюрреалистическом фарсе "Бакенбарды" своего первого мелкого беса - странное существо, балансирующее на грани безумия. Ошалевшие от свободы режиссеры нашли в лысом лопоухом актере равную степень внутренней раскованности, презрение к условностям типа амплуа. Нужно было То-Чего-Не-Может-Быть (так звался персонаж юбиляра в "Сказке про Федота Стрельца"), и оно не замедлило появиться в лице Виктора Сухорукова. В 1991-м начался их многолетний "роман" с Алексеем Балабановым. "Счастливые дни" - балабановский дебют в полнометражном игровом кино. Сухоруков и здесь с режиссером заодно, работает на создание атмосферы абсурда, бесприютности. Если режиссеру надо, Сухоруков способен легко освоить надбытовой "этаж", переходить из регистра в регистр - как, например, в "Комедии строгого режима" Виктора Студенникова и Михаила Григорьева, где выпало ему нестандартно продолжить традицию киноленинианы. Способен обернуться вдруг жутким упырем, отморозком, бандюком - такие возможности открылись в ходе сотрудничества с Великим и Ужасным Балабановым. В 90-е Сухоруков стал лицом российского кино, как становились им когда-то Янковский, Баталов, Крючков.

Отнюдь не только уродов играл Сухоруков; со временем все больше людей. Особенно дороги его сердцу работы в исторических картинах: одного за другим он сыграл графа Палена в "Золотом веке" Ильи Хотиненко и императора Павла I в "Бедном, бедном Павле" Виталия Мельникова. В одном телесериале - Берию, в другом - Хрущева. Именно Сухорукова пригласил Алексей Федорченко на роль простодушного народного поэта в свою странную, будоражащую кинопоэму "Овсянки". Виктор Иванович не скрывает, что обратная связь со зрителем ему нужна как воздух. Зрители его обожают, потому что знают: Сухоруков обязательно чем-то удивит. Его присутствие на любой церемонии или творческой встрече обеспечит тот самый "финт", который развеет скуку и войдет в воспоминания: "А помнишь, Сухоруков что выкинул?"

Дарья Борисова
Опубликовано в Независимой Газете от 10.11.2011
Оригинал: http://www.ng.ru/culture/2011-11-10/9_suhorukov.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован