Реформирование системы МВД России осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 года. Появление этого указа, а также последовавшего за ним постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2001 года No 558 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации" не случайно. Необходимость коренных преобразований в органах внутренних дел назрела давно. Развитие системы МВД России сегодня существенно отстает от тех требований, которые предъявляются к ней в связи с общим изменением политической, экономической и социальной обстановки в России. В ее деятельности по-прежнему в значительной степени преобладают репрессивная направленность, пренебрежение к правам и интересам рядовых граждан и предпринимателей. Следствием этого является тот факт, что рейтинг доверия к милиции со стороны населения остается одним из самых низких среди других правоохранительных органов, государственных и общественных институтов. Этот неутешительный вывод подтверждается результатами многочисленных опросов граждан, проводимых независимыми социологическими центрами практически во всех регионах страны.За последние годы утрачены многие позитивные формы и методы деятельности милиции, наработанные ранее. Прежде всего, речь идет об опыте привлечения широких слоев общественности к охране правопорядка, о предупреждении правонарушений, обеспечении социальной адаптации проблемных групп населения. В недавнем прошлом более системно и целенаправленно велась работа по предупреждению бытовых преступлений, борьба с такими негативными социальными явлениями, как бродяжничество и алкоголизм. Сегодня прежняя, достаточно эффективная система как общей, так и индивидуальной профилактики практически полностью разрушена. Следует признать, что отчужденность органов внутренних дел от простых граждан, коррупция среди сотрудников, укрытие преступлений от регистрации и непринятие по ним предусмотренных законом мер в известной мере пошатнули уверенность граждан в способности государства в лице его правоохранительных структур защитить их интересы.Напомню в этой связи слова Президента Российской Федерации Владимира Путина из его Послания Федеральному Собранию Российской Федерации: "Ключевой вопрос любой власти - это доверие граждан государству. Степень этого доверия напрямую определяется тем, как оно защищает своих граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников. Однако ни органы законодательной и исполнительной власти, ни суд, ни правоохранительные структуры здесь еще недорабатывают. В результате нарушаются права и интересы граждан, подрывается авторитет власти в целом. И потому проблема эта носит политический характер". Естественно, что такое положение не могло далее сохраняться. Система МВД нуждалась не просто в "косметическом ремонте", а в коренном реформировании, приведении ее деятельности в соответствие с новыми политическими и социально-экономическими реалиями. Поэтому главная цель осуществляемой реформы - вернуть доверие граждан к милиции, восстановить ее авторитет в глазах населения. И она, подчеркну еще раз, прежде всего - политическая. Ее достижению, кроме наших конкретных дел, не помогут никакие, как сейчас принято говорить, пиаровские кампании. В основу реформирования положена новая концепция деятельности органов внутренних дел. В соответствии с ней во главу угла ставится реальное, не на словах, а на деле, обеспечение безопасности рядового гражданина, защита гарантированных Конституцией Российской Федерации его прав и интересов.Данная задача крайне сложна, рассчитана на длительную перспективу и предусматривает поэтапное решение многочисленных проблем, накопившихся за последние годы. При этом взвешенность принимаемых решений должна сочетаться с решительностью и настойчивостью исполнителей на всех уровнях. Затягивание перестройки системы недопустимо, поскольку кредит доверия россиян к органам внутренних дел практически исчерпан. Считаю также принципиально важным, чтобы процесс реформирования не сопровождался снижением устойчивости функционирования системы и ее управляемости, ухудшением оперативно-служебной деятельности в целом, утратой контроля над криминальной ситуацией в стране. Думаю, что это нам пока удается делать. Что касается сути проводимых преобразований, то они охватывают широкий комплекс вопросов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск, среди которых: оптимизация организационных структур органов и войск;совершенствование системы управления ими; улучшение финансового и материально-технического обеспечения системы; укрепление ее кадрового потенциала; развитие нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов и войск МВД России. О структуре МВДФормирование оптимальной организационной структуры системы МВД предполагает приведение функций, структурного построения и штатной численности органов внутренних дел всех уровней в соответствие с новыми задачами, стоящими перед ними, устранение дублирующих структур, концентрацию сил на основных направлениях борьбы с преступностью. Главный принцип, которым необходимо при этом руководствоваться, - сохранение целостности и единства всей системы МВД России, укрепление вертикали федеральной подчиненности и одновременно расширение самостоятельности органов внутренних дел субъектов Российской Федерации в решении оперативно-служебных задач. В настоящее время ряд мероприятий в этом направлении уже реализован. Так, в структуре министерства созданы службы, в которых подразделения объединены по функциональному принципу: служба криминальной милиции, служба общественной безопасности, служба тыла. Их возглавляют руководители в ранге моих заместителей, что позволяет концентрировать усилия министерства на ключевых направлениях правоохранительной деятельности, более эффективно координировать работу соответствующих подразделений.Формирование организационной структуры министерства базируется на принципах разделения функций. Механизм реализации этого принципа можно проследить на примере построения Службы криминальной милиции.Служба криминальной милиции сформирована из подразделений, осуществляющих организационно-методическое руководство деятельностью органов внутренних дел по борьбе с преступностью (главные управления уголовного розыска, по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями, незаконным оборотом наркотиков). В ее составе вновь созданы Управление оперативно-розыскной информации и Управление координации.Главным управлениям СКМ подчиняются оперативно-розыскные бюро, выполняющие оперативно-розыскные функции по направлениям деятельности: раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, вызвавших повышенный общественный резонанс, борьба с преступлениями террористического характера, пресечение и раскрытие бандитизма, фактов похищения людей, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, а также пресечение деятельности организованных преступных групп и сообществ, имеющих межрегиональные и международные связи.Кроме того, в непосредственном подчинении службы находятся Национальное центральное бюро Интерпола при МВД России и ранее входившие в Комитет федеральной криминальной милиции при МВД России управления оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий. Указанные подразделения осуществляют свою деятельность в особых условиях конспирации и зашифровки принадлежности сотрудников к органам внутренних дел. За счет оптимизации структурного построения достигнуто 20 процентное сокращение аппаратных работников, а высвободившиеся силы и средства направлены на укрепление подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью.Помимо служб в структуру министерства входят Следственный комитет и подразделения, выполняющие традиционные задачи организации деятельности системы органов внутренних дел: Главное управление кадров, Главное правовое управление, Главное организационно-инспекторское управление и другие. О передаче функцийВ федеральных округах образованы главные управления МВД России. Должен отметить, что идея создания подразделений министерства, максимально приближенных к регионам, не нова и ранее неоднократно реализовывалась в тех или иных формах (например, РУБОП, комитеты федеральной криминальной милиции по федеральным округам). Однако они не дали ожидаемого результата, поскольку их деятельность была направлена в узкое русло оперативных интересов. Полагаю, что теперь с созданием окружных главных управлений, наконец, найдено оптимальное сочетание организационных и оперативных функций. Новым главкам передан ряд функций, ранее выполняемых непосредственно подразделениями центрального аппарата МВД России: в частности, осуществление в рамках своей компетенции борьбы с межрегиональной организованной преступностью и проявлениями коррупции в органах власти. Последнее предполагает четкое разграничение функций: ГУБОП МВД России осуществляет борьбу с организованной преступностью, носящей общероссийский и международный характер, главные управления по федеральным округам - межрегиональный, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации - региональный.В настоящее время завершается процесс их кадрового и организационного становления. Утверждены положения всех окружных главков, указами Президента Российской Федерации назначены их начальники, опытные, профессионально подготовленные руководители. Мы рассчитываем, что в самое ближайшее время главные управления превратятся в дееспособные подразделения, активно влияющие на положение дел в федеральных округах.Кроме того, руководители этих главков будут решать важные задачи взаимодействия с полномочными представителями Президента в каждом федеральном округе, а также с иными федеральными органами исполнительной власти, прежде всего правоохранительными структурами. Действенным инструментом решения задач, возложенных на главные управления по федеральным округам, станет формируемое при начальнике главка постоянно действующее оперативное совещание. В его состав войдут руководители органов, подразделений и учреждений системы МВД России, расположенных в округе.Таким образом, министерство, создавая главные управления по федеральным округам, должно усилить свое влияние на положение дел в субъектах Российской Федерации, получая возможность оперативно реагировать на изменение ситуации на местах, в том числе при возникновении различного рода чрезвычайных обстоятельств, имеющих межрегиональный характер.Достижению этой цели будет способствовать и деятельность следственных управлений по федеральным округам, сформированных в структуре Следственного комитета при МВД России. На них возложены задачи расследования преступлений, представляющих особую сложность и вызвавших значительный общественный резонанс. Прежде всего это касается коррупции в органах государственной власти и преступной деятельности организованных преступных групп и сообществ.Одновременно с созданием главных управлений МВД России по федеральным округам происходит укрепление единоначалия руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. С ликвидацией комитетов федеральной криминальной милиции по субъектам Российской Федерации все сосредоточенные в них оперативные подразделения (по борьбе с организованной преступностью, оперативно-поисковые, специальных технических мероприятий, собственной безопасности) возвращены в МВД, ГУВД, УВД. Теперь на территории каждого субъекта Федерации существует один руководитель - начальник территориального органа внутренних дел. Ему даны широкие полномочия и вместе с тем возложена вся ответственность за положение дел в регионе. В частности, предусмотрена возможность гибкого изменения организационных структур органов внутренних дел на местах с учетом складывающейся оперативной обстановки. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Федерации предоставлено право самостоятельно разрабатывать и утверждать структуры и штатные расписания аппаратов и подчиненных подразделений, создавать и реорганизовывать подразделения, необходимые для решения традиционных и дополнительно возлагаемых на органы внутренних дел задач, исходя из местных условий и возможностей, в соответствии с утвержденными нормативами, примерными моделями и в пределах утвержденных лимитов численности.Укреплению управленческой вертикали, повышению ответственности органов внутренних дел за надлежащее выполнение возложенных на них функций будут способствовать и внесенные недавно в Закон "О милиции" поправки, предусматривающие назначение начальников МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации указами Президента Российской Федерации по представлению министра внутренних дел без обязательного согласования с главами субъектов Федерации.О резервахДумаю, сегодня уже можно подвести некоторые предварительные итоги организационно-структурной перестройки, осуществленной на всех уровнях управления системы МВД. В результате принятых мер восстановлена единая централизованная вертикаль управления органами внутренних дел. Устранены необоснованная разобщенность, с одной стороны, и дублирование и параллелизм в работе ряда оперативных служб министерства - с другой. Более четко разграничены полномочия между центром и объектами управления на местах.Другая важная составляющая проводимой реформы - активизация профилактики преступлений, которая в последние годы оказалась незаслуженно забытой. Конечно, решать эту задачу необходимо с поправкой на те кардинальные изменения, которые произошли за последнее десятилетие в государственной и общественной жизни страны: формы и методы предупреждения преступлений должны соответствовать новым социально-экономическим условиям. В этой связи представляется крайне важным активизировать работу по подготовке проекта закона "Об основах государственной системы предупреждения преступлений", укрепить службу участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовые подразделения. Считаю, что этим подразделениям нужно уйти от мелочных придирок, формализма и составления ничего не значащих протоколов, а заниматься прежде всего теми административными проступками, которые могут повлечь тяжкие последствия. Повышению безопасности граждан будет способствовать более широкое привлечение к охране общественного порядка добровольных народных дружин, воссозданию которых, но уже в новых условиях, придается особое значение.Огромным, до сих пор не задействованным в должной мере резервом борьбы с преступностью, особенно уличной, являются частные охранные предприятия. Среди многочисленных их работников более половины - в недавнем прошлом военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов. Не использовать их потенциал для обеспечения правопорядка в стране, думаю, будет неблагоразумно. Необходимо искать взаимоприемлемые формы взаимодействия между органами внутренних дел, с одной стороны, и охранными предприятиями и службами безопасности коммерческих структур - с другой, совершенствовать законодательную базу их деятельности. Однако прежде следует очистить такие структуры от криминального налета. Ведь не секрет, что некоторые из них не только не способствуют обеспечению правопорядка, но и действуют в интересах преступных группировок. Существенные коррективы предстоит внести в деятельность ряда других подразделений, входящих в службу общественной безопасности. В соответствии с проектом нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации значительно расширяются полномочия органов дознания, что приведет к резкому увеличению объема их работы. Поэтому для обеспечения своевременного и качественного расследования уголовных дел будут приняты меры по укреплению подразделений дознания, повышению профессионального уровня дознавателей. Предстоит серьезная работа по адаптации подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел к изменившимся условиям их функционирования. Основные усилия будут направлены на оптимизацию их структуры и численности, подготовку и утверждение Положения об этой службе постановлением Правительства Российской Федерации. В связи с постоянным ростом количества транспортных средств и интенсивности дорожного движения деятельность подразделений ГИБДД в большей степени будет ориентирована на организацию движения, осуществление надзорной функции за техническим состоянием этих средств, соответствием состояния улично-дорожной сети требованиям безопасности дорожного движения. Руководством Министерства предпринимаются конкретные шаги по усилению борьбы с экологическими правонарушениями и повышению контроля за состоянием окружающей природной среды, которые осуществляются в рамках проводимой реформы системы МВД России. Так, в соответствии с приказом МВД России от 27 августа 2001 года No 767 на территории Москвы с 1 октября текущего года по 1 октября 2002 года запланировано проведение эксперимента, в ходе которого будут отработаны формы и методы взаимодействия органов внутренних дел и специально уполномоченных государственных органов России в области охраны окружающей среды. После его завершения будет рассмотрен вопрос о целесообразности повсеместного создания таких подразделений с внесением соответствующих изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность органов внутренних дел. Не останутся в стороне и внутренние войска МВД России. В соответствии с Планом строительства внутренних войск МВД России на период 2001 - 2005 гг., утвержденным 8 августа 2001 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, предстоит осуществить организационные мероприятия по оптимизации системы военного управления, приведению структуры и численности внутренних войск в соответствие с объемами уточненных задач по обеспечению внутренней безопасности нашего государства.В предстоящий период будет осуществлена реорганизация органов военного управления округов и соединений войск, завершено создание группировок в регионах со сложной общественно-политической и криминальной обстановкой. Части оперативного назначения переводятся с дивизионно-полковой на бригадно-батальонную систему управления. Внутренние войска максимально высвобождаются от выполнения задач по несению патрульно-постовой службы в городах, охране объектов и сооружений на коммуникациях. К 2005 году планируется сократить численность внутренних войск на 37 тысяч человек. О проценте раскрываемостиКак уже было сказано, одна из ключевых задач реформирования системы МВД России - восстановление утраченного доверия граждан страны к органам внутренних дел. Полномасштабное решение этой проблемы невозможно без решительного прекращения порочной практики укрытия преступлений от учета, необоснованных прекращений и отказов в возбуждении уголовных дел, других нарушений законности, допускаемых при раскрытии и расследовании преступлений.Неоднократно предпринимаемые ранее попытки навести порядок в этой сфере не смогли кардинально изменить ситуацию, поскольку, как правило, сводились к привлечению сотрудников к дисциплинарной ответственности. Многие из числа пострадавших от преступных посягательств, обратившихся в органы внутренних дел в надежде найти защиту своих прав и интересов, по-прежнему сталкиваются с бездушным отношением, а порой с откровенным произволом и беззаконием.В результате миллионы граждан лишаются доступа к правосудию, а система МВД деградирует, рискуя утратить контроль за реальным состоянием преступности в стране и безвозвратно растерять остатки доверия населения, без чего эффективная борьба с преступностью невозможна. Вот почему руководство МВД России сочло принципиально важным и необходимым в ходе реформирования реализовать комплекс дополнительных мер по обеспечению полноты учета и регистрации преступлений.В августе текущего года мною на места направлено соответствующее распоряжение, в котором перед руководителями и сотрудниками органов внутренних дел поставлена четкая задача: обеспечить полный учет всех преступлений, сведения о которых поступают в органы, исключить случаи их укрытия от регистрации и необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел. Понимаю, что кардинально изменить ситуацию к лучшему одними призывами и убеждениями не удастся. Ожидаемые результаты не принесут и меры репрессивного характера, связанные с ужесточением ответственности за укрытие преступлений, хотя они и могут дать определенный краткосрочный эффект. Поэтому нам предстоит кропотливая и целенаправленная работа по изменению психологии людей, десятилетиями формировавшейся под влиянием пресловутого "процента раскрываемости". Думаю, это - самая трудная задача, которую необходимо решить в ходе реформы, и для ее решения потребуется довольно продолжительное время.Вполне допускаю, что многим сотрудникам, воспитанным на "традициях" укрытия преступлений от учета, психологически будет очень сложно перестроиться и изменить привычный подход к своей работе. Однако не могу понять и тем более оправдать тех руководителей, которые в этой ситуации заняли выжидательную позицию в расчете на то, что очередная, по их мнению, "кампания" по укреплению учетно-регистрационной дисциплины скоро завершится, и все вернется на круги своя.Ничем иным не могу объяснить невыполнение ряда решений и распоряжений МВД России, в том числе Всероссийского селекторного совещания руководящего состава Министерства от 25 апреля текущего года, в части исключения фактов укрытия преступных посягательств от учета, необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел, нарушений учетно-регистрационной дисциплины. Судя по итогам работы за 9 месяцев, темпы прироста регистрации таких распространенных, с высокой латентной составляющей преступлений, как мошенничество и вымогательство, по которым предварительное следствие не обязательно, снизились на 9,4 и 6,7 процента соответственно. Количество поставленных на учет краж сократилось почти в половине регионов, а в целом по стране возросло лишь на полпроцента. В этой связи хочу еще раз со всей ответственностью заявить, что наведение порядка в учете и регистрации преступлений не является очередной кампанией. МВД России намерено довести начатое дело до логического завершения, несмотря на очевидные трудности, с которыми нам придется столкнуться. Попытки противодействия или неисполнения принятых решений будут жестко пресекаться.Вместе с тем предостерегаю и от другой крайности, которая уже проявилась в некоторых субъектах Федерации и полностью дискредитирует наши усилия на данном направлении деятельности. Я имею в виду установление ежесуточных контрольных цифр регистрации преступлений, невыполнение которых карается руководителями на местах по служебной линии. В решении обозначенной выше проблемы большие надежды возлагаю на новые критерии оценки оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Думаю, нет необходимости убеждать присутствующих в том, что именно существовавшая многие десятилетия система оценки, основанная на проценте раскрываемости преступлений, во многом породила такие уродливые явления, как укрытие преступлений от учета, нарушения законности в ходе проведения оперативно-следственных действий и некоторые другие.Поиску решения этой сложной и актуальной не только для органов внутренних дел, но и всего общества проблемы был посвящен "круглый стол", проведенный по инициативе МВД России в июле текущего года. В его работе приняли участие известные политики, общественные деятели, ученые-правоведы, руководители правоохранительных органов. Высказанные ими предложения положены в основу формируемой новой системы оценки правоохранительной деятельности. Критерии оценки деятельности органов внутренних дел были обсуждены на специальном совещании при министре в начале октября и в целом одобрены. Вкратце скажу, что они базируются не на проценте раскрываемости, а на комплексе показателей, отражающих эффективность правоохранительной деятельности. Новая оценочная система также учитывает мнение населения о деятельности органов внутренних дел. В настоящее время в документы вносятся последние дополнения, после чего в первом полугодии 2002 года система оценки по новым критериям будет апробироваться в нескольких МВД, ГУВД, УВД. Введение ее в действие повсеместно по стране мы планируем с 2003 года.Говоря о проблеме обеспечения полной регистрации преступлений, считаю необходимым остановиться на возможных негативных последствиях тех мер, которые принимаются нами по наведению порядка в этой сфере. Предварительный анализ показывает, что регистрация всех преступлений, сведения о которых поступают в органы внутренних дел, приведет к резкому увеличению объема оперативно-следственной работы, успешно справиться с которым в условиях громоздкости действующих уголовно-процессуальных процедур они едва ли будут в состоянии. По экспертным оценкам, сегодня на учет ставится не более четверти совершаемых преступлений. Следовательно, их количество может возрасти с 3 до 10 - 12 миллионов. Особое внимание обращаю на это обстоятельство в связи с необходимостью объективного подхода к оценке подобного развития ситуации: резкий рост числа зарегистрированных преступлений должен восприниматься как результат позитивных сдвигов в их учете, а не как всплеск реальной преступности, для которого нет никаких объективных предпосылок. Думаю, всем подразделениям министерства необходимо усилить разъяснительную работу в этом направлении. Безусловно, рост регистрируемой преступности неизбежно повлечет значительное увеличение нагрузки на судебную и уголовно-исполнительную системы, которые уже сегодня работают на пределе своих возможностей. Чтобы избежать подобных последствий, меры по совершенствованию системы учета и регистрации преступлений будут сопровождаться укреплением правоохранительных органов и синхронизироваться с проводимой в стране судебно-правовой реформой. Кроме того, полагаю, что в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство следует в обязательном порядке внести изменения, которые предусматривали бы, с одной стороны, декриминализацию ряда преступлений небольшой тяжести, а с другой - существенное упрощение уголовного судопроизводства по преступлениям небольшой и средней тяжести. К сожалению, находящийся на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации проект нового Уголовно-процессуального кодекса эти проблемы не только не решает, а наоборот, усугубляет. Мы намерены активизировать эту работу с тем, чтобы совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, депутатами Государственной Думы найти оптимальное решение данной проблемы.Также руководство министерства осуществило ряд конкретных мер, направленных на сокращение документооборота и форм статистической отчетности в системе МВД. Соответствующие распоряжения мною уже даны. Более того, после ввода в действие новых критериев оценки деятельности будут пересмотрены существующие показатели по линиям служб и скорректированы объемы статистики в сторону максимально возможного уменьшения. О кадровом потенциалеВажнейшей, если не главной составной частью реформирования системы МВД России является укрепление ее кадрового потенциала. Изменение приоритетов в деятельности органов внутренних дел, переориентация их на выполнение функций социально-правового обслуживания населения, естественно, потребовали определенных кадровых перестановок в руководящем звене системы. При этом ряд руководителей был назначен вновь, другие перемещены или повышены по службе, некоторые в ожидании назначения в настоящее время находятся в распоряжении кадровых органов. Должен особо подчеркнуть, что основными критериями, которыми мы руководствовались, осуществляя ротацию кадров, являлись профессионализм, верность долгу и морально-нравственные качества. В данном вопросе наша принципиальная позиция такова: от скомпрометировавших себя сотрудников мы будем решительно избавляться. Иначе органам внутренних дел невозможно будет решить главную задачу, о которой сегодня уже говорилось, - вернуть доверие населения. Принимаемые в этой сфере меры не ограничиваются новыми назначениями в руководящем звене министерства. Они направлены на улучшение всей системы подбора, подготовки, расстановки и особенно воспитания кадров. В частности, пересматриваются критерии оценки кандидатов на службу в органах внутренних дел в целях ужесточения требований к их морально-нравственным качествам, уровню образования, а также степени психологической устойчивости и физической подготовки. В перспективе по мере улучшения материального обеспечения сотрудников, повышения их социальной защищенности и, как следствие, привлекательности службы в органах внутренних дел предполагается перейти на конкурсную систему комплектования системы МВД кадрами, как это и записано в Законе "О милиции".Вопросы улучшения условий службы, повышения денежного содержания и социально-правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск постоянно находятся в поле зрения руководства министерства. Немало в этом направлении уже сделано, многое сделать еще предстоит. Вместе с тем надо признать, что принятая схема реформирования денежного довольствия, к сожалению, не приведет к радикальному повышению выплат. Поэтому руководство МВД России в целях предотвращения оттока квалифицированных кадров из системы уже сейчас принимает дополнительные меры.Завершена разработка проекта федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", который должен стать основой совершенствования кадровой работы в системе МВД России. Особое внимание в законопроекте уделено льготам, гарантиям и компенсациям, предусмотренным для сотрудников органов внутренних дел. О борьбе с коррупциейОдновременно с решением вопросов улучшения социальной защищенности сотрудников принимаются жесткие меры по искоренению коррупции в системе МВД. С этим злом мы будем вести бескомпромиссную борьбу, очищая органы внутренних дел от "нечистоплотных" сотрудников и взяточников. Укреплены подразделения собственной безопасности, активизирована их работа по выявлению и пресечению правонарушений, в том числе преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Особое внимание уделяется предотвращению проникновения членов преступных сообществ в систему, а также выявлению и пресечению действий сотрудников милиции в интересах криминальных и недобросовестных коммерческих структур.Вместе с тем должен откровенно сказать, что особых иллюзий по этому поводу не питаю. Кардинально решить проблему коррупции в органах внутренних дел, так же, как и в других органах государственной власти, мы, видимо, сможем, когда, во-первых, обеспечим достойную зарплату сотрудникам, а во-вторых, максимально ограничим вмешательство чиновников в дела предпринимателей, которым, в свою очередь будут созданы условия, когда выгоднее заниматься честным бизнесом.Кроме повышения требовательности к морально-деловым качествам сотрудников, усиления контроля за соблюдением ими законов и норм профессиональной этики большое значение придается активизации воспитательной работы с личным составом на идеях российской государственности и патриотизма, верности служебному долгу, честного и самоотверженного служения России и своему народу. В этой связи изучается вопрос о разработке на общегосударственном уровне концепции духовно-нравственного воспитания личного состава всех силовых структур России, в том числе органов внутренних дел.О научно-техническом прогрессеВ условиях научно-технического прогресса, проникновения научных достижений и современных информационных технологий во все сферы человеческой деятельности успешное развитие системы МВД России невозможно без усиления роли науки в решении задач, стоящих перед органами внутренних дел и внутренними войсками. Нынешнее состояние научно-исследовательской деятельности в нашей системе, степень влияния ведомственной науки на практические результаты работы по обеспечению правопорядка в стране не могут удовлетворять нас в полной мере. Поэтому в ходе реформирования система научного и научно-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск претерпит серьезные изменения. Достаточно высокий потенциал ведомственной науки должен быть сосредоточен не только на решении актуальных проблем правоохранительной деятельности в современных условиях, но и на обосновании развития системы на ближайшую и отдаленную перспективу. Требуют научной проработки организационно-правовые и методические вопросы изучения общественного мнения о деятельности подразделений милиции и МВД в целом, что позволит с большей отдачей использовать его результаты как для оценки их деятельности, так и для определения приоритетных направлений развития органов внутренних дел. В этом году проведена реорганизация системы управления ведомственной наукой. В МВД России образован Научный совет, возглавляемый министром, в структуре Главного организационно-инспекторского управления создано Организационно-научное управление, на которое возложены функции организации фундаментальных и прикладных исследований в системе МВД, внедрения научной продукции и передового опыта в деятельность органов внутренних дел. Уже в этом году планируется изменить систему финансирования научных исследований, что должно повысить заинтересованность ученых в конечных результатах своей работы.В заключение хочу сказать, что намеченные и реализуемые в настоящее время меры по реформированию системы МВД России следует рассматривать в качестве первоочередных и не терпящих отлагательства задач. Успех в достижении намеченной цели во многом зависит от инициативы и профессионализма руководящего состава центрального аппарата Министерства. Только совместными усилиями мы вернем доверие людей, и граждане нашей страны увидят в каждом сотруднике органов внутренних дел не только стража порядка, но и человека, готового в любую минуту прийти на помощь.
2001-11-26
http://gryzlov.ru/index.php?page=publications&id=19