Эксклюзив
05 апреля 2011
11043

К оценке энергетической политики Евросоюза, роли и места в ней Центральной Азии

А.Строков, В.Парамонов

Вопросы энергообеспечения уже занимают ключевое место в стратегии Европейского Союза (ЕС) в сферах экономики, политики и безопасности - как на глобальном, так и на региональном уровнях. Причем, потребности Европы в энергоресурсах будут только расти по мере преодоления еврозоной последствий мирового финансово-экономического кризиса. Возможное снижение роли России как важного поставщика энергоресурсов для Евросоюза потенциально "работает" только в пользу усиления интереса ЕС к новым и альтернативным поставщикам энергетического сырья. Особую роль в будущих поставках энергоресурсов в Европу может сыграть Центральная Азия и, в частности, такие страны как Казахстан и Туркменистан. Однако произойдет ли это на самом деле, а если и произойдет, то что принесет всей Центральной Азии? И как европейская энергетическая политика может отразиться на геополитической и геоэкономической ситуации в центральноазиатском сегменте Евразии?

Потребности ЕС в энергоресурсах: современное состояние и перспективы

Являясь крупнейшим экономическим блоком, ЕС потребляет около 16% от объемов всех мировых энергоресурсов. Среди основных видов энергоносителей традиционно наибольший интерес для Евросоюза представляют нефть и газ. Доля же угля, равно как и доля гидроэнергетических ресурсов в топливно-энергетическом балансе ЕС были и остаются несущественны. В свою очередь, хотя атомная энергия и играет важную роль в экономике ряда европейских государств, тем не менее, ее доля в энергопотреблении ЕС в целом значительно ниже доли углеводородов. К тому же, долгосрочные перспективы развития атомной энергетики в Европе пока неясны из-за растущих опасений рисков экологической катастрофы. Тем более, что во многих европейских государствах до сих пор не преодолен т.н. чернобыльский синдром. Об этом свидетельствует хотя бы и то, что, начиная с чернобыльской катастрофы, и вплоть до настоящего времени производство атомной энергии в Европе не увеличивалось. Кроме того, в ЕС укрепляются позиции "зеленых" и растет поддержка политики приоритетного использования возобновляемых источников энергии.
Тем не менее, несмотря на то, что углеводороды пока доминируют в энергетическом балансе Европы, запасы нефти и газа в странах ЕС (сосредоточены в основном на шельфе Северного моря) невелики на фоне значительных европейских потребностей, к тому же характеризующихся долгосрочной тенденцией к росту. Так, запасы нефти на территории стран-членов ЕС составляют всего лишь 0,2% от мировых, а природного газа - 1,4%. На сегодняшний день на европейском пространстве добывается около 163 млн. тонн нефти в год (что обеспечивает лишь около 18% внутренних потребностей) и 193 млрд. кубических метров газа ("покрывает" примерно 37% внутренних потребностей). В то же время, ежегодно Евросоюз потребляет не менее 900 млн. тонн нефти и 500 млрд. кубических метров газа. Следовательно, нетто-импорт углеводородов составляет более 300 млрд. кубических метров газа и более 700 млн. тонн нефти.
Все вышеизложенное говорит о том, что зависимость Евросоюза от импорта углеводородов все еще является достаточно жесткой, а в перспективе будет, скорее всего, только возрастать. Это особенно проявится по мере преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса и выхода европейской экономики на траекторию устойчивого роста. Тем более, что данная зависимость уже кардинально возросла в начале XXI века в связи с расширением ЕС за счет стран Восточной Европы (бывших сателлитов СССР), в основном не располагающих углеводородными ресурсами и унаследовавших чрезмерно энергоемкую экономику, сформировавшуюся еще во времена существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Все это усугубляется еще и тем, что в странах Восточной Европы гораздо слабее развиты энергосберегающие технологии (в отличие от стран Западной Европы - "старых" членов ЕС).
Прогнозы относительно потребностей Евросоюза в углеводородах сильно разнятся. До наступления мирового финансово-экономического кризиса (ранее 2008 года) - во время динамичного роста европейской экономики предполагалось, что к 2020 году Евросоюз будет потреблять не менее 1,2 млрд. тонн нефти и около 800 млрд. кубических метров газа. Тем более, что углеводородные запасы на шельфе Северного моря истощаются, и во второй половине первого десятилетия наступившего века наблюдалась устойчивая тенденция уменьшения объемов нефте- и газодобычи в Европе. Однако мировой кризис, который сильнее всего затронул именно ЕС, последовавшее за этим резкое снижение экономической активности в Евросоюзе и падение спроса на углеводороды, внесли серьезные коррективы в прогнозы. В настоящее время предполагается, что к 2020 году Евросоюзу необходимо будет импортировать около 525 млрд. кубических метров газа (что на 60% больше уровня 2009 года) и 810 млн. тонн нефти (что примерно на 9,5% больше уровня 2009 года).

Значение российского фактора для Европы

Основными поставщиками углеводородов в Европу являются Россия и ряд стран Ближнего Востока. Причем РФ играет наиболее важную роль в обеспечении энергетической безопасности ЕС, так как российские поставки (свыше 300 млн. тонн нефти и около 200 млрд. кубических метров газа) покрывают около 33% потребностей ЕС в нефти и 46% - в газе. Однако большой вопрос, сможет ли Россия уже в ближайшие 10 лет наращивать объемы экспорта нефти и газа в Европу пропорционально потребностям Евросоюза. Дело в том, что основные российские месторождения углеводородов уже в середине первого десятилетия наступившего века стали демонстрировать признаки истощения.
Так, наиболее важные газовые месторождения РФ (Уренгой, Ямбург, Медвежье) в значительной степени (в целом более чем на 70%) выработаны. Подавляющая часть поставок российской нефти в Европу осуществляется с западно-сибирских месторождений, которые уже выработаны на 60%, и находятся в стадии "падающей добычи". Важным индикатором истощения российских запасов углеводородов (старых, открытых и освоенных еще в советское время) является то, что объемы добычи нефти и газа в РФ в последние несколько лет не имеют динамики роста. Весьма показательно в данном плане, что в период 2007-2008 годов объемы добычи нефти и газа в России, а также объемы их экспорта не увеличивались, несмотря на высокие цены на углеводороды.
Более того, в случае, если Россия выберет курс на модернизацию энергетики и экономики, то внутренняя потребность РФ в углеводородах также будет расти, что значительно ограничит экспортные возможности России по углеводородам. К тому же, Москва намеревается частично переориентировать свой углеводородный экспорт на восточное (китайское и азиатское в целом) направление, следствием чего может стать снижение объемов экспорта в Европу.
Все это свидетельствует в пользу того, что "российская доля" в углеводородном импорте Евросоюза уже в среднесрочной перспективе, скорее всего, значительно сократится. В этой связи, важнейшей задачей для ЕС уже в среднесрочной перспективе является поиск дополнительных поставщиков углеводородов, и в данном плане Брюссель связывает определенные надежды с центральноазиатским регионом, располагающим промышленными запасами нефти и газа.

Значение центральноазиатского фактора для Европы

Так как государства Центральной Азии не относятся к крупнейшим мировым производителям углеводородов и, кроме того, находятся в географической изоляции от Евросоюза, то рассматриваются Брюсселем в качестве вспомогательных поставщиков нефти и газа, которые, как надеются в ЕС, тем не менее, способны в перспективе сыграть немаловажную роль в плане диверсификации поставок углеводородного сырья из вне.
Основной интерес ЕС к Центральной Азии фокусируется, прежде всего, на нефтегазовых отраслях Казахстана и Туркменистана, так как Кыргызстан и Таджикистан не располагают промышленными запасами углеводородов. Экспортные возможности Узбекистана по нефти отсутствуют (начиная с 2003 года, Узбекистан является нетто-импортером нефти), а по газу - крайне несущественны и не могут представлять сколько-нибудь значительного интереса для ЕС.
В Казахстане европейцев интересует, прежде всего, нефть, так как экспортные возможности РК по газу невелики и, к тому же, практически весь казахстанский газ в перспективе уже законтрактован российским "Газпромом". Туркменистан, напротив, интересен Евросоюзу как возможный поставщик газа, так как экспортные возможности Туркменистана по нефти невелики и не могут иметь для ЕС сколько-нибудь существенного значения. На сегодняшний день практически все европейские инвестиции сосредоточены в нефтегазовой отрасли Казахстана, в то время как в нефтегазовой отрасли Туркменистана присутствие европейских компаний имеет, скорее политический, нежели реальный, экономический характер. За рамками же нефтегазового сегмента у Евросоюза практически нет энергетических интересов в Центральной Азии, если не считать недавно обозначившихся только признаков интереса Франции к атомной отрасли Казахстана.
В целом, присутствие Евросоюза в энергетике стран Центральной Азии, равно как и характер сотрудничества Европы с регионом в энергетической сфере представляется неоднозначным. С одной стороны, масштабы инвестиций стран ЕС в ЦА (точнее, в нефтегазовую отрасль Казахстана) представляются значительными. С другой стороны, перспективы дальнейшей проектно-инвестиционной деятельности европейских компаний в энергетическом сегменте Центральной Азии, равно как и роль региона в обеспечении энергетической безопасности Евросоюза остаются неясными.
Во-первых, дальнейшего и значительного роста европейских инвестиций в нефтегазовую отрасль того же Казахстана, скорее всего, пока не предвидится. Основная причина - отсутствие гарантий "большой нефти" с Каспия, в отношении перспектив которой среди нефтегазовых компаний в последнее время стало преобладать скептическое настроение. Кроме того, неясно когда будут преодолены технологические сложности на пути крупнейшего северо-каспийского (Кашаганского) проекта и в какие финансовые затраты это обойдется. Так в процессе реализации северо-каспийского выяснилось, что освоению кашаганского месторождения препятствует целый ряд факторов: большая глубина залегания нефтяных пластов (5500-6500 метров), аномальное высокое давление в пластах (700-800 атмосфер), сложная ледовая обстановка на акватории северного Каспия в зимний период, аномально высокая концентрация в кашаганской нефти токсичного газа сероводорода (около 19%). По признанию некоторых специалистов европейских компаний, работающих на Кашагане, "нам приходилось сталкиваться со всеми вышеуказанными факторами по отдельности, но еще никогда не приходилось работать в случае, когда все эти факторы действуют одновременно".
Причем, последствия мирового кризиса будет только сдерживать процесс дальнейшего проникновения европейских компаний в Центральную Азию и в частности в Казахстан. В частности, перспективы того же северо-каспийского проекта, который на сегодняшний день является ключевым в энергетической стратегии Казахстана, а также в сфере европейско-центральноазиатского энергетического сотрудничества остаются неясными. В освоении Кашагана уже вложено около 17 млрд. долларов, а большой нефти все еще нет. Общий объем финансовых затрат по Кашагану из-за описанных выше технологических сложностей уже оценивается в астрономическую сумму - 136 млрд. долларов, что в условиях продолжающегося кризиса в Европе может стать серьезной преградой для роста активности европейских компаний на Каспии.
Во-вторых, проект по поставке газа из Туркменистана в Европу, несмотря на поднятую вокруг него пропагандистскую шумиху, с высокой долей вероятности не будет реализован в ближайшее время. Мотивация действий Ашгабада по созданию более жесткой конкуренции вокруг своего газового экспорта вполне понятна: иметь возможность политико-дипломатического маневра между странами-потребителями газа, диверсификации внешних инвестиций в нефтегазовую отрасль, а также возможность продавать газ по максимально возможной цене. Именно с этой целью разыгрывается "европейская карта", что выражается в неоднократных декларациях в поддержку проекта "Набукко". Однако, чрезмерная дороговизна строительства данного газопровода (около 7,9 млрд. евро по самым минимальным оценкам), а также ряд других неблагоприятных факторов - нерешенность статуса акватории Каспийского моря, хрупкость ситуации в Закавказье - с высокой долей вероятности могут стать непреодолимыми препятствиями к реализации проекта "Набукко".
Более того, проект поставок газа из Туркменистана может быть окончательно перечеркнут планами Ирана по налаживанию собственного газового экспорта в Европу. Так, в ноябре 2010 года Тегеран заявил, что разрабатывает проект поставок газа в Европу через Ирак, Сирию, Средиземное море и даже в Италию и Грецию, о чем сейчас ведутся переговоры. К тому же нельзя исключать и того варианта, что основной ресурсной базой для "Набукко" все же станет иранский газ, как это и предполагалось изначально.
В-третьих, перспективы энергетического сотрудничества между Евросоюзом и странами Центральной Азии в целом значительно осложняются географической изоляцией Европы и центральноазиатского региона. В частности, транзит центральноазиатского газа возможен только через территорию той же России, которая конкурирует со странами Центральной Азии за европейский рынок, старается продвинуть в Европу, в первую очередь, свое "голубое топливо". К тому же, ЕС, стремясь к диверсификации углеводородного импорта, главным принципом своей энергетической политики считает независимость от РФ в плане транзита энергоносителей, а в случае центральноазиатского газа это вряд ли будет возможным даже в среднесрочной перспективе. В свою очередь, поставки центральноазиатской (казахстанской) нефти в Европу также осуществляются транзитом через ряд стран по нефтепроводу "Баку - Тбилиси - Джейхан". Однако важное значение для Европы это направление может иметь лишь в случае "большой нефти" с шельфа Каспия, в том числе если оправдаются надежды на северо-каспийский проект.

Примечание: данная статья является лишь первой (и пробной) в общем цикле статей об энергетических интересах и политике Евросоюза в Центральной Азии. В последующих публикациях авторы намерены более детально и подробно остановиться на проектно-инвестиционной активности ЕС и европейских компаний в ТЭК стран региона, а также перспективах и рисках европейско-центральноазиатского энергетического взаимодействия.

Подробнее: Время Востока, www.easttime.ru,
Центральная Евразия, www.ceasia.ru

Viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован