02 августа 2007
4198

К палестино-израильскому конфликту добавился палестино-палестинский Евгений Сатановский в студии `Маяка`.

Ведущий: Николай Сванидзе

Гости: Алексей Малашенко, Евгений Сатановский, Мохаммед Ассад


Здравствуйте, дорогие друзья. У микрофона - Николай Сванидзе. У нас сегодня гость в студии - профессор МГИМО, эксперт Московского центра Карнеги Алексей Всеволодович Малашенко. Мы будем обсуждать ситуацию на Ближнем Востоке и нашу российскую позицию в этом очень остром и важном регионе. К нашему разговору присоединятся еще два эксперта по телефону. Это - президент Института Ближнего Востока Евгений Янович Сатановский и представитель организации ФАТХ в России Мохаммед Ассад.

Недавно приезжал Махмуд Аббас, встречался с лидером организации ФАТХ. И лидер Палестины, он избранный легитимно, руководитель Палестины, но вследствие той ситуации, которая сложилась там в последнее время, после вооруженного восстания организации ХАМАС, теперь Махмуд Аббас возглавляет реально только половину Палестины, А именно западный берег реки Иордан. А сектор Газа находится под руководством ХАМАСа. Поэтому там сейчас ситуация очень сложная. И она еще усложняется тем, что по-разному смотрят представители мирового сообщества на то, что там делать.

Я кратко изложу ситуацию, чтобы потом дать возможность комментаторам и специалистам выражать свою точку зрения по этому вопросу. А именно, Россия, и мы это твердо сформулировали, во время встречи Лаврова, министра иностранных дел, и президента Путина с Махмудом Аббасом. Мы признаем Махмуда Аббаса как лидера Палестины, но выражаем такую точку зрения, что надо сотрудничать, разговаривать и с ХАМАСом. Он, Соединенные Штаты Америки и Израиль, три другие участника переговорного процесса урегулирования на Ближнем Востоке, считают ХАМАС террористической организацией, с которой разговор вести не приходится, потому что это неконструктивно.

Теперь я прошу четко и коротко сформулировать свою позицию по данному вопросу.

МАЛАШЕНКО: Первое, что надо сказать, что позиция, пожалуй, как никогда сложная, несмотря на прогнозы о скором урегулировании. Дело в том, что к палестино-израильскому конфликту добавился палестино-палестинский конфликт. То, что вы только что говорили, это между ХАМАСом и Махмудом Аббасом, между светскими националистами и исламистами. И пока этот конфликт не будет решен, реальные подступы к следующему этапу, то есть решение палестино-израильского конфликта, я думаю, просто невозможно. Потому что в любом случае всегда будет ощущение, что вот-вот произойдет какой-то исламистский взрыв, и вообще все кончится.

Вы говорите, пока не будет решен этот вопрос. Но ведь его можно решить двояко. Один вариант решения вопроса: переговоры между Аббасом и ХАМАСом, на чем настаивает Россия. Второй вариант переговоров, на чем настаивают союзники в данном случае по переговорному процессу по урегулированию, помочь ФАТХу, помочь Махмуду Аббасу навалиться всеми силами мирового сообщества на ХАМАС. И, если не силой, то всеми возможными экономическими рычагами просто аннулировать его. И, таким образом, будет решена проблема.

МАЛАШЕНКО: Во-первых, у западного сообщества, у этого квартета нет единого мнения. И в данном случае я не имею в виду Россию. Я имею в виду, например, Блэра, который в общем-то рассуждает на тему о возможности контактов с ХАМАСом.

Блэр, извините, уже не руководитель Великобритании.

МАЛАШЕНКО: Но он отвечает в этом квартете, он секретарь этого квартета. Он тут несет очень большую ответственность. Даже Кондолиза Райс, я повторяю, не прочь с этим ХАМАСом каким-то образом поконтактировать. Я уж не говорю о французах. Первое. Второе, сам ХАМАС уже не тот ХАМАС, который был год тому назад. Там два ХАМАСа. Один умеренный, который готов к контактам с Махмудом Аббасом, а второй - тот самый, про который возникает вопрос: а можно ли его уничтожить, устранить? И тут третье обстоятельство. Я думаю, что исламистов, в том числе ХАМАС, вот так взять и отменить невозможно. Уже пытались. Уже лет 30 пытаются отменить радикальный исламизм. Не получается. Эту публику можно любить, можно ненавидеть. Но это не какой-то поганый гриб, который можно собрать и выкинуть.

А заблокировать?

МАЛАШЕНКО: Да и заблокировать их нельзя. Потому что практика показывает, что возникает реакция на это блокирование. И чем хуже становится исламистам, тем больше народа вокруг них. И весь наш опыт печальный последних десятилетий как раз нас учит тому, что с этой публикой так или иначе приходится иметь дело.


02.08.2007

(МАЯК FM) "Здравый смысл"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован