Как показывает мировая практика, наиболее эффективными мерами предотвращения распространения терроризма и экстремизма являются комплексные профилактические мероприятия с участием государственных органов, общественности, представителей СМИ и религиозных авторитетов.
В то же время участие государственных органов следует понимать не как систему силовых мер со стороны правоохранительных органов и спецслужб, а предупредительно-профилактическую, пропагандистскую работу всех государственных структур по раскрытию сущности всяких форм экстремизма среди населения, ибо "самое сложное ... - это кропотливая и долговременная работа по ликвидации основ терроризма: радикализма и экстремизма".
Эта работа заключается прежде всего в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм и экстремизм, либо ему благоприятствуют. Вне сомнений, что профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.
При этом общегосударственная система мер профилактики терроризма в странах СНГ должна основываться прежде всего на учете местной специфики, ментальности населения, юридических традициях, прошлого положительного опыта в сфере профилактики преступности.
В данном контексте представляет интерес трехуровневая конструкция общегосударственной системы мер профилактики, предложенная одним из ведущих ученых Российской Федерации в области борьбы с терроризмом, доктором юридических наук В.Е.Петрищевым. "Самый масштабный и мощный уровень системы мер профилактики должен быть нацелен на выявление и устранение основных, базисных причин и условий воспроизводства терроризма в стране, к которым относятся достигшие в процессе своего обострения уровня конфликта противоречия в сфере экономики, политики, межнациональных (и межконфессиональных - прим. У.А.З.) отношений, столкновения интересов власти и народа ...
Важным элементом следующего уровня системы мер профилактики терроризма является организация и осуществление разъяснительной и воспитательной работы с населением, включающей в себя правовой, идеологический, интернациональный, патриотический аспекты". Успех этой работы, отмечает автор, будет зависеть и от уровня эффективности использования в комплексе всех имеющихся возможностей (системы образовательных учреждений, юридического всеобуча, средств массовой информации, духовенства и т.д.), и от степени соответствия идеологии проводимых мероприятий ментальности народа и общественным ожиданиям, и от готовности руководителей страны самим следовать в жизни тем лозунгам, которые декларируются ими для рядового обывателя.
На индивидуальном уровне общегосударственной системы мер про-филактики терроризма последние "должны быть предельно адресны и при-цельны, так как весьма локальна и сама "мишень" профилактического воздействия". Кроме того, требование особой точности и деликатности при реализации профилактических мер на индивидуальном уровне диктуется еще и тем обстоятельством, что они вступают здесь в непосредственный контакт с правами и свободами личности, которые в демократическом обществе не могут быть нарушены без достаточных на то законных оснований.
В рамках изложенной схемы, на наш взгляд, большую роль в профилактике терроризма могут играть специализированные аналитические структуры. При этом необходимо исходить из того, что терроризм, это не просто конкретная экстремистская группа или коалиция групп, которые нужно уничтожать, а явление, требующее тщательного изучения.
В применении к складывающейся обстановке в Казахстане, в качестве одной из сфер приложения усилий аналитиков следует привести проблемную ситуацию, назревающую в межконфессиональных взаимоотношениях. При этом необходимо отметить, что основным дестабилизирующим фактором в изложенном контексте, является относительная прозрачность границ Казахстана со странами, где имеют место религиозные радикальные движения исламской направленности, что создает реальную угрозу национальной безопасности нашего государства. Усугубляет ситуацию интенсивное прибытие в регион проповедников т.н. идеи "чистого ислама" и коллизиями законодательной базы регулирования этого вопроса.
Кроме того, как отмечают специалисты по исламу, возникшая в религиозной сфере ситуация может привести к размежеванию мусульманских общин по социо- и этнокультурным признакам вследствие региональных и этнических особенностей религиозной ситуации в Казахстане и широкого многообразия религиозной сферы. На современном этапе даже официальная позиция Духовного управления мусульман Казахстана недостаточно определена. В то же время сама проблема единства и вместе с тем многообразия ислама как социо- и этнокультурной традиции ставит первоочередной задачей определение этнокультурного статуса религии, единой системы и стратегии развития религиозных систем и создание духовной основы общества.
Как показывает практика использования силовых структур центральноазиатских государств, жесткие меры пресечения экстремистских проявлений путем привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к религиозно-экстремистской деятельности, зачастую несут обратный эффект, создавая им имидж мучеников.
Так, на примере наиболее известной и относительно многочисленной из радикальных исламистских группировок на территории Центральной Азии и России - религиозной партии"Хизб-ут-Тахрир", следует отметить, что после признания в Казахстане экстремистской, ее деятельность приобрела конспиративный характер. Функционеры организации, наряду с продолжением пропагандистской работы в южных областях Казахстана, все более проявляют интерес к северным и центральным регионам республики. И, как результат, время от времени в СМИ появляются материалы о задержаниях членов этой партии в Павлодаре, Кокшетау, Караганде, Петропавловске. На нынешнем этапе сторонниками казахстанских ячеек "Хизб-ут-Тахрир" рассматриваются возможные перспективы экспансии в Казахстан исламского образа жизни в случае установления теократической формы правления в какой-либо из стран Центрально-Азиатского региона.
Примечательно, что в отношении данной партии имеет место и следующая точка зрения. Исследователи считают, что на основе глубокого изучения программных и идеологических установок "Хизб ут-Тахрир" и конкретных примеров ее деятельности напрашивается вывод, что в создании партии активное участие принимали антиисламские круги. Так, видные религиозные деятели исламского мира, как Мухаммад Кутб, Шейх Бин Баз - верховный муфтий Саудовской Аравии, доктор Юсуф Карзави, декан шариатского факультета Омманского национального университета доктор Абдуазиз Хайят, муфтий Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф, Х.А.Тураджонзода единодушно утверждают, что "Хизб ут-Тахрир" создан именно с целью искажения и очернения ислама.
Так, "Партия "Хизб ут-Тахрир" возникла в 50-е годы ХХ века, когда в мире началось активное возрождение исламского сознания, а в ряде мусульманских стран (Египет, Ливия, Алжир, Сирия, Пакистан, Ливан, Иордания и др.) именно новые исламские движения возглавили антиколониальную национально-освободительную борьбу. В противовес этому на Западе за короткий период были созданы десятки крупных т.н. "исследовательских центров по изучению ислама", которые в основном предназначались для разработки методов и программ, препятствующих процессу исламского возрождения. "Изучение учредительных документов и агитационной литературы "Хизб ут-Тахрир" и сравнение их содержания с учением ислама показывают, что тахрировцы преподносят людям новую интерпретацию ислама. Эта интерпретация далека от истинных исламских источников - Корана и Хадисов Пророка, а также известных тафсиров (комментариев) Корана".
По мнению Х.А.Тураджонзода, одного из основателей Исламской партии возрождения, бывшего первого вице-премьера правительства Республики Таджикистан - "эта структура должна была одурманивать умы мусульман, не давая им возможности использовать современные достижения цивилизации, а также создать образ ислама, в котором каждый представитель другой религии чувствовал бы реальную угрозу своему жизненному укладу. В ее задачи также входила борьба с независимыми правительствами и умеренными движениями исламского мира. Такой силой, которая соответствует целям врагов ислама, стала "Хизб ут-Тахрир". На сегодняшний день она успешно справляется со своей миссией".
Данные выводы можно было бы активно использовать при проведении контрпропагандистской работы по разложению идеологии экстремистской партии, плюс грамотно проведенная PR-кампания с использованием СМИ, на наш взгляд, серьезно подорвала бы авторитет адептов этой партии.
Резюмируя изложенное следует констатировать, что аксиомой всей предупредительно-профилактической работы является создание комплексной системы мер профилактики терроризма, которая должна удовлетворять требованию универсальности с точки зрения способности адекватно выявлять и реагировать на предпосылки возникновения террористических угроз любой природы, масштаба и динамики. В полной мере оправдывая тезис, озвученный Группой высокого уровня ООН - "Раннее предупреждение эффективно только тогда, когда оно ведет к своевременным превентивным мерам".
www.atcsng.ru
30.10.2008