21 ноября 2007
6101

К вопросу формирования механизма превентивного реагирования на террористические угрозы

Одним из известных постулатов, декларируемых на протяжении длительного времени является то, что "Превентивное реагирование, т.е. профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения".

Сегодня отрадно отметить, что предупредительно-профилактические меры признаны в качестве приоритетной части общегосударственной системы противодействия терроризму на территории всех стран Содружества Независимых Государств.

Так, после волны террористических актов, ставивших своей целью посеять страх и ужас в сознании населения, оказать давление на высшее военно-политическое руководство страны, нанести максимальный урон престижу России на международной арене, Президентом Российской Федерации было принято решение о формировании принципиально новой системы противодействия терроризму и экстремизму.

Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму" и Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" были образованы Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, а также в новом правовом формате антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Принципиально важным является то, что к компетенции НАК России отнесены все направления работы в сфере противодействия терроризму и в числе приоритетных задач обозначена профилактика терроризма.

Наряду с изложенным, как показывает мировая практика, наиболее эффективными мерами предотвращения распространения терроризма и экстремизма являются комплексные профилактические мероприятия с участием государственных органов, общественности, представителей СМИ и религиозных авторитетов.

При этом общегосударственная система мер профилактики терроризма должна удовлетворять требованию универсальности с точки зрения способности адекватно реагировать на возникновение террористических угроз любой природы, масштаба и динамики.

В данном контексте представляет интерес трехуровневая структура общегосударственной системы мер профилактики, предложенная одним из ведущих ученых Российской Федерации в области борьбы с терроризмом, доктором юридических наук В.Е.Петрищевым. Исследователь, используя крими-нологический подход, пришел к выводу, что "при построении модели такой системы наиболее оптимальной представляется следующая конструкция.

1) политический уровень. При этом самый масштабный и мощный уровень системы мер профилактики должен быть нацелен на выявление и устранение основных, базисных причин и условий воспроизводства терроризма в стране, к которым относятся противоречия в сфере экономики, политики, межнациональных и межконфессиональных отношений ...

2) социальный. Важным элементом социального уровня системы мер профилактики терроризма является организация и осуществление разъяснительной и воспитательной работы с населением, включающей в себя правовой, идеологический, интернациональный, патриотический аспекты.

3) индивидуальный уровень общегосударственной системы мер про-филактики терроризма должен быть предельно адресным и при-цельным, так как весьма локален и сам субъект профилактического воздействия.

В этой конструкции, в рамках формирования комплекса предупредительно-профилактических мер как составной части общегосударственной системы противодействия терроризму, на наш взгляд, свою нишу могут найти различные структуры, как правоохранительные и спецслужбы, так и бизнес и общественные организации.

Вместе с тем, необходимо исходить из того, что терроризм, это не просто конкретная экстремистская группа или коалиция групп, которые нужно уничтожать, а явление, требующего тщательного изучения.

К примеру, в применении к складывающейся обстановке в Казахстане, в качестве одной из сфер приложения усилий аналитиков следует привести проблемную ситуацию, назревающую в межконфессиональных взаимоотношениях.

На фоне возрождения религиозных ценностей, усугубляет ситуацию интенсивное прибытие в регион проповедников "ваххабизма" и идеи т.н. "чистого ислама". Кроме того, как отмечают специалисты по исламу, возникшая в религиозной сфере ситуация может привести к размежеванию мусульманских общин по социо- и этнокультурным признакам вследствие региональных и этнических особенностей религиозной ситуации в Казахстане и широкого многообразия религиозной сферы. В то же время сама проблема единства и вместе с тем многообразия ислама как социо- и этнокультурной традиции ставит первоочередной задачей определение этнокультурного статуса религии, единой системы и стратегии развития религиозных систем и создание на этой основе духовной основы общества.

То есть, как видим - поле деятельности обширное для:

- теологов и духовных авторитетов (разработка казахстанской модели ханафитского течения ислама);

- ученых-религиоведов (разработка Концепции религиозной политики в Республике Казахстан);

- государственных структур (организация повышения общеобразовательного и богословского уровня действующих имамов);

- правоведов (совершенствование законодательной базы) и т.д.

Достаточное поле деятельности в работе механизма превентивного реагирования и для спецслужб по контрпропаганде.

Так, после признания в Казахстане религиозной партии "Хизб-ут-Тахрир" экстремистской и запрещения ее на территории страны, деятельность партии приобрела конспиративный характер.

Данная проблема весьма актуальна и для Российской Федерации, т.к. эмиссары этой партии проводят активную пропагандистскую работу в отдельных регионах России.

Между тем, в отношении данной партии имеет место быть и следующая точка зрения. Исследователи считают, что на основе глубокого изучения программных и идеологических установок "Хизб ут-Тахрир" и конкретных примеров ее деятельности напрашивается вывод, что в создании партии активное участие принимали антиисламские круги. Так, видные религиозные деятели исламского мира, как Мухаммад Кутб, Шейх Бин Баз - верховный муфтий Саудовской Аравии, муфтий Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф, единодушно утверждают, что "Хизб ут-Тахрир" создан именно с целью искажения и очернения ислама.

По мнению Х.А.Тураджонзоды, одного из основателей Исламской партии возрождения, ныне члена правительства Республики Таджикистан: "эта структура должна была создать образ ислама, в котором каждый представитель другой религии или другого течения ислама чувствовал бы реальную угрозу своему жизненному укладу. В ее задачи также входила борьба с независимыми правительствами и умеренными движениями исламского мира. Такой силой, которая соответствует целям врагов ислама, стала "Хизб ут-Тахрир". На сегодняшний день она успешно справляется со своей миссией".

Данный тезис, на наш взгляд, можно было бы использовать при проведении контрпропагандистской работы по разложению идеологии экстремистской партии, плюс грамотно проведенная PR-кампания с использованием СМИ серьезно подорвали бы авторитет адептов этой партии.

Таким образом, резюмируя свое выступление, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что предупредительно-профилактическая работа это тяжелая и кропотливая работа всех и каждого из нас, и она будет реализована лишь тогда, когда мы сумеем объединить усилия и создать стройную систему противодействия любым проявлениям терроризма. Систему упреждения, систему нашей общей безопасности, где свое место найдут и государственные органы, и бизнес-структуры и представители общественности и религиозные авторитеты.



21.11.2007

Аманжол Уразбаев

www.atcsng.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован