Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
29 июля 2020
718

Качество правящей элиты и оценка ВПО

Рокоссовский умел руководить подчиненными так, что каждый офицер и генерал с желанием вносил в общее дело свою долю творчества[1]

П. Батов, генерал армии

 

Адекватная (своевременная и точная) оценка современного состояния ВПО и перспектив её развития непосредственно зависят от качества управления правящей элиты, прежде всего, её способности к управлению, стратегическому прогнозу «предсказанию» последствий своих действий. Таким образом, качество управления – обязательное условие адекватности в оценке и прогнозе развития современной ВПО. Без качественного управления, которое характеризуется неким обязательным и желательным набором характеристик (профессионализма, нравственности, образования, патриотизма и способности к стратегическому прогнозу, а также творческому подходу)[2].

К сожалению, весь опыт развития России последних десятилетий говорит об обратном – о неэффективности правящей элиты и её неспособности к эффективному управлению, что делает оценку ею состояния МО и ВПО – изначально ошибочной (так и было все годы с середины 80-х годов, когда ВПО была оценена М. Горбачёвым и его соратниками неверно).

Уже в последние годы, к сожалению, результаты социально-экономического развития страны и меры по её безопасности, как правило, оказывались не эффективными, а решения нередко ошибочными и даже преступными. Критических высказываний по этому поводу великое множество, но кризис весны 2020 года, когда одновременно обрушились цены на энергоносители, а также разродилась пандемия показали насколько не эффективно это управление в условиях кризиса, что не оставляет надежд и на адекватную оценку МО и ВПО. Журналист М. Калашников в апреле 2020 года очень резко, но справедливо дал следующую характеристику: «Нынешнее испытание комбинированным кризисом (падение мировых цен на нефть, пандемия коронавируса, глобальная депрессия) показало, что модель (путинская – М.К) недееспособна. Она разваливается на глазах, хотя внешне эпидемическая обстановка в РФ гораздо лучше, чем в США. Крах наступает в самом слабом звене – в экономике. Последствия непродуманной, законами не прописной «самоизоляции» выйдут тяжелейшими. Видно, что меры принимаются впопыхах, лихорадочно, бессистемно. К возможной эпидемии толком не готовились.

Пытались до последнего скряжничать, избегая крупных затрат государства. Но в результате пришлось копировать американские и европейские меры поддержки экономики и бизнеса. Наконец-то Кремль произнес долгожданные слова: беспроцентные кредиты для предприятий на выплату зарплаты, ссуды под низкие проценты на пополнение оборотных средств, безвозмездная помощь предприятиям на то, чтобы содержать сотрудников запертыми по домам. Однако присмотрись и сразу увидишь всю ту же ограниченную скупость и половинчатость. Кредиты для предприятий под самые низкие проценты? Так они требовались еще задолго до пришествия коронавируса. Причем не для отдельных фирм, а для всех предприятий. Для того, чтобы преодолеть десятилетний застой в экономике РФ, ее черепашьи темпы роста. Причем дешевый кредит должен сочетаться с мерами покровительственной политики (протекционизма), чтобы новые заводы и фабрики поднимались в РФ. Чтобы дешевые деньги не уходили на закупку импорта, чтобы они в стране создавали рабочие места. Но разве это предусматривается нынешней моделью? Нет. Протекционизм проклинается, а дешевые кредиты вводятся лишь на время.

Еще до пандемии государство высосало повышениями налогов все соки из промышленности и граждан, обрекая их на застой и нищету. Вирус лишь ускорил процесс катастрофы в экономике, вызванной не им, а действующей моделью. То же самое можно сказать об «оптимизации» здравоохранения и о многом другом» [3].

Генерал П.И. Батов гениально ответил (сам того не подозревая) о диагнозе российской правящей элиты, у которой не было «желания» (воли) и творчества для управления нацией и страной. Все требования последних десятилетий к управленцам любого звена сводились к сохранению внешней лояльности, механической исполнительности и «скромности» (отсутствию инициативы), что превращало исполнителей, политиков и тех, кто их обслуживает в конформистов, готовых служить любой власти, любым идеям и любой политике. Конформизм и неспособность к творческому решению вопросов, вкупе с откровенным непотизмом и коррупцией стали фирменной чертой российской правящей элиты.

Такие фигуры стали большинством, нормой не только в исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и, конечно, в науке и образовании, где успешная карьера по административной лестнице была признаком лояльности власти и 100% конформизма в поведении. Не случайно, что значительная часть истэблишмента последних десятилетий начинала свою карьеру при Л. Брежневе и К. Черненко, продолжала при М. Горбачеве и Б. Ельцине, а сейчас, вот уже более 20 лет, успешно адаптировалась и к правлению В. Путина. Примеров настолько много, что, скорее, надо говорить об исключениях, случайном появлении кое-где таких фигур, как Н. Поклонская. Даже заядлые профессиональные оппозиционеры Г. Зюганов и А. Проханов успешно вошли в этот круг «делателей карьеры».

Именно эти условия были обязательными все годы для управленцев и их карьерного роста, в то время как наиболее эффективные – творческие и интеллектуальные – действия были не просто не востребованы, но и прямо осуждались. Как справедливо отмечают военные эксперты И.М. Попов и М.М. Хамзатов, «Они не блещут талантами и эрудицией, не сыплют новыми идеями и не мечтают сделать научное открытие, … их заслуга в том, что «они ничего не делают». Они последовательно, шаг за шагом продвигаются вверх, постепенно становятся начальниками… в своих организациях, формируя ту самую закрытую касту «посвященных». Далее глубокомысленного «надувания щек» и намёков на свою «избранность» такие «посвященные» в научных дискуссиях (и работе – А.П.) не идут»[4]. И именно эти условия сформировали правящую элиту при В. Путина, которая стала продолжением традиций формирования правящей элиты М. Горбачёва–Б. Ельцина, когда даже требования «обновления» вели к простой смене одних конформистов на других. Эти качества правящей элиты страны в полное мере отразились на её способности адекватно оценивать и прогнозировать развитие МО и ВПО, когда череда ошибок и преступлений уже после развала СССР и ОВД привела к формированию ложного представления о состоянии МО и ВПО.

 

_______________________________________

[1] Цит. по: Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего: концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. 3-е изд., испр. М.: Кучково поле, 2019, с. 60.

[2] Этот набор обязательных качеств я пытался не раз описать в своих работах, посвященных национальному человеческому капиталу (НЧК) с конца 90- х годов. См., например: Подберезкин А.И. Национальный человеческий капитал. М.: МГИМО. В 3-х томах, МГИМО МИД РФ, 2011–2013 гг.

[3] Калашников М. Парад государственной дезорганизации // ВПК, № 15 (828), 2020, с. 2.

[4] Цит. по: Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего: концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. 3-е изд., испр. М.: Кучково поле, 2019, с. 106.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован