19 февраля 2003
2005

Качество услуг и доступные цены

"Такой должна быть цель реформы ЖКХ" - статья Явлинского в "Российской газете", 19 февраля 2003 года (авторская версия без редакционных купюр)

В январе граждане России в очередной раз убедились, что положение ЖКХ в нашей стране очень плохое. Зима, нагрянувшая как всегда совершенно неожиданно для чиновников и коммунальных служб, снова показала, что коммунальные сети находятся в аварийном состоянии. На мой взгляд, ответственность за это безобразие несут не погода и не стрелочники - кочегары или даже мэры отдельных городов, на которых кивают федеральные чиновники. Она - на правительстве России, которое с 1997 года проводит абсолютно неверную политику в жилищно-коммунальной сфере.

Основная цель правительственной политики - доведение до 100% оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Если бы речь шла об услугах нормального качества, предоставляемых в полном объеме по доступным и стабильным ценам, то пресловутые 100% спокойно заплатила бы вся страна. Именно такой подход в свое время был разработан в программе "Нижегородский пролог", предусматривавшей включение в доходы граждан (зарплаты, пенсии и другие выплаты), всех бюджетных дотаций, которые в то время были на порядок выше, чем в настоящее время. Правительство же подготовило в 1997 году, а сегодня продавливает через Думу прямо противоположное: платить 100% за все то, что есть сегодня, т. е. за услуги крайне низкого качества, поставляемые не в полном объеме (а иногда и просто отсутствующие), по ценам, которые не только недоступны для большинства населения, но и постоянно растут.

Чем опасна такая политика? При полном отсутствии конкуренции, контроля за монополиями и счетчиков на потребляемые ресурсы 100% - это не реальная стоимость услуг, а цена, произвольно определяемая монополистом. Аппетиты монополистов (от РАО ЕЭС до водоканалов и теплосетей) утолить невозможно, поэтому каждый квартал они вынуждают чиновников принимать решения о новом повышении тарифов. Все это приводит к тому, что люди просто перестают платить, денег у коммунальщиков становится не больше, а меньше. Нет денег на подготовку к зиме, к отопительному сезону. В результате лопаются трубы, происходят аварии на теплосетях. Десятки тысяч квартир остаются без отопления: температура опускается ниже нуля. А в сотнях тысяч или даже миллионах квартир, больниц, школ и детских садов аварий вроде бы не происходит, но температура держится на уровне 15 градусов. От холода люди болеют. В прошлом году замерзало 6 регионов. В этом - уже 20. Если правительство не одумается, что будет через 2-3 года? Дожидаться сложа руки не стоит.

Фракция "ЯБЛОКО" требует от правительства немедленно принять меры, направленные на прекращение гонки тарифов, а также отказаться от идеи форсированного перехода к так называемой "стопроцентной" оплате коммунальных услуг, при которой право на субсидии получит только 10 % семей.

Перевод дотаций в адресные субсидии - идея в общем правильная. Но главный вопрос: как это делать? Во-первых, происходить этот процесс должен постепенно, так как в нынешних условиях они являются единственным средством смягчения последствий постоянного повышения тарифов. Во-вторых, необходимо учитывать особенности каждого региона. "ЯБЛОКО" считает необходимым отказаться от так называемого федерального стандарта оплаты коммунальных услуг населением, который уже сегодня вынуждает большинство регионов перейти к 90 % оплаты. В место этой уравниловки мы предлагаем установить для каждого региона индивидуальные стандарты, учитывающие климатические, географические условия, платежеспособность населения, уровень зарплат и пенсий. В-третьих, если подходить к этому проценту с умом, то дотации можно превратить в инструмент для структурных реформ в коммунальном комплексе. Вообще, представление о том, что реформа ЖКХ - "удовольствие" бесплатное, не только ошибочно, но и вредно. Эффективную реформу без дополнительных средств провести невозможно. Однако деньги надо направлять в коммуналку не "просто так" как сегодня, а целевым образом для решения структурных задач.

Возьмем, например, одно из предложений "ЯБЛОКА" - временно снизить тарифы для товариществ-собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), молодежных-жилищных кооперативов (МЖК), любых жилищных кооперативов, которые способны контролировать коммунальные службы эффективные, чем отдельные плательщики. Через 2-3 года такие кооперативы будут охватывать не 3%, а 93% жилого фонда страны. Это чрезвычайно важно. Коллективный потребитель может в полной мере контролировать работу коммунальных служб, выбирать из них самые эффективные и выгодные для кошелька жителей.

Другое наше предложение заключается в том, что меньше должны платить и граждане, установившие в своих домах счетчики расходования газа, воды. Сегодня мы реально не знаем, сколько потребляем, а потребляем мы намного меньше, чем нас заставляют оплачивать монополисты.

Конечно, такой подход к стимулированию объединений жильцов потребует вложения в реформу дополнительных средств. Но эти затраты окупятся с лихвой уже через 2 - 3 года. Массовое создание кооперативов и установка счетчиков года приведет к снижению издержек коммунальных служб, что, в свою очередь станет естественной экономией для бюджетов. Снижение издержек произойдет за счет резкого усиления контроля коллективных потребителей за монополиями. В том числе и такими могущественными как РАО ЕЭС, которая вносит наибольший вклад в рост тарифов на тепловую энергию.

Эти инициативы вызвали нервозность у монополистов и обслуживающих их политических партий. В нескольких газетах одновременно появилась статья о том, что все надо оставить как есть, а те, кто что-то предлагает, просто хотят заморозить страну.

Когда наши оппоненты говорят о том, что низкие налоги и платежи это льготы, которые являются злом, то это неправда. Налоговые освобождения и пониженные платежи нужны для того, чтобы задышали те или иные нужные стране категории хозяйствующих субъектов, - это не льготы, а стимулы экономического развития. Примером такой политики является предоставление налоговых освобождений малым предприятиям на период до достижения ими самоокупаемости, практикуемое, кстати, во всех развитых странах.

Именно такой механизм "ЯБЛОКО" предлагает запустить с целью вывода из кризиса коммунального хозяйства. Наше принципиальное расхождение с Правительством заключается в следующем: мы считаем, что экономическим стимулом должна стать не полная оплата коммунальных услуг населением, а налоговые освобождения для частного немонопольного бизнеса, работающего исключительно по обслуживанию жилого фонда и инженерных коммуникаций. Подобные освобождения вообще не нуждаются ни в каких компенсациях из бюджета, так как сегодня частного бизнеса в ЖКХ просто нет. Денег в бюджете станет даже больше, ведь работники новых предприятий будут платить подоходный налог. Здесь, кстати, крайне важно предусмотреть, чтобы эти доходы направлялись в местные бюджеты, которые должны быть укреплены также путем передачи им части федеральных и региональных налогов.

Оставлять потребителя один на один с монополистом неправильно не только потому, что значительная часть населения неплатежеспособна. Не менее важно то, что в условиях тотального диктата в ЖКХ монополий бесконечная гонка тарифов является развращением монополистов. Тезис о "стопроцентной оплате" опасен именно тем, что за 100% принимается не реальная стоимость услуг, которую невозможно определить без рынка и конкуренции, контроля и счетчиков, а именно жадность монополистов. Заплати им 100% или 200%, - эффективность их работы не улучшится ни на "йоту", а качество услуг будет только хуже.

Налоговые освобождения малому и среднему бизнесу, работающему исключительно в ЖКХ - это такая альтернатива 100% оплате, которая ведет одновременно к росту эффективности коммунального комплекса и к замедлению роста тарифов. Будучи освобождены от налогов, частные фирмы будут заинтересованы в том, чтобы предложить жителям взять на обслуживание квартиру, подъезд, провести текущий и капитальный ремонт. За ту же плату, которую сегодня взимают монополисты, они сделают все гораздо лучше, быстрее и обойдутся при этом без всяких дотаций. Если таких фирм будет много, цена коммунальных услуг может даже пойти на снижение.

Что касается водоканалов и теплосетей, то ими должны управлять не нынешние бесконтрольные начальники, сидящие в своих креслах независимо от результатов своей работы, а компании, выигравшие конкурс. Та компания, которая предоставляет лучшие условия - ниже тарифы для населения, больше отремонтированных труб, меньше перебоев с горячей и холодной водой -получает право на управление. Не выполнила условия конкурса - договор расторгается. А для того, чтобы выяснить, как выполняются условия договора, необходима официальная ежегодная бухгалтерская проверка монополий - с обязательной публикацией его результатов в открытой печати.

А что касается предложений правительства о приватизации коммунальных сетей, то мы считаем их неправильными. Все скупят сегодняшние коммунальные монополисты. Тогда с ними точно никто не сможет справиться.

Необходим также обязательный возврат денег гражданам за услуги низкого качества либо за те услуги, которые вообще не предоставлены. Каждое лето у нас отключают горячую воду, а мы продолжаем за нее платить. В некоторых домах горячей воды и тепла не бывает 10 месяцев в году, а людей заставляют платить. Где-то температура зимой 10 градусов тепла, а людей все равно заставляют платить полностью.

Это неправильно. Если коммунальные службы не справляются с предоставлением услуг, они должны возвращать заплаченные деньги. "ЯБЛОКО" требует от правительства установить специальные стандарты качества. Если они не выполняются, любой житель может получить компенсацию.

Значительное количество граждан России живет в домах ("хрущевках", общежитиях, бараках и т.д.), к которым вообще нельзя применять понятие "жилье". В них нет воды, газа, часто отключают электроэнергию, часто отсутствуют элементарные удобства. В таких случаях вообще не за что платить. Государство в соответствии с Конституцией обязано предоставить этим людям жилище в приемлемые сроки, для чего необходимо приступить к реализации крупномасштабной программы массового жилищного строительства, применив для этого экономические инструменты, многократно опробованные в мировой практике.

Предлагаемые принципы жилищно-коммунальной реформы в целом были выработаны еще в 1992 году в рамках программы "Нижегородский пролог". В городе Арзамас Нижегородской области, возглавляемом членом партии "ЯБЛОКО" Анатолием Мигуновым, часть идей "Нижегородского пролога" была реализована. В результате 67% муниципального жилого фонда обслуживается частными предприятиями, либо на конкурсной основе. Половина населения в состоянии оплачивать их услуги, но никакого социального напряжения нет, так как доля семей, получающих субсидии на услуги ЖКХ в муниципальном жилом фонде доведена до 50%.

Возникает вопрос: почему же во всей стране нельзя сделать так как в Арзамасе, Череповце, г. Бор той же Нижегородской области и некоторых других городах? Потому что в данном случае мы имеем дело с исключениями которые подтверждают правило. А правило заключается в том при проведении правительственной политики нормальная реформа без издевательства над людьми проходит только в 0,001 городов России. Редкие успехи достигаются не благодаря, а вопреки этой политике.

К сожалению, ни одной из приведенных выше жизненно важных мер нет в правительственном законопроекте по реформе ЖКХ, внесенном в Думу в ноябре прошлого года. Единственная цель проекта - подвести законодательную базу под фискальные мероприятия, непосильные для большинства населения и разрушительные для российского коммунального хозяйства. Принятие закона может закончиться только одним - массовыми неплатежами и замерзанием все новых и новых регионов.

"ЯБЛОКО" будет бороться за то, чтобы закон о реформе ЖКХ, поддержанный "Единой Россией" и СПС, был либо отклонен, либо в корне переработан на основе наших поправок. Если наши поправки не будут приняты, то мы сделаем все от нас зависящее, чтобы этот закон не вступил в силу.

Надеюсь все-таки, что разум возобладает, правительство сможет пересмотреть свои подходы к реформе ЖКХ и она будет проводиться в интересах потребителей, т.е. жителей, граждан России, а не в интересах недобросовестных чиновников и коммунальных начальников. Мы уверены, что главной целью должно стать не повышение тарифов для населения, а рост эффективности коммунального комплекса и качества предоставляемых им услуг.


Источник: Григорий Явлинский: Качество услуг и доступные цены. "Российская газета", 19 февраля 2003 года.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован