Эксклюзив
Мордвинова Арина Эдуардовна
21 апреля 2016
5078

Как и зачем Китай строит дороги в Центральной Азии?

КНР последовательно расширяет каналы экспорта своей продукции в регион
Main 427b4eef 7048 4647 b3d2 cff11d706615

Важным аспектом китайской концепции экономического пояса Шелкового пути является участие в реализации инфраструктурных проектов. В рамках данного направления Китай уделяет внимание последовательному развитию автомобильной инфраструктуры, связывающей страну с государствами Центральной Азии.

В целом можно условно выделить несколько стадий участия Китая в автодорожном строительстве в регионе. На первом этапе КНР построила автомобильные трассы в своих западных районах, продлив их до границы с центральноазиатскими республиками. В частности, были проложены автодороги от города Кашгар к границам Китая с Таджикистаном и Киргизией.

На втором этапе Китай участвовал в реконструкции и модернизации приграничных автодорожных переходов. Так, в частности, была построена автомобильная дорога через перевал Кульма в Таджикистане. Открытие автодорожного сообщения через высокогорный погранпереход способствовало активизации таджикско-китайских экономических отношений и привело к многократному росту взаимной торговли. При содействии КНР были  модернизированы автомобильные дороги через пограничные пункты Иркештам и Торугарт в Киргизии. В частности, Китай участвовал в финансировании реконструкции трассы, проходящей по маршруту Ош — Сары-Таш — Иркештам, завершенной в 2012 г. На реализацию проекта китайская сторона выделила 100 млн дол.

На третьем этапе Китай финансирует реконструкцию автодорожного полотна, связывающего пограничные переходы с промышленными центрами и основными рынками сбыта Киргизии и Таджикистана. Например, значимым китайским проектом в Таджикистане является реконструкция трассы Кульма — Хорог – Куляб — Душанбе, связывающей восточный и западный районы страны. Это единственная автомобильная магистраль республики, по которой китайские товары, транспортируются в наиболее населенные районы Таджикистана.  В 2010 г. Экспортно-импортный банк Китая выделил 200 млн дол. на реабилитацию автодороги Бишкек — Нарын — Торугарт в Киргизии. Кроме КНР в финансировании проекта участвуют Азиатский банк Развития и Арабская координационная группа. Реализация проекта началась в 2010 г., его завершение запланировано на конец 2016 г. Модернизация магистрали позволит расширить транзитные возможности автомобильной дороги по доставке грузов от киргизско-китайской границы к столице страны с последующим выходом к автомобильным дорогам Казахстана.

Наибольшее стратегическое значение для развития автотранспортной инфраструктуры Киргизии имеет участие КНР в строительстве альтернативной дороги Север – Юг, начатом в 2014 г. Новая трасса пройдет по маршруту Джалал-Абад – Казарман – Чаек – Кочкор – Балыкчи. В 2013 г. КНР выделила 400 млн дол. на финансирование первой фазы строительства. Кредит на вторую фазу в размере 297 млн дол. Киргизия получила в 2015 г.

Наконец, следующим этапом становится строительство автодорожной инфраструктуры, ориентированной на выход КНР к Ферганской долине и Узбекистану, на который приходится половина населения Центральной Азии. Кроме уже упомянутой дороги Ош — Сары-Таш — Иркештам в Киргизии, в рамках данного направления Пекин также участвует в строительстве трасс, связывающих Таджикистан и Узбекистан. В 2006 г. Китай предоставил Таджикистану 281,2 млн дол на реконструкцию автомобильной дороги, проходящей по маршруту Душанбе — Худжанд  — Чанак. Средства были выделены в качестве льготного кредита сроком на 20 лет под 2%. В 2010 г. дорога была запущена в эксплуатацию. Кроме того, в сентябре 2015 г. были завершены работы по модернизации автомобильной магистрали Душанбе—Турсунзаде—Узбекистан, протяженностью в 61,5 км. Китай не принимал непосредственного участия в финансировании проекта, однако подрядчиком по итогам тендера была выбрана китайская Сhina Road and Bridge Corporation.

В целом, основная активность КНР по финансированию и строительству автомобильных дорог сосредоточена в Киргизии и Таджикистане, имеющих слабую инфраструктуру и ограниченные возможности для ее самостоятельного развития и модернизации.  Присутствие Китая в автотранспортных проектах других государств Центральной Азии пока незначительно.  Так, Китай формально является одной из сторон проекта по строительству сети автомобильных магистралей Западный Китай – Западная Европа, которая к 2023 г. должна пройти через Казахстан. Однако финансируют его преимущественно западные финансовые институты.

Таким образом, Китай планомерно развивает автотранспортную инфраструктуру региона, постепенно соединяя пограничные переходы с экономическими и промышленными центрами соседних государств. Тем самым Пекин восполняет пробел, оставшийся с советских времен, когда на фоне испортившихся отношений СССР и КНР Центральная Азия почти полностью была изолирована от китайской транспортной системы.

На перспективу можно прогнозировать, что деятельность Китая будет сосредоточена на завершении работ в Киргизии и Таджикистане. В дальнейшем же, с высокой долей вероятности, КНР начнет продвижение проектов по реконструкции автомобильных дорог на территории Узбекистана, проходящих от границ с Киргизией и Таджикистаном к центральным районам страны. Тем самым новые магистрали, следующие из Китая, достигнут наиболее населенных районов ЦА.

Возникает логичный вопрос: зачем Пекин вложил в автодорожное строительство в регионе более 1,3 млрд дол. (в основном в форме кредитов Душанбе и Бишкеку) и почему не собирается останавливаться на достигнутом? Ответ становится очевидным, если обратить внимание на тот факт, что китайская сторона занимается модернизацией далеко не всех магистралей, а в основном тех, которые ориентированы на доставку экспортных товаров из КНР. Сегодня именно неудовлетворительное состояние инфраструктуры является основным сдерживающим фактором для дальнейшего увеличения китайских поставок в регион. Если преодолеть это ограничение, восточный сосед сможет прочно укрепиться в роли главного торгового партнера Центральной Азии.

 

Арина Эдуардовна Мордвинова
Уральский региональный информационно-аналитический центр, г. Екатеринбург
младший научный сотрудник РИСИ
 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован