23 марта 2006
4186

Как можно выжить без бюджета?

Разговор на эту тему - применительно к нынешнему положению музеев в России - состоялся в понедельник, 21 марта, на проходившем в Москве семинаре клуба региональной журналистики "Из первых уст".
Сначала Елена Дементьева, член Совета Федерации и экс-министр культуры РФ выступила с докладом "Музей как паровоз развития экономики". Хотя докладом этот яркий рассказ не "по бумажке" язык не поворачивается назвать. Елена Леонидовна знает о музейном деле не понаслышке: сама до прихода в Минкульт была директором историко-архитектурного комплекса Петропавловская крепость.
Так каким же образом музей может стать паровозом экономики? Именно научившись выживать в новых экономических условиях. Не секрет, что от недофинансирования страдают большинство музеев не федерального подчинения. Да и федерального тоже. Хотя есть примеры в различных регионах очень внимательного и щедрого отношения к музеям. Но это скорее исключение, чем правило. Вторая беда нынешнего времени - угасание интереса со стороны публики. И - отсутствие развитых инфраструктур (дорог, гостиниц, кафе-ресторанов, а кое-где и даже туалетов), без чего о привлечении "культурных" туристов в отдаленные музеи не может быть и речи. Это реалии нашего времени. Но только ли музейщики России испытывают трудности?
Елена Дементьева рассказала, как несколько лет назад музейщики из Великобритании поделились с российскими коллегами опытом. И даже пригласили на стажировку директором нескольких музеев. Этому предшествовал музейных кризис в Соединенном королевстве, наступивший после того, как экономная Маргарет Тэтчер вычеркнула музеи из бюджета страны. К сожалению, не весь английский опыт применим в России. Потому что армия наших музейных смотрителей - а без смотрителей ни один зал работать не будет - не сможет работать бесплатно, на волонтерской основе. В Великобритании быть смотрителем на общественных началах для пенсионера или пенсионерки - почетно. А вот новые формы работы с посетителями и создание попечительских советов из представителей бизнес и политической элиты - вполне подходят и для России.
Как вам нравится тезис "Музею нужен скандал"? А ведь для привлечения внимания публики скандал полезен. Поэтому, вернувшись из Англии, директор военно-морского музея в Петербурге строит подиум и устраивает в музее показ мод. А шум вокруг памятника Петру Первому работы Михаила Шемякина (Петр несчастный, Петр не победитель) привлек внимание к музею Петропавловская крепость. На имидж музея работают и легенды - вроде призрака Великой Княгини Екатерины Павловны, герцогини Ольденбургской в Путевом дворце нашей Твери.
Следующий тезис Елены Дементьевой: при любом состоянии музея самое главное для его работы и развития - коллектив и гражданское общество города, места, в котором он находится. В том числе и сообщество местных краеведов - людей, восстанавливающих архивы и исторические белые пятна. С краеведами нужно дружить, друзей музея сплачивать, а власти - постоянно теребить. Пример - разрушающаяся Старая Ладога. Власти Ленинградской области никак не доказать важность сохранения этого древнерусского города-крепости, а местному населению, потерявшему рабочие места - все уже "до фонаря". А вот новый директор музея в Изборске обошла буквально все дома и со всеми жителями познакомилась. Теперь музей стал привлекателен для туристов. "Всегда нужно сбивать сметанку лапками в горшке, чтобы она превратилась в масло. И затем - выскочить из горшка", - вот лозунг Елены Дементьевой.
Внутренние резервы. В американском Йоханнесбурге, на родине Джоржа Вашингтона, в музее продаются семена трав, которые любила разводить Линда Вашингтон. В Лермонтовском музее "Тарханы" - мед от Миши Лермонтова. Резервом для Пушкиногорья Елена Леонидовна считает гербарий Натальи Николаевны Пушкиной, который она собирала с детьми. Вопрос от пушкиногорских музейщиков: а кто эти травы собирать для гербария будет? Плохой вопрос, не конструктивный. Еще один резерв - праздники в музеях. Тут я могу привести в пример "Сиреневое Домотканово" и Масленицу, проводимые в нашем музее Серова в Домотканове. Да и "Троицкие гуляния" в Музее деревянного зодчества в Василеве под Торжком. А сколько еще таких резервов? Например, Татьянин день, проведенный в одном провинциальном музее, дал ему огромную прибыль. Это надо бы взять на заметку нашим Татьянам - Куюкиной (Тверская областная картинная галерея) и Черных (Тверской объединенный музей).
Кое-что самой Елене Дементьевой в бытность ее директором Петропавловки сделать не удалось: организовать для туристов тюремную кухню. Воспротивились милейшие сотрудницы - "что это вас все на "желтизну" тянет?" Ну, и зря. Тюремная баланда тоже может стать "фишкой".
Еще Елена Леонидовна дает совет: лучший сувенир для туристов - салфетки или полотенца с гербом города или символикой музея. И недорого, и легко по весу.
Пример, как искать помощи благотворителей. В Петербурге к приезду главы компании "Сименс" приготовили небольшую экспозицию, посвященную пребыванию Сименса-предка в 1913-1916 годах в Питере. Внук (или правнук), умилившись, спросил: "Что я могу для вас сделать?"
Отдельного разговора заслуживает неприспособленность большинства наших музеев для посещения их инвалидами. Пандусы, коляски - все это давно есть в западных музеях. Нам же не хватает милосердия думать о людях с ограниченными возможностями...
По окончании встречи я спросила у бывшего министра культуры, которая все приятно удивила знанием проблем музеев на места, каковы перспективы богатейшей в музейном отношении Тверской области. "Я думаю, что ваш молодой прогрессивный губернатор Дмитрий Зеленин сделает все для развития культурного туризма и музейного развития", - обнадежила меня Елена Дементьева.


Опубликовано в No 11 "Тверской газеты" от 23 марта 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован