13 апреля 1997
7393

Как они умерли: Людмила Марченко

Падение звезды

О таком начале карьеры в кино актрисы даже мечтать боятся, а для Людмилы Марченко оно стало реальностью. Первая же роль в фильме Льва Кулиджанова "Чужая родня" сделала ее знаменитой и любимой. Вторая, в экранизации повести Федора Достоевского "Белые ночи", навсегда вписала ее имя в золотой фонд отечественного кинематографа. И стала для нее роковой...

Роковая роль

Иван Александрович Пырьев, в конце 50-х величина в советском кинематографе абсолютная, - директор Мосфильма, председатель Союза кинематографистов, депутат Верховного Совета СССР - готовился к съемкам "Белых ночей", а актрисы на главную роль не было. Тогда все больше ударницы труда и героини войны были в почете, а тихая хрупкая женская красота, какую прославил великий Достоевский, перешла в разряд уходящей натуры. Сначала Пырьев обратил внимание на студентку Люсю Марченко, сыгравшую у Кулиджанова в "Чужой родне", потом встретил ее в коридоре Мосфильма - и без всяких проб утвердил на роль Настеньки. Люся была счастлива и считала, что так и должно быть: она с детства мечтала стать актрисой, в школе считалась первой в драмкружке, в 10 классе даже попробовала себя в режиссуре. Все получалось, и все признавали за ней право стать звездой, любимицей публики. Она уже тогда была избалована вниманием: мальчишки бегали за ней табунами, особенно в нее был влюблен Женя Пешков, учителя отдавали должное ее способностям, мама и сестра боготворили и вместе с ней ждали настоящего признания. После школы она успешно сдала экзамены во все театральные вузы Москвы, но по совету педагогов выбрала ВГИК - для театра у нее был слабоват голос. И сразу же, на первом курсе - главная роль у Кулиджанова!
Однокурсники называли ее нашей Одри Хепберн (только что прошел фильм Кинга Видора "Война и мир" с Хепберн в роли Наташи Ростовой) и сбегались со всех этажей посмотреть на красавицу с "несоветскими" очами. Она принимала это как должное. И поначалу интерес к себе Пырьева тоже приняла благосклонно: режиссер должен быть немножко влюблен в свою героиню, но ничего серьезного - так она думала. Во-первых, ему 58, а ей 19. Во-вторых, Пырьев - муж ее любимой актрисы Марины Ладыниной, а уж ей-то Люся совсем не хотела причинять боль.
Но она ошибалась: Пырьев влюбился в нее со всей страстью стареющего ловеласа и со всей необузданностью советского чиновника высочайшего ранга, не знающего слова "нет". Когда отчаявшаяся Ладынина напишет жалобу в ЦК и его вызовут на ковер, Пырьев не дрогнет - заявит, что любит эту девушку и готов жениться хоть сейчас, а членов ЦК его личная жизнь не касается. Поступок для того времени более чем смелый - безрассудный, но Пырьев покинет здание на Старой площади победителем. Он вообще никогда не проигрывал - ни в профессии, ни в любви.
А у Люси тем временем начался первый взрослый роман. Олегу Стриженову, ее партнеру по "Белым ночам", был 31 год, он был женат на Марианне, снявшейся с ним в "Оводе", но для влюбленных это не стало преградой. Они сняли комнату, Олег обещал развестись и жениться, Люся была абсолютно счастлива - до того момента, пока не поняла, что беременна. Олег вроде бы и не возражал против ребенка, но карьера Люси только началась, все так красиво и ярко, а тут пеленки, бессонные ночи... Операция прошла неудачно, девятнадцатилетняя Людмила навсегда лишилась возможности иметь детей. Олег вернулся в семью. И только Пырьеву эта ситуация была на руку.

Коварство и любовь

Он начал наступление с удвоенной силой, не скрывая от окружающих своих намерений. Видно, был в этом умысел: скомпрометированная девушка по его стратегии должна была стать уступчивее. Разговоров преследования Пырьева и в самом деле породили массу, за Людмилой даже закрепилось прозвище "Пырченко". Пырьев ездил к матери Людмилы, надеялся заручиться ее поддержкой - сулил блестящую карьеру дочери, квартиры всей семье, пайки, но... ему показали на дверь. Мэтр был в бешенстве!
В это время Людмила неожиданно для всех, скорее всего, и для самой себя - чтобы хоть так остановить атаки Пырьева, выходит замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко. Этот брак продлится недолго: его разрушат сплетни о связи Марченко и Пырьева, которые, такое впечатление, усиленно организовывал сам горе-поклонник. Сразу после развода, обрадовавшись ее свободе, он предложит Людмиле кооперативную квартиру в новом доме на улице Черняховского. Помощь в хлопотах Людмила примет, но однокомнатную квартиру оплатит сама за счет гонораров за фильмы, в которых она снималась в это время. На правах благодетеля Иван Александрович частенько наведывался к Люсе и всегда со спиртным, ей наливал щедро, сам же к спиртному не прикасался - здоровье не позволяло. Удалось ему сломить сопротивление или нет - неизвестно, но те его визиты с крепкими подношениями стали началом настоящей беды юной актрисы...
Среди друзей Люси был актер Владимир Гусев ("Солдат Иван Бровкин", "Карнавальная ночь"), он познакомит ее с геологом Валентином Березиным. Их роман начнется в первый же вечер, вскоре речь зайдет о свадьбе. Разгневанный Пырьев даст распоряжение всем режиссерам больше не снимать Владимира Гусева. Такое же указание режиссеры уже получали: сначала относительно первой жены Пырьева актрисы Ады Войцик, потом Марины Ладыниной и, наконец, строптивой Людмилы Марченко. И только Александр Зархи осмелится нарушить запрет - в 1962 году он снимет Марченко в культовом фильме "Мой младший брат", в котором ее партнерами станут Андрей Миронов, Александр Збруев, Олег Ефремов и Олег Даль. Эта роль станет последней ее серьезной работой в кино.
А пока она наслаждалась жизнью, работой, любовью. Так прошли три года. Радость встреч омрачали непрекращающиеся сплетни о Пырьеве. Березин был вхож в артистические круги столицы, а стало быть, получал "информацию", что называется, в полном объеме. Однажды не выдержал: в приступе ревности так избил Людмилу, что ее лицо превратилось в месиво. Опомнившись, Валентин вызовет "скорую" и уговорит Люсю объяснить весь этот ужас автоаварией. Она так и сделает. Из больницы Марченко выйдет уже бывшей красавицей, ей будет только 26 лет.
После этого она проживет с Березиным еще два года, он даже возобновит разговоры о свадьбе, но Людмила случайно узнает, что у Валентина давно есть другая женщина, ребенок. Без слов и слез она соберет его вещи и выставит их за дверь. Но такое хладнокровие будет лишь видимостью ее силы. Одна, с изуродованным лицом, без работы... Только алкоголь позволял забыться. В том же 1968 году не станет Ивана Пырьева, который, надо отдать ему должное, даже после трагедии будет предлагать ей свою любовь и роли.

После славы

Судьба сжалится над ней: в начале 70-х в ее жизни появится администратор Москонцерта Виталий Войтенко, который станет для нее настоящим спасением. Сначала он оплатит пластическую операцию, но сделают ее неудачно - в результате станет даже хуже, чем было. Тогда, чтобы поддержать Людмилу, он станет организовывать ее творческие встречи со зрителями, они изъездят полстраны, но однажды она скажет: "Все, больше не могу отвечать на вопрос о творческих планах. Стыдно жить прошлыми заслугами". В 1975 году они расстанутся.
Потом Марченко встретит известного художника-иллюстратора Сергея Соколова, для которого станет музой и смыслом жизни. Во многих его работах - в лермонтовской княжне Мэри, в купринских Олесе и Суламифи - без труда узнаются черты Людмилы. Двадцать один год он будет бороться за любимую женщину: искать врачей-наркологов, утешать, поддерживать, спасать. В первые годы перестройки ей придется уйти из Театра киноактера, где у нее и были-то две крошечные роли, но и на них нашлись более именитые претендентки. Людмила согласится работать на Мосфильме ассистентом режиссера по актерским кадрам. Многим казалось, что от нее зависит, получит актер роль или нет, поэтому к ней все чаще шли с подношениями в виде бутылок с крепкими напитками. Соколов стыдил актеров, объяснял, что они губят Людмилу, но вскоре не стало и этой работы. А тут еще и болезнь Сергея...
С его уходом кончится и ее жизнь. Она переживет мужа всего на шесть месяцев. Неожиданно заболеет гриппом, запретит сестре и племянникам вызывать врача и навещать ее, отключит телефон: мол, все обойдется, не беспокойтесь. Родственники найдут ее мертвой через десять дней, 20 января 1997 года. В этот же день уйдет из жизни куда менее талантливая, но куда более удачливая актриса и сильная женщина Тамара Федоровна Макарова, и кинематографическая общественность будет занята ее похоронами. Попрощаться с Людмилой придет всего несколько человек. А через год ее скромную могилку на Ваганьковском кладбище разыщет Женя Пешков - Люсин одноклассник. Полковник-афганец, он поставит ей роскошный памятник с теневым портретом - своей первой любви и яркой звезде, всего на несколько мгновений взошедшей на небосклон.

Ольга Лобанова, Новая неделя
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован