Что нужно делать в условиях кризиса: семь советов собственникам бизнеса.
Для того, чтобы не растеряться в период кризиса, собственникам компаний нужно построить продуманный план действий. Эти советы помогут вам составить антикризисный план.
Критически посмотрите на операционную деятельность и постарайтесь понять, что в ней важно для выживания, а что – второстепенно. Просканируйте все аспекты работы с клиентами, продуктами, поставщиками, финансовыми институтами, альтернативными источниками поставки, государственными органами власти, налоговой инспекцией или другими надзорными органами, наконец, с собственной командой. Во всех этих направлениях нужно выделить самое главное – отделить зерна от плевел. Это позволит сфокусировать усилия на жизненно важных задачах бизнеса.
Акционерам и топ-менеджерам нужно собрать вокруг себя ключевую команду. Это критически важно. Каждый должен понимать, что сотрудники компании находятся в одной лодке и что от выживания лодки зависит выживание каждого. В кризис очень важна коммуникация, обеспечивающая высокий уровень доверия. Надо специально работать над ростом доверия в команде. В широком смысле слова, команда – это все контрагенты, с которыми работаете. С ними тоже нужна коммуникация, коммуникация и еще раз коммуникация.
После того как вы определили ключевые направления, создайте антикризисный штаб, который должен каждодневно решать актуальные задачи. Распределите зоны ответственности между акционерами, партнерами и участниками управленческой команды. Между всеми ними должны быть налажены эффективные коммуникации.
При составлении антикризисного плана будьте аккуратны. Нужно избегать принятия таких мер, которые могут привести к гибели компании после кризиса. Призывы никому не платить, всех уволить, бросить всех за борт могут оказаться плачевными. Когда кризис пройдет, а он в любом случае пройдет, вам придется вернуться к прежним поставщикам, партнерам и смежникам, и надо постараться, чтобы они не отвернулись от вашей компании как от бесчестного игрока.
Одновременно с антикризисными мероприятиями начните подготовку к следующему этапу в жизни компании. При переходе к новому этапу вам будет полезно провести работу над ошибками, чтобы понять, что было сделано не так? Как нужно было действовать, чтобы компания была лучше подготовлена к работе в условиях стресса? Может быть, нужно было диверсифицировать каналы или сосредоточиться на другой категории клиентов? Или по-другому строить продуктовый портфель? Проанализируйте динамику оборотного капитала, запасы, состав поставщиков, географию бизнеса, организационную структуру, систему мотивации, венчурные идеи… Возможно, вы решите создать стабилизационный фонд на случай будущих форс-мажорных обстоятельств.
Во время любого кризиса одни компании проигрывают, другие – выигрывают. Даже в самых сложных ситуациях можно найти идеи для будущего развития. Просканируйте пространство вокруг компании и задумайтесь о том, не пора ли позаботиться о диверсификации бизнеса, об усилении роли онлайн-компонента, о создании новых продуктов, об обновлении клиентской базы, об удержании новых сотрудников, об обновлении отношений с ключевыми поставщиками и партнерами… Когда кризис закончится, эти идеи очень пригодятся вам при моделировании будущего компании.
Не забудьте обсудить эти идеи при разработке стратегии развития компании. В большинстве российских компаний отсутствует стратегический менеджмент. Кто-то может спросить, зачем писать стратегию, если в любой момент может прилететь «черный лебедь»? Однако в рамках любой продуманной стратегии есть сценарный анализ. Более того, он лежит в основе стратегии. Если у вас есть видение, какой должна быть компания в будущем, ваша компания будет более устойчивой. Сценарный анализ поможет вам быстрее и точнее ориентироваться бизнес-среде и в разгар кризиса, и после того как кризис минует.