Эксклюзив
Кочетов Эрнест Георгиевич
05 ноября 2015
3571

Как рождаются книги: мой случай

(о возникновении замысла книги «МИРЫ») [1]

КОЧЕТОВ Эрнест Георгиевич - Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, доктор экономических наук, академик РАЕН

Я бесконечно благодарен порталу Viperson.ru, разместившему статью Евгения Авдокушина о моей книге «МИРЫ» [2]. Читая эту статью, я вновь и вновь уношусь ко времени написания книги. И вновь воскрешаются передо мной, казалось бы, отошедшие от автора образы, картины, сюжеты. И меня невольно посещают воспоминания разного рода, и среди них – о том, как зарождалась книга «МИРЫ» [3], что послужило толчком к неугомонности – к новому творческому беспокойству и дерзанию. Об этом я сегодня хочу поведать моим читателям и друзьям.

*     *     *

Есть такое понятие в практике написания книг как эпилог [4]. Он как нельзя лучше приспособлен для привязки автора к письменному столу («к перу и чернильнице»). Это своеобразный мост от одной книги к другой и я нечаянно вступил на него, расставаясь с книгой «КОСМОЛОГИЗАЦИЯ» [5]. И, естественно, поплатился за это … новой книгой. Как это случилось, расскажет сам «эпилог» к книге «КОСМОЛОГИЗАЦИЯ». Ниже я привожу его полностью [6].

ЭПИЛОГ

Спрессованные космологические мысли

 

Не думайте, что мы и дела наши останутся  незамечены. Все это увидит человек тысячелетнего будущего, поднявший к себе из глубин истории (из нашего времени!) свой жизненный холст! Но среди всего  у него вызовет  изумление самый броский факт нашего бытия - перед нами открылись новые горизонты мироощущения — космологического, как пролог Мирозданию нового Ренессанса.

 

Поверьте, друзья мои»!  Как неимоверно трудно войти в книгу, переступив и на время «переделав» себя! Но еще труднее расстаться с книгой!  Ты слился с ней, стал ее нераздельной частью. И вот теперь ты должен отпустить ее, - она никогда не вернется к тебе! Ты перерубаешь канаты, отпускаешь ее в плавание в этом бурном мире. И вместе с этим ты что-то перерубаешь в душе! И я ловлю себя на нестерпимом желании вдогонку сказать на ее страницах еще несколько слов. Сказать уже после заключения!

Меня подкупает желание оставить какой либо «зацеп» в моей книге, своего рода залог, зацепившись за который я мог бы в какой-то степени не прерывать тему, а зацепится за нее уже в новой книге и пойти дальше.

И вот эти зацепы (слова…, мысли…) навскидку.

*     *     *

Современный мир — наш жизненный холст. Каков он сейчас? Какие знаки и символы можно будет различить на нем, которые расскажут нашим далеким будущим (допустим, через тысячу лет) потомкам о нас и нашем современном мире? Возможно, он для будущего созерцателя будет представляться глубочайшей загадкой, ибо в то далекое от нас, впереди лежащее время, наш современник, сотворившей себе техногенный мир, по меньшей мере, будет казаться безумцем. И действительно, трудно будет понять, что в здравом уме и в твердой памяти можно возвести гигантскую колесницу, самому приковать себя к ней и самому же запустить ее в бешеный ритм и темп с тем, чтобы всеми силами пытаться не отстать от нее,  увернуться от нее, не быть раздавленным ею. Не исключено, что будущий человек уже будет осведомлен о печальном исходе этой ситуации.

Но вот что интересно. Не исключено, что для разгадки этого удивительного случая тысячелетней истории человечества, оно (будущее человечество!) так же, как и мы сейчас, снарядит «гения жизни» к своим опорам мироздания, а по пути к ним человек будущего заглянет к нам, в наши дни. Для него наши дни будут представляться как глубокая архаика, загадочная и тревожная (как и для нас сейчас представляются исторические глубины).

Человек будущего в попытке обновить свои мироощущения и, так же как мы «в наших глубинах», он обернет свой холст вокруг нашей жизненной оси и, стерев свои краски, запечатлит на нем  наши. Подняв этот холст к своему «черезтысячелетнему» бытию, увидит весьма любопытную картину.

Какую жизнь поведают ему наши краски? Какие цели, ценности и приоритеты будут зафиксированы на его холсте? Чтобы предвосхитить его недоумение и разочарование и, тем самым, облегчить его участь, мы дали в этой книге панорамную картину нашего бытия, ведь мы ее создали, мы ее прославляем, мы ее «не щадя живота своего» поддерживаем и всячески защищаем, а затем предлагаем ее сменяемым нас поколениям. Иными словами, мы обозначили современный жизненный холст — его символы и краски.

Среди них наиболее бросаются в глаза следующие. Отметим их.

Системный кризис (выживание наций, проблемы их встраивания в другой мир, постоянный поиск выхода из кажущихся безнадежных ситуаций) был всегда и не оставлял человечество ни на секунду. Это естественное состояние мира как хаоса, его оценка и естественное желание видеть другое, иное, отличное, не такое обременительное и изматывающее. Мировая история — как бесконечная головная боль, которую каждое поколение стремится снять и почему-то не успевает и передает ее молодым и т. д. Кто поставит диагноз этому недомоганию? Существуют ли врачи, способные облегчить участь мира? Какой инструмент они применят для этого? Ответ: гуманитарная космология, вооруженная новейшим гносеологическим инструментом — «геогенезисом», этим необычным философским скальпелем, способна на это.

Мир поразила редкая, опасная болезнь. Ее возбудители (бациллоносители) – идеологи вкупе с геополитиками. Наш «холст-книга» – это своего рода  анамнез [7] - показывает в ярких тонах (без подмалевок!) их губительную роль. Идеологи живут болезнями общества. Они выдают себя за эскулапов. Их род лечения — поддержание болезней посредством идеологий в разных вариациях. Для них важен не человек и его самочувствие, а наличие болезни.

И вот пришли «новые люди» и взялись за дело! Здесь ведь, как в жизни. Если за дело берется врач александрийской выучки, то шанс на излечение неимоверно большой. В нашем случае под видом врача выступают «новые люди», люди жизненных начал и здравого смысла, побывавшие у опор мироздания и вынесшие оттуда самые светлые, стойкие, самые жизнеутверждающие принципы, смыслы и цели. Они, вооружившись философским скальпелем, смело проделают то, на что не способны расплодившиеся до неимоверных масштабов современные знахари человеческих душ, увещевателей от идеологий, мифов, выдумок, нравоучений, заклинатели всех мастей. Их «мировоззрение» поразило «философское косоглазие» и они его сеют и сеют. Но философский скальпель в руках «новых людей» устраняет этот недуг.

И вот снята «гуманитарная катаракта»! Мир засиял в невообразимых, естественных красках. Человек и мир, им сотканный, предстал единым, многоликим, деятельным и подвижным. Миру вернулось космологическое сознание: человек осознал свои космологические координаты, свою силу, красоту и ценность жизни как самый ценнейший дар природы. Здесь уже все «иное»! Здесь иной масштаб интеллекта, дел и ответственности. Человек вооружился космологической оптикой и все преобразилось, все пришло в движение. Пришло осознание - если только однажды спокойно показать, что человек не есть машина, весь этот техногенный мир разлетится на куски. Здесь глобальный человек (далее мы называем его «геоэкономическим человеком») становится носителем глобального этоса и оснащается не диалектическим методом познания мира, а новым, выросшим из него, значительно переросшим его методом — квадралектикой [8].

Мы прошли пик этапа «глобализация». Для того чтобы уяснить логику развития глобальности и механизмы функционирования глобальных процессов, мы рассмотрели их комплексно (да простит меня читатель за это заезженное слово!): их нельзя рассматривать изолированно от других дисциплин, прежде всего от теории познания, философии хозяйствования, политологии, культурологии, социологии и других соседних предметных научных сфер. Перед нами отчетливо проявился своеобразный триптих, объединяющим стержнем которого является геогенезис, т. е. трансформационное развитие мирового пространства. Составные части этого методологического триптиха — 1) новые смыслы, ценности, мотивации и стимулы; 2) глобальность, геоэкономика (геофинансы); 3) новые цивилизационные модели.

В любом явлении современного мира (событии) с той или иной силой акцента эти три момента присутствуют. Носитель этого триптиха — глобальный (геоэкономический) человек. Он совершенно по-новому осознает окружающий его мир: здесь присутствует не системное, не линейно-плоскостное, диалектическое, кантовско-гегелевское, линейно восходящее мироощущение (постиндустриализм и его высшая, техногенная фаза -  информационное общество - выросли на этих началах, растерзав человека на части, превратив человека в функцию его мельчайшей черты, способности, склонности, иначе говоря, наделив человека специальностью и тем самым изувечив его, внутри и внешне выстроив грандиозные противоречивые системы), а объемное, пространственное восприятие мира, включающего новейшую составляющую — психосферу гармонии и самосохранения. Человек смело выходит на космологические начала бытия.

Человек бесповоротно вышел на глобальное мироощущение. Это не есть космополитизм безродных (как пытаются доказать геополитики всех мастей) - здесь удивительное сочетание национального и наднационального, ощущение своих локальных, местных корней и одновременно охват своей цивилизационной принадлежности.

Человек подошел к поворотному пункту в своей истории, своей судьбе, судьбе гуманитарной парадигмы и смело прошел его, - перед ним открылись новые горизонты мироощущения — космологического, как пролог Мирозданию нового Ренессанса.

Все это увидит человек тысячелетнего будущего, поднявший к себе из глубин истории (из нашего времени) свой жизненный холст, обернув его у нас вокруг «нашей» временной оси.

Но интеллект ведет нас все дальше и дальше, увлекает в открывшиеся  новые горизонты. Нас обуяла жажда нового знание. Мы заряжены невиданной ранее, чудовищной энергией на поиски открытий, новейших парадигм бытия, его цивилизационных моделей. В поисках их мы путешествуем в гуманитарном космосе - беспредельном пространстве, органично соединяющем в себе две безграничные сферы: пространство гуманитарной космологии человека (его «внутренний» космос) с беспредельной  Вселенной («внешним» космосом человека).

На этих маршрутах интеллект не знает преград. Интеллект  по своей природе не подвластен  запретам,  он их ломает и устремляется в неведомое.

 Вот перед нами т. н. архаика с ее табу и запретами. И может оказаться так, что архаика - это только искусственно придуманная запретная зона для человека, преднамеренно сужающая  его горизонты. И те десять тысяч лет, которые сейчас в какой-то мере доступны человеку для понимания своей историй, на фоне бездонной глубины от этой отметки кажутся микроскопическим отрезком бытия. Сколько манящего, загадочного, но и опасного несет в себе дыхание этой бездны! - удел людей отважных, свободных и дерзновенных!

И не исключено, что интеллект обнаружит в этих глубинах удивительные модели  укладов жизни, гигантское число  красочных эпох и цивилизаций. И по примеру того, как человек («новый человек») совместно с «гением жизни» спустился к опорам нашего мироздания для их инвентаризации  и принятия решения о судьбе «современного» т. е. опасно обветшавшего мироздания, предпримет совместно с «гением жизни» путешествие и в глубины архаики. Но для этого потребуется уже совершенно новое снаряжение - новый методологический и теоретический  аппарат (инструментарий). Оснастившись им, эти два отважных «интеллектуальных диггера» устремятся в эти таинственные и загадочные, неведомые, красочные исторические бездны и им откроется великолепные картины, не менее потрясающие, нежели картины «гуманитарного космоса». Но об этом в следующий раз, в новой книге!

Есть отрывочные, пока недостоверные, сведения о дальнейшей судьбе «нового человека» и «гения жизни». Последний раз они были замечены в южных отрогах Урала, в районе солнечного городка Троицка, они шли на юго-восток в направлении Алтая. По слухам и рассказам очевидцев они обходили стороной шумные поселки и города, миновали вброд реки Уй и Увелку, и растворились в бескрайных степях за Южным Уралом. Они несли на себя довольно странное снаряжение, похоже на снаряжение альпинистов (показание таможенников!) и здесь же, при них, была небольшая книга «Гуманитарная космология», вся испещренная заметками  и какими-то записями, рисунками. Далее следы их теряются. Есть еще несколько отрывочных фактов, с ними связанными. Поговаривают, что через 30 лет в редакцию одной  из алтайский малотиражных газет поступила странная рукопись. Сохранилось ее название: «Дигеры: интеллект в стране архаики - путешествие в преисподнюю человека). Понять что-либо из рукописи в форме заметок ничего толком не удалось, и она была отложена, а там и вовсе пропала.

И вот случайно, на чердаке старого дома она обнаружена и попала в руки алтайских геоэкономистов, ну, а те, как водится, по какому-то необъяснимому наитию и предчувствию переслали ее мне.

Дай бог силы и времени разобрать эту рукопись и попытаться  издать ее.

Да, вот еще что! Есть догадка, что их скрытное исчезновение и путешествие  объяснимо, - по их сладам неотступно следовали довольно странные люди. По виду, это ученые идеологи, политологи и философы. У них были сведения, что «новый человек» и «гений жизни» якобы сорвали бинты со своих ранее туго забинтованных голов (непростительная вольность для «нормальных» людей!) и ушли, как они выразились, из «сумасшедшего мира». Последним, кто их видел - дворник, он же идеолог  по совместительству на службе этого учреждения.

 

P.S.: Как-то в одну из бессонных ночей я машинально открыл доставшиеся мне бумаги и испещренную книжку «Гуманитарная космология», и стал углубляться в отрывочные пометки на ее полях. И чем дальше я уходил в эти удивительные отрывочные наброски, ко мне стала все ближе и ближе подступать картина, которая так поразила «гения жизни» и «Нового человека», а с ней и будоражащие воображение начала какого–то нового необычного зачина. Меня обуяло беспокойства, знакомое любому, когда приближается что-то загадочное, неявное, тревожно-радостное. Чтобы это могло быть? Я навскидку попытался хоть как-то определиться с этим и, похоже, имя этой картины – «МИРЫ: осмысление человека и его бытия в координатах нового мыслительного поля».

Я оставляю в памяти и доставшиеся мне страницы рукописи, и наплывшую из них картину, и ее название с надеждой, что когда-либо это пригодится, если, конечно, бог даст, и я приду в себя после книг «Диалог» и «Космологизация». Они держат меня за самое чувствительное место писателя – его воображение, они вновь позвали меня в путь.

В путь! Присядем на дорожку!

Я многое бы отдал, чтобы пожать руку Периклу (ок. 494 - 429 г. до н.э.), Боэцию (ок. 480 - 524), Джордано Бруно (1548 – 1600), Михаилу Булгакову (18911940) и руку тысячам светлых гениев. Их яркие вспышки мысли на небосклоне жизни осветили глубинные горизонты бытия: они наполнили воздух смыслами. И недаром моя супруга Светлана Радченко, надышавшись этим воздухом, по какому-то загадочному наитию изрекла (неожиданно!): «Самое главное в жизни – Жизнь!». Здесь сказался ее инстинкт, инстинкт врача александрийской выучки. Я так был поражен этим, что не преминул посвятить ей эту книгу.

 

Москва, 25 марта 2013 года.

Пришла весна!

Все оживает: человек, природа, страна, мир!

*     *     *

Друзья мои, мораль всего вышеизложенного – тот, кто вступил на писательскую тропу (будь то научную, или иную) не пренебрегайте эпилогом, и вас невольно посетит тяга к новому, к новым сюжетам, новым картинам, новым опытам, к написанию новых книг. Поверьте мне – я сам попался на этом. Ведь эпилог – это своего рода прощальный рассказ. А что может рассказать автор напоследок перед расставанием с героями (картинами, сюжетами) своей только что завершенной книги, с которыми он породнился, сжился?! Естественно, поведать о желании вновь когда-то увидеться с ними. А ведь это силки, они расставлены, и автор попался в них – впереди книга, она не заставила себя ждать. Имя этой книги «МИРЫ».

 

 

[1] © Кочетов Э.Г., ноябрь 2015 г.

[2] Евгений Авдокушин. Книга Кочетова «МИРЫ» как программа будущего. Размышления над проблемными установками философа-гуманиста. <www.viperson.ru> 30.10.2015.

[3] Кочетов Э.Г. МИРЫ. Пролегомены к философии преображения ЧЕЛОВЕКА и его бытия в МИРАХ гуманитарного космоса. Научная монография. – М.: Международные отношения, 2015. – 560 с. Полный текст книги представлен на портале <www.viperson.ru> 09.04.2015.

[4] Эпилог (греч. epilogos, букв. послесловие) – заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о жизни героев спустя некоторое время после событий, показанных в сюжете. … Дается итоговая характеристика смысла изображаемого и выражается благодарность публике. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5631/эпилог

[5] Кочетов Э.Г. Космологизация: новый этап мирового развития в контексте гуманитарной космологии. Научная монография. – М.: Международные отношения, 2014. - 912 с.

[6] Там же: с. 576-582

[7] Ана́мнез (от греч. ἀνάμνησις — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц. Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, не просто перечень вопросов и ответов на них. От стиля беседы врача и больного зависит та психологическая совместимость, которая во многом определяет конечную цель — облегчение состояния пациента. Данные анамнеза (сведения о развитии болезни, условиях жизни, перенесённых заболеваниях, операциях, травмах, беременностях, хронической патологии, аллергических реакциях, наследственности и др.) медицинский работник выясняет с целью их использования для диагностики, выбора метода лечения и/или профилактики. Сбор анамнеза является одним из основных методов медицинских исследований. В некоторых случаях, в совокупности с общим осмотром, он позволяет точно поставить диагноз без дальнейших диагностических процедур. Сбор анамнеза — это универсальный метод диагностики, применяемый во всех областях медицины (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

[8] С понятием «квадралектика» читатель может ознакомиться, обратившись к словарю (см.: Кочетов Э.Г. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий новелл. - Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2006, с. 186-188).

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован