Шевцова Н.П. к.ф.н., доцент Московского государственного института электроники и математики
Рубеж XX-XXI веков оказался для России и ее культуры временем глубоких потрясений и системного кризиса, сдвинувшего фундаментальные основы общества и государства. С необыкновенной силой в российском обществе вспыхнула вся общественная мысль. Со всей остротой перед нашим народом снова встали новые-старые вопросы: что делать, с чего начинать и не в последнюю очередь - кому? По-своему интерпретируя происходящие в России события и факты, оценивая прошлое и настоящее российского государства, прогнозируя ее будущее, коллективный разум все чаще и чаще обращается к феномену КУЛЬТУРЫ. Сегодня, как может быть никогда ранее, слово "культура" произносится часто и с ним связываются общественные ожидания. И это, разумеется, совсем не случайно. Вопрос о культуре, как учит вся мировая и отечественная история, всегда возникает особенно остро и объемно в пору глобальных общественных перемен. "На исторических перевалах, в эпохи кризисов и катастроф, - считал Н.А. Бердяев, - приходится серьезно задумываться над движениями исторической судьбы народов и культур".
"Самобытность России, ее историческая уникальность ни в чем не проявилась так ярко, как в ее культуре, которую отдельные наши ученые, следуя англо-американской научной традиции, склонны отождествлять с цивилизацией. Однако подобное отождествление может быть подвергнуто серьезному сомнению, - пишет один из авторитетных авторов "Российской цивилизации". - ... Русская специфика, как представляется, более точно передается термином не "цивилизация", а "культура". Ее следует искать не в самодержавном прошлом, не в архаических устоях отечественной жизни, не в антропологических особенностях "славянской расы", а именно в культуре, в духовной жизни народа, как религиозной, так и светской. Русская культура и стала душой России, сформировала ее лицо, ее духовный облик. Не отличаясь, на наш взгляд, особым цивилизационным талантом, русский национальный гений с наибольшей яркостью выявил себя именно в сфере духовно-культурного творчества".
Следует заметить, что уровень культуры общества во многом определяется процессами, происходящими в сфере материального производства, в то же время им не тождественен. Как подчеркивает большинство исследователей культуры, между экономикой и духовным состоянием общества есть соответствие. Но "идеологический ряд" отнюдь не является простым порождением "экономического ряда". Скорее, между этими рядами существует специфически функциональная зависимость. Материальный базис создает почву, условие для идеального развития человеческой культуры. Он позволяет гармонично развиваться индивидам, способствует активизации их творческой деятельности, что наращивает духовный, общекультурный потенциал общества и ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса не только в духовной, но и в материальной сфере. Как отмечает А.А. Горелов, между духовной и материальной культурой существует тесная связь, ведущая к ускорению исторического процесса. Духовная культура незримо оказывает влияние на материальную, та - на преобразование среды, а она, в свою очередь - на человека, и получается "контур обратной связи", ускоряющий прогресс человеческой культуры в целом . Культуру нельзя также однозначно сводить и к процессам, протекающим в общественной жизни. Поскольку, говоря словами Н.А. Бердяева, "ценность и качество общественного" измеряется "высоким качественным уровнем культуры".
По нашему мнению, внутри российской национальной культуры доминирующее значение приобрели тенденции, подрывающие духовно-нравственные основы нашего общества и наносящие ущерб интересам страны и народа во имя корыстных побуждений отдельных личностей:
1. Слабое знание и неуважение законов государства; субъективизм в принятии решений, касающихся судеб большого числа людей; кризис недоверия народа к властям;
2. Конформизм и прагматизм, эгоцентризм и индивидуализм, отсутствие ценностного сознания и игнорирование ответственности перед обществом;
3. Культ материальных "ценностей" вещизма и безудержного потребительства и т.д.
Новое поколение граждан вынуждено порывать со своими традиционными устоями. Моральное сознание оказалось в ситуации, которую вслед за Кантом можно определить как "ситуацию двусмысленных притязаний". Возник конфликт ценностей, когда мораль теряет очевидность, не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречиями, не могут правильно сориентироваться в создавшейся ситуации. Это чрезвычайно драматический процесс, который ведет к разрушительным социальным последствиям, если он не опирается на одну из главных опор и смыслообразующих каркасов, каким является культура, в которой эта личность формируется, живет и реализует себя.
Культура каждого народа складывается в процессе переплетения различных ценностных ориентаций, отражающих национальные традиции и обычаи, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства. Ценностные корни национальных культур уходят вглубь тысячелетий, в то время как существование государства может измеряться веками, нередко и десятками лет. Поэтому ценности считаются наиболее консервативным элементом в культуре, так называемым ее культурным ядром, или цивилизационным кодом. Культурное ядро общества содержит в себе множество норм, передаваемых от поколения к поколению посредством традиций, а не только через формальное образование и воспитание индивидуумов. Слом этих норм - наиболее разрушительное последствие революции. Известный австрийский ученый К. Лоренц писал: "Привычки, которые человек воспринимает через социальную традицию, связывают его с людьми гораздо сильнее, чем любой обычай, основанный индивидуально, и разрушение традиции сопровождается очень интенсивным чувством страха и стыда... Иерархические отношения между тем, кто передает традицию, и тем, кто ее воспринимает, являются обязательным условием для того, чтобы человек был готов ее усвоить. С этим тесно связан и процесс, который мы называем поиском идентичности... Это и помогает сохранять устойчивость культурных структур. Но против этого восстают все революционные силы, враждебные устойчивым структурам. Они побуждают человека выбросить за борт любую традицию" .
На протяжении истории одни поколения сменяются другими, а культура, ее ценности остаются более или менее неизменными, заставляя людей, порой неосознанно, руководствуясь только ясно ощутимым психологическим комфортом, выбирать правильную линию поведения, совершать должные поступки. От ценностных ориентаций, стоящих за любой теорией, системой взглядов, общественными процессами зависит состояние общества: общее согласие по основным жизненным вопросам ведет к спокойной мирной жизни и труду, а рассогласованность общественных сил и движений - к социальному дискомфорту и волнениям.
Радикальные изменения в политике, экономике, культуре России, ориентация на демократические идеалы и ценности не должны означать отказа от традиционных ценностей российской культуры. По словам А.И. Солженицына, как судьба человека во многом определяется его характером, личностью, так и судьба народа. Сейчас, когда Россия стоит на историческом перепутье, выбирая направление, которое будет определять в дальнейшем жизнь страны и народа, важно понять, какие ценности веками формировала наша культура, которые усваивали мы и наши дети.
Однако мы часто сталкиваемся с бездумным отрицанием нравственных ценностей, выработанных веками культурного развития. Безусловно, в ходе исторического процесса действительность должна подвергаться критическому переосмыслению, однако оно должно очень бережно относиться к подлинным национальным святыням, то есть к основополагающим ценностям. В Послании В.В. Путина к Федеральному собранию 26 апреля 2007 года говорится: "...Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны. Служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом экономических и политических отношений".
Закон преемственности культурно-исторического процесса - универсальный, всеобъемлющий закон, и всякое нарушение его может вести к нежелательным последствиям для национальной культуры. Так, в 90-х годах едва не получило негативную оценку и не стало антиценностью понятие "патриотизм". Между тем, понятие патриотизма всегда имело особую ценность у нашего народа. И.А. Ильин писал: "Настоящий патриот видит не только духовные пути своего народа, но и его соблазны, слабости и несовершенства... Любить свой народ не значит льстить ему или утаивать от него его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними". К чему привело на практике извращенное понимание патриотизма, хорошо всем известно. Не случайно правительством Российской Федерации дважды принимались специальные постановления о патриотическом воспитании граждан.
Однако не менее пагубна и другая крайность, связанная с желанием воскресить самые патриархальные обычаи. Здесь уместно привести слова Т.Н. Москальковой: "Как пережиточные, так и инновационные аномалии представляют собой разрыв единства противоположностей преемственности и обновления. Сохранение преемственности при отсутствии или недостатке обновления образует пережитки, а отвергающее преемственность безудержное обновление разрушает общечеловеческие стержневые устои общества" . Разумное социальное наследование предполагает удержание всего положительного в отечественном развитии, выдержавшего проверку временем и соответствующего менталитету народа, его привычкам и традициям, культурным и иным ценностям. Примером тому может служить интенсивное развитие Китая и Индии, сочетающих национальную специфику с реалиями современной жизни, которое показало адекватность выбора подобного синтеза стратегии их развития.
Представляется, что при любой избранной модели общественного развития социально-экономическую стабильность в России трудно достичь без учета особенностей ее цивилизационного развития, прежде всего, идеи приоритета интересов общества, духовного фактора, особой роли государства. И. А. Ильин писал по этому поводу: "Мечта о социально-политической "панацее", т.е. всеисцеляющем средстве, всегда была наивна и беспочвенна - достояние полуобразованного ума; а ныне эта беспочвенность видна как никогда. Весь опыт человечества не в состоянии дать нам "готовый рецепт". Он дает нам только драгоценный материал сведений о том, что в других странах и при других условиях было другое и что именно из этого другого выходило...>> . Как показывает история отечественной культуры, Россию нельзя вместить в рамки какой-либо "универсальной" модели, поскольку она наряду с общими для всех культур чертами, обладает и специфическими, конкурентными преимуществами: материальными, интеллектуальными, духовными. Более того, любой "универсализм" для России вреден. Россия за период своей истории вынесла огромное количество завоевательных войн, попадала в болото "смутных времен", претерпевала голод и другие различные потрясения, но всегда, порой ценой безмерных потерь, воссоздавала свою государственность и культуру. В этом проявляется особенность ее народа - творца одной из самых замечательных культур - не только в великом терпении, но и способного к крупным историческим свершениям, к обретению достойного места среди других народов. Таким образом, только постигнув ценностные основы собственной культуры, создав условия для их реализации, можно искать свой путь развития.
Для возрождения страны очень важно выработать концепцию социокультурного развития, поскольку в будущем глобальном мире обеспечить себе существование смогут только те государства и народы, которые сумеют создать лучшие модели социального и культурного роста. Соответственно стратегическая модель развития Российского государства должна будет учитывать:
? реалии мирового культурного процесса;
? культурные и духовные богатства, накопленные российской культурой на протяжении всей истории ее существования;
? все лучшее, что было наработано в советский период.
Компасом, указывающим правильность выбранного нами пути, может быть предложенный А.И. Солженицыным критерий зрелости: "Великая ли мы нация, мы должны доказать не огромностью территории... - но величием поступков. И глубиною вспашки того, что нам останется за вычетом земель, которые жить с нами не захотят" . Н.А. Бердяев эту же мысль высказал другими словами: "В сознании народов расслабляющая идея блага и благополучия должна быть побеждена укрепляющей идеей ценности. Цель жизни народов - не благо и благополучие, а творчество ценностей, героическое и трагическое переживание своей исторической судьбы" . То есть труд, причем творческий труд, сплоченного воедино российского народа во имя сохранения суверенитета и национальной идентичности, а не только экономических перспектив России.
В современных условиях роль власти и государства чрезвычайно высока. При этом они не препятствуют конструктивным обсуждениям проблем, не навязывают напрямую свою волю и создают условия для дискуссии об ускорении социального развития. А политические программы элиты в своей основе схожи между собой. "Осталось обеспечить два условия для успешной передачи власти, - заметила политолог Л. Шевцова, - которые гарантировали бы ее преемственность: во-первых, оформить привлекательную идею, которая должна помочь легитимировать новое направление, и, во-вторых, консолидировать элиту вокруг единого сценария воспроизводства" .
Вопрос об общенациональной мировоззренческой идее - крупной, перспективной, оптимистической - политико-культурной ценности, необходимой для интеграции усилий общества на путях создания могучей, демократической, гуманистической, просвещенной державы, остро стоит перед современной Россией. В соответствии с общенациональной идеей - всеми разделяемой ценности, в культурах народов выстраиваются духовно-нравственные законы общественного развития, определяются стратегические цели политики, экономики, культуры. Поэтому реализация ценностей и национальных интересов должна выступать критерием, с позиций которого оценивается будущее государства. В зависимости от того, какое значение придается руководством страны понятиям "национальные интересы" и "ценности", зависит, станут ли они приоритетными, базовыми понятиями при формировании политики как государства в целом, так и его руководства в частности.
Обращаясь к Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что нашим народом, освоившем и цивилизовавшем огромную территорию, за период тысячелетней истории была создана неповторимая культура, мощный экономический и военный потенциал. Эти достижения были возможны благодаря опоре на прочную основу выработанных, выстраданных и выверенных за века ценностей и общественных идеалов. "Они, - говорил Д.А. Медведев, - хорошо известны.
Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации в системе международных отношений.
Это свобода - личная, индивидуальная свобода.
Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость Российского государства.
Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов. ...
Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.
Патриотизм. При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда - вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.
Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией" .
Переход России от стратегии стабилизации к стратегии развития в области политической культуры предполагает умелое сочетание общечеловеческих, в том числе и либеральных ценностей (при условии эффективного государственного регулирования в интересах всего российского общества) с отечественными традициями и правильное их использование в современных условиях. В материальной сфере и научно-технической области творческая инициатива, стремление к инновациям появляются вследствие реальных потребностей экономики. Поэтому проблема создания творческой атмосферы и условий для инновационного развития выступает наиболее приоритетной задачей России. Ответом на вызов времени стало выдвижение Правительством РФ идеи Приоритетных национальных проектов. Выдвижение самой идеи национальных проектов является важным шагом страны к осознанию новой стратегии для России - стратегии развития суверенного социально-ориентированного государства и демократического общества. Осуществление национальных проектов позволит улучшить социальную среду вокруг человека - образование, здравоохранение, жилье, условия труда, повысить его доходы и личную конкурентоспособность, создать нормальные социальные условия в сельском хозяйстве, с жизнью которого связаны около 40 миллионов человек. "Национальные проекты - это не разовая мера, ... это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан", - говорил Д.А. Медведев на заседании Совета при Президенте Российской Федерации 28 февраля 2008 года . Таким образом, реализация ПНП носит идеологический характер ("идеология прорыва в будущее"), и их осуществление должно быть подкреплено быстрыми и осязаемыми конкретными результатами, которые позволят решить и еще одну важную задачу преодоления кризиса недоверия общества по отношению к власти. Осуществление национальных проектов во многом зависит от эффективных способов решения проблем: формулирования ясных и научно-обоснованных национальных целей, поиска адекватных средств, оптимального сочетания достигнутых результатов с затраченными ресурсами, комплексного подхода к решению задач, реальным разрешением проблем, в первую очередь социальных и т. д.
Большие возможности для культуры, в том числе в сфере материального производства, содержит обращение к человеку - развитию его материального, интеллектуального, духовного, энергетического и иных потенциалов.
В подготовку и работу над осуществлением национальных проектов был привлечен круг лиц, обладающих творческим мышлением и способных к реализации своего креативного потенциала. Этими лицами стали представители того социального слоя российского социума, незначительного по численному составу, с которым непосредственно связано продвижение науки и создание культурных ценностей. Формирование "креативного класса" - решающей творческой силы нашего будущего постепенно, хотя и с опозданием, закономерно становится одной из приоритетных задач национальной социокультурной политики.
Общество, основу которого составляет стратегия развития потенциала личности, - это общество, создающее экономику знаний. Оно качественно отличается своей социальной структурой, эффективностью и уровнем развития производительных сил. Так, основным вектором стратегического развития Индии, Китая, США является переход к информационному обществу. В США предполагается, что эта цель будет достигнута к 2020 г. По расчетам специалистов занятость населения в материальном производстве к этому времени сократиться до 17% , что будет вполне достаточно для обеспечения процветания экономики США и позволит сохранить ее лидирующее положение в мире. Построение информационного общества даст возможность оставшейся части населения по своему усмотрению выбирать, чем ей заниматься - отдыхать, учиться или посвятить свое время общественно-полезному труду. Изменится и социальная структура общества. Творческий труд и обладание определенным социальным статусом станут в определенной степени привилегией.
Ориентация передовых мировых держав в XXI веке на развитие информационно-коммуникационных технологий со всей актуальностью ставит вопрос о создании информационного общества в России. От умелого решения этой задачи зависит осуществление целого комплекса жизненно важных для нашего государства проблем: от развития конкурентоспособности экономики до укрепления обороноспособности страны. Опираясь на международный опыт, в качестве идеологической основы дальнейшего развития нашего государства правительством в 2008 г. была разработана "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации". "Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, - говорится в документе, - является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий".
Человеческая личность при переходе к информационному обществу становится главной целью и базовым национальным приоритетом. "Потенциал развития личности, его увеличение при реализации такой национальной стратегии должны стать основным критерием эффективности работы исполнительной и законодательной власти, а в целом - экономической политики и деятельности государственных и социальных институтов. Не абстрактные "макроэкономические показатели" или "демократические ценности" (а до этого - "перестройка", "демократия", "реформы"), а человеческий потенциал, его количественный и качественный рост должны стать критериями эффективного развития государства и общества, деятельности институтов власти и дееспособности элиты", - отмечает известный российский ученый В.О. Казанцев.
Для многих политиков, ученых, деятелей культуры, да и российского общества в целом все более очевидной становится мысль: для того, чтобы сплотить нацию, придать ей динамизм, занять подобающее место в мировом сообществе необходимо более активно задействовать культурный потенциал, разработать, по словам В. Суркова, "свою систему образов и смыслов". Создание такой системы образов, по мнению В. Суркова является задачей, стоящей перед нашей культурой, "ее и художественной, и политической части". "Если мы в России не создадим свой дискурс, свою публичную философию, свою приемлемую для большинства граждан национальную идеологию, с нами просто не будут говорить и считаться. Зачем говорить с немыми?" - отмечает В. Сурков. По его мысли, "вопрос смыслообразования, вопрос терминов и производства образов - это признак действующей нации". "Если народ сам не производит образы и не посылает сообщений другим народам, то он не существует в политическом и культурном смысле". На Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук, проходившей в июне 2007 г. в Москве, В.В. Путин, пребывавший в то время в должности Президента РФ, чётко обозначил современные проблемы, стоящие перед ними: "Современному российскому обществу нужны глубокие мировоззренческие исследования. К сожалению, это очень часто подчинено текущей потребности, текущей конъюнктуре. И это жаль. Потому что нам не нужно конъюнктурить - нам нужны основные приоритеты, основные знания в этой области, глубокие, фундаментальные".
Как отмечает В.О. Казанцев, рассчитывать на то, что обладание природными ресурсами, прежде всего энергоресурсами, компенсирует технологическую отсталость, заметные темпы роста человеческого потенциала, - огромная ошибка. В последние годы проявилась важная тенденция - последствие научно-технической революции - снижение эффекта воздействия роста цен на экономическое развитие, названная "великой умеренностью" (Great Moderation). Поэтому рассчитывать на энергоресурсы как фактор развития можно только на среднесрочную перспективу в 5-7 лет. ...
Инерционная модель развития становится уже не просто малоэффективной, а опасной. К тому же по расчетам социологов степень удовлетворенности жизнью растет пропорционально росту доходов. Однако этот рост ограничен определенным пределом, после которого прямая зависимость исчезает. В развитых странах, где душевой ВВП достиг этого уровня, качественные достижения, имеющие уже непосредственной отношение к культуре, становятся важнее количественных.
Достижение реальных результатов по осуществлению новой стратегии развития возможно только в результате совместных целенаправленных усилий государственных чиновников, бизнеса и гражданского общества. Отсюда следует, что успех осуществления стратегических задач, стоящих перед российским государством, по нашему мнению, напрямую связан и с решением важнейшей проблемы - вернуть нравственную опору обществу, без чего Россия не сможет достойно выполнить государственные, экономические и социокультурные программы. Нравственность и духовность составляют значимый ресурс национального развития, который в эпоху глобализации будет приобретать все большее значение. История России и других стран показывает, что эффективное использование духовного и нравственного потенциала общества имеет не меньшую значимость, чем экономическое или военное превосходство.
Важнейшую роль в "сбережении нации", в решении экономических, социальных, культурных проблем играет мера зрелости и ответственности российской политической элиты, ее способность действовать не только благодаря, но и вопреки обстоятельствам, проявить волю и встать над эгоцентричными индивидуальными и групповыми интересами, стать "живителями" своей страны. Одна из проблем, стоящих перед государством, состоит в повышении требований, предъявляемых к качеству политической элиты, подготовке ответственных кадров, отличающихся принципиальностью, готовых быстро приобретать знания и силу, способных оперативно и профессионально находить ответы на нарастающие вызовы времени, как внешние, так и внутренние. Решение назревшего комплекса проблем требует от нее немедленных и эффективных мер: перехода от культуры "спекулятивного капитализма" к культуре "реального национального производства", от культуры "процветания олигархических семей" к культуре "процветания всего общества", от культуры противопоставления "демократов" и "красно-кориченевых" к культуре диалога, соборности в рамках построения правового и социального государства.
Перекосы в социальной и культурной жизни российского общества, вызовы глобализации поставили Россию в XXI в. перед тяжелейшим демографическим кризисом. Как полагает председатель Совета Федерации С.М. Миронов, "демография - как приоритетная проблема национальной безопасности - может и должна стать не только новым национальным проектом, а мегапроектом, на который должны работать все остальные. Пока же сейчас на наших глазах разворачивается социальная трагедия, в которой все мы - действующие лица. Поэтому надо использовать всю силу государства, чтобы в корне изменить положение. Нужны активная просемейная политика, экономическое, социальное, моральное - какое угодно! - стимулирование семьи... По определению ученых, 2009 - 2010 годы - это так называемая точка невозврата, после чего пойдут уже совершенно необратимые процессы, так называемый демографический коллапс. Прохождение этой "точки" будет означать развал нашего государства и нации, остановить который не будет ни средств, ни сил. А потому демографическое будущее нашей страны создается сегодня. Завтра нам придется подчиниться неизбежности. И в этом наши демографы абсолютно правы - мы находимся в опасной близости от той последней черты, за которой депопуляция станет неизбежной". Меры стимулирования семьи, предпринятые правительством за прошедшие два года, привели к тому, что дело сдвинулось с "мертвой точки". Глава департамента анализа и прогноза Минздравсоцразвития Виталий Колбанов сообщил, что в первом полугодии 2008 года рождаемость в России увеличилась на 7, 8%, а смертность - на 0, 8%, (РИА Новости.). Однако удовлетворительное решение демографического кризиса возможно только на пути упорных долгосрочных действий.
В общем комплексе критериев общественного развития определяющим вектором развития, на наш взгляд, является гуманитарный вектор. Н.А. Бердяев в одной из своих работ, посвященной судьбе России, заявляет, что "не в
политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности"; а в другой работе он отмечал: "В общественной жизни все ведь - в силе, в энергии духа, в характере людей и обществ, в их воле, в их творческой мысли, а не в отвлеченных принципах, формулах и словах, которым грош цена. Самое ведь важное и существенное - люди, живые души, клетки общественной ткани, а не внешние формы, за которыми может быть скрыто какое угодно содержание или полное отсутствие всякого содержания" . И.Г. Гердер также недвусмысленно утверждал: "Человечность есть цель человеческой природы". Не может быть прогрессивной система, подавляющая интересы людей, не позволяющая развернуться их духовным способностям.
По мнению американского социолога Л.Ф. Уорда, "так как конечную цель человеческих усилий составляет счастье, то истинный прогресс непременно должен быть к нему направлен. Поэтому прогресс состоит в увеличении человеческого счастья, или, с отрицательной стороны, в уменьшении человеческих страданий" . Безусловно, что считать этот принцип единственным нельзя, ибо, как заметил П.А. Сорокин, социальное развитие будет иметь целью выращивание самодовольных и счастливых свиней; а может быть, им предпочесть страдающих мудрецов? Однако "все критерии, - подчеркивал П.А. Сорокин, - какими бы разнообразными они ни были, так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья".
Наиболее фундаментальными ценностями различных культур и цивилизаций, которые не лежат на поверхности и часто не вполне осознанны, являются свобода и возможность самореализации, точнее, свобода как условие такой самореализации. "Именно свобода как высшее проявление человечности есть та, быть может, никогда во всей своей абсолютной полноте не достижимая ценность, стремление к которой и возрастание которой составляют подлинное историческое содержание и меру социального прогресса, по отношению к которому технологический, интеллектуальный и экономический прогресс составляет лишь его
условия, моменты и предпосылки".
Человек есть самоцель, утверждают мыслители. Он не может рассматриваться как средство для решения любых, выведенных за рамки его личности, задач. Личность, ее свобода должны выступать важнейшим критерием как существующей социальной реальности, так и любых ее изменений.
По мысли известного американского социолога и футуролога А. Тоффлера, высказанной в предисловии к книге "Ценности и будущее", перед человечеством сегодня открыты богатые и разнообразные возможности дальнейшего развития. Но какое будущее оно выберет, будет зависеть, в конечном счете, от ценностей, которые определят процесс принятия им решений. Эти слова с полным основанием можно отнести к современному состоянию России, ищущей свой путь национального развития.
www.allrus.info