Происхождение некоторых нижнеамурских топонимов вызывает споры у географов. В связи с естественной ассимиляцией первобытного населения с изменением его образа жизни утрачиваются не только традиционные формы природопользования, но также трансформируется язык. Поэтому в настоящее время сложно установить, что означает, например, название горы Ларгасу на ульчском языке: либо это «цветущая красота», либо «взлахмаченный». А у соседей нанайцев слово «ларгиан» означает препятствие.
Вместе с тем очередная экспедиция ХКО РГО, обследовавшая склоны гор Ларгасу и Неясной в Северном Сихотэ-Алине в августе этого года, обнаружила достаточно не только красоты и препятствий, но и «взлахмаченности». Северные и северо-восточные склоны гор «взлахматились» каменным лесом из останцев различных причудливых форм. Некоторым из них даны названия первооткрывателями. Например, скала «Карл Маркс» - каменная копия выдающегося автора «Капитала». Или скала «Ломоносов» - облик российского учёного XVII века в парике. Некоторые группы останцев напоминают совещание учёных мужей прошлого, не редкость среди каменного леса антропоморфные глыбы. В целом каменный лес - это удивительный природный комплекс нижнеамурского высокогорья, простирающегося на десятки километров по хребтам Сихотэ-Алинь, Хомми и Ян-Индя. Удивляют исследователей и горные контрасты: обилие цветущего рододендрона золотистого, поляны розовых цветов бадана тихоокеанского и куртинки нежных цветков примулы клинолистной.
Группы туристов, которые пройдут этими маршрутами в сопровождении опытных проводников, получат неизгладимые впечатления. Интересна и история геологических изысканий в бассейне р. Тумнин: некоторые ключи, стекающие с восточных склонов Ларгасу, являются золотоносными, что подтверждено геолого-съёмочной экспедицией 1955 года. Рудопроявление отмечено и в кварцевых жилах, и во включающих их гранит-порфирах. Таким образом, район привлекательный во многих отношениях.
Оставалось всё-таки выяснить происхождение распространённого в этой местности топонима Ларгасу. Приамурье, переходящее севернее в Охотоморье, с древнейших времён было частью среды обитания тунгусо-язычных племён. И следы их обитания в виде разрозненных малочисленных родов встретили русские первопроходцы на Амуре. Древние охотники отличались наблюдательностью и практичностью, поэтому названия окружающим предметам они черпали из аналогичных образов практики и быта. У тунгусов (эвенков) слово «ларгэ» означает шкуру пятнистого тюленя или мёртвую зыбь, а «ларга» - пятнистый тюлень. Взгляните теперь на восточные склоны горы Ларгасу. Вы увидите «пятнистую» панораму чередования пятен осыпей с пятнистым расположением растительности горной тундры. Ну чем не тюленья шкура?!. Современных потомков древних родов Нижнего Приамурья уже привлекают другие образы и сравнения, поэтому распространённому в бассейне Тумнина топониму Ларгасу они уже дают другое объяснение. Однако «Каменный лес» горы Ларгасу оставляет наиболее яркое впечатление.
Александр Мурашев
Хабаровск, 12.10.23.
Скала «Карл Маркс».
Скала «Ломоносов».
«Каменный лес»
«Каменный лес» высокогорья.
Группы останцев «Каменного леса».
Исследователи на маршруте.
Начало маршрута к горе Ларгасу.
Восточный склон горы Ларгасу. «Пятнистая» поверхность склона.
Группа путешественников ХКО РГО в горах Северного Сихотэ-Алиня на привале.