09 апреля 2013
4150

Карпенков С.Х. Вертикаль развития

Драматические последствия провальных реформ отечественной науки и образования пока ещё возможно преодолеть, если восстановить вертикаль развития, основанную на причинно-следственной связи, и тем самым укрепить силу и могущество нашего государства.

Многие провальные образовательные инновации затрагивают прямо или косвенно всё население - от детей до взрослых. Так, одна из них сильно беспокоит заботливых родителей: их дети чрезмерно перегружены - в некоторых школах до 5 уроков в день в начальных классах и до 8 - в седьмом; с шестилетнего возраста детей в обязательном порядке привязывают к компьютеру и заставляют выкладывать свои работы в интернет. Вследствие перегрузки может случится непоправимая беда - отвращение школьника от познания и учёбы. В учебных программах все меньше времени отводится на изучение математики, физики, русского языка, истории и других классических предметов. Именно эти предметы, а не нажатие кнопок компьютера, учат думать и логически рассуждать. Именно на их фундаментальной основе взращивается и воспитывается высокообразованная личность.

Масла в огонь подливает Федеральный институт развития образования: это новоявленное заведение, обслуживающее интересы министерских чиновников, прославилось своим "инновационным" предложением провести эксперимент на незащищённых детях - заменить в младших классах традиционные учебники электронными ридерами. Почему же "инноваторы" от образования и их "научные" руководители не провели предлагаемый эксперимент сначала на себе? Подобная инновация распространяется и на вузы: предписывается министерскими чиновниками комплектация библиотек электронными учебниками в ущерб традиционных.

Многие просвещённые родители и их воспитанные дети начинают понимать, что компьютер вместе с интернетом содержит не только полезную, но и вредоносную информацию, направленную на деградацию человека и общества. Если молодой человек вольно и невольно попадает в соблазнительную, развращающую компьютерную паутину, то помочь выпутаться из неё и освободиться от неё уже не смогут ни сердобольные родители, ни любящие своих учеников учителя, ни даже самый высокий чиновник, ведущий видеоблог и имеющий аккаунт в системе твиттер.

Сфера многострадального отечественного образования превратилась в народное поле борьбы воспитанных и просвещённых людей (известных учёных, педагогов, родителей и их детей, прогрессивной общественности) с многочисленной армией чиновников и обслуживающих их интересы "исследователями" от образования. Эта борьба приобретает всеобъемлющий и всенародный характер, когда политическая дестабилизация достигается за счёт информационного воздействия на сознание и подсознание людей любыми средствами, вплоть до твиттерных революций.

Не может не вызвать искреннего возмущения всех здравомыслящих людей откровенное высказывание бывшего генерального министерского чиновника Фурсенко А.А., заявившего: "Главный порок советской школы заключается в том, что она стремилась воспитывать человека-творца, задачей же школ Российской Федерации заключается в подготовке высококвалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создано другими". Комментарии здесь излишни.

Развернулась поистине народная борьба и при обсуждении проекта закона об образовании. Поступали тысячи поправок, парламентские слушания превращались в заранее хорошо отрежиссированный спектакль, где министерские чиновники вместе со своей камарильей продавливали этот злосчастный закон через Государственную Думу. И принять его долго не удавалось - проявилась высокая активность здравомыслящей общественности. Беда ещё и в том, что многие законы в нашем обществе не исполняются. Одна из причин - они написаны так, что с их помощью трудно российскому гражданину защитить свои права. Возьмём, например, уже принятый закон защиты авторских прав. При внимательном его прочтении любой здравомыслящий человек сделает правильный вывод: этот закон вовсе не защищает авторских прав гражданина, а его неточные формулировки представляют собой мутную среду, в которой вылавливают золотую рыбку "адвокаты", "судьи" и иже с ними хранители "правопорядка". Подобным образом можно охарактеризовать и другие законы. Разве действующие законы защиты окружающей среды способствуют сохранению живой природы и богатейших ресурсов нашей планеты, если безрассудно выкачиваются в гигантских объёмах нефть и природный газ, если беспощадно вырубаются леса и повсеместно загрязняются почва, водные источники и воздушная среда. В качестве примера можно привести поспешное принятие ошибочного решения о расширении площади города Москвы в юго-западном направлении, которая ранее не застраивалась и не случайно. Это решение нельзя считать продуманным и научно обоснованным. В пояснение такого утверждения можно указать две причины. Первая - многолетние метеорологические наблюдения показывают: роза ветров в московском регионе такова, что преобладают юго-западные ветры. А это означает, что при застройке юго-западной части её загрязнённый воздух ветром будет уносится не от Москвы, как прежде, а в Москву, не исключая и Кремль. Другая причина - в юго-западном секторе Подмосковья худо-бедно сохранились леса и другая растительность, поставляющие Москве свежий воздух, обогащённый живительным кислородом. При застройке же эти естественные лёгкие будут уничтожены, как бы бережно к ним не относились.

Многие беды и в организации науки, и в образовании, и в управлении на разных уровнях, включая государственный, можно было бы избежать, если бы сознательно, иногда и бессознательно не нарушалась причинно-следственная связь, которая лежит в основе любой созидательной деятельности. Падающие самолёты, тонущие теплоходы и гибнущие вместе с ними люди, отвращение от науки, провальные эксперименты в образовании, принятие законов, которые не могут защитить права граждан, рост числа отказных детей и множество других несчастий, свалившихся на нашу страну - это прямые следствия того единственно "верного" государственного курса, взятого на возрождение нашей страны, которое продолжается уже не одно десятилетие. Можно ликвидировать, например, последствия техногенной аварии, случившейся на Саяно-Шушенской ГЭС, затратив при этом огромные финансовые и материальные ресурсы. Можно найти при этом "виновного" и наказать его. Приведённый характерный пример - это всего лишь ликвидация последствий, но никак не устранение причин, приводящих к ним. Хороший опытный врач старается найти причину болезни, чтобы рекомендовать пациенту, как избавится от неё.

Несмотря на заявленный с высокой трибуны экономический рост в нашей стране (в его вклад даёт не только производимая доброкачественная продукция и собранный богатый урожай, но и производство алкогольных напитков, добыча и продажа природного сырья, продажа и потребление наркотиков и т.п.), многие беды будут снежным комом сваливаться на головы наших граждан до тех пор, пока не будет выстроена чёткая государственная вертикаль: воспитание - образование - наука - технологии - деятельность человека. В процессе воспитания, которое начинается в самом раннем детстве и продолжается в школьном возрасте, формируются духовно-нравственные качества - фундаментальные камни, на которых строятся и образование, и наука, и технологии, и любая другая созидательная деятельность человека. Без духовно-нравственного воспитания душа человека остается во власти пороков: властолюбия, наживы, тщеславия, зависти, гордыни. Если же эти и другие пороки овладевают человеком, пробившемся локтями в тесно сплочённые властные ряды, то от его распоряжений, лишённых духовно-нравственных ориентиров, неизбежны печальные, драматические и даже катастрофические последствия не только для отдельных социальных групп людей, но и для целых городов, даже крупных, например, таких как Москва, где в результате хаотической, поспешной застройки ради наживы бывших чиновников весь город застроен многоэтажными домами (без традиционных дворов, скверов и проездов) и небоскрёбами с астрономической стоимостью жилья, и, как следствие, движение парализовано многокилометровыми заторами, получившими популярное название "пробки", а проезды и проходы между домами заставлены машинами, что нельзя ни проехать, ни пройти. Разве эта большая беда случилась бы, если бы человек ориентировался на совесть и не поддавался власти пороков и руководствовался практикой и наукой градостроения, а не стремлением властвовать и наживаться?

На духовно-нравственной почве хорошо прививается стройная система образования, нацеленная на изучение богатейшего опыта предыдущих поколений и на освоение ценнейших знаний о природе и человеке, на развитие в человеке творческих способностей и на умение решать простые и логически сложные повседневные задачи не ради славы, не ради наживы и обретения, как можно, больших материальных ценностей, а ради спасения жизни на нашей планете. В недрах налаженной системы образования пробиваются нежные ростки разных отраслей науки.

В цивилизованном развитии государства, общества и человека велика роль истинной науки: научный системный подход, основанный на выявлении причинно-следственной связи, позволяет принять правильные, логически обоснованные решения во всех сферах деятельности человека, и это особенно важно на всех уровнях управления, включая государственный. Часто же решения принимаются с учётом мнений приближенных ко двору псевдоучёных, не имеющих никакого отношения к подлинной науке, в которой чётко определён критерий истины.

"Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии - украшение, везде верный и безотлучный спутник", - так определил науку великий российский учёный-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765), 300-летний юбилей которого совсем недавно отмечало всё прогрессивное человечество. Он сказал и своими трудами подтвердил, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать. Это определение науки актуально и по сей день. Оно не подвластно времени, как и многие вечные мысли, пришедшие к нам из глубокой древности.

М.В. Ломоносов, первый российский учёный-естествоиспытатель, не только сделал множество открытий в разных областях науки и основал Московский университет, но и повернул лицом Россию к науке и образованию и тем самым продолжил благородное начинание Петра Первого. Пётр Великий прорубал окно в Европу, чтобы через науку и образование просветить и укрепить Россию. Он знал истинную цену науке и образованию: по его инициативе были открыты Академия наук, многие учебные заведения, принята гражданская азбука. Его глубоко продуманные реформы государственного управления и многие другие преобразования направили крестьянскую Россию на цивилизованный путь развития, укрепляя тем самым Российскую империю.

Мог ли Пётр Великий подумать о том, что его потомки в последние десятилетия откроют не только окно, а распахнут настежь широкие врата, но не для приглашения известных западных учёных в Россию, а, наоборот, для оттока лучших учёных и высококвалифицированных специалистов в поисках средств существования. Через эти широкие, распахнутые врата безвозвратно прокачивается на запад и в других направлениях нефть и природный газ, которые формировались в естественных условиях миллионы лет. При таких гигантских темпах их добычи и потребления они будут исчерпаны уже в ближайшие десятилетия, и об этом заявляют учёные и независимые эксперты разных стран. Вырученные финансовые средства тратятся прямо или косвенно на закупку зарубежных товаров сомнительного качества, которые залёживаются на прилавках; на устройство пышных праздников в Москве, на содержание огромной армии различных средств массовой информации, включая многоканальное телевидение (например, в одной ведущей телекомпании работает около 20 тыс. человек). Российское вездесущее телевидение вещает по разным каналам об одном и том же по несколько раз в день до и после полуночи о якобы выдающихся достижениях в нашей стране. Оно переполнено развлекательными шоу и низкопробными фильмами, в которых извращаются духовно-нравственные ценности, а показать и рассказать про то, в каком плачевном состоянии оказались многие промышленные предприятия, наука и образование, не хватает эфирного времени. Для освещения подобных проблем не хватает места для публикации в прикупленных центральных газетах. Кроме того, денег хватает и на строительство небоскрёбов в Москве, чтобы продать жильё подороже и на строительство спортивных объектов почти в каждом дворе, хотя всем понятно, что спортом полезнее заниматься на открытом, свежем воздухе, а не в спортивных залах. А на развитие науки и образования, которое под разными видами и предлогами превратилось в платное, денег почти не остаётся.

Многие правители разных государств, вне зависимости от их политических устройств, понимали и понимают, что наука и образование - это два мощных локомотива, способные вывести любое государство на цивилизованный путь развития. Например, в середине прошлого столетия в нашей стране был взят курс на приоритетное развитие науки и образования. В послевоенные годы построен уникальный комплекс зданий МГУ на Воробьёвых горах, открывались многие отраслевые институты, создавались научно-производственные комплексы, где результаты научных исследований ложились в основу опытно-конструкторских разработок, на базе которых налаживалось промышленное производство той или иной продукции. Конечно, в организации науки, технологий и производства в то время были свои недостатки, но любое дело ценят по конечным результатам. А результаты всем известны: лучшие в мире самолёты и вертолёты, первый в мире искусственный спутник Земли, первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, приборы, превосходящие зарубежные аналоги; и многое другое, что вывело нашу страну на высочайший уровень развития техники и наукоёмких технологий.

В последние годы приоритет отдаётся не науке и образованию, а сырьевой экономике, где действует простая формула: сырьё - деньги - товар. В этой формуле преобладает товар зарубежного производства. Очевидно, что такая торговая экономика выгодна для зарубежного, а не для отечественного производителя. Её целесообразность и практическую значимость пытаются обосновать "экономисты" придворных университетов и многоликая, тщеславная камарилья. Хотя любой домохозяйке, которой была предсказана возможность управлять государством, понятна, что эта формула ведёт к разбазариванию богатейших природных ресурсов, а не к развитию собственного производства. В отечественной экономике набрала силу и главенствует другая формула: её условно и с иронией можно назвать так: деньги - воздух - деньги. И в такую воздушную экономику вовлечено множество финансовых игроков-бездельников. Обе названные формулы, принятые в нашем государстве на вооружение, не имеет прямого отношения к экономике, как науке, направленной на созидательную производительную деятельность, на производство высококачественных товаров и на повышение производительности труда при бережном отношении к природным ресурсам и сохранении естественного состояния окружающей среды.

Если восстановить под началом государства научно обоснованную вертикаль: воспитание - образование - наука - технологии - деятельность человека, - то многие проблемы будут решаться сами собой. Воспитанные дети, не перегруженные в школе непонятными и бесполезными предметами, будут испытывать радость от познания природы и её законов. Приходя домой, они будут радовать родителей своими знаниями. Закончив учёбу в школе, они выберут не модные, развлекательные профессии, а те направления дальнейшей учёбы или работы, где смогут принести больше пользы и себе, и обществу. Такие воспитанные дети будут любить своих родителей, учителей и преподавателей, и, непременно, будут любимы ими. К воспитателям, учителям, преподавателям и учёным вернутся прежние народная любовь и почтение. Все вузы будут готовить высококвалифицированные кадры для науки и производства. Оживёт наука, и через новые технологии возродится производство высококачественной отечественной продукции. А означает, что наше государство вступит на цивилизованный путь развития.

Библиографические ссылки

Карпенков С.Х. Свобода образования или свобода от образования // Вузовский вестник. 2011, N7, с. 14.

Фурсов А. "Реформа" образования в России сквозь социальную и геополитическую призму // Русская народная линия. WWW.ruskline.ru; 07.11.2011.

Карпенков С.Х. Особенности отечественного образования // Русская народная линия. WWW.ruskline.ru; 27.10.2011.

Карпенков Степан Харланович

nasledie.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован