Эксклюзив
28 февраля 2012
3857

Каспийский фактор в Евразии: виртуальный экспертный форум. Часть 10.

В.Парамонов

В предыдущих частях дискуссии была высказана и в целом поддержана рядом экспертов точка зрения о том, что, с одной стороны, США и их европейские союзники должны всемерно повышать градус "каспийского фактора" в евразийских делах, пытаясь найти удобный способ обосновать необходимость своего военно-политического закрепления на Каспии и, одновременно, щедро раздавать обещания местным региональным элитам. Однако, с другой стороны, масштабных проектов поставок энергоресурсов ни США, ни ЕС не смогут осуществить, по крайней мере, в ближайшей перспективе, что в итоге нивелирует значение Запада на Каспии и, одновременно, повышает значение России как единственного и наиболее надежного маршрута для транспортировки каспийских ресурсов на мировой рынок. Единственный шанс кардинально изменить ситуацию в пользу США и их европейских союзников - это переформатирование процессов в Иране: превращение Ирана в союзника Запада как в плане обеспечения дополнительных объемов углеводородов, так и транзита каспийских ресурсов через его территорию. Оценить данные тезисы приглашены новые участники дискуссии, известные и авторитетные эксперты из трех стран: Азербайджана - Ровшан Ибрагимов, Казахстана - Олег Сидоров и Узбекистана - Гули Юлдашева.

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель проекта "Центральная Евразия": если следовать обозначенной выше логике, то получается, что "битва за Каспий" в данный момент - это "битва за Иран"? Насколько Вы согласны с этим? И если, не согласны, то какие доводы можете привести?

Ровшан Ибрагимов (Азербайджан), директор Центра энергетических исследований Университета Кавказ: не согласен, хотя вне всякого сомнения если произойдут изменения в Иране, то коренным образом изменится и геополитическая ситуация в регионе - транспортные проекты можно будет реализовывать через "либеральный" Иран. Однако, когда это случится, сколько времени займет, что будет потом? Никто ответов на эти вопросы не знает. А потом "цена" Ирана все же выше, чем "цена" за Каспий. Думаю, что Каспий сейчас не актуальная тема, и "отодвинута" на второй план.

Олег Сидоров (Казахстан), независимый эксперт: скажем так, здесь логика отсутствует. Дело в том, что страны Запада, равно как и сами США не собирались, и не будут превращать Тегеран в союзника хотя бы потому, что для них Иран является развивающейся страной, неким сырьевым придатком, который можно использовать по своему усмотрению, а при его несогласии - можно наказать либо погрозить "пальчиком".
Подобная позиция США и в целом Запада касается Ливии, Ирака, Сирии, остальных стран Ближнего Востока, а также ряда стран других регионов мира, богатых топливно-энергетическими ресурсами. И эта позиция Вашингтона и Брюсселя распространяется на все вышеперечисленные страны: как бы сильно они не хотели рассматривать себя в роли союзников или стратегических партнеров.
Не надо забывать и известное изречение, согласно которому "у США нет союзников, а есть национальные интересы". В этом плане не стоит быть "политическим романтиком", успокаивая себя как бакалейщик из известного фильма про мушкетеров, когда этот персонаж утверждал: "Бакалейщик и Кардинал - это сила". Второе, не надо забывать и то, что ни о каких масштабных проектах, связанных с поставками иранской нефти на Запад сегодня не может быть и речи.
Скажу больше: даже в условиях санкций европейских стран в отношении Ирана, Тегеран не сильно и пострадает, так как он уже заранее диверсифицировал экспорт энергоносителей между покупателями. В результате основные рынки сбыта оказались в Азии, оставив Европе всего лишь порядка 20 процентов иранского экспорта. При этом отмечу, что ведущие страны Европы - Великобритания, Франция, Германия - не являются покупателями иранской нефти. Зато Китай, Индия, Южная Корея и Япония не собираются отказываться от поставок энергоносителей из этой страны, сохраняя прежний объем своих заказов.
Вместе с тем, не стоит забывать и то, что некоторые из европейских нефтеперерабатывающих компаний весь свой производственный процесс построили на иранской легкой нефти. И при прекращении подачи иранской нефти в первую очередь будут страдать именно эти предприятия, которые вряд ли смогут в краткосрочной перспективе найти замену качественным иранским энергоносителям.
Для самой Европы подобный сценарий может обернуться несколько неожиданно. Так, непрекращающийся в Европе экономический кризис и рост цен на нефть в результате перекрытия Тегераном "нефтяного крана" в страны Запада только усугубит ситуацию: приведет к росту бюджетных расходов в условиях политики экономии финансовых средств. Ну и нельзя игнорировать время года - зиму, которая своими снежными метелями и морозами преподнесла очередной сюрприз Европе.
В результате Италия, Греция и другие страны уже начинают замерзать из-за нехватки энергоресурсов, поступление которых на еврорынок ограничили политики. И вряд ли кого из жителей Европы можно будет убедить тем, что руководство их стран, принимая решение о санкциях против Ирана, в первую очередь заботилось о своих гражданах-избирателях.
А теперь примем во внимание президентскую гонку в США, а также регулярно собираемые странами Евросоюза разного рода саммиты, посвященные классическим вопросам глобального финансового кризиса (например, "кто виноват?" и "что делать?"), и уже становится ясно, что европейские санкции бумерангом ударят по самой Европе. А если учитывать решение Тегерана о приостановке подачи еще и газа на Запад, то можно предположить уже совсем другое развитие событий, нежели поиск тем же Брюсселем стратегического союзника в лице Тегерана.

Гули Юлдашева (Узбекистан), доктор политических наук: естественно, каспийские проблемы невозможно решить без урегулирования иранской проблемы. В настоящее время ситуация в мире настолько накалилась, что США и ЕС, как мне кажется, предпримут в ближайшее время все усилия, чтобы кардинально изменить положение в свою пользу и превратить Иран в союзника Запада. Вполне возможно, что они наконец достигнут положительных результатов в переговорном процессе с Ираном. В какой-то степени это способно ограничить роль России, однако для нее появятся и новые возможности, реализация которых в конечном счете будет зависеть от эффективности ее собственных действий на международной арене и способности преодолеть антиамериканские стереотипы мышления.
В целом, при оценке ситуации, сложившейся на Каспии и вокруг него, на мой взгляд, следует исходить, прежде всего, из объективных, существующих помимо нашей воли, закономерностей развития системы международных отношений. Согласно им, державы любого уровня всегда стремились и будут стремиться к доминированию в зоне своего интереса. Эта данность, которую следует принять и пытаться использовать в своих интересах в условиях возрастания глобальных рисков и угроз, включая военные.
Тем более, если это касается глобальной супердержавы с ее неоспоримым потенциалом и ресурсами, возможностями позитивного влияния на региональные процессы. Самостоятельно решить существующие проблемы региональным державам не под силу по причине отсутствия необходимых ресурсов, разнонаправленности интересов и регионального соперничества. Примером этого служит и 20-летний опыт развития ОДКБ, ШОС и ЕврАзЭС.
Кроме того, нельзя забывать, что Каспийский регион - это еще и огромная зона социально-политической, этно-национальной и религиозной турбулентности, последствия которой связаны как с уровнем региональной, так и глобальной безопасности. В этом плане уже не столь важно имеет ли Каспий больше геополитическое или экономическое значение, сколько важна сама стабильность во всех ее измерениях ради простого выживания региона.
Так, глобальные перемены в транспортно-коммуникационной сфере и рост экономической взаимозависимости сводят практически на нет фактор географической удаленности, что создает как негативные, так и позитивные условия для взаимодействия региональных и глобальных игроков на Каспии. В этом смысле простое объединение региональных государств в наднациональных структурах без кооперации с ЕС и США вряд ли позволит эффективно противодействовать терроризму, наркотрафику, нелегальной миграции и прочим угрозам и вызовам.
Разжигание межгосударственных противоречий будь то по линии Россия-США или США-Иран, в целом затягивание процесса прихода к компромиссу чревато в этой связи необратимыми последствиями с учетом всего комплекса проблем на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии. Наиболее важной задачей международного сообщества является на сегодняшний день проблема урегулирования ядерной проблемы Ирана, что незамедлительно скажется на ситуации во всем Каспийском регионе.
В этом плане мне кажется маловероятным сценарий начала военной операции США против Ирана. Во-первых, в администрации Обамы прекрасно осознают возможные последствия даже ограниченных военных действий против Ирана при сохранении нынешней нестабильности и массы проблем на всем ближневосточном и центральноазиатском пространствах, не говоря уже о самом Каспии. Вполне вероятная дестабилизация каких-то регионов отсрочит на неопределенный срок реализацию здесь долгосрочных стратегических планов Вашингтона, в чем он, естественно, не заинтересован.
Во-вторых, в США есть понимание неизбежности и объективности развития взаимоотношений Ирана со странами той же Центральной Азии. Более того, без подключения в перспективе Ирана к центральноазиатским проектам региональная стратегия США не может носить завершенный характер и не будет эффективной на Каспии, в Афганистане или на Ближнем Востоке.
В-третьих, в самом Иране все большая часть населения (например, молодежь и женщины) становится ориентированной на Запад, что создает благоприятные условия для постепенной, мирной трансформации Ирана. К тому же в США и ЕС, в отличие от России, проживает большое количество иранских эмигрантов, которые, как показывает опыт, ведут соответствующую и серьезную аналитико-пропагандистскую работу.
В-четвертых, как утверждала на днях официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд, после поездки главы Совета национальной безопасности США Тома Донилона в Израиль, израильские власти не приняли решения о военных действиях в отношении Ирана.
В-пятых, буквально на днях Тегеран вновь выразил желание вести диалог с "шестеркой" и подтвердил согласие с "пошаговым планом" С.Лаврова. Более того, несмотря на нынешнюю напряженность, Иран даже готов нормализовать отношения с ЕС и стать надежным поставщиком энергоресурсов для европейских стран, о чем 21 февраля заявило внешнеполитическое ведомство ИРИ.
Поэтому более благоприятным сценарием для всех региональных и глобальных акторов на Каспии является реализация американской стратегии "Новый Шелковый путь" при активном участии России, Китая, а в перспективе, после урегулирования ядерной проблемы, и самого Ирана. В этом плане транспортно-трубопроводные магистрали способны интегрировать усилия всех заинтересованных государств. Интересы множества сторон могут быть сбалансированы при относительно лидирующей роли Соединенных Штатов, глобальные амбиции которых к тому же будут уравновешиваться участием других региональных государств.
В результате, у России, возможно, появятся шансы реализовать свои экономические интересы (например, проекты, связанные с Афганистаном, Центральной Азией, ускорением процесса вступления в ВТО), решать проблемы региональной безопасности и развивать политико-экономическую интеграцию на качественно новых условиях.
Тем более, что географическая удаленность, по всей видимости, не позволит США достаточно глубоко интегрироваться в Каспийское пространство. Скорее всего, Соединенные Штаты будут опираться на местные державы, где роль России будет, наверняка, не самая последняя с учетом того же китайского и исламского факторов, необходимости использования российского потенциала и опыта в регионе. В свою очередь государства Центральной Азии и Кавказа могут получить мощный стимул для ускорения процессов политической и экономической модернизации, урегулирования межгосударственных конфликтов.

Владимир Парамонов: ну что ж, дорогие коллеги, Ваши оценки заслуживают внимания как с точки зрения анализа затронутых проблем, так и с точки зрения анализа рекомендаций по их преодолению. Мне показалась особо нестандартной и интересной идея, высказанная уважаемой мною Гули Исматуллаевной Юлдашевой, о возможности решения региональных проблем за счет реализации неких американских стратегических схем, например, такой как "Новый Шелковый путь".
Тем не менее, мне представляется, что продуктивные схемы развития и сотрудничества во внутренних пространствах Евразии не могут быть выработаны без учета интересов и без участия тех же РФ и КНР. Поэтому, на мой взгляд, главной проблемой на уровне интеллектуальной выработки эффективных схем сотрудничества и взаимодействия является отсутствие соответствующих аналитических и экспертных площадок, на которых и можно было бы вести серьезное (и предварительное политическим дискуссиям на высшем уровне) обсуждение подобных идей: конечно, с участием тех же представителей экспертного сообщества США, основных евразийских центров силы как Россия, Китай, Евросоюз и, безусловно, самих стран того или иного региона.
Так как такого взаимодействия нет, например, в случае с обсуждением все той же американской инициативы "Новый Шелковый путь", то складывается устойчивое впечатление, что в США уже все решили за нас ...

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-изданием "Новое Восточное Обозрение" (Россия), при информационной поддержке ИА "Регнум" (Россия), Информационно-аналитического центра МГУ (Россия), аналитического сайта "Region.kg" (Кыргызстан), информационно-аналитического портала APRA (Кыргызстан).

Источники: Новое восточное обозрение, Центральная Евразия.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован