Вчера Борис Немцов заявил, что уходит с поста председателя совета директоров концерна "Нефтяной". Официальной причиной этого стало желание заняться вплотную политикой, дабы не совмещать эту деятельность с работой в бизнесе. Правда, верится в это с трудом: Немцову ничего не мешало на протяжении последних лет заниматься бизнесом и одновременно входить в политсовет партии СПС. Однако сейчас ситуация изменилась. Судя по всему, главной причиной отставки Немцова стало его участие в политической деятельности Михаила Касьянова.
Как заявил Борис Немцов, "я принял решение уйти с поста председателя совета директоров концерна "Нефтяной". Считаю несовместимым одновременно заниматься бизнесом и общественно-политической деятельностью". Отвечать на вопрос, связано ли его решение с недавними обысками в банке "Нефтяной", Немцов отказался, но отметил, что хотел бы исключить "политические риски в бизнесе друга" - президента концерна Игоря Линшица.
В начале декабря в МДМ-банке и концерне "Нефтяной" прошли обыски. В первом случае речь якобы шла о проверке деятельности другого банка: по данным СМИ, банка "Визави". Правда, позднее источники в Генеральной прокуратуре опровергли эти слухи. В отношении "Нефтяного" же Генеральная прокуратура сделала публичное заявление, в котором подозревала концерн в отмывании финансовых средств. Обе структуры, так или иначе, близки к Михаилу Касьянову, который как раз буквально перед обысками заявил о намерении возглавить Демократическую партию России.
Понятно, что сейчас Касьянов для проведения своей политической деятельности нуждается в помощи российских финансовых структур. Также понятно, что Кремль очень не хочет, чтобы какие бы то ни было российские компании помогали оппозиционному политику. Серьезность намерений Кремля подтвердил прошедший в субботу съезд Демократической партии России, где благодаря усилиям администрации президента и представителей "Единой России" главой ДПР был избран Андрей Богданов.
На этом фоне обыски в МДМ-банке и концерне "Нефтяной" вполне могут иметь под собой и политические основания. Как сообщала "Независимая газета" со ссылкой на свой источник в руководстве концерна, обыски в МДМ-банке и КБ "Нефтяной" последовали сразу за прозвучавшим 6 декабря заявлением Михаила Касьянова о намерении создать широкую демократическую оппозицию на базе Демократической партии России. "Меня настораживает, что в МДМ-банке председателем совета директоров был ближайший друг Касьянова - Александр Мамут. А в банке "Нефтяной" работает Борис Немцов, который тоже нормально к Касьянову относится. Я конспирологией не страдаю, но мне это кажется странным, когда в течение нескольких дней после известного заявления Касьянова начинается шмон по периметру", - сообщил источник. Один из членов совета директоров концерна "Нефтяной" на условиях анонимности также сказал СМИ, что в правоохранительных органах полагают, что банк "Нефтяной" мог финансировать начавшуюся политическую деятельность экс-премьера Михаила Касьянова. "Мы не можем ничем другим объяснить столь демонстративный и рассчитанный на внешний эффект обыск в банке "Нефтяной", в котором участвовало порядка 200 человек. Они думают, что мы финансируем Касьянова, но ответственно заявляю, что ни наш банк, ни наш концерн не имел и не имеет никакого отношения, и никаких дел с Касьяновым", - сказал он. Поэтому Немцов был вынужден уйти из концерна "Нефтяной", чтобы не подставлять своих бизнес-партнеров.
Примечательно, что сама по себе политическая деятельность Бориса Немцова никогда особо не волновала Кремль. Он состоял в СПС - партии, где фактически правит Анатолий Чубайс, не желающий сильно ссориться с властью. В Кремле, видимо, полагают, что Немцов как политик, даже если учесть его большую степень политической оппозиционности, чем СПС, в целом не представляет для Кремля какой-либо опасности. С неприязнью, но все же спокойно в Кремле восприняли и приход Немцова на пост советника президента Украины Виктора Ющенко, не говоря уже о его активной поддержке "оранжевой революции". Все это имело мало отношения к расстановке политических сил в самой России.
Однако как только возникли подозрения, что бизнес Немцова в России может способствовать политической деятельности Касьянова, угроза со стороны Бориса Ефимовича была расценена как повышенная. Дело не в том, что при помощи денег Касьянов и Немцов могут добиться головокружительных рейтингов - как раз этого в Кремле и не боятся. Главная проблема в том, что в перспективе, в случае ослабления режима, Касьянов при поддержке бизнеса и либеральных политиков может стать привлекательным для части правящей элиты. Именно элитные расколы всегда становились одним из главных условий падения режимов.
Татьяна Становая
20.12.05
http://www.politcom.ru