14 января 2008
1166

Ким Смирнов: `Маковец`: пришельцы из космоса

В Третьяковской галерее открылся зал графики общества "Маковец". Это духовное братство являло собой алмазный венец: П. Флоренский, А. и Н. Чернышевы, В. Чекрыгин, С. Романович, Л. Жегин, С. Герасимов, А. Шевченко, В. Пестель, В. Фаворский, А. Фонвизин.

"Маковец" прожил всего пятилетку (1922-1926 годы). Организовал четыре выставки. Выпустил всего 2 номера одноименного журнала. Парадокс: эмблемой, гербом общества стала гравюра В. Фаворского к обложке третьего, не вышедшего номера. Генетически "Маковец" соединял распавшуюся связь времен - то, что было "до" и "после" 1917 года.

Для послереволюционного продолжения не случайно был выбран объединительный для национального самосознания символ. Маковец - легендарный холм, где Сергий Радонежский основал Троице-Сергиеву лавру. Хотя художники сами рассказали "о времени и о себе" в манифесте "Наш пролог", но, пожалуй, точнее и короче всего выразил их кредо Павел Флоренский: "Маковец" должен быть маковцом - средоточною возвышенностью русской культуры, с которой стекают в разные стороны воды творчества. В разные - во-первых, и из единого - во-вторых. "Маковец" - не геометрический центр и не среднее арифметическое разных течений, а живой узел, откуда тянутся нити".

Разными путями вcходили на Маковец около трех десятков художников. В их биографиях уже были и ученичество у В. Серова, А. Архипова, К. Коровина, и высшая школа "Мира искусства", и экспериментальные лаборатории "Бубнового валета", "Голубой розы", и увлечение Сезанном и Пикассо.

В творчестве многих маковцев нашли отражение идеи русского космизма. Их отношение к миру было настоено на мироположениях Ф. Достоевского, Н. Федорова, Вяч. Иванова, В. Соловьева, Н. Бердякова, П. Флоренского. Например, у В. Чекрыгина замысел графического цикла "Воскрешение из мертвых" возник под прямым влиянием книги Н. Федорова "Философия общего дела".

И одновременно наиболее яркие представители "Маковца" преподавали во ВХУТЕМАСе, проповедовали союз художников с учеными. Тот же Василий Чекрыгин, жизнь которого оборвалась так рано, в 25 лет, относил математику к искусству. А математические изыскания Павла Флоренского не менее известны, чем его философские работы.

Всех их объединяла жажда цельности, защитная реакция на философию распада, разъединяющего, разрушающего культуру России. И притом реакция не столько отрицания, сколько утверждения в противовес.

1930-е годы оказались роковыми для многих из них. До 1980-х "Маковец" был наглухо забыт. Так что новый зал графики ГТГ - воистину продолжение общего дела. Воскрешение культуры из мертвых.

Ким Смирнов

14.01.2008
www.novayagazeta.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован