04 мая 2006
1026

Ким Смирнов: не молодой, но `зеленый`

Заметки с выставки Нормана Фостера

Случились два события, которые впоследствии, возможно, нарекут историческими. Великий зодчий современности прочел первую открытую лекцию в нашей стране. И в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась его выставка "Норман Фостер. Пространство и время". Может, кому-то эпитет "исторический" покажется чрезмерным. Но неслучайно было сказано на церемонии открытия, что приезд Фостера в Россию знаменует приход России в мир архитектуры XXI века.



Первое историческое событие имело место быть в странном помещении огромного цеха вчерашнего винзавода, только начинающем преобразовываться в выставочный или форумный зал, с обнаженными еще пыльными трубами отопления, со следами сварки и граффити на голых стенах, с проходящими за окнами к соседнему Курскому вокзалу желто-зелеными вагонами фирменного поезда "Белогорье". Организаторы планировали тысячную аудиторию. В цех набились три тысячи. Кресел из плотного картона не хватило. Сидели на полу, стояли в проходах. Разговор предполагался для специалистов. Они, конечно, были. Но все-таки терялись в море молодых, горящих любопытством студенческих физиономий.

Он излагал им свою стройную единую концепцию взаимодействия новаторства и традиций в архитектурном творчестве. А они вглядывались в нечто "закадровое", в загадку того, как этот динамичный, энергичный, несмотря на далеко не юношеский возраст, человек в темной водолазке и темном костюме, начав с мальчика из рабочей семьи в пригороде Манчестера, с профессии летчика в годы армейской службы, с основания фирмы, в которую входили всего три человека, вырос в мировую легенду.

Сегодня на строящемся по проекту Фостера объекте, сменяя друг друга, могут работать семь дней в неделю - по 24 часа в сутки - 50 тысяч человек. Фирма "Фостер и партнеры" проектирует и строит в 22 государствах. Триста раз она награждалась самыми престижными премиями.

Перечисление же наград и званий, которыми отмечен лично Норман Фостер на всех континентах, кроме разве что Антарктиды, заняло бы, наверное, всю эту страницу. Отмечу лишь два награждения. В 1999 году он стал лауреатом архитектурной "нобелевки" - Притцкеровской премии. И в том же году королева Великобритании присвоила ему титул лорда Фостера Берега Темзы и пожизненное звание пэра.

Так что юноши и девушки в цехе винзавода начинали свои вопросы и обращения к нему с непременного "сэр". Как, впрочем, и участники церемонии открытия выставки в Итальянском дворике ГМИИ.

Меня тоже интересует загадка этой личности. Но не столько со стороны вечного сюжета о Золушке или о вознесении Генри Форда. В своих хрестоматийных уже творениях Фостер дерзко, вызывающе современен. И в воссозданном германском Рейхстаге. И в реконструированном стадионе "Уэмбли". И в гонконгской банковской высотке. И в мосте Миллениум в Лондоне. И в виадуке Мило во Франции. И в самом большом в мире пекинском аэропорте.

Его называют и прародителем, и одновременно классиком хайтека, эстетизации современной архитектурно-строительной индустрии. Действительно, в функционально безупречных шедеврах Фостера все прекрасно - от силуэтов зданий до буквально дверных ручек. Не устаешь поражаться неисчерпаемости его фантазии в отношении неожиданных технических новинок. И все же меня не покидает ощущение, что технологическая сторона творчества для него не самодовлеющая, более того - не главное. Что в каждом новом своем проекте он мучительно развязывает еще и некий философско-художественный узел.



Особенно очевидно это в проекте реконструкции Рейхстага в Берлине, где при трансформации образа имперского рейхстага в демократический парламент чувствуется стремление бережно воскресить все периоды германской истории, кроме нацистского. Когда стали очищать интерьеры Рейхстага от штукатурки уже послевоенной реставрации, под ней обнажились надписи, сделанные советскими солдатами и офицерами. (В открытой лекции Фостер привел такую деталь: офицеры расписывались в основном кусками голубого мела, солдаты - белого.) Архитектор настоял на сохранении этих "граффити русских-1945".

Норман Фостер, назвав Москву одним из самых удивительных мест в мире, сказал, что с Россией у него связаны два необычайных совпадения (ну совсем по нашему Пушкину: "Бывают странные сближения").

Ирина Александровна Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, ознакомившись в Лондоне с реконструированным Фостером Большим двором Британского музея, тут же предложила организовать его выставку в ГМИИ. И совсем вскоре - независимо от этого - московские власти пригласили его к проектированию небоскребной башни "Россия".

Второе "странное сближение". Когда Фостера и его жену возили на прогулочном катере по петербургским рекам и каналам, их поразила фантастическая арка Новой Голландии. Потянуло проникнуть под эту арку, узнать, какие тайны за нею кроются. Что они потом и сделали, уже самостоятельно. И он помечтал о том, в какое чудо можно было бы превратить этот захламленный складами островной треугольник.

И вдруг перед Рождеством звонок от Шалвы Чигиринского (инвестора и девелопера, у которого с фирмой Фостера деловые контакты в России): "Затевается конкурс на застройку Новой Голландии в Петербурге. Будет ли это вам интересно?". Фостер тут же ответил: "Да, конечно!".

Конкурс он выиграл. Может, и в силу более высокой, чем у других, степени уважения к прошлому. Даже скептики, ратующие за полную неприкосновенность исторической среды Петербурга, признали, что проект Фостера - самый щадящий. В новом многофункциональном культурном комплексе, которым предстоит стать Новой Голландии, не потревожено ни одной исторической постройки XVIII века.

Итак, первая разгадка загадки, заданной нашему времени Норманом Фостером, - в его глубоком уважении к традиции, ощущение себя звеном в цепи куда более долговременной, чем жизнь любого из нас. Ответственность перед прошлым.

Но есть и еще одна разгадка. Его ответственность перед будущим. Фостера, например, уже сегодня тревожит: а что станется с обогревом и освещением городов, если свершится пессимистическое пророчество о скором исчерпании энергоресурсов на планете? И он проектирует новый купол берлинского Рейхстага так, что в нем максимально работает естественный солнечный свет. И само здание благодаря удивительному куполу и скромным энергозатратам становится "электростанцией" для нового правительственного квартала.



В его проектах новейшая электроника, компьютерная техника очень чутко реагируют на любые изменения внешней среды, включая "рычаги" и "каналы" саморегулирования, снижая до минимума потери энергии. Этой же цели служит все - от стройматериалов до конструктивных новинок. Кто-то назвал архитектурную оболочку его проектов живой чувствительной кожей между внешним и внутренним миром.

Его волнует чрезмерное разрастание мегаполисов, некоторые из которых достигли уже экстремальных отметок в 30 миллионов человек. Неслучайно так упорно возвращается Фостер к идее башен-небоскребов. В числе их и проект самого высокого на планете здания Millennium Tower: миллион квадратных метров коммерческой застройки, 170 этажей, на которых могут расположиться 60 тысяч человек - население не такого уж малого города. Замкнутый жизненный цикл: полное самообеспечение производимой энергией, полная переработка отходов, максимальная защищенность от ураганов и разрушительных землетрясений. И - разрешение противоречия между задыхающимися центрами и зелеными пригородами. За счет оптимального освещения, вентиляции и даже за счет внутреннего озеленения - садов и цветников внутри зданий.

В этом отношении особенно интересны идеи, за-программированные в проекте башни "Россия" в деловом центре "Москва-сити". Неслучайно этот проект считают вершиной в "горной цепи" его высотных башен. Правда, сам Фостер говорит, что его тут прежде всего интересовала проблема, как вписаться в историческое и завтрашнее архитектурное пространство Москвы, ведь ясно, что в ближайшем будущем "Россия" станет не только самым высоким зданием Европы, но и главной достопримечательностью, доминантой столичного пейзажа.

В техническом описании конструкции башни "Россия" есть слова о "триумвирате трех ребер" (в лекции сказано было: они символизируют Веру, Надежду, Любовь) и о "зеленом сердечнике". Может, зеленый цвет тут случаен. Как, возможно, случаен и элегантный зеленый галстук, в котором Фостер был на церемонии открытия выставки. Но совсем неслучайно, что, кроме звания "человек N 1 в сегодняшней мировой архитектуре", за ним закреплено еще одно: самый экологичный, самый "зеленый" из ныне живущих зодчих.

Несколько лет назад, беседуя с Даниилом Граниным, я услышал от него: "Главный наш дефицит сегодня - отсутствие образа будущего. Требуется будущее!". Норман Фостер отвечает на эту потребность. О, если бы каждый из нас делал то же в своей области - так же талантливо и дальновидно, как он в своей!..

Ким СМИРНОВ

04.05.2006
www.novayagazeta.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован