Власть, обретая собственность, становится всевластной над доходами от владения собственностью. Поэтому приватизация в России на самом деле превращается в приобретение властью собственности, независимо от того, кто владеет этой собственностью. Будь-то эта собственность частной или государственной, но принадлежащей в момент "приватизации" не властным структурам.
Вот уже почти 30 лет (с начала горбачёвской перестройки) происходит расхищение и с позволения властей присвоение некогда советской общенародной собственности. Процесс денационализации и передела советской государственной собственности всегда прикрывался "придуманными" властями законами, организационно-правовыми формами. До 1992 г. это были аренда госимущества, многочисленные СП, ТОО, ЗАО и т.п., которым передавалась собственность (основные фонды) и право самостоятельно распределять и присваивать денежные доходы. В настоящее время практикуются процессы реформирования, прикрывающие всё тот же передел и присвоение собственности.
Прекрасным примером является окончание очередной сессии Госдумы РФ, которая с необычайной поспешностью приняла в двух чтениях законопроект о реформировании Российской Академии наук (РАН). Суть этой реформы - отъём государственной собственности, находящейся до сих пор во владении РАН и подчинение её некоему Агентству по управлению этой собственностью. А если взглянуть поглубже, то суть реформы РАН - это владение и пользование доходами от распоряжения собственностью.
С 1992 г. в России непрерывно идет приватизация, меняющая свои формы и правила игры, но по сути знаменующая собой последовательное присвоение советской собственности.
Краткую историю приватизации в новой России можно разделить на четыре этапа:
Первый этап (1992-1995 гг.)
Чековая приватизация. Чубайсовская пропаганда утверждала, что купленный за 25 рублей приватизационный чек (ваучер) соответствует советской собственности, равной стоимости двух, лучших в ту пору, советских автомобилей "Волга". Поспешно были созданы сотни чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), в которые граждане России сдали свои ваучеры. Активно происходила скупка ваучеров. Ваучерная приватизация длилась до 1995 г. И как по команде, путём разных схем ЧИФы начали исчезать, преобразуясь в финансовые компании, ЗАО и т.п. Граждане в большинстве своём остались ни с чем.
Я свой ваучер вложил в чековый инвестиционный фонд "АВС-ЭФФЕКТ". Удивительно, но фонд существует до сих пор. Я регулярно получаю приглашения прийти на общее собрание акционеров. В мае 2013 г. я получил очередное приглашение, в котором говорится, что за 2012 г. будут выплачены дивиденды в размере 9 (Девяти) рублей на 1 (Одну) акцию. Приведу последнюю фразу из присланного мне бюллетеня для голосования: "Уважаемые акционеры! Во избежание недоразумений напоминаем Вам, что номинальная стоимость 1 (Одной) акции ОАО "АВС-ЭФФЕКТ" после деноминации 1998 г. составляет 1 (Один) рубль и полученные Вами ваучеры стоимостью 10 000 (Десять тысяч) рублей после деноминации 1998 г. стали стоить 10 (Десять) руб. Просим впредь не предъявлять в наш адрес необоснованных претензий по суммам, вложенным в акции ОАО "АВС-ЭФФЕКТ"". Получается, что мне от всего национального богатства СССР досталась собственность в размере лишь 10 рублей. Не менее смешными выглядят ежегодные дивиденды.
Можно задать вопрос, много ли госсобственности получили трудовые коллективы, точнее работники этих коллективов. Ответ будет близок к тому, о чём написано чуть выше.
Второй этап (1995-1997 гг.)
В 1995 г. произошла залоговая приватизация наиболее лакомых предприятий за "смешные" деньги. Далее продолжилась приватизация предприятий по действовавшему в ту пору законодательству по трём моделям. На этом этапе приватизация происходила путём покупки акций гражданами, как правило, работниками трудовых коллективов, дирекцией (в основном директорами предприятий) и юридическими лицами, в том числе зарубежными. Отметим, что этот этап, кроме залоговых аукционов, происходил более-менее спокойно, без каких-либо потрясений. В итоге, по моим оценкам, примерно 5% (не более!) совершеннолетних граждан России стало владельцами небольшого пакета акций.
Третий этап (1997-2010 гг.)
В 1997 г. был принят новый закон о приватизации, который положил начало новому этапу приватизации. Ключевое понятие "приватизация предприятий" было заменено на "приватизация имущества". Различаются эти понятия очень существенно. Это вызвано объективными реалиями. Большинство ранее приватизированных предприятий обанкротилось - этому способствовало действующее законодательство о банкротстве. Многие, оставшиеся в собственности государства, предприятия были экономически неэффективными и не могли быть приватизированы как предприятия. Другое дело - имущество, его можно за бесценок выкупить и либо задорого продать, либо выкачивать из него доходы. Начался и активно проходил передел собственности в виде выкупа и завладения имуществом. Всё это происходило за кулисами бюджета, не наполняя бюджет. Появилась очень узкая группа приближенных к власти скупщиков имущества, как отдельных граждан, так и юрлиц.
Четвёртый этап (2010 г. - по настоящее время):
Его называют новой волной приватизации, особенности которой властями декларируются следующим образом:
- привлечение стратегических инвесторов, которые оживят затухающие предприятия новыми технологиями, модернизацией, прямыми инвестициями и т.д. и т.п.;
- пополнение бюджета в целях покрытия его дефицита;
- привлечение средств населения.
Заявленные цели этого этапа, конечно, как всегда, не исполняются. Доходы в бюджет поступают незначительно, стратегические инвесторы не находятся, население со своими накоплениями расставаться не хочет.
Вместо этого происходит обеспечение главенства государства в ТЭК, обороне, космосе и других стратегических отраслях, к примеру, беспрецедентное даже в мировых масштабах возвышение "Роснефти", "Ростеха" и других госмонополий.
Ни один из четырех этапов приватизации не имеет никакого отношения к чисто экономическому определению термина "приватизация". В "Новой экономической энциклопедии" (Москва, ИНФРА-М, 2005.) под приватизацией понимается "реформа отношений собственности, заключающаяся в продаже или безвозмездной передаче государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц". И далее в энциклопедии подчёркивается: "основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счёт частных инвестиций, в том числе иностранного капитала".
Все четыре этапа характеризуются всего тремя словами: присвоение советской собственности. Главная особенность присвоения собственности заключается в том, что оно (присвоение) происходило и происходит в пользу одного собственника, а именно государства, в лице нескольких сотен (не более тысячи) бенефициаров (граждан и юрлиц), зашифрованных в многочисленных офшорных компаниях, в которые поступают все доходы от владения собственностью за вычетом налогов, поступающих в бюджет.
В настоящее время становится очевидным, что подобная "приватизация", подмененная в реальности присвоением ранее советской собственности, присвоением национального богатства и доходов от пользования природными ресурсами (минеральными, лесными и др.), должна быть приостановлена.
Сегодня ни для кого не секрет, что в условиях развала промышленности основной доход в России приносит сырьевой (точнее, минерально-сырьевой) сектор экономики. И эту золотую жилу, которая держит страну на плаву, лицемерно именуют "сырьевым проклятием". Я уже много раз писал, что наше проклятие вовсе не в богатстве страны минеральными ресурсами, а в способе распределения и использования доходов от недропользования (горной ренты). Российское законодательство допускает такое распределение доходов от самой прибыльной в стране отрасли - недропользования, при котором до 70% рентных доходов поступает бизнесу, а не государству (собственнику недр по Конституции РФ). При этом значительная доля рентных капиталов утекает в офшоры, а не инвестируется в экономику страны. Это и есть реальное проклятие для российской экономики, а, следовательно, и для всех граждан России. То есть проклятие владения доходами от присвоения государством советской собственности.
Это проклятие и всевластие собственности изначально (с 1992 г.) было законодательно закреплено в Конституции РФ и законе "О недрах". Хотя постоянно декларируется, что недра являются государственной собственностью, но это не так (табл. 1).
По Конституции РФ недра могут находиться в любой форме собственности. Доходы от недропользования должны доставаться народам, проживающим на территории добычи полезных ископаемых. Но это не соблюдается. По закону "О недрах" участки недр отнесены к государственной собственности, а добытые полезные ископаемые могут быть в любой форме собственности по условиям лицензии.
И даже появившийся чуть позже (в 1995 г.) Гражданский кодекс РФ не учтен в последующих многочисленных редакциях закона "О недрах". В частности сохранился административно-правовой порядок выдачи лицензий на пользование недрами.
Таблица 1. Варианты форм собственности в российском недропользовании
(по действующему законодательству)

Рассмотрим пошагово всю цепочку созданной в России административной и законодательно разрешенной офшоризации доходов от пользования недрами:
1.Составление двухлетних планов лицензирования участков недр по заявкам недропользователей.
2.Подбор конфиденциальной адресной информации о предполагаемых, согласно плану и заявкам недропользователей, участках недр, выставляемых на торги.
3.Подготовка и согласование с намеченными будущими недропользователями основных технико-экономических показателей, необходимых для выставления на торги участков недр (запасы, ресурсы, капвложения, сроки этапов, стадий, графика освоения и т.д.).
4.Предоставление строго конфиденциальной инсайдерской информации о предполагаемых доходах от эксплуатации месторождения недропользователю - будущему победителю аукциона (конкурса).
5.Расчет стартового платежа в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ, допускающей многократное варьирование его величины.
6.Отказ нежелательным претендентам в приеме заявок на участие в аукционе (конкурсе) с использованием декларативных положений ст. 14 ФЗ "О недрах".
7.Проведение аукциона (конкурса) с участием заранее известного победителя с минимальным количеством шагов.
8.Выдача лицензии с включением в нее согласно ст. 12 ФЗ "О недрах" 10 стандартных условий, подготавливаемых тем же недропользователем, названных "формой договорных отношений" и не соответствующих Гражданскому кодексу РФ.
9.Перевод (переоформление) лицензий на офшорные юридические лица.
10.Создание специализированных финансовых дочерних фирм для оформления двойной-тройной бухгалтерии (система трансфертного ценообразования), по которой устанавливаются истинные внутренние цены для многочисленных (теневых) посредников, адресность которых определить практически невозможно.
11.Офшоризация (сокрытие) истинных доходов, избавление их от крупных налогов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
12.Присвоение "сэкономленных" финансовых средств (налогов, ренты, амортизационных отчислений и пр.) - чистого дохода от пользования государственной собственностью.
13.Распределение доходов на офшорных счетах конкретных физических лиц, официально и неофициально причастных к лицензированию пользования участками недр и последующим операциям.
Так капиталы, образующиеся в системе недропользования, скапливаются в руках "нужных" людей. Кроме недропользования, высокие доходы формируются в сфере услуг (включая ЖКХ), в финансово-банковской системе. Здесь тоже существуют свои отлаженные цепочки, по которым средства утекают за рубеж. Средства, формирующиеся в низших структурных образованиях, укрупняясь, насыщают все звенья вертикали власти и мощным потоком устремляются прочь из страны в офшоры (рисунок). Вертикаль власти нашла своё чёткое отражение в вертикали создания и присвоения через офшоры доходов от собственности. Даже госкомпании и госкорпорации, получающие бюджетные средства, проводят свои финансовые "делишки" в офшорах. При этом Д. Медведев оправдывает те же госкорпорации под предлогом того, что бизнес за рубежом законодательно защищён. Получается, что в России бизнес беззащитен. Почему же не прилагаются усилия для его защиты?

Эта система вывода капиталов за рубеж и есть основное российское проклятие, порождённое всевластием собственности. Её, конечно, необходимо искоренить. Надо отметить, что в администрации президента начали задумываться, как бы ослабить своё же всевластие в целях оздоровления экономики России.
Уже заметны определенные проблески в этом направлении:
- принимаемые меры по деофшоризации,
- запрет чиновникам и власть имущим иметь активы и собственность за рубежом,
- призывы инвестировать капиталы в России и т.д. и т.п.
Но этого недостаточно!
Надо осознавать, что всем ветвям власти необходимо задуматься над коренным преобразованием существующих в России отношений собственности.
Наличие собственности, её защищенность увеличивает свободу любого человека, делает его патриотом Родины, где он имеет собственность и может эффективно распоряжаться ею в интересах своей семьи.
Что сегодня имеет рядовой городской гражданин России? Это полученное бесплатно и приватизированное впоследствии своё жильё, хотя здесь возникли проблемы: у кого-то была и ему досталась прекрасная благоустроенная квартира, а кому-то - "хрущёвка" и даже халупа. У кого-то сохранились гаражи, наследственные драгоценности. Но все потеряли банковские и подподушечные (в рублях) сбережения. Кому-то удалось накопить финансовые средства, в среднем, на год "бездоходной" жизни, но подавляющее большинство еле сводит концы с концами. Число акционеров в России по мировым меркам очень небольшое, как отмечалось выше - не более 5% населения страны. Рынок ценных бумаг за 20 лет в России не получил серьёзного развития. Действующие предприятия недооценены. Более половины из них по статистике малоприбыльные и убыточные. Поэтому акционерная (частная) собственность, как правило, не приносит какой-либо существенный доход большинству граждан нашей страны.
Из этого краткого обзора со всей очевидностью следует, что рядовой (массовый) россиянин и большинство российских семей не имеют достаточной собственности, чтобы чувствовать себя свободным человеком и смело глядеть в будущее...
До сих пор все приватизационные мероприятия (за исключением приватизации жилья) либо не касались рядовых граждан, либо их реализация не соответствовала первоначальному замыслу (чековая приватизация). Чтобы изменить ситуацию и из нищего населения получить полноценных граждан страны, имеющих возможность участвовать в настоящей приватизации, необходимо коренным образом менять формы собственности. Государственная собственность должна быть заменена на общественную, управлять которой должен общественный орган, к примеру, Общественная палата РФ.
Предлагаемые варианты форм собственности на всех этапах системы недропользования представлены в таблице 2.
Таблица 2. Предлагаемые варианты форм собственности в российском недропользовании

Внутри общественной собственности постепенно должна получить развитие ассоциированная государственно-частная собственность (АГЧС), которая представляет собой совокупность частичек государственной природно-ресурсной собственности, записанных на персональные приватизационные счета граждан, но доход от использования которой принадлежит каждому гражданину России (Кошкин В.И., Кимельман С.А. Капитализм для каждого // Экономика и управление собственностью. 2012. N 1. С. 2-8; Кимельман С.А. Создание ассоциированной собственности граждан России - необходимое звено нового этапа приватизации, 2012 г. http://viperson.ru/wind.php?ID=652434&soch=1; Кимельман С.А. Механизмы приватизации в природно-ресурсной среде, 2012 г. http://viperson.ru/wind.php?ID=655753&soch=1).
Каждый гражданин должен получать на свой именной счет свою долю горной, земельной, лесной и ценовой ренты, понимаемую как национальный дивиденд, который он мог бы использовать по законодательно установленным правилам, таким как использование части дивиденда на покупку акций, либо на будущую пенсию, либо для покупки жилья и т. п.