Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
17 мая 2023
1295

Китайское социально рыночное хозяйство и модель «новой нормы»

 

Китайский руководитель Си Цзиньпин, разворачивая гигантский корабль под названием «Китай» на новый экономический курс, делает упор на построение современной модели социального рыночного хозяйства, улучшение качества жизни пассажиров и экипажа корабля, которых в 2023 г. насчитывалось более 1,4 млрд. человек.

Китайский лидер ни раз отмечал, что «Решение вопроса о соблюдении принципов социального равенства и справедливости ни в коем случае не следует откладывать до момента полного развития экономики» … «одновременно с непрерывным увеличением «экономического пирога» встает проблема его правильного дележа. Китайское общество, словами Конфуция, «тревожит не отсутствие богатства, а его неравноправное распределение» …

Помимо Конфуция, председатель КНР цитировал и слова «архитектора китайских реформ» Дэн Сяопина, «Без улучшения жизни народа Китаю грозит верная гибель».

В этой связи Си Цзиньпин говорил о необходимости «всемерно обеспечить всему народу непрерывное расширение доступа к образованию, росту трудовых доходов, качественному медицинскому обслуживанию, доступному комфортабельному жилью, обеспечить достойную старость».

Проблемы изменения социально-экономических приоритетов стали одной из основных тем, которые подробно обсуждались на III пленуме ЦК КПК XVIII созыва, состоявшегося 9–12 ноября 2013 г.[1]

Согласно итоговому документу пленума, подчеркивалось, что в экономике «решающую» роль будут играть рынки, при этом роль государства в экономике останется «доминирующей».

На фоне сокращения темпов роста ВВП Китая, обострения социальных, экологических и демографических проблем в мае 2014 г. была обнародована новая экономическая концепция - модель «новой нормы».

Эта концепция предполагала значительную корректировку стратегии экономических реформ, намеченных еще в 1978 г. Дэн Сяопином.

Основные положения «новой нормы» были достаточно четко сформулированы в итоговом документе III пленума ЦК КПК XVIII созыва, где, в частности, отмечалось:

В принятом документе, в частности отмечалось, что заканчивается период гонки за высокими темпами роста экономики, во имя которых допускалось непропорциональное развитие экономики, приносились в жертву интересы населения и окружающей среды.

Начинается время высокого качества экономической структуры, сбалансированности между отраслями и регионами, повышения эффективности капиталовложений и уменьшения энергоемкости, сокращения выбросов вредных веществ.

Заканчивается период ставки на внешние рынки и привлечения иностранных инвестиций любой ценой.

Начинается время приоритетного удовлетворения запросов внутреннего рынка, качественного улучшения и сближения условий жизни населения городов и деревень.

Заканчивается период встраивания Китая в мировые производственные цепочки в качестве поставщика дешевой рабочей силы, вложения значительной части заработанных денег в контролируемые США финансовые институты.

Начинается время производства, основанного на достижениях отечественной науки высококачественных и конкурентоспособных товаров, создания самостоятельной финансовой системы и обеспечения глобальных торговых интересов Китая.

На этих новых принципах была разработана Стратегия развития Китая до 2025 г. Основной целью стратегии было провозглашено достижение глобального лидерства в разработке инноваций, высококачественной и высокотехнологичной продукции[2].

Стратегия развития Китая до 2025 г. ее цели и целевые показатели соответствуют тенденциям в мировой экономике, где инновации и высокие технологии определяют динамику, устойчивость и конкурентоспособность экономики, долю национальной высокотехнологичной продукции в национальном экспорте и в мировой торговле, что в свою очередь влияет на качество развития общества и благополучие его граждан.

Говоря о передовых технологиях, Си Цзиньпин, в первую очередь, упомянул о разработке государственных программ, которые помогут Китаю уже в ближайшие годы стать мировым лидером в сфере фундаментальных научных исследований, аэрокосмических технологий и интернета.

В мае 2015 г. Госсовет КНР официально утвердил 10 приоритетных высокотехнологичных отраслей для Стратегии-2025, в том числе:

  • информационные и цифровые технологии следующего поколения;
  • высокотехнологичное цифровое и роботизированное оборудование для осуществления контроля за производственными процессами;
  • авиакосмические и авиационные технологии и оборудование; 
  • инженерное оборудование для судов и производство высокотехнологичных морских судов.  передовое оборудование для железнодорожного транспорта;
  • энергосберегающие технологии и оборудование, развитие электротранспорта;
  • электротехническое оборудование;
  • разработка и создание новых материалов;
  • биомедицина и высокопроизводительное медицинское оборудование.
  • современные сельскохозяйственные машины и оборудование.

На эти отрасли в то время приходилось 40% добавленной стоимости создаваемой в промышленности Китая.

Одна из причин, почему КНР разворачивалось в сторону отраслей будущего, состоит в том, что многие китайские отрасли обрабатывающей промышленности создавали меньше добавленной стоимости, являлись энергозатратными и загрязняли окружающую среду.

Для реализации Стратегии-2025 были разработаны «дорожные карты» по каждому утвержденному направлению развития высокотехнологичных отраслей с указанием целевых показателей, темпов роста и планируемой доли на рынках конкретной продукции.

Для этой масштабной работы были привлечены 48 ведущих китайских ученых из академических институтов и 400 специалистов из конкретных отраслей.

Основным стратегическим императивом китайской Стратегии-2025 было определено снижение зависимости от иностранных технологий и их замещение национальными разработками.

В этой связи, в стратегии отмечалось, что к 2025 г. необходимо добиться, чтобы ключевые звенья глобальных производственных цепочек стоимости и НИОКР стали преимущественно китайскими. Разработка китайских инноваций, новых прорывных технологий, интеллектуальной собственности и брендов должны опираться на собственные ресурсы («локализация» и «индигенизация»)[3].

Для решения этой задачи в рамках реализации стратегии Китай в 2020 г.  увеличил финансирование науки и технологий до 370 млрд. долл., а количество научных работников в этой сфере возросло до 5 млн человек.[4]

В 2023 г. общие расходы Китая на НИОКР могут составить 550-570 млрд долл., а штат ученых превысит 5,5 млн человек. Больше половины всех расходов (60%) приходится на государство.

К 2027 г. Китай планирует достичь технологической независимости, к этому времени объем расходов государства на финансирования науки может превысить 850 млрд. долл. (примерно столько сейчас тратят США), а количество ученых в сфере научных исследований и разработок превысит 6,5 млн человек.

По объему финансирования науки Китай практически сравняется с ассигнованиями на НИОКР в США.

Государственные финансовые ресурсы будут направлены на финансирование китайских научно-исследовательских институтов (НИИ), Конструкторские бюро (КБ), научно-исследовательских лабораторий (НИЛ) при крупных государственных университетах.

Активно будут развиваться научно-исследовательские кластеры, технополисы, технопарки, исследовательские центры при крупных китайских корпорациях.

Благодаря разработки собственных прорывных технологий и брендов Китай планирует значительно увеличить свою долю на глобальных рынках высокотехнологичной продукции.

Китай становится одним из ведущих мировых центром инновационного и научно-технологического развития, оказывая реальную конкуренцию западным странам.

По отдельным позициям инновационного развития, в частности по патентам во многих областях высоких технологий. становится практически недосягаемым лидером

В рамках стратегии планировалось значительно увеличить объем прямых китайских инвестиций в экономику зарубежных стран, диверсифицировать их формы, переориентировав из сырьевых в высотехнологичные отрасли.

Для перевода экономики на рельсы «новой нормы» Си Цзиньпину пришлось преодолеть скрытое сопротивление могущественных коррумпированных виновников и партийных функционеров, групп влияния, кормившихся от «старой нормы». Необходимо было навести порядок в партии и во всем управленческом слое, обществе в целом.

Для достижения этой стратегической задачи руководитель КНР инициировал проведение реформ во многих сферах экономики, в том числе для повышения инвестиционной привлекательности Китая.

В частности, в основе реформ в сфере управления государственным сектором планировалось оптимизировать систему функционирования органов исполнительной власти и повысить конкурентоспособность государственных корпораций на мировых рынках.

В стратегии отмечалось, что Китай намерен активизировать борьбу с глобальными изменениями климата и радикально сократить вредные выбросы в атмосферу.  Повысить регулирование интернета и в перспективе создать систему «тотального контроля», чтобы «обеспечить чистоту и свет глобальной сети».[5]

Совершенно очевидно, что Китай под руководство Си Цзиньпину целенаправленно и последовательно приближается к тому, чтобы стать ведущей инновационной экономической державой мира, центром мировой цивилизации, на основе модернизации модели социалистической экономики с китайской спецификой.

 

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

Заслуженный экономист России,

помощник Председателя Правительства РФ (2000-2008)

 

[1] russian.china.org.cn, 15. 01. 2014

[2] Формирование современной инновационной экономики Китая можно разделить на три этапа:

▪️ Первый этап конец 80-х годов прошлого столетия – начало экономических реформ, открытие внутреннего рынка для иностранного капитал, формирование экспортного потенциала встраивание в мировые промышленные цепочки, создание национальных кластеров, модернизация национальной экономики. Приоритетное развитие экспортных отраслей, ориентированных на мировой рынок.

Китай получил возможность импорта современных западных технологий и передового опыта управления транснациональных компаний. Начал формироваться средний класс, который обслуживал промышленные кластеры и растущую внешнюю торговлю, что позволило Китаю значительно расширить платежеспособный спрос населения и увеличить емкость внутреннего рынка.

▪️ Второй этап – примерно с 2000 по 2010 гг. – масштабный импорт передовых западных технологий их клонирование и адаптация к условиям внутреннего рынка. Начало формирования национальных передовых отраслей промышленности в том числе машиностроения, электронной, электротехнической, и автомобильной, авиационной промышленности.

▪️ Третий этап – с 2010 г.  по настоящее время собственное масштабное инновационное развитие, разработка и создание собственных прорывных технологий в самых передовых отраслях мировой экономики, в том числе космической промышленности, робототехники, электронной торговли, цифровых технологий, биомедицина, средств связи и телекоммуникаций, развития интернета вещей, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и др.

[3]Индигенизация (букв. «отуземливание») — это термин из теоретической антропологии, обозначает локальные тенденции к культурному обособлению и цивилизационной независимости.

[4] В 1995 г. в Китае из государственного бюджета на развитие НИОКР было направлено 5 млрд. долл., количество занятых в этой сфере составляло 500 тыс. человек.

К 2010 г. объем государственных ассигнований на НИОКР в Китае вырос почти в 20 раз до 90 млрд долл.. а количество ученых в 5 раз до 2,5 млн. человек.

[5]  Информационное агентство Красная Весна http://rossaprimavera.ru/news/8f7becdb

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован