24 сентября 2006
4945

Клоунада Карцева

Подтягиваю сына до своей фамилии

- Роман Андреевич, на днях в ГЦКЗ "Россия" прошел ваш бенефис, творческий отчет, как говорили раньше. А кто идет вам на смену, разглядеть можете?

- Болезненная тема. Смешно сказать, но я практически не знаю нового поколения, работающего в моем жанре.

- Неужели ни одного имени не вспомните?

- Нет, ну почему, могу. Есть в общем-то удачные ребята. Скажем, Песков. В рамках своего жанра он работает очень неплохо. Пластика, мимика - все на высоком актерском уровне. Потом... Ну, кого еще можно назвать, даже не знаю. Юмор на телевидении - это конечно же "Городок"... Но личностей явно стало меньше. Юмор остался, а сатира исчезла. И драматизм исчез. От этого стало как-то скучно. Эстрада сейчас только развлекает, не цепляет. И все вокруг, естественно, измельчало.

Последние 20-30 лет лучшими в нашем жанре были, пожалуй, Хазанов и Полунин. Но Полунин теперь все больше за границей, а Хазанов увлекся театром.

- Геннадий Викторович объясняет это тем, что в провинции он сейчас никому не нужен, а для концертов в Москве нужна дорогая реклама...

- Не надо. Я очень люблю провинцию. Уже 42 года гастролирую и могу вам сказать, что очень часто московский зал бывает куда тяжелее омского, красноярского или краснодарского. А вообще тут все зависит от актера и от пишущего для него автора. У Хазанова последнее время были проблемы с хорошими авторами. Потому и вещи получались довольно слабыми. Он начал делать спектакли. Что я могу о них сказать? Это смотрится достойно, но переворота в театре он не сделал и, наверно, уже не сделает.

- А театр, по-вашему, тоже измельчал?

- Опять болезненная тема! Раньше в стране всегда было десять-двадцать гениальных актеров и около сотни оч-ч-чень талантливых. Когда я приехал в Ленинград, там были Копелян, Басилашвили, Стржельчик, Юрский, Лебедев... А сейчас в театре и кино талантливых людей можно пересчитать по пальцам. Давайте посмотрим, кто подрос? Ну Евгений Миронов. Замечательный актер, достойный всех тех имен, что я назвал. Ну Суханов, ну Лазарев, ну Машков, ну Безруков. Можно еще кого-то назвать, но этого очень мало!

- Вам самому не хочется поработать в настоящем большом спектакле с другими актерами?

- Уже пробовал, и как-то не идет. Отвык от коллектива. Я очень долго работал с Витькой (Виктор Ильченко - многолетний партнер Карцева по сцене. - Прим. авт.), и мне теперь трудно работать с другими. Потом, зачем обязательно делать большой спектакль со множеством актеров? Вот я уже третий год играю "Зал ожидания" по Семену Альтову. Это настоящий спектакль, в нем 5-10 характеров. Здесь и комедия, и трагедия. Настоящий юмор вообще всегда немного грустный. А сейчас с сыном Павлом репетируем спектакль по Хармсу.

- Не слишком рискованно для нашего зрителя?

- Хочется верить, что нет. Хотя на самом деле конечно же это риск, но мне нравится хармсовский юмор. Мне почему-то кажется, что на Хармса пойдут. Не только взрослые, но и дети. Они вообще лучше понимают абсурдный юмор.

Спектакль получается сложный, а у моего Паши нет театрального образования. Хармс - это же как Жванецкий. Нет, даже сложнее. Без реприз, без хохм, а смешно. Паша, правда, работал в сериалах, вот на РЕН-ТВ сейчас идут "Солдаты", он там играет сержанта, старика...

- "Деда".

- Ну да, "деда".

- Неплохой сериал. И сын ваш выглядит достойно.

- Правда? (При этих словах Роман Андреевич просиял.) Наш спектакль будет подаваться так: "Роман Карцев и сын. Школа клоунов". Мы там работаем в непосредственном контакте со зрителем.

- Тогда спрошу: как вы относитесь к спектаклям Гришковца? Он сейчас безусловный чемпион нашего театра по контакту со зрителем.

- Я был на его спектакле "Как я съел собаку". Это хорошо, душевно, непошло. Одним словом, Гришковец - молодец. Что самое ценное - у него есть своя, сразу узнаваемая интонация.
Ильченко скорее всего сейчас был бы режиссером

- Вы недавно написали книгу о себе, Ильченко и Жванецком - "Малой, Сухой и Писатель". Стоит ли нам ждать чего-то новенького?

- Нет. Все, что было, выплеснул в той книге.

- А что вы можете сказать о Сухом и Писателе?

- Вити мне очень не хватает. Я уже 12 лет без него. А до этого 30 лет - с ним. Он был не просто партнером, а настоящим другом! Гастроли, репетиции, гостиницы - всегда вместе. Мы с ним были совсем разными. Я - вспыльчивый, сумасшедший. А он - спокойный, рассудительный, всегда сначала думает, потом делает. Он вообще был очень умный. Везде, где учился, красные дипломы получал. В 25 лет - уже начальник отдела испытания новой техники при пароходстве. А тексты как запоминал! Только глянет на листик - и уже все помнит.

- А вы?

- Я тексты тяжело учу. А Вите с такой памятью легко было. А как он Москву знал! Лучше любого таксиста. И Одессу знал лучше меня, хотя не коренной одессит - родом из Воронежской области.

- Как бы сложилась ваша судьба, если б он сейчас был жив?

- Не думаю, что мы были бы вместе. Витю всегда тянуло в режиссуру. Он в актеры идти не хотел, это я его уговорил. Хотя, может, мы объединились бы на сцене для какого-нибудь большого проекта. Если б, конечно, нашли достойный материал. Потому что с авторами у нас всегда беда была.

- А как же Жванецкий?

- Миша - замечательный драматург, философ. У него потрясающее чувство ритма, но нельзя же всю жизнь работать с одним автором. И Витя, кстати, это первый почувствовал. Он говорил мне: "Рома, нам нужно искать авторов!" Но ничего не получалось. Мы давали Жванецкому отдохнуть, а потом опять возвращались к нему. Но сейчас сам Жванецкий от меня устал, и я работаю с Альтовым. Тоже хороший автор. Правда, Миша недавно как-то сказал мне: "Слушай, Рома! Я тебе миниатюру написал..." А потом сам себя остановил: "...Хотя зачем тебе миниатюра?Тебе же теперь спектакли подавай".

- Скажу честно, с нетерпением жду "Мастера и Маргариту" в постановке Бортко. Вы сразу согласились на роль киевского дяди Берлиоза?

- Конечно. Это же Бортко! Я с ним уже работал. Но я в кино особенно не рвусь. Кино - это, знаете ли... такое... такая мука и... удовольствие!
Путин должен знать нас по Питеру

- А вот, скажем, выступления перед очень большими людьми... Чего в этом больше - муки или удовольствия?

- (Улыбаясь.) Это тоже болезненная тема. В отношениях с властями всегда было и то, и другое. Сейчас, что хорошо, можно самому решать: иметь эти самые отношения или не иметь. А раньше выбирать было трудновато. Это была мука.

- А в чем же заключалось удовольствие?

- А удовольствие в том, как с этих концертов слинять! И мы с Витькой были большими мастерами этого дела. Сейчас все намного проще. Даже если позвонит президент, скажет: "Слышь, Рома, тут у нас нужно. В общем, это... приди, пожалуйста, выступи..." - я еще сильно подумаю, идти мне или нет. Если это, скажем, мероприятие за столами или в бане, то точно не пойду, кто бы ни приглашал. Хоть президент, а если нормально, на сцене, то...

- Пойдете?

- Ну, почему сразу "пойдете"? Я же сказал: буду думать.

- Вы так достоверно изобразили, как к вам обращается президент: "Слышь, Рома..." - вы что, знакомы с Путиным?

- Да нет, лично вроде бы не общались. Хотя, я думаю, он нас по Питеру должен знать. Там как-то больше запоминаешь людей, чем в Москве...

- А теперь самая больная наша тема. Сейчас, после августовских терактов и трагедии в Беслане, Россия все больше становится похожа на один большой Израиль...

- О чем вы говорите? Боюсь, России и маленьким Израилем не стать! Потому что там все живут единым духом. А у нас такое было только во время войны с фашистами. А Моссад? Все знают, что это одна из сильнейших спецслужб в мире. У них среди террористов множество своих людей, осведомителей. Поэтому наиболее крупные теракты удается предотвратить. Кто-то, кажется Путин, недавно сказал, что нам нужно учиться у Израиля, как бороться с терроризмом. Самый простой пример. Как была оцеплена школа в Беслане?! Да никак! Рядом с местом трагедии ходили родственники, журналисты. Да в Израиле это место мгновенно было бы окольцовано и никого, кроме спецслужб, и близко не подпустили. А тут - столько жертв. Больно. С другой стороны, я все понимаю: Россия - огромная страна. Ею трудно руководить, ее трудно сдержать, трудно охранять. А главное - во всех своих ошибках Россия снова и снова наступает на одни и те же грабли. Они уже стерлись, эти грабли, а она на них все наступает. Три кита, на которых стоит страна: вранье снизу доверху, пьянство и воровство.

Как там у нас в "Зале ожидания" было: "Нефть продаем, газ продаем..." Как же там? Тьфу ты, недавно ж играл! Вот у Витьки память была замечательная - только глянет на лист и сразу все помнит. Ну, в общем, как-то так: "Что имеем - не храним, потерявши - и хрен с ним!" И всегда так было. Такое впечатление, что только беда может сплотить нашу страну. И то ненадолго. Вот после Беслана пошумели, помитинговали. И что изменилось? Ничего. И что с чеченцами делать? Они ведь не все бандиты. У меня приятель-чеченец - потрясающий врач. А некоторые кричат: всех высылать! Страна обязана пресечь этот фашизм!
О всеобщем настроении сужу по людям в метро

- А вы обратили внимание, что у нас в последнее время появился, точнее, вернулся старый источник всех бед - США? Опять стало модным не любить Америку.

- У меня отношение к ней с детства было другим. Помню, как после войны в Одессу "с дружественным визитом" пришел американский корабль. А мы тогда жили возле порта. Я гонял в футбол с пацанами. И какой-то американский моряк угостил нас плиткой шоколада. Я до сих пор помню и моряка, и вкус того шоколада. С тех пор никакие карикатуры на Трумэна и следующих президентов на меня уже не действовали. Особенно после того, как сам побывал в Америке. У меня есть глаза - я все вижу. Вижу, что это страна, в которой заботятся о людях: о стариках, о больных, о бедных. И взяток не требуют, как у нас. У нас столько лет воспитывали патриотизм, да ничего не вышло. А у них один человек может подойти к другому и совершенно серьезно спросить: "Джон, почему ты так плохо делаешь свою работу?" У нас в лучшем случае ответят: "Да пошел ты!" - они же совершенно серьезно обсуждают, что могут сделать на благо общества. Это и есть гражданское общество. Это и есть патриотизм - и не словесный, а по делу! У нас же по-прежнему многие зомбированы на ненависть к Америке. Почему? Наверно, потому, что они богаче и успешней... Хотя сегодня и по всей земле так: кажется, что мир идет к своей гибели. Накоплено столько оружия, просто страшно. И не столько за себя, сколько за детей, за внуков. Я опять мысленно вернусь в Москву. О всеобщем настроении сужу по людям в метро...

- Вы ездите в метро? У вас что, нет машины?

- Есть, конечно. Но кому нужна эта машина с этими пробками! Так вот, люди в метро в основном хмурые, озабоченные. Не слышно смеха, не слышно шуток, не видно живой реакции. Может, этим настроением и объясняется то, что эти озабоченные люди приходят домой, включают телевизор с плохими программами и ржут до неприличия над какой-то ерундой.

- Ну, если не нравится то, что происходит в мире, и не совсем нравится то, что в стране, то, наверно, нужно искать счастья в семейной жизни?

- Наверно. Мне тут грех жаловаться. Я ни от кого не завишу. У меня замечательная семья. Дочка, сын. О сыне (он младший) я уже говорил. Дочь Лена подарила мне двух внуков. Старшая, Ника, в 6-й класс пошла, умненькая такая - весной от экзаменов освободили. А младший, Ленчик, здоровый такой парнишка. Думаю, спортсменом будет... Летом по традиции ездил с женой, дочкой и внуками к морю...

- В Одессу?

- Ну почему если к морю, так обязательно в Одессу? Это, конечно, святое, но в отпуск мы больше любим круиз вокруг Европы: Греция, Италия, Франция, Испания, Англия... Очень хорошо. Одно обидно - раньше в круиз ходили на своих судах, Черноморского пароходства, а теперь больно смотреть: стоит в Одессе такой огромный шикарный морвокзал - и вокруг ни одного своего судна. Все разворовали, распродали, разрезали. Да-а... А круиз неплохой получился. Правда, я на экскурсии и не ходил почти. Насмотрелся всего этого уже. Получалось так: все мои разойдутся, а я сижу на судне, Хармса зубрю. Или пойду бродить по палубам, найду какого-нибудь морячка, сяду с ним в шахматы играть - вот оно, счастье.

- Ну вот, слава Богу, к концу разговора нащупали здоровую тему.

- Ага, сейчас! Во второй половине круиза по вентиляции какой-то вирус передался. Чихали, кашляли страшно, все им переболели! В общем, и тут болезненная тема...
7 любопытных фактов из жизни актера

1. Свое происхождение Роман Андреевич описывает так: "Моя мама была еврейка-коммунист, а папа еврей-футболист. Папа из настоящей "молдаванской" семьи - родился на Молдаванке. А мама - из интеллигентной семьи: мой дед, ее отец, был кантор Одесской синагоги. Кстати, и мама хорошо пела".

2. В юности Рома, вслед за отцом, баловался футболом, но потом решил сосредоточиться на карьере болельщика. Любимые команды - "Черноморец" (Одесса), "Динамо" (Киев). В России ни к одному из клубов так и не пристрастился, поэтому болеет просто за хороший футбол (с чем порой бывают проблемы). Любимый современный футболист - Андрей Шевченко.

3. В семье Ромы Каца все говорили на идише, а он понимал лишь отдельные слова. Когда нужно было сказать что-то секретное, родители тут же переходили на этот язык. Незадолго до смерти Ильченко актерский дуэт репетировал целый спектакль на идише. И русский Ильченко (изучавший немецкий язык) оказался в идише куда более продвинутым, чем Карцев.

4. В Московское училище циркового и эстрадного искусства Роман Кац поступил с шестой попытки (его сокурсником, кстати, был Евгений Петросян). Но когда вдруг оказалось, что два человека лишние, абитуриент с яркой фамилией Кац стал первым кандидатом на отчисление.

5. В театре у Карцева вкусы сугубо классические. Предпочитает большие, хорошо известные театры, а маленькие, камерные, не любит. Тяга к классике у него с детства, когда он с друзьями лазил в Оперный театр через окошко в женском туалете.

6. Артист Карцев тщательно следит за своей физической формой. Играет в теннис, плавает. В игре - азартен. А в бассейне, наоборот: "Плыву себе спокойно, плыву - тексты повторяю..."

7. По гастрономической части Карцев совсем прост: котлеты, пюре, огурчик. Уважает также рекламируемую Жванецким "картошечку с селедочкой". Из изысков - яичница, жаренная на сале.


24.09.2006

www.peoples.ru

Олег Кудрин
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован