08 апреля 2003
1841

Ключ от богатств междуречья

Шахта "Одиночная", куда нам предстояло спуститься, уникальна своим долгостроем. Краснокаменское рудоуправление начало ее строить еще в 1982 году. В советские времена, когда государство вкладывало средства, особой необходимости форсировать строительство шахты у Краснокаменского рудника не было - было достаточно запасов руды, добываемых открытым способом. Когда же необходимость в шахте появилась, рудник встал перед перспективой снижения объемов производства, в стране наступили такие времена, что всем стало не до строительства.

- Но руководство Краснокаменского рудоуправления с 1991 года за счет собственных средств продолжает строить шахту на месторождении "Одиночное". На поверхности уже построены здания вентиляторно-калориферной установки, котельной, здание подъема. Три блока на первом горизонте практически готовы к отработке. На глубине залегают руды, 50 процентов которых не нуждается в обогащении, а идет в доменную, мартеновскую печь, требующую повышенного содержания железа. Балансовый запас месторождения составляет 68 млн тонн, и этого надолго хватит, - пояснял главный инженер шахты "Одиночная" Ярослав Владимирович Егоров, для наглядности показывая все на карте-схеме.

Когда клеть опустилась до глубины 410 метров, поразила темнота, хлюпанье воды под ногами, штреки, будто по линейке выбитые, аккуратно уложенные рельсы. В штреках посменно работают проходчики. Многое еще обустраивается. Но то, что сделано, потрясает тем, что создано и построено за годы, когда разорялись и разрушались мощные, казалось, заводы, фабрики, производства. В том же Курагинском районе далеко за примером ходить не надо. В поселке Краснокаменске шахту строили, а в соседнем Артемовске - городе золотодобытчиков, наоборот, вынуждены были закрыть фабрику, затопить шахту. Трудно сейчас говорить о перспективах Артемовска, в котором проживает около 17 тысяч человек. И о самом Артемовском руднике, добывавшем в свое время больше тонны золота в год. При этом в рудник никогда не вкладывали ни копейки. Только добывали...

- Наше предприятие находится в ситуации, общей для всей горнодобывающей отрасли, - рассказывал при встрече в рудоуправлении генеральный директор Игорь Николаевич Салманов. - Но даже в условиях рыночной экономики нам удалось выжить, продолжить работу, не снизив численности работников, не прекращая капитального строительства, сохраняя за собой статус градообразующего предприятия.

Банкротство двух крупнейших металлургических заводов - традиционных потребителей нашей продукции, отрицательно повлияло на финансовое состояние рудоуправления. При банкротстве Кузнецкого металлургического комбината было заморожено 42 миллиона рублей, что в нынешних ценах составляет около 240 миллионов рублей. Для рудоуправления это был серьезный удар, но даже в такой ситуации мы понимали - нужно продолжать работать. А так как запасы, добываемые открытым способом, ограниченны, нужно достраивать и вводить новый объект, шахту "Одиночную", проектная мощность одного пускового комплекса которой составляет 700 тысяч тонн руды в год, а также карьер на месторождении "Мульгинское", запасы которого в контуре отработки составляют 17 миллионов тонн, и мост к новому месторождению через реку Кизир.

Но при всем желании руководства и коллектива запустить первую очередь шахту в нынешнем году, чтобы она как можно скорее начала оправдывать вложенные средства, без внешних инвестиций невозможно. Одно время были разговоры о том, что Краснокаменский рудник, как соседний Ирбинский, продали. На самом деле Краснокаменское рудоуправление - единственное из бывших предприятий ГУ "Сибруда", где 43,1 процента акций находится в распоряжении коллектива, а доля государственной собственности составляет 19,5 процента. Здесь, наоборот, настаивают на том, чтобы оставаться частью краевой собственности, потому что прекрасно осознают ключевую роль и значение предприятия в социально-экономическом развитии Курагинского района, в освоении крупнейшей на юге края железорудной базы, а значит, и в жизни края.

Вполне закономерно, что в 2000 году между администрациями Красноярского края и Кемеровской области было заключено межрегиональное соглашение о взаимном сотрудничестве по развитию железорудной базы металлургических комбинатов Кузбасса. Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве было подписано также между Красноярским краем и ООО "Евраз-холдинг", которое держит под контролем многие металлургические заводы. Итогом договоренности руководства рудоуправления с администрацией края стало решение администрации на долевых началах при участии дорожного фонда построить мост через реку Кизир, который дал бы доступ к разработке Мульгинского и других перспективных железорудных месторождений.

К строительству моста приступили в ноябре 2000 года. Когда мы приехали посмотреть на мост, мостостроители работали в две смены по 12 часов в сутки. Были смонтированы три пролета, семь опор. Но проблема заключается в том, что с начала этого года краевой дорожный фонд был упразднен. Возникла непонятная ситуация с финансированием. А достраивать нужно сейчас, срочно, если до паводка не поставить еще один пролет, промедление обернется потерей года.

Цена вопроса по запуску шахты составляет 180 млн рублей, необходимых для приобретения горно-шахтного оборудования. Выход был найден. В рамках краевого закона это оборудование должны приобрести в краевую собственность в счет долга Украины перед Железногорским ГХК. Оборудование получено пока лишь на 72 млн рублей. Украина не дает ответа, когда в край поступят остальные деньги.

Заключение Счетной палаты края по этому поводу не так давно обсуждалось на заседании постоянной комиссии в ЗС, вызвало двоякую реакцию депутатов. Некоторые возмущались: с чего это вдруг оборудование для шахты должно приобретаться за счет тех, кто уже и так стал заложником энергетической политики страны? А кто у нас не заложник? Приехали бы депутаты в поселок Краснокаменск, пообщались бы с людьми, которые уже более десяти лет живут в страхе за будущее. Кто смог, тот уехал. Глава поселка Григорий Захарюта рассказал, что по итогам переписи в Краснокаменске проживает 4800 человек, в то время как по прописке население составляет более 6 тысяч. Квартиры стоят пустыми. Люди уезжают, как правило, лучшие специалисты. Но, как считает Григорий Васильевич, проработавший директором Краснокаменского рудника около 20 лет, многие вернутся в родной поселок и на родное предприятие, как только ситуация изменится. Для этого, в принципе, не так много и надо. По крайней мере, львиная доля проблем уже решена. Шахта построена. Осталось только запустить.

Наталья САНГАДЖИЕВА. Красноярск - Курагинский район - Красноярск.

www.krasrab.com

08.04.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован