Когда говорят о том, что художники должны изучать жизнь, то почему-то чаще всего имеют в виду драматургов и режиссеров, а об актерах даже и не упоминают. Между тем актеру также необходимо знать мысли, характер, быт своих современников, как и всем работающим в искусстве.
Я в этом убедился на собственном опыте.
Самая любимая моя роль - Чап из фильма "Повесть о первой любви". [...] Помню, вначале Чап доставил мне немало хлопот. По характеру он прямо противоположен мне, и я долго не мог почувствовать и понять этот образ. Снова и снова перечитывая сценарий, я вдруг обнаружил удивительное сходство Чапа с моим большим другом детства. И Чапа сразу ожил. Теперь я точно мог передать его походку, манеру разговора, какие-то характерные жесты. Я не просто копировал своего друга. Живой человек помог мне глубже понять авторский замысел. [...] Но иногда создается впечатление, что жизнь проходит своим путем, а кино движется где-то рядом, то приближаясь к жизни, то удаляясь от нее. Ведь действительность неизмеримо сложней и интересней, чем о ней пишут сценаристы. И судьба героев нашего времени разнообразней, чем показывает экран.
Земляникин Владимир // Советский экран. 1961. N 5.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=2127